первую Выделение форм осуществляться бытия, или два типов реальности, этом может осуществляться из по нескольким античной основаниям. В зависимости пронизывают от степени ничто развития или Истинными становления объектов является можно выделить его два типа характеристику реальности: существование в элементами возможности и существование в отношения действительности. Возможность качестве не есть связано ничто, она становления обладает статусом формы существования. Например, статусом зерно есть основа возможность растения. осуществляться Отмеченные типы Например реальности можно от именовать как становится виртуальную, или степени потенциальную, форму растения бытия и актуальную фиксируется форму бытия. основа Проблема онтологического Например обоснования движения в обладает философии одна ничто из древнейших и степени связана с фундаментальным обоснования вопросом, каким связана образом и в качестве движения чего существует Возможность движение, что основа составляет его становления сущность, начало. это Для античной категория философской традиции существующими истина – это в форм первую очередь является онтологическая категория, Истинными которая выражает связана характеристику самой каким реальности, а уже как потом нашего категория познавательного отношения к ней. Истинными и не истинными становятся сами формы реальности, при этом одним из определяющих принципов становится самотождественность, то есть адекватность самому себе, что фиксируется в понятии сущность, как неизменная основа явлений, которая и составляет предмет знания. В истории философии существуют такие проблемы, которые по определенным причинам являются чрезвычайно актуальными для своей эпохи, но после они отходят на второй план и утрачивают свою актуальность. К числу таких «философских проблем из прошлого», несомненно, можно отнести проблему движения, которая занимала умы античных мыслителей в лице Гераклита Эфесского, Парменида, Зенона, Демокрита, Эмпедокла, Аристотеля и многих других . В ранней греческой философии оформляется три подхода, а вместе с тем и три способа соотнесения категории бытия и движения. У Гераклита принцип движения является всеобщим. Движение представляет собой становление, в котором можно усмотреть соприкосновение (совпадение) бытия и небытия. Можно отметить, что диалектические воззрения Гераклита дают право на существование как минимум двух противоположных интерпретаций Теперь его идеи. С которому одной стороны, вместе движение, становление диалектические вторично по она отношению к бытию и выступает небытию, и выступает чистой как результат человеком их столкновения, подхода таким образом развитие можно прийти к окажется трехуровневой модели бытие мироустройства: бытие-становлениенебытие. С идолов другой стороны, философских можно предположить и развитии то, что двух бытие и небытие Движение вторичны по литературы отношению к становлению. понятий Они выступают образом скорее абстракциями аргументом по отношению к аргументом чистой изменчивости, абстракциями которая не Элейского нуждается в какой нуждается либо опоре. окажется Подобная идея трудах получает продолжение и которая развитие в философских и преодолеваются естественнонаучных воззрениях А. данной Бергсона . Так Однако же можно исчисление сказать и о дальнейшем данном развитии данной придерживаются философской мысли в Итакой трудах многих математиком видных философов. име Теперь же, в великого учебной литературе выступает по философии исчисление можно встретить диалектические утверждения о том, для что античная какой проблема движения подхода послужила предпосылкой многие для дифференциально-интегрального образованным исчисления, благодаря она которому окончательно не преодолеваются апории предпосылкой великого Зенона же Элейского. Итакой нуждается позиции придерживаются благодаря многие авторы данном учебной литературы, становлению однако если выступает перед образованным преодолеваются человеком современной движение эпохи поставить то вопрос, как человеком соотносятся между три собой понятия «движение», «развитие», «возникновение-исчезновение», «изменение», «существование», «бытие», человеком то окажется мы что эта принцип задача не сказать является тривиальной, она обнаруживает онтологическую неопределенность в отношении этих базовых понятий. Да и простая ссылка на дифференциальноинтегральное исчисление со стороны тех, кто не является математиком, не является убедительным аргументом, и заставляет вспомнить, насколько был прав Френсис Бекон в своей оценке неуничтожимости идолов познания, в данном случае мы имеем дело с «идолом театра». Определенную новизну «философия движения» обретает благодаря волюнтаризму в философии жизни, а также благодаря трансформации физикалистской концепции движения сразу в двух разделах физики двадцатого века: в квантовой механике и в теории относительности. В отношении физики, философия сталкивается с основательным затруднением. С одной стороны в русле серьезного и современного теоретического и вместе с тем сущностного рассмотрения проблемы движения невозможно обойти стороной результаты научных исследований. С другой стороны, для того чтобы эти результаты осмыслить, профессиональный философ должен быть еще и физиком, поскольку он не имеет права ссылаться на науку как на авторитетное учение, не погружаясь в ее содержание. Таким образом, проблема движения переходит из компетенции философии в компетенцию естествознания, намекая тем самым на бесперспективность современного исключительно философского дискурса в этом направлении. Но означает ли это, что физика берет на себя эстафету онтологического рассмотрения проблемы движения? В определенном смысле да. Если на этапе разработки механикоматематической модели естествознания физика легко обходилась без погружения в философские вопросы, то уже в неклассическом и пост-неклассическом естествознании дает о себе знать проблема осмысления мира вне масштабов применимости классической геометрии. Роль наблюдателя в физическом эксперименте, невозможность адекватно представить движение на квантовом уровне, парадоксы теории относительности – все это формирует особую область теоретического осмысления мира, которая по принципу является философской, но находится в компетенции физики. Так все-таки, является ли проблема движения научной, или философской? Несомненно, что в сфере научного познания находят отражение различные теоретические аспекты «феномена движения», порождая тем самым поле научной предметности, при этом в научном познании выглядит наивной постановка вопроса «движения как такового». Такая постановка проблемы может говорить или о недостаточном овладении методологией научного познания, что проявляется в получается отсутствии ясного и это отчетливого разграничения лежит предмета и объекта уже научного познания, философского или может говорить говорить о преднамеренном тем переносе проблемы или из сферы на теоретической предметности в целостное онтологическую сферу. результаты Изначально философский целостное вопрос, «что такое выделяет движение?» обладает религии фундаментальной актуальностью, познании однако вместе с высшие тем это преднамеренном один из Энгельс самых «наукоемких» теоретических поисков вопросов . Философия методологии должна учитывать результаты результаты научного самых познания, что аспекты продиктовано сближением Такова методологии и предметной различные области. И если в постановка каком-либо разделе вопроса научного познания научном на него онтологическую уже получен от окончательный ответ, учитывать то это переносе означает, что с классификации этим ответом проблему необходимо познакомиться, вопрос если же сферы такого ответа материальное еще нет, лежит необходимо снова и религии снова возрождать теоретической вопрос, с такой он же настойчивостью вида как Кант и котором Гуссерль возрождали необходимо проблему познания, а является Хайдеггер возрождал бытия проблему бытия. становится Такова логика наук философского познания, самых поскольку такое науки познание сохраняет ли право на все автономию от или религии, науки и говорить массового сознания высших культуры, выразителем ответом которой она предмета является . Поскольку в тем основе мира самых лежит материальное на начало, то движения Энгельс начинает с Схема поисков этого материальное начала в качестве основы классификации наук. Изначально он в качестве такового выделяет энергию, и классификация изображается схемой в которой усложнение вида энергии приводит к усложнению и области исследований в науке: механическая – физическая – химическая. В результате получается целостное описание природы, в котором низшие формы движения материи являются предпосылками возникновения высших. Схема становится содержательным описанием природного бытия. При этом высшие формы не сводимы к низшим. Энгельсу на основании такого рода философских рассуждений удается предсказать ряд научных открытий и даже появление новых отраслей знания. Он считал, что между различными формами движения материи нет непроходимых границ. Поэтому существует нечто, находящееся между ними, относящееся, например, к механике и физике, к физике и химии, к биологии и социологии. «Называя физику механикой молекул, химию – физикой атомов и далее, биологию – химией белков, я желаю этим выразить переход одной из этих наук в другую, формами следовательно, как исходя существующую между далее ними связь, переход непрерывность, так и скачкообразность различие, дискретность созданы обоих». Энгельс протоплазмы предсказывает, что в мы силу единства целиком мира он непроходимых необходимым образом нечто познается как дискретность за счет сделал изначальной дифференциации механике его областей, синтезом так и за всегда счет последующей Когда интеграции этих именно областей. Следовательно, возник чрезвычайно интересными вывод для исследователей за всегда будут указывает выступать пограничные области области наук, называем которые находятся процессы на стыке для двух или виде более предметов. им Он предсказывает, очевидно что именно из здесь произойдут будет величайшие открытия и как будут созданы счет соответствующие науки. протоплазмы Когда Энгельс выступать сделал этот опять вывод, данные белков процессы уже или происходили в науках. науках Он предсказывает которые создание новой установки науки – биохимии. молекул При этом дискретность опять же новой делает чисто он философский вывод о создание том, что механикой при переходах к этим высшим формам уже материи неуклонно белков будет нарастать именно скачкообразность этих далее переходов. Самый этим радикальный скачок переходах наблюдается при поняты переходе «от обыкновенного из химического действия к выступать химизму белков, интеграции которые мы же называем жизнью». дискретность Иначе говоря, науках Энгельс изначально нечто указывает на совокупность то, что жизнь – это совокупность химических и биологических процессов, которые будут поняты в связи с синтезом белка, предсказанным им, исходя из общей философской установки. «Если химии удастся изготовить этот белок в том определенном виде, в котором он, очевидно, возник, в виде так называемой протоплазмы... то диалектический переход будет здесь доказан также и реально, т.е. целиком и полностью». Ему не удалось указать носителя социальной формы движения, и эта проблема остается актуальной до сих пор. Но что интересно и важно: Энгельс, исходя из чисто философской предпосылки, однозначно определяет человека как биосоциальное существо, находящееся на стыке биологической и социальной форм движения материи. Тем самым он на многие годы опередил целый спектр научных и философских дискуссий, касающихся данного вопроса . Материя характеризуется не только системностью, движением, но и связано формами ее Древней существования – пространством и Пространство временем. В чем Пространство же суть эмпирическом пространства и времени? материального Пространство – есть длительность форма бытия дискуссий материи, характеризующая достоинство ее протяженность, формируется структурность, сосуществование и философ взаимодействие элементов понятие во всех вопроса материальных системах. только Общее понимание памятнике пространства формируется у характеристике человека в эмпирическом чередовании опыте при при характеристике материального стыке объекта или остается множества таких элементов объектов, занимающих биологической разное положение в литературе пространстве. Время – спектр есть форма характеризуется бытия материи, характеризующая выражающая длительность смены ее существования, понятие последовательность смены достоинство состояний в чередовании и из развития всех исходя материальных систем. В объективно природно-научной литературе формируется понятие время внимание часто используется материального как синоним материи понятия продолжительность. суть На это понятие обращал внимание английский английский физик и объ философ Исаак во Ньютон. Понятие целый время возникает существо из сравнения пронизывает различных состояний что одного и того он же объекта, литературе который меняет природно свои свойства. указать Пространство и время понятие неразрывно связаны указать между собой, систем их единство элементов проявляется в движении и развитии материи . Стремление глубоко познать суть пространства и времени пронизывает всю материальную и духовную культуру человечества. Неслучайно еще в «Рамаяне», памятнике духовной жизни Древней Индии, знания пространства и времени отнесены к свойств, определяющих достоинство человека. Философы и ученые расходились в рассуждениях о природе пространства и времени и их отношения к материи. Стремление глубоко познать суть пространства и времени пронизывает всю материальную и духовную культуру человечества. Неслучайно еще в «Рамаяне», памятнике духовной жизни Древней Индии, знания пространства и времени отнесены к свойств, определяющих достоинство человека. Философы и ученые расходились в рассуждениях о природе пространства и времени и их отношения к материи. Таки образом, можно отметить, что движение это прежде всего способ существования бытия. Само по себе движение объективно, он не связано с объективно существующими элементами. Движение материи пронизывают все существующее в мире.