xiv век в истории руси один из самых противоречивых куликовская битва 1380 год. русские полки во главе с великим князем дмитрием донским одержали победу в битве с монголо- татарами на куликовом поле. это было началом освобождения от монголо-татарского ига. впервые русским войскам удалось одержать победу не на отдельными отрядами а над главными силами орды. эта победа восстановила в народе веру в свои силы. она доказала также всем русским людям что единственным способом избавления от ненавистного владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. эта эпоха великих перемен в сознании народа породивших творческое открытие. для истории искусств это век знаменателен личностью художника-иконописца андрея рублева. необходимо учесть что данные о личности этого гениального творца нам известны из немногочисленных и скудных источников. историки до сих пор по крупицам собирают данные о том сколько в точности прожил этот художник в тяжелый период жизни были созданы произведения составляющие образ в целом. но вплоть до xvii в изобразительном традиционном искусстве существует запрет на подпись собственных произведений на с оставление биографии художника. это объясняет не только формальными правилами канона но и самой философией древнего изобразительного искусства христианской традиции. канон в искусстве развивался в определенной исторической обстановке. в первые века существования христианства а также после его официального принятия в византии велась острая полемика между различными богословскими взглядами одни из которых впоследствии оформились в единую догму а другие были признаны еретическими что зафиксировано в решениях вселенских и поместных соборов. важнейшими религиозными канонами являются собрание священных текстов новый завет а также символ веры. 27 книг нового завета были признаны каноническими в vii в. на трулльском соборе хотя четыре евангелия были созданы предположительно в последней четверти в. н. э. символ веры краткое изложение догмы был принят в іv в. первый вселенский собор в 325 г. и второй вселенский собор в 381 г. на формирование канонического искусства оказали влияние ветхозаветный запрет на изображение бога и статус христиан в римской империи. непостижимость бога стала основной для заповеди запрещающей изображать бога исх. 20 40 трансцендентность бога превосходит человеческое понимание: человек не может увидеть бога и остаться в живых исх. 33.20 моисей общавшийся с сущим непосредственно слышал: ты увидишь меня сзади а лице мое не будет видно исх. 33.23 евангелист иоанн писал: бога не видел никто никогда ин. 1.18а однако согласно словам христа суббота для человека а не человек для субботы мр. 2:27 а также словам апостола петра на иерусалимском соборе 47 48 гг. не требовать от язычников соблюдать закон моисея желая возложить на выи учеников иго которого не могли понести ни отцы наши ни мы де 15:10 запрет на изображение в раннехристианских общинах был снят [34 с. 21]. художник-лишь рука которой ведет бог. вдохновение имеет исключительно божественное происхождение не о какой персонализации искусства речи идти не может. создается искусство во имя бога и ради народа. художник не стремится не в коем случае оставить свой след в истории он лишь исполняет божественное служение даже перед народом как монах инакомыслящий. сложилось так что главное произведение андрея рублева троица в истории выглядит во- первых как предзнаменование вечной победы над татаро-монголами и освобождения от татаро-монгольского нашествия. своеобразной иллюстрацией перелома в сознание народа служит идея феофана грека. феофа́н грек около 1340 около 1410 великий русский и византийский иконописец миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. феофан мыслит фигуру трехмерно пластически. он отчетливо представляет себе как располагается тело в пространстве поэтому несмотря на условный фон его фигуры кажутся окруженными пространством живущими в нем. большое значение ф-н придавал передаче в живописи объема. его способ моделировки эффектен хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. в искусстве ф-на всегда незримо присутствует чудо. феофан грек был одним из византийских мастеров. до приезда в новгород художник расписал свыше 40 каменных церквей. он работал в константинополе халкидоне галате каффе. обладая огромным живописным талантом феофан писал фигуры широкими мазками. поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые голубовато-серые и красные блики. первые работы феофана грека на руси выполнены им в новгороде. это фрески собора спаса преображения среди которых погрудное изображение спаса вседержателя в центральном куполе. главное в росписи возвеличивании аскетического подвига ожидание апокалипсиса. грек работал позже в нижнем новгороде участвуя в создании иконостасов и фресок в спасском соборе которые не сохранились до нашего времени. впервые феофан грек упоминается в москве в 1395 году. с мастерской феофана связано изготовление двусторонней иконы богоматерь донская на обратной стороне которой изображено успение богородицы. в успении изображено то что обычно изображается в иконах на этот сюжет. у погребального ложа марии стоят апостолы не похожие на строгих греческих мужей. они сгрудились у ложа без всякого порядка. не совместная просветленная скорбь а личное чувство каждого смятение удивление отчаяние горестное размышление о смерти читается на их простых лицах. многие словно бы не в состоянии смотреть на мертвую марию. над одром марии над фигурами апостолов и святителей высится сияющий золотом христос с душой богоматери в руках. апостолы не видят христа его мандорла это уже сфера чудесного недоступного человеческому взгляду. резкое звучание красок успения как бы раскрывает крайнюю степень душевного напряжения в котором пребывает апостолы. вуспении феофана есть деталь которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. эта свеча горящая у ложа богоматери. помещенная в самом центре на одной оси с фигурой христа и херувимом свеча в иконе феофана кажется исполненной особого смысла. по апокрифическому преданию мария зажгла ее перед тем как узнала от ангела о своей смерти. свеча догорает это значит что кончается время земного прощания с марией. через несколько мгновений исчезнет сияющий христос его мандорла скрепленная как замковым камнем огненным херувимом. в мировом искусстве немного произведений которые с такой силой давали бы ощутить движение быстротечность времени равнодушного к тому что оно отсчитывает неумолимо ведущего все к концу. в спасо-преображенском соборе переяславля-залесского феофан расписал церковь архистратига михаила в 1399 году а в 1405 году благовещенский собор вместе с андреем рублевым. иконостас благовещенский древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов. богоматерь донская которая по мнению историков была своеобразным источником вдохновения и воодушевления всего народа для андрея рублева-великим светочем в искусстве отправной точкой в творчестве. итак в первую очередь троица рублева-это выражение идеи единства в самом высоком значении. единство-это то что было так необходимо народу чтобы преодолеть иго. ведь не так для народа было страшно само нашествие монгол сколько рознь между землями семьями и людьми. необходимо было объединение через духовное возрождение высшим источником которого стала троица рублева. вера народу принесла единение через бога. так в христианстве выражена идея трехединства-единство трех ипостасей единого бога. его три проявления-бог-отец бог-сын святой дух сидящие за одним столом у жертвенной чаши является каноническим изображением троицы. считается что троица рублева-это лучшее изображение всех времен в контексте данной иконографии и даже лучшим произведением изобразительного искусства по глубине и непревзайденной завершенности и символичности замысла. ведь символическое мышление художника здесь достигло абсолютного совершенства в каждой детали. 1 чаша. это центр композиции символ страданий христа на которые он пойдет ради искупления грехов человечества в чашу будет собрана кровь распятого на кресте иисуса контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши. 2 голова тельца. символ жертвенности бога сына. 3 бог отец. по словам немецкого искусствоведа людольфа мюллера отец как начало и причина всего как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо. наклонив голову в сторону левого ангела святого духа бог отец как бы задает вопрос который слышал в своем откровении пророк исайя: кого мне послать и кто пойдет для нас [на искупительную жертву] одновременно он подносит к чаше два перста сложенных в знаке благословения. 4 лазурные одежды. символ неземной сущности бога отца как и остальных лиц троицы 5 скипетр. символ власти он есть у всех сидящих за столом 6 дерево. в традиционной иконографии это был мамврийский дуб под которым отдыхал авраам. у рублева дуб превращается в древо жизни которое бог посадил в эдеме. 7 бог дух святой. в ответ на вопрос бога отца святой дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела сидящего напротив то есть в сторону бога сына. это одновременно и жест благословения и жест повеления. как писал митрополит иларион в исповедании веры xi век святой дух хочет чтобы сын шел путем страданий и одновременно благословляет этот путь. 8 алые одежды. это аллюзия на библейский сюжет когда святой дух в виде языков пламени снизошел на апостолов. 9 здание символизирует христианскую церковь именуемую домом святого духа. 10 бог сын. его смиренно опущенная голова и взор направленный на жертвенную чашу свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. правая рука христа уже приподнята для того чтобы взять чашу страданий. в положении его ног говорит культуролог вадим ланкин можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут а нижний край его чуть приподнимается подбирается обнаруживая готовности встать и пойти в мир. 11 зеленый гиматий накидка поверх хитона символ земного мира куда сойдет христос. сочетание лазурного и зеленого в одеждах бога сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую. 12 гора. это символ искупления падшего мира прообраз голгофы на которую суждено взойти иисусу. человек традиционной культуры чувствовал эти вещи часто интуитивно и великая икона навсегда оставляла отклик в его сердце. его сознание не отягощенное переизбытком визуальной информации воспринимало этот шедевр чисто и свободно. эта икона пронизана общим золотым светом вселяющим спокойствие в душу верующего.
Уникальность текста: 100.0
Подсветить все совпадения