проблема отчуждения своими истоками уходит вглубь философских размышлений начиная с античности вплоть до настоящего времени. теоретические конструкты отчуждения формируются в новое время у т. гоббса и ж.-ж. руссо позже у г. гегеля и л. фейербаха а в xix веке у к. маркса развившего теорию отчуждения применительно к отдельному человеку. оригинальные идеи прослеживаются в работах русских философов в. с. соловьева и н. а. бердяева. если соловьев способом преодоления отчуждения считал принцип всеединства и соборности то бердяев представляя мир как мир объективации характеризует отчуждение как .отчужденность объекта от субъекта; поглощенность неповторимо-индивидуального личного общим безлично-универсальным; господство необходимости детерминации извне подавление и закрытие свободы сам термин отчуждение от нем. entfremdung англ. alienation пришел в философию из юриспруденции где используется в настоящее время например в значении отчуждения прав в чью-либо пользу. в философии этот термин впервые использован в концепции общественного договора где употреблялся в смысле добровольной передачи гражданами части своих прав в том числе права применять силу правителю который должен был обеспечить безопасность граждан внутри определенных политических границ. этот процесс был разнообразно оценен философами. чаще всего отчуждение рассматривается как способ существования социальных субъектов при котором они перестают ощущать себя хозяевами собственной судьбы. отчуждение это процесс отдаления субъекта от общества лишение результатов его деятельности. в философии отчуждение отождествляется с разъединением дроблением целого на части отдаляющихся друг от друга. в культурологии отчуждение толкуется как жизненное явление как естественный механизм в процессе которого происходит обогащение культуры. созданные автором произведения культуры искусства архитектуры становясь достоянием народа отчуждаются от автора. богословская концепция связывает отчуждение с отчуждением души от тела и тела от души таким образом термин отчуждение имеет широкое понимание не только в философской мысли но и социологии культурологи юриспруденции и даже политологии. особое внимание философы уделяли исследованию отчуждения формирующегося в процессе разделения труда человека. эта проблема актуальна и для современного общества в котором развита частная собственность наблюдается разделение труда а труд утрачивает способность выражать творческие потенции человека. в процессе эксплуатации труд товар отделяется от рабочего утрачивается им и присваивается владельцем средств производства. продукты труда предметы существуют вне зависимости от тех кто их произвёл. по этой причине субъект производящий продукт относится к продукту своей деятельности как к чужому. отчуждение социальных субъектов от продукта их деятельности способствует отчуждению его от других субъектов и от общества отчуждение как состояние личности выражается в противопоставлении себя продукту своей деятельности людям обществу миру и духовным основам своего я. в данном случае отчуждение рассматривается как глубокая личностная проблема индивида. отчуждение человека от общества сопровождается формированием эгоистической и индивидуалистической направленности. отчуждение человека от человека приводит к кризису отношений к разобщённости порождающим утрату взаимных обязательств между людьми. утрата субъектом подлинного я отрывает его от своей сущности приводит к разрушению аутентичности личности к самоотчуждению и аутодеструкции. отчуждение от собственного я сопровождается формированием чувства бессилия выключенности из социальных связей духовной изоляцией формированием представлений о бессмысленности существования ведёт к внутреннему духовному кризису к аутодеструкции к. маркс в хх веке сделал термин отчуждение популярным среди философов предложив собственную его трактовку. он анализировал отчуждение с точки зрения приоритета в обществе экономических отношений. по мнению мыслителя труд рабочего отчуждается от него самого по многим причинам. если отчуждение является производным от внешних обстоятельств то самоотчуждение независимо от общественного разделения труда от характера общественных отношений. самоотчуждение не есть следствие отчуждения. это результат утраты тождественности я невозможности установления общения с другим я это плод идеологически подпитанных искаженных коммуникаций. в центре внимания философов-экзистенциалистов как проблема самоотчуждения так и отчуждения человека от других людей от мира. прежнее субъект-объектное разделение и традиционные философские категории предполагающие это противопоставление заменяются новыми философскими категориями экзистенциалами хайдеггер через которые можно не только ухватить специфичность человеческого существования в мире но и выстроить новую онтологию в которой само бытие преданное забвению вновь позволит человеку выстоять в его просвете. хабермас подчеркивая различие между отчуждением и самоотчуждением делает тему самоотчуждения отдельным объектом исследования. если отчуждение является производным от внешних обстоятельств то самоотчуждение независимо от общественного разделения труда от характера общественных отношений. самоотчуждение не есть следствие отчуждения. это результат утраты тождественности я невозможности установления общения с другим я это плод идеологически подпитанных искаженных коммуникаций субъективные переживания отчужденности скука тревога страх тошнота чувство бессилия заброшенность экзистенциалисты относят к формам проявления отчуждения заданным самой структурой индивидуального сознания. говоря мир это препятствие для меня сартр обозначает невозможность преодоления пропасти лежащей между я и миром. способы бегства от этого противостояния бегство от свободы рассматриваются в индивидуальной человеческой перспективе движения от das man к dasein. погружение в мир повседневности подчинение авторитетам безличным силам неограниченное потребление лишь временное обезболивающее от неизлечимой до конца болезни заброшенности человека в мир человека у которого как известно нет алиби в бытии бахтин детальное рассмотрение феномен отчуждения получил в экзистенциализме в связи с проблемой свободы которую экзистенциалисты понимали как бремя которое человек обязан нести поскольку он личность. особенно отчетливо эта проблема звучит у ж.-п. сартра рассматривающего социальное бытие как сферу отчуждения свободы. средством преодоления отчуждения по мнению ясперса должна быть коммуникация которая представляется как борьба за существование: я не мог стать самим собою не вступив в коммуникацию и не будучи одиноким. человек находит в мире другого человека как единственную действительность с которой он может объединиться в понимании и доверии. на всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе любя находят путь к истине который теряется в изоляции в упрямстве и в своеволии в замкнутом одиночестве таким образом экзистенциалистами человек мыслится как строящий себя проект уникальность которого проявляется в выборе судьбы формы коммуникации и ответственности за свой выбор. идеи экзистенциально-гуманистической психологии развивают наши современники. в частности е. н. осин анализируя отчуждение личности от социума и культуры делает акцент на противопоставлении человеком себя той системе ценностей которая реализуется в конкретном обществе. отчуждение от культуры наступает при условии если он недостаточно овладел культурными ценностями которые расширяют возможность культурного взаимодействия диалога с другими людьми современные исследователи акцентируют внимание на анализе различных видов отчуждения соответствующих сферам человеческой деятельности: нравственное отчуждение а. п. андреев з. р. валеева отчуждение труда в. в. парцвания-чараия психология отчуждения д. м. зиновьева информационное отчуждение а. в. харламов начиная со второй половины xx века в связи с переходом общества в информационную стадию своего развития и доминированием в нем информационных технологий принципиально меняется характер деятельности человека трансформируются способы коммуникативного взаимодействия. е. э. сурова указывает на то что сформировавшаяся глобальная идентификационная модель обладающая высокой динамичностью дает возможность человеку свободно выбирать способы самопрезентации сформировать собственный образ и сохранять тот облик который он сконструировал в. е. черникова отмечает: становление глобального информационно-коммуникативного пространства открывает доступ к сокровищам культуры способствует приобщению людей к произведениям искусства и культурным ценностям не ограничивая их во времени и пространстве информационный взрыв приводит к углублению противоречий между инновационным и традиционным представлениями о моделях жизнедеятельности. в результате по мнению а. в. харламова формируется информационное отчуждение связанное с особенностями информационного воздействия на человека деформацией оценки его роли и места в процессе информационного взаимодействия трансформации коммуникативного процесса в сторону обезличивания коммуницирующих сторон при котором аутентичный характер их взаимоотношений исчезает. итак отчуждение можно понимать в различных контекстах. отчуждение как процесс то есть объективация превращения созданного человеком объекта в некую чуждую ему враждебную порабощающую силу существующую автономно и противостоящую человеку. можно сделать вывод что феномен отчуждения всегда присутствовал в истории человечества. все что человек создавал в своей жизни обретает самостоятельность. необходимо добавить что создание любой вещи или идеи не проходит бесследно. любое творчество необходимо оценивать позитивно и негативно не только с точки зрения его влияния на природные или общественные процессы необходимо также понимать что создаваемый человеком искусственный мир возникает не на пустом месте. подводя итог хочется отметить проблемы отчуждении в современном обществе которые все более проявляются особенно в молодежной среде. анализ проблемы отчуждения выводит нас на обобщение о том что в современном обществе отчуждение становится одним из стержневых факторов общественной жизни. информационное общество используя технологические инновации наделило социального субъекта возможностями для самореализации но при этом и создало условия для новых форм отчуждения которые детерминируют проявления деструкции. чем выше уровень научно-технического прогресса тем чаще результаты человеческой деятельности становятся человеку чуждыми. особенностью отчуждения в современном обществе является то что продуцирует её возникновение активное использование компьютеров и информационно-коммуникативных технологий. так как отчуждение является детерминантой деструктивных проявлений что влечёт за собой различные девиантные и делинквентные проявления возникает вопрос о возможности минимизации отчуждения. в экономической сфере проблема отчуждённого труда может решаться через внедрение новых технологий и гуманизацию производственного процесса. современное общество выдвигает новые требования к созданию новых форм собственности способных минимизировать отчуждение субъектов от продукта своей деятельности. таким образом отчуждение и самоотчуждение индивида это важные философские вопросы которые затрагивают субъективный мир индивида и особенности его восприятия. данная проблема исследовалась как философами древности так и находит свое применение и в современном мире рассматривая отчуждение индивида в процессе глобализации.
Уникальность текста: 92.9
Подсветить все совпадения