Мировоззрение является почти для каждого человека немаловажным, ключевым предметом в этом мире, потому что в зависимости от того как мы относимся к этому миру, как мы воспринимаем этот мир, вытекают очень многое в нашем поведении, в нашем отношении, в нашем сознание этого мира. Я считаю, что мировоззрение как раз -таки и есть, та собственно-оригинальная, специфичная проблема, которой занимается философия. Философия исследует, анализирует, изучает отношение человека к миру. Она ни просто изучает связку мира или же ни просто человека в отрыве от мира, от культуры, от цивилизации, нет, философия исследует именно взаимосвязь, взаимоотношение и проникновение мира в человека. «Мир сам по себе является неразумным, бессмысленным и абсурдным» -говорил Альбер Камю. Появляется желание наделить этот мир антропоморфными чертами, то есть сделать его человеческим, сделать его узнаваемым. Вне рационального, целостного мировоззрения невозможно представить себе развитую уже личность. К слову сказать, недавно я прочитала очень интересную книгу советского философа, и он в своей книге раскрывал проблему, что у современному человеку, как это непечально, мышление так такого не нужно, мы не пользуемся мышлением в современном мире. Сначала мне показалась его проблема парадоксальной и непонятной, так как его слова не встраиваются в наш привычный мир, в наше мышление, потому что оно совершенно не подходило к нашему представлению, что есть «Я», что есть наше собственное мышление. Но если порассуждать и подумать над этими словами, то вскоре можно будет найти какое-то рациональное и здравое объяснение этому. По крайне мере, я его нашла для себя, ведь действительно современный человек живет в стабильном мире, в очень комфортном мире, подавляющий, в большинстве и мы можем увидеть тогда, что жизнь у современного человека вполне стабильна, то есть у нас нет ежедневных ядерных войн, ядерной зимы, у нас светит одно и то же солнце, всегда восходит на востоке и садится на западе. В общем-то у современных людей, каждый день из их жизни похож на предыдущий день и это считается очень привычной, и удобной ситуацией. Более того за нас уже о многом подумали ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что покупать из одежды, что нам читать и какие ток-шоу смотреть, какие журналы покупать, какой идеал мужчин и женщин, друга и ребенка заложить нам в голову. Вот именно такие ситуации дают понять, что общество живет в каком-то постоянстве и со временем мы привыкаем к этому состоянию. Но как сегодня ученые или те же самые психологи определяют, что мышление человека - это способность решать одни логические задачи, потом создавать другие, ставить вопросы, которые не были еще ими поставлены, умение находить выход в сложных, противоречивых ситуациях, основываясь при этом на рациональное понятие в своей жизни. Если проанализировать наше бытие повседневное, то мы скажем, что нам трудно, что нам тяжело участвовать в таком роде процесса, то есть нам трудно решать наши же логические задачи, которые мы поставили сами же для себя. Многим из нас намного легче и проще просто закрыть глаза на некоторые проблемы, сказать, что все «будет хорошо», что нужно просто подождать, что лично я в этом не виноват, то есть найти тысячу причин чтобы себя пожалеть, а не встать и не найти выход из какой-либо ситуации. Как раз- таки это все вытекает из нашего мировоззрения. Мы говорим с вами, что мысли материальны, и большинство людей в это верят, так же как и я. Но ни в том смысле, что сейчас я щелкну пальцами и допустим, что за окном появится машина моей мечты или же окажусь в шикарном дворце, нет, я совсем ни про это. А про то, что в зависимости от того, как мы думаем, о чем мы думаем, о каких именно вещах мы больше всего думаем, и выстраивается эта самая наша жизнь. Наиболее популярным определением слова «мировоззрение» звучит следующим образом: «Мировоззрение-это совокупность общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях, и о способах превращения этих возможностей в действительность». То есть это является нашим осознанием в данной ситуации. Пример этому можно привести такой: два человека абсолютно с разным мировоззрением, и один из них говорит, что «я бы мог это сделать, но ни сейчас, а как-нибудь потом», а другой человек говорит «я это сейчас же сделаю», то есть люди по-разному относятся к своим возможностям, по-разному обращаем их в действительность. Мы все имеем разное совокупное представление, что такое хорошо и что такое плохо. Философия получила эти названия «о сущем» и «о должном», то есть о том, что есть и о том, что должно быть. В этом смысле, мировоззрение как специфика философии играет огромную роль, в связи с этим, и философия играет важную роль в современном мире, так как она помогает человеку формировать свой оригинальный и настоящий взгляд на эту жизнь. Вообще само понятие «мировоззрение», которое мы используем сейчас в привычном для нас обществе, впервые использовал и употребил представитель немецкой классической философии Фридрих Шеллинг и именно он впервые сказал о такой веще как «взгляд на мир». Он говорил, что этим взглядом обладает абсолютно каждый человек. Мировоззрение включает в себя несколько компонентов такие как: мироощущения, мировосприятия, сам уровень мировоззрения, принятие мира и его понимание. Начнем с мироощущения-это первичное пребывание человека в этом мире, его комфортность или не комфортность нахождения в этом мире. Сегодня говорят, что даже новорожденные дети, которые по сути не являются в полном смысле личностью, которые еще так скажем не социализированы, но при этом у них уже есть первичный мировоззренческий уровень. Пример этому можно привести, что когда малыш спит в «позе полного принятия мира», то есть разбросав свои ручки и ножки во все стороны, это понимается как абсолютная безопасность для ребенка, то есть ему комфортно уже в этом мире. А есть и другие малыши, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители, и если за ними понаблюдать, то можно заметить, что они не кричат так, как это делают малыши у кого полноценная семья. Этому есть простое объяснение, они не кричат, потому что понимают, что им кричать бесполезно, что к ним подойдут в строго определённые часы. И тратить свои силы они предпочитают для сохранения себя, потому что уже понимают, что они одни в этом мире, и что только самого себя придется защищать. Этот уровень подходит для чувствия нашего эмоционального состояния, нашего настроения, нашего переживания. То есть, если на улице тепло, светит солнце, то и настроение у нас такое же теплое, а если на улице сыро, облачно, то большинство людей ходят агрессивными в такие моменты, и раздражительными. Второй компонент-это мировосприятие. Это более целостное представление о мире, о себе, о других людях, о своих взаимоотношениях. Этот компонент относится к уровню рассудка, уровню здравого смысла, а также это уровень формирования элементарных связей между собой и непосредственно другими людьми. Третий компонент-это уровень мировоззрения. Я уже писала, что он в совокупности представляет собой понимание о себе, о своем месте в этом мире. Компонент мировоззрения включает в себя четыре элемента: - познавательный аспект, это все практические, элементарные, то есть все житейские знания, которые приобретает человек в течение всей своей жизни. Как правило, этот компонент складывается с географической стороны, то есть где мы родились, где мы живем, также с исторической- в какой эпохе мы находимся. Еще один элемент - это эмоциональный фон. Сюда можно отнести темперамент, нервную систему, особенности в той среде, которой мы растем, а также характер. Другой элемент включает в себя нормы и ценности. Это те, нормы которые вырабатывает каждый человек на протяжении всей своей жизни. Сюда можно отнести религиозные нормы, социальные, ценностные. Здесь все зависит от страны, от эпохи, и даже от пола, которые закладываются чуть ли ни с появления на свет. Тому пример, что в семье, где разнополые дети, их воспитывают по-разному и это очень влияет на мировоззрение ребенка в целом. И последний элемент – это практика. Ведь мировоззрение без самой практики невозможно. Карл Маркс говорил, что «практика – это критерий к истине». То есть у нас у всех могут быть какие угодно взгляды на мир, представление о мире, но, до тех пор, пока мы не попробуем реализовать и притворить их в жизнь, говорить о каком-то успехе будет бессмысленно. Причиной этому является то, что если мы реализуем свои собственные модели поведения в окружении, то тогда можно только будет считать, что мировоззрение у нас находится на высшем уровне. Но, если же наше мировоззрение находится на низком уровне, то человек не сможет добиться ни успеха в строении отношений, ни в перспективе своего развития и роста. Это говорит о том, что наши какие- то элементы мировоззрения не справляются с нашими ожиданиями, с теми требованиями, которое выдвигает наше общество. Четвертый компонент-это компонент понимание мира. Понимание мира -это уже совокупность понятий, система абстрактных понятий, а также система взаимосвязи, которая существует в психике каждого человека. И если, мировоззрение может существовать и без языковых средств, то есть у нас есть внутреннее отношение к чему-то, и мы можем не высказывать его вслух, то понимание мира же не может быть без языкового аналога, то есть невозможно, то есть невозможно какие-то для себя вещи объяснить, без того чтобы их не проговаривать. Выделяется 2 вида мировоззрения: обыденное и научное. У обыденного мировоззрения, как правило, присутствует стихийный характер, то есть человек не прикладывает особо сильного сознательного усилия к его формированию. Оно обусловлено девизом «здесь и сейчас». Для обыденного мировоззрения характерна, так называемая, методологическая всеядность-это подверженность к чужому мнению, так же это умение впитывать разные взгляды. Этот вид основан в большей степени на оценках, на суждениях, то есть проще говоря, это означает, что «это мое, это мой взгляд на мир» Научное мировоззрение характеризуется как логическая непротиворечивость. Но хочу отметить, что даже название такого мировоззрения является достаточно условным и человек, который не имеет никакого отношения к науке может обладать им. И, наоборот, какой – то известный ученый необязательно должен обладать таким мировоззрением. Сплошь и рядом, в науке ученые демонстрируют отсутствие научного рационального отношения к этому миру. Логическая непротиворечивость - это наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, на все события которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие – то поступки. Оно объясняет какие – то сложные, запутанные ситуации, которые укладываются в его систему. Сюда же относятся система нашего сознания, его структурность, умение добиваться, и если у человека такая система мировоззрения, то он практически не поддается чужому мнению, ему невозможно что-либо навязать. Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним. Мировоззрение делится на 3 типа, которые занимают, как правило, значительное место в истории человечества. К первому типу относится самый ранний и основный, который возникает раньше всего в мировоззрение человека, и это – мифологический. Возродился этот тип в области мифологии. Мифология нужна, чтобы зародилось желание объяснить наш этот мир. Но тут же может возникнуть вопрос для чего его объяснять? А для того, чтобы сделать его понятным, чтобы перестать его бояться, чтобы человек научился в этом мире чувствовать себя уверенно и легко. То есть люди объясняют мир соотнося его непосредственно с собой. Я понимаю этот тип как человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, считается несвободным, точно также, как и человек примитивный, первобытный, который также был несвободен в этой эпохе. То есть, с одной стороны он был зависим от всех событий, которые происходили вокруг него, а с другой стороны это полная зависимость от своих собственных соплеменников. Это значит, что ты не имеешь право иметь свое собственное мнение. Считается это, на самом деле, большой роскошью, которая в итоге может нанести тебе огромный ущерб, начиная от изгнания из племени и заканчивая смертью. Второй тип мировоззрения – это уровень религиозного мировоззрения. Как правило, зарождение религии связывается с формированием и развитием мировоззрения человека. Можно сказать, что религия даже более прогрессивнее нежели мифология. По мне так, человек религиозного мировоззрения более свободен, чем человек мировоззрения мифологического. В религии, особенно это ярко выражается в христианстве, есть такое понятие как «свобода воли», то есть, да, бог управляет нашей жизнью, отвечает за нее, но своей судьбой мы управляем сами и отвечаем за нее только мы. Я хочу отметить, что религиозное мировоззрение по сравнению с мифологическим немного по-другому понимается такая «фигура бога или божества». Дело в том, что в мифологии – боги это естественные, телесные существа, которые можно наблюдать, с которыми можно общаться. В пример можно взять Древнюю Грецию, то там знаменитый Гомеровский Одиссея мог обмануть и бога, и заключить какую – то сделку с божествами, а также разговаривать с богинями. А если взять богов в религии, то они предстоят перед нами как что – то сверхъестественное и вне телесные существа, то есть его невозможно увидеть, невозможно общаться с ним непосредственно, а только через молитвы можно это делать. И третий тип является более поздним в развитии мировоззрения – это мировоззрение философское. Этот тип характеризуется как наличие свободной, критической оценки себя или другого человека, мира, общества в целом, места в этом мире. Считается одно из самых прогрессивных мировоззрений. Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты, то есть не поддаваясь эмоциям, к чувственному сознанию себя в этом мире. Здесь преобладает мышление человека и его интеллект. Одной из самых главных характеристик философского мировоззрения является выработка своего собственного взгляда. Таким мировоззрением может обладать абсолютно любой человек. Почему люди не могут принять реальность своего взгляда на этот мир такой какой он есть? Думая, над этим вопросом я пришла к выводу, что ситуация обстоит в этом плане несколько иначе. Они и так принимают реальность такой какая она есть, просто они принимают лишь тот кусок реальности, который им нравится. И так делает большее количество людей в этом мире. То есть дело ни в том, чей взгляд на мир лучше или же шире, а в том, что человек получает то, что он хочет. По сути, мы выбираем себе мировоззрение и получаем плоды соответствующие этому нашему мировоззрению. Ни бывает мировоззрения плохого или хорошего, правильного или неправильного, бывает мировоззрение эффективное и не очень, так скажем. То есть, мы всегда хотим существовать в зоне комфорта, мы рисуем определенную картину мира, мы живем в ней и получаем определенный результат. И если нас он устраивает, то мы не будем эту картину менять, зачем выходить из зоны комфорта. Система ставит нам определенный забор мировоззрения, такая некая тюрьма для нашего сознания ума, для нашего восприятия. Мир, по сути, безграничен, а нам очертили его границу, за которой нам не стоит выходить. Нас убеждают, что именно такое мировоззрение самое эффективное и подобающее для нас, что будь другое мировоззрение, то оно принесло бы нам лишь одни страдания. В итоге, получается, что человек создает внутри себя фильтр, который воспринимает информацию ни такой какая она есть. Сознательно мы уже отсекаем вещи, которые существуют в реальности, но мы же говорим, что нет этого нету, что не может быть такого, потому что мне так сказали. На самом деле, утверждать есть что – то или нет можно только в одном случае, когда ты познал абсолютно все на свете, когда твое сознание сумело охватить всю реальность, ну а такого не может быть в природе, то только тогда человек сможет утверждать с точностью чего нет. И то, это ни факт, потому что сможет ли человек утверждать, что это действительно та реальная граница, а не очередной мировоззренческий шаблон. Из этого получается, что мы можем говорить только о тех вещах, которые мы поняли и то, возможно наш ракурс зрения может быть и неполный, так как мы можем не заметить более высокие уровни восприятия, которые смогут перевернуть это картину просто с ног до головы. Напрямую невозможно изменить мировоззрение другого человека. Единственный способ -это сделать, захотеть, что – либо сделать, что лежит за пределами мировоззрения. Иными словами, если человек существует в зоне комфорта и получает все что хочет, то ему нет смысла меняться, менять свое мировоззрение. И те, люди которые верят и живут средствам массовой информации, и считают, что это их жизнь является верхом совершенства поэтому, то у них низкий уровень мировоззрения. Мировоззрение – это своего рода инструмент нашего ума, то есть не нужно рассматривать мир как некую устоявшеюся картину. И вопросы такие как «есть ли у вас мировоззрение?» может вызвать гнев у человека, так как этот вопрос сопоставим с вопросом «есть ли у вас личность? есть ли у вас эта самая картина мира»? И другой вопрос, который возникает «создаете ли вы свое мировоззрение, работаете ли вы с ним»? но оно может вызвать непонимание у него. Своя картина мира складывается у человека, благодаря, примеру родителей, воспитанию, или даже благодаря влиянию книг, которые человек читал или читает. В свою очередь, мировоззрение человека меняется постепенно с момента его рождения и до сегодняшнего момента. Нужно его использовать ни как «тюрьму своего взгляда на этот мир», а как инструмент. Нужно все время себя говорить, что у меня есть цель, и я хочу ее достичь, и для этого я буду использовать свое мировоззрение! Но чаще всего все равно могут возникнуть проблемы у людей, у которых на подсознательном уровне вшито в голову такие «проблемы» как: оценки, убеждение, страхи, сомнения и ожидания. Разберем по порядку, начнем с оценок- они могут мешать человеку приходу радости в его жизнь. То есть, до тех пор, пока мы оцениваем хорошо или плохо, человек в это время делит мир пополам. Теперь убеждения-человек убеждает себя, что мир плохой, если он обжегся один раз. Страхи – это уже автоматическое недоверие к внешнему миру. Сомнения – человек задает один и тот же вопрос «а вдруг не получится?». И ожидания – серьезная вещь, которая ставит некоторый блок внутри человека и мешает ему приходу в его жизнь то, что хочет человек. Как же это все изменить? Как убрать все свои страхи и недоверие к миру? Прежде всего, нужно отслеживать все свои проблемы. Как только будет проявляться все то, что выше было сказано ранее, нужно сразу искоренять их. И через некоторое время жизнь начнет преображаться. Но, к сожалению, это ни самый быстрый способ, ни самый кардинальный, и он будет лишь работать время от времени. Объяснение этому то, что процесс изменения мировоззрения является довольно сложным и длительным. Этим, я хочу сказать, что если, убирать эти все убеждения, установки и оценочные суждения, то мир будет становится лучше для человека. Он начнет по - другому на него смотреть. Сразу могут улучшаться отношения с родными людьми, может психологическое здоровье даже улучшится, может бизнес пойти в гору.