В истории философской мысли мы встречаем два противоположных воззрения на соотношение философии и искусства. Рационалистические направления, сближавшие философию с наукой, ставили философию выше искусства. Наиболее ярко такой взгляд выражен Гегелем. По Гегелю, искусство является стадией развертывания Абсолютного Духа, соответствующей в логическом отношении чувственно-наглядному выражению сущности. Прекрасное понималось им как чувственная видимость идеи. Для искусства характерно обнаружение всеобщности идеи при сохранении индивидуальности содержания и высшей жизненной непосредственности. Гегель усматривал в истории культуры три стадии развития искусства: символическую, когда идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую, когда форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики) и романтическую, когда духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания – религию и философию (европейское искусство со средних веков и далее). На этом уровне начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности. Философия является высшей формой самопознания Духа, поскольку в философии сущность его раскрывается в адекватной для себя форме понятия. Эстетика романтизма (расцвет конец XVIII–начало XIX века) явилась своеобразной реакцией на рационализм Просвещения. Его главные теоретики, Шлегель, Шеллинг, Новалис, Шлейермахер и др. осмысливали саму природу как становящееся символическое произведение искусства. Романтики стирали грани между жизнью, философией, религией, искусством. По Шеллингу, Универсум образован в Боге как вечная красота и абсолютное произведение искусства, поэтому в рукотворном искусстве истина являет себя в более полном виде, чем в философии. В искусстве, в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, духовной интуиции, наиболее полно и целостно выражаются сокровенные основы бытия. Искусство является фундаментом и религии, и философии, и всех наук. Шлейермахер утверждал, что эстетический опыт романтизма – это новый религиозный опыт, на основе которого должно осуществиться единение души с Универсумом. Таким образом, романтики, подчеркнув приоритет нерациональных, иррациональных способов познания и отношения человека к действительности, считали, что именно искусство имеет преимущества перед наукообразной философией. ХIХ и ХХ век изменили сам образ философии. Выдающаяся роль в этом принадлежит таким направлениям как философия жизни и экзистенциализм. Ницше провозгласил наступление «эстетического века», когда существование мира может быть оправдано только из эстетических оснований. «Смерть Бога», развенчание традиционных ценностей культуры, разоблачение основных постулатов морали, невозможность рационального обоснования бытия с точки зрения универсальных божественных законов, приводят к тому, что только глобальное эстетическое мироощущение способно сохранить позитивность и жизненность. Философия у Ницше предстает не в виде научных трактатов, а в форме игры и провокации, метафорической, афористичной, скорее как «танец», чем как рациональное размышление. Н. Бердяев, один из основателей экзистенциальной философии, писал в своей книге «Смысл творчества», что философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть научной, что философия – это искусство, которое принципиально отлично от поэзии, музыки или живописи и является искусством познания. С искусством философию роднит то, что она является творчеством и стихией свободы, а не подчинением «мировой данности», что философия, как и искусство, предполагает одаренность и связана с личностью творца. Изменение образа философии и способов философствования в ХХ веке, сближение философии с искусством, возрастание синкретизма культуры сделали задачу различения и сравнения философии и искусства весьма сложной. С точки зрения эстетики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийар, Ж. Лакан, Ф. Гваттари и др.) искусство находится в одном ряду с другими феноменами культуры. Весь универсум культуры рассматривается как игровой калейдоскоп текстов, смыслов, символов, симулякров. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического. Все наличествует во всем в зависимости от установки реципиента или исследователя. Позиция постмодернизма является сознательно эклектической и релятивистской, утверждается принцип методологического сомнения по отношению ко всем позитивным истинам. В системе интертекстов и смысловых лабиринтов исчезает какая-либо специфика, в том числе и специфика искусства. Синкретизм постклассической культуры действительно ставит сложности на пути различения философии и искусства. Рефлексия и теоретизирование проникает в искусство (концептуализм), а «художественность» – в философию, узаконив афоризм, метафору, нарратив как основные приемы философствования. Художественная литература становится испытательным полигоном для философских гипотез и выводов, а литературоведение превращается в своеобразный способ современного философствования. Во всяком случае, сходство их оказывается более глубоким, чем различия. С точки зрения религиозной мысли синкретизм культуры, взаимопроникновение различных ее областей друг в друга укоренен в единстве воли, чувств и разума, обретаемом в вере, коренится в единстве человеческой личности. Однако такое единство культуры не является релятивистской неопределенностью и смешением. Крупнейшие религиозные философы и богословы ХХ века обратили свое внимание на сферу искусства. В православном мире это о. П. Флоренский и о. С. Булгаков, Н. Бердяев и др. В католическом мире видное место занимает неотомизм. Его главные представители (Э. Жильсон, Ж. Маритен), модернизируют принципы эстетики романтизма и интуитивизма. Если все таки разграничить сходства и различия искусства и такой науки как философия, делая акцент, что это культурные формы, то можно говорить об условных противопоставлений и сходств. Стоит заметить для критиков, что в эссе не указываются категорически разграничительные линии. В большей части это относиться к современной культуре. Ну что же, начнем, если задать вопрос людям на улицах: «Что общего между искусством и философией?», то единицы могут дать внятный ответ. Во-первых, стоит сразу отметить это экзистенциальную роль философии и искусства, которое воплощает в себя выход за пределы объективной реальности, воспринимаемого предметного мира обыденности. Стоит заметить, что к экзистенциальной роли можно отнести отражение в философии и искусстве вопроса о смысле жизни. Во-вторых, философия и искусство напрямую связаны с жизнью и существованием человека, например с социальностью, общественностью и публичностью. Философия и искусство они делают культуру живой, давая и сохраняя в ней сознательные состояния. Без данного «живого» состояния культура ни кого бы не привлекала и была бы заточена просто в памятники, которые считали бы имитацией культуры и пользовались ими только в солнечный день, чтобы спрятаться от лучей солнца. В-третьих, что искусство, что и философия значимость и жизненность той самой особенности и индивидуальности, а всеобщие науки говорят и пишут абстрактно об общезначимом. Наука формирует общие понятия их индивидуальных случаев. А философия и наука действуют сообща, они доносят понимание на одном примере, но это достигается из-за художественного образа и идентичности. Данный факт одного примера очень связывает и философию и искусство. В четвертых ни философия, ни искусство не могут отойти от своего творца, приобрести свое личное существование. Как художественные произведения, также и философские связаны невидимой нитью со своим автором и не могут от него отделиться ни как. В-пятых, философия и искусство связаны между собой историческими фактами бытия. Это, к примеру, вопросы, которые обсуждаются в данный момент времени. Как в культурных, так и в философских произведениях автор остается в живых, автор задает через много времени людям вопросы, на которые они могут ответить сейчас. Если читатель будет изучать философские и художественные тексты, то это не просто прочитать и усвоить готовую точку зрения, это всегда мышление и роль сотворчества с автором. В-шестых, философия и искусство роднит и само творчество авторов, так как чтобы написать картину или грамотно изложить философскую мысль нужно вдохновение, спонтанность идеи, немалую роль играет интуиция в этом случае. Седьмое последнее, на мой взгляд, сходство философии и искусства заключается в естественном языке. Если проанализировать художественный текст, то можно утверждать, что каждое художественное произведение единственное и незаменимое. Каждое слово в нем лаконично и словно мед. Читатель «пьет» этот мед со страниц книги и не может оторваться. Читатель с удовольствием анализирует идею текста и вихрь событий описанных в художественном тексте завлекает читателя все дальше и дальше в душу автора, в его чувства и в эмоции. Но и философские мысли нельзя заменить в книгах и учебниках. В философских и художественных произведениях требуется пройти свой собственный путь и понять душу автора. Именно естественный язык вовлекает читателя, именно он имея смысловую многозначность заставляет читателя стать участником творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Автор ни когда до конца не понимает, что он может донести до читателя тем или иным высказыванием. Но у философии и искусства есть несколько важных различий, которые отдаляют эти две науки друг от друга на большое расстояние. В искусстве часто говориться языком образов о невообразимом, а в философии рассказывается на языке рассуждение о недосказанном. Философия саморефлексивна – обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество – спонтанно. Художник – медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. Но если подвести итог всего вышесказанного, так зачем люди пишут художественные произведения, философские мысли, картины? Что движет этими людьми и для чего? Все таки каждый человек это творческая личность. Некоторые люди поют, некоторые превосходно рисуют, кто-то мастерски готовит, а кто то посвящает себя письму. Писатели, неординарные люди. Писательству можно научиться, но это будет шаблонный текст, который не будет восхищать. Писатель в каждом своем произведении пишет, отражает частичку себя. Ведь порой, бывает трудно сосредоточится на работе и у вас может ни чего не получится, пока вас не посетит муза. Да, для любого творческого человека вдохновение, та самая муза, очень важна. Когда у человека, будь он писатель, актер, певец, повар есть муза, он творит с воодушевлением, с некой эйфорией от своего дела.