Человечество создает виртуальную реальность. Как любой продукт деятельности человека, это затрагивает человека и общество в целом. Более того, виртуальная реальность является далеким медиа и оставляет свой след особым образом. Много иммерсивных виртуальных событий подтверждают, что люди реагируют на них более эмоционально, чем на традиционную информацию. Давайте выясним, как сочувствие и виртуальная реальность взаимосвязаны и каков их потенциал в решении социальных конфликтов. Что такое сочувствие? Сочувствие - возможность понять то, что другой человек чувствует, как результат его опыта. Очень часто это понятие воспринимается, как способность сопереживать человеку или поставить себя на его место. Диапазон проявления сочувствия значительно различается от умеренного эмоционального ответа до полного погружения в мир чувств другого человека. Чтобы лучше понять, что такое сочувствие, давайте обратимся к науке. По словам Терезы Вайзман, преподавателя прикладного исследования в области здравоохранения в лечении рака, которая практически исследует эффект сочувствия, существуют 4 признака сочувствия: первый – способность видеть мир так, как видит его другой человек; второй – умение понять чувства незнакомца; третий – возможность принимать людей с их недостатками, не осуждая и четвертый признак – общаться с людьми так, чтобы они знали, что их чувства понятны. Как у любого другого явления, у сочувствия есть своя темная сторона, в частности, трудность при сдерживании себя, колебание настроения при чувстве одиночества или более сильном опыте чужой боли, чем собственном. Тем не менее, преимущества сочувствия многочисленные, пока минусы –только последствия более глубокой способности чувствовать. Давайте исследуем то, что сочувствие может дать вам. Облегчает социальное взаимодействие. Сочувствие позволяет Вам понимать эмоциональные состояния других более глубоко. В свою очередь это помогает установить ближе социальные контакты с разными людьми. Обеспечивает больше удовольствия. Сочувствующий человек видит всю сложность людей и ситуаций. Более всестороннее восприятие мира увеличивает удовлетворение от жизни. Эмпат (человек с развитым чувством сочувствия) более склонен не скучать и жить полной жизнью. Помогает отличить правду от лжи. Эмпат легко различает верное от ложного. Такого человека очень трудно обмануть, поскольку он чувствует уловку на эмоциональном уровне. Обогащает мыслительный процесс. Как правило, развитая эмпатия – это признак высокого эмоционального интеллекта и большой креативности. Дэниел Големан, американский писатель, психолог, автор более 10 книг по психологии образования и лидерству, считает, что эмоции тесно взаимодействуют с интеллектом. Они принципиально влияют на процесс логического мышления. Кроме того, эмоции обогащают мыслительный процесс, помогая выбирать альтернативные решения. Создает более позитивное отношение к людям и ситуациям. Человека с развитой эмпатией очень сложно обидеть. Он точно чувствует мотивы людей, их намерения и цели. Такой человек дает окружающим право совершать ошибки и прощать легче. Человек с развитой способностью к сопереживанию может воспринимать оскорбления и насмешки не как негативное послание в свой адрес, а как внутриличностные проблемы обидчика. Такое поведение вызывает жалость и сострадание. Увеличивает шансы стать лидером. Ричард Бояцис и Энни Макки в своей книге «Резонансное лидерство: обновление себя и связь с другими через осознанность, надежду и сострадание» посвятили целую главу эмпатии, как одному из ключевых факторов лидерства. Эмпаты больше подходят для руководящих должностей. Благодаря тому, что они видят гораздо больше, чем другие люди, им удается создавать эффективные команды и оставаться гибкими в любых обстоятельствах. Лидеры с развитой эмпатией воплощают свои качества в индивидуальном подходе к каждому сотруднику. Такие менеджеры более позитивно воспринимаются и топ-менеджментом, и подчиненными. Углубляет самоанализ. Чуткие люди способны лучше понимать, что происходит в их душах. Благодаря этому они чувствуют себя счастливее тех, кто лишен этой способности. Также стоит отметить, что эмпатия более характерна для чувствительных людей. Они, как правило, обладают лабильной психикой. Однако, как и любое явление, эмпатия может имеет обратную сторону: чувство одиночества, перепады настроения или сложность контроля эмоций. Тем не менее, преимущества, сопровождающие эмпатию, явно перевешивают ее последствия. Как эмпатия влияет на решение социальных проблем? Есть 3 основных понятия, согласно которым люди помогают другим. Первая называется теорией социального обмена. Согласно ей, человек принимает решение о помощи или бездействии путем сопоставления издержек и выгод. Если выгоды превышают затраты, человек будет более склонен помочь. Следующие два понятия существенно отличаются от предыдущего. C. Дэниел Бэтсон, американский социальный психолог, выдвинул гипотезу эмпатии-альтруизма, которая предполагает, что эмпатия вызывает желание помочь, не ожидая каких-либо преимуществ. Еще одна теория под названием «эмпатия-радость» подразумевает, что главная причина, по которой человек помогает кому-то, - это чувство радости в результате альтруистического поведения. Еще одна вещь, которая кардинально меняет мир и, как ожидается, будет продолжать делать это в долгосрочной перспективе, - это виртуальная реальность. Как виртуальная реальность изменит мир? Виртуальная реальность (далее - VR) дала нам возможность испытать то, о чем раньше можно было только мечтать. Прежде всего, VR позволяет ощутить «эффект присутствия». Одна из нынешних концепций, предложенных Ломбардом и Диттоном, подразумевает, что «присутствие»-это чувство реализма, такое как компьютерная среда, выглядящая, чувствующая или иным образом кажущаяся реальной. Таким образом, VR коррелирует с этим пониманием как ничто другое. Кроме того, технология достигла такого уровня развития, что погружение в другую реальность возможно практически из любой точки мира, не путешествуя на большие расстояния. Кроме того, благодаря тактильной обратной связи и захвата движения, VR меняет процесс обучения. Эти технологии дают возможность погрузиться в любую деятельность быстрее, без особых рисков, и делать это интерактивнее, чем когда-либо прежде. Среди прочего, погружение в виртуальную среду дает возможность испытать уникальные эмоциональные ощущения. Человек и VR: как они создают друг друга? VR - продукт сделанный человеком. Но в какой мере она изменит своего создателя? Влияние на наш мозг. Одно из исследований, посвященных теме VR и эмпатии, было проведено StoryUp VR в сотрудничестве с Инновационным центром и Институтом Нейромедитации (Колумбия, МО, США) и доктором Джеффом Таррантом в 2017 году. Он показывает, как VR влияет на наш мозг. Героем эксперимента стала 68-летняя женщина. Она была погружена в историю о группе людей в Замбии, которые не могли ходить. По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 66,5 миллиона человек во всем мире не имеют доступа к инвалидным коляскам. Фильм «дар мобильности» показывает, как люди, которые долгое время не могли ходить, наконец, получили возможность легко передвигаться с помощью ручных тележек. На протяжении всего эксперимента активность мозга регистрировалась с помощью ЭЭГ. Наблюдалась повышенная когнитивная обработка. Чтобы понять сложные изменения в более глубоких структурах мозга была использована томография. От эмоций к поведению. То, что VR влияет на эмоции и, как следствие, делает наше поведение чутким и социально ответственным, было исследовано в Стэнфорде еще в 2006 году. Речь идет о разнице в отношении к окружающей среде в зависимости от наличия опыта работы ВР. Участники эксперимента были разделены на 2 группы. Люди из первой группы только что прочитали о срубленном дереве. Члены второй группы должны были сделать это лично в виртуальном мире, вырезать по дереву. После этого все участники заявили, что чувствуют ответственность за состояние окружающей среды. Однако, на этом эксперимент не закончился. Один из организаторов, Сунь Чжу Ан, сделал вид, что случайно уронила стакан воды. В этом опыте участники VR использовали на 20% меньше бумаги для очистки воды. VR генерирует эмпатию или просто выводит ее наружу? Барри Поусман, сопродюсер документального фильма ООН “Облака над Сидрой”, считает, что все художественные средства, такие как театр, письмо, фильм могут вызвать сочувствие. Одновременно VR, по его мнению, функционирует, в отличие от вышеупомянутых традиционных медиумов. По его словам, VR представляет собой совершенно иную форму опыта, благодаря своим «изолирующим» свойствам. Эти свойства вместе с умением наблюдать и слушать к части чужой жизни создают сопереживание. Тем не менее, есть определенный скептицизм в отношении того, что VR может генерировать эмпатию или делать это правильно. Итан Шафтель, создатель виртуальной аркады «Феерия», считает, что ВР значительно проигрывает некоторым другим медиа в вызывании эмпатии. «Создание мощной эмпатии, которую кино обычно достигает — от фильмов до реалити-шоу, до рекламных роликов — это то, что текущая техника VR не очень хорошо», — сказал он. Разработчик игр Роберт Янг в своем блоге написал: «Если вы не поверите чьей-то боли, если они не обернут вокруг вас дорогое 360-видео, тогда, возможно, вас не волнует их боль.». Пол Блум, профессор психологии Йельского университета, автор книги «Против эмпатии: дело за рациональное сострадание», также добавляет ложку дегтя. Его аргументы доводятся до нескольких моментов. Во-первых, привлекательность VR. Вот почему многие люди стремятся испытать его. Вторая причина критики VR кроется в сомнительной морали. Он говорит, что люди, в отношении которых мы можем испытывать сочувствие, строго определяются нашим личным опытом, и это могут использовать создатели VR-фильмов, чтобы сделать одино пожертвование. Третий момент заключается в том, что ВР не может быть достаточно захватывающей, чтобы чувствовать себя бездомным или инвалидом. «Ужас из беженцев не про атмосферу в лагере; это больше связано со страхом и тревогой, что бы защитить свою страну и переехать к чужой земле. Вы не можете подключиться к этому чувству, надев шлем на голову», - говорит Пол. Кроме того, такой опыт безопасен, поэтому он превращается в игру, как военная стратегия или квест. И длится он считанные минуты, а жертвы терактов постоянно переживают психологические травмы. Что касается исследований на эту тему, то заключение стэнфордских экспертов следующее. Чтобы вызвать эмпатию, необходимо соответствующим образом настроить виртуальную среду с эффектом присутствия. Тобин Ашер, менеджер Стэнфордской лаборатории, заявляет: «Опыт и контекст имеют значение. Видимо, такие организации, как Международный красный крест и ООН, научились учитывать деликатесы. Например, документальный фильм U.N. first VR, описывающий девушку из Сирии \"Облака над Сидрой\", позволил ЮНИСЕФ собрать 3,8 миллиарда долларов, что в два раза больше, чем планировалось. Генерирует ли VR эмпатию или просто позволяет ей выходить наружу и воплощаться в просоциальном поведении? На этот вопрос необходимо ответить в будущем. VR - это инструмент, все еще экстраординарный, но мощный. На данный момент виртуальная реальность использует более или менее свободно только 2 из 5 основных чувств, зрения и слуха. Вкус, запах и прикосновение также имитируются, но гораздо реже. Некоторые эксперты считают тактильную обратную связь неотъемлемой технологией для обеспечения полного погружения. Кроме того, свобода передвижения в VR по-прежнему ограничена. Развитие захвата движения позволит постепенно раздвигать эти границы. Вполне вероятно, что полное погружение позволит глубже изучить взаимосвязи эмпатии и VR. Когда VR и эмоции встречаются. Одна из первых попыток совместить эмоциональный опыт и VR была предпринята Жаклин Форд Мори и исследователем Майком Гослином в 1992 году. Жаклин - ученый, художник и педагог, работающий в сфере погружения в миры. Статья художников «Виртопия: эмоциональные переживания в виртуальной среде» описывает, как создатели конструировали различные среды, которые давали различный опыт каждому посетителю. Целью проекта было оставить глубокое впечатление с длительным эффектом. В своей работе авторы подчеркивают, что чем больше эмоций испытывает человек во время погружения в VR, тем более реальным он считает данный опыт: «когда человек эмоционально вовлечен в переживание, у него больше шансов сосредоточиться на непосредственных ощущениях и меньше шансов воспринять происходящее через аналитические мыслительные процессы. Чем более эмоционально вовлечен участник, тем больше он «покупается» на виртуальный мир, думая о нем не столько как о конструкте, сколько как о личном опыте». Вывод Подведем итоги взаимосвязи VR, эмпатии и общества. Виртуальная реальность - это продукт, созданный человеком, который на него же и влияет. Существуют различные мнения о том, в какой степени VR может порождать эмпатические чувства. Большинство экспертов сходятся во мнении, что VR может вызывать эмпатию, как и другие традиционные медиа. Бесспорно, когда мы попадаем в VR игру, погружение делает нас более эмоциональными относительно того, что мы испытываем. Исследования нашего мозга подтверждают, что погружаясь в виртуальный мир, мы начинаем сравнивать свой личный опыт с тем, что есть у другого человека. Кроме того, активируются зоны мозга, отвечающие за эмоциональную обработку и эмпатию. И если эмпатия - неотъемлемое качество личности, то иммерсивный виртуальный опыт усиливает ее. Поскольку эмпатия связана не только с нашим восприятием себя, но и с другими людьми, она воздействует на наши социальные взаимодействия. Если человек сочувствует человеку, то, скорее всего, он поможет объекту чувств. В целом, чем чутче человек, тем меньше у него негативных социальных событий. Вместо злости эмпат испытывает жалость и сочувствие. Существуют некоторые психологические подходы и поведенческие исследования, в том числе Стэнфордского, подтверждающие, что эмпатия провоцирует альтруизм и просоциальное поведение. Два названных вида деятельности в значительной степени обеспечивают благосостояние социальных групп на различных уровнях. В свою очередь, действуя альтруистически, человек меняется к лучшему, меняется восприятие себя и получать обратную связь о своих действиях от других людей. Таким образом, VR дает дополнительную ценность как средство формирования человека и общества.