На протяжение многих веков люди задают себе вопрос: как можно описать и охарактеризовать цвет? C одной стороны, цвет – это всего лишь иллюзия, с помощью которой мы способны отождествлять окружающий нас мир. С другой– это особый предмет философского размышления. Все мы разные и каждый из нас обладает уникальным навыками, взглядами, идеями. Но есть одна вещь, которая помогает нам одинаково воспринимать окружающую среду— это то, что все мы находимся в унифицированном цветовом мире. Цвет изменил Землю, из-за него мир – прекрасен. В системах цветовых знаков обособляют триаду ключевых тонов – это красный, желтый и зелёный. А при их смешении рождаются миллионы других красок. Ученые доказали, что «родителями» всех оттенков были – белые и чёрные цвета, которых даже и не существует в чистом виде. Они уверены, что по большей части наш мир раскрашен в оттенки серого, и только глаз человека способен раскрасить его в яркие тона. Отсюда и возникает вопрос: не из-за того ли мы получили этот уникальный инструмент познания, чтобы овладеть способностью замечать скрытное, проводить анализ и делать новые открытия? Каждый из миллионов цветов способен оказывать уникальное воздействие на личность и ее сознание. К примеру, цвета желтого спектра вызывают седативный эффект, зеленая палитра активизирует способность к творчеству, страстно-красные цвета пробуждают эмоции, злобным же человек делает черный цвет. С другой стороны, ученые заметили взаимосвязь цвета и эго состояния человека: верования и надежды относят к голубому, невзгоды и хвори – к желто-оранжевому, жизнерадостность – цвет темного моря, переживания – красный, нейтральность – черный, чувство умиротворение – салатово-зеленый. Немудрено, что ученые нашли точку соприкосновения черт характера и нравственности. Белый цвет олицетворяет открытость, отсутствие духовных изъянов, красный – дьявольскую хитрость, зелёный – юность и ветреность. Более того, то, какого цвета ваша одежда, играет не мало важную роль в сохранении здоровья и психического состояния человека. Психологи выделяют теплые и холодные. Теплые тона (веющие уютом и нежностью) – красный, коричневый, оранжевый, желтый. Одежда, сшитая из ткани таких цветов, способна согреть и подготовить психику человека к творческой и созидательной деятельности. Тона холодного спектра – синий, зеленый, голубой, фиолетовый, лиловый и бирюзовый. Они понижают температуру тела человека, а также успокаивают нашу психику. Каждый цвет имеет свое происхождение и историю. Цвет крови, или красный, обладал огромной популярностью среди народов мира. В некоторых культурах этот цвет являлся синонимом слова «красивый, прекрасный». Например, жители Полинезии называли так спутниц своей жизни. Китайцы доброго, порядочного, а самое главное честного человека звали «красным сердцем». Не даром в геральдической науке красный цвет один из ключевых. Так, он является символом кровавой битвы, борьбы, революции. Красной краской активно покрывали свои тела жители таких континентов, как Африка, Америка, Австралия. А древние карфогенцы и граждане полиса Спарта носили ярко-красное одеяния. Данному цвету приписывали целительные свойства: жители Китая обвязывали запястье красными лоскутами, дабы защитить их от нечисти. Чистоту, обычно, символизирует белый, это цвет неоцененности и доброты. Христиане по всему миру верят, что именно этот цвет сближает их с Богом. Как ни странно, но в государстве Литовском «белыми людьми» было принято называть порядочных и добрых людей, а в Венгрии представительниц женского пола даже называли «белым народом». Верования не обошли и древнюю Русь: было принято надевать чистую и опрятную белую сорочку в период первого сева. Но, с другой стороны, белый имеет и совершенно противоположную трактовку. Это и смерть, ледяное дыхание, пастозность и бездушность. Жители древней Руси были убеждены, что покойника следует нарядить в одежду белого цвета. Обитатели востока считали же данный цвет – цветом скорби и траура. До наших дней дошли представления об призрачных одеяниях, навевающих страх и ужас, белого цвета. Вспомним фразеологизм «женится на белой» - он означает погибнуть. Не для кого ни секрет, что приступы, вызванные зависимостью от алкоголя, называются «белой горячкой». Традиционно несчастливым и горестным цветом является чёрный. Одновременно он олицетворяет все тайное и неизвестное. Обычно в чёрном одеянии появляются антагонисты, предвещающие скорую погибель. Часто чёрный выступает олицетворением сокровенности и таинственности. К примеру, Арабский «чёрный глаз» символизирует возлюбленную, а «чёрное сердце» -влюблённость и страсть. На сегодняшний день чёрное женское белье весьма популярно. Какое бы не было к нему отношение, но в 21 веке чёрный цвет приобрёл статус элегантного и утончённого. Желтый не зря называют цветом золота и осени. Во все времена он являлся олицетворением знати (ламы из Монголии всю жизнь носят одежду, состоящую только из желтых цветов). Однако, смерть и болезни так же с ним ассоциируются. В эпоху средневековья, во время эпидемии чумы, доктора обозначали карантин именно желтым цветом, отмечая место крестом этого цвета. У женщин данный оттенок соседствует с ревностью и изменой (жители высокогорья на Тибетских горах чувство ревности называют «желтый глаз»). Обычно словосочетания с этим словом окрашиваются в негативный смысл: «желтая пресса», «желтый билет». Морским и небесным является синий цвет. Многие народы видят в нем вечность, христиане – непостижимые тайны господа Бога. Но жители Египта олицетворяют его с трауром. Во французском языке у слова «ужас» существует даже идиома «синий страх». Какого цвета трава и листья? А с каким цветом связаны воспоминания о юности и детстве, безудержном веселье и надежде о будущем? – Все это выражается в зеленом цвете. Психосоматики подметили, что он обладает седативным действием, а волшебники уверены в его целительных свойствах. Затрагивая тематику значения цветовой гаммы, невозможно не обратиться к такому виду искусства, как живопись. Используя разные краски, художники способны изобразить последовательность этапов человеческой жизни. Юность, наполненная первым чувством любви, представляется голубыми, зелеными, лилово-красными оттенками. Старческий период полон тусклых, бледных тонов – цвета земли, туманного серого неба. Деление цветов на различные тона и полутона обусловлено свойствами изображенного на картине, так и конкретным цветом в живой природе. Цвету свойствен эмоционально-выразительные возможности, способные передать весь пыл и замысел создателя. На грамотное использование цветов влияют такие внешние и внутренние факторы, как вид искусства, техника и мастерство художника, авторский замысел. Оттенки цветов - основы художественного образа. Абсолютно каждое произведение обладает неповторимым сочетанием тонов, определяющих бытие. В иконописной науке каждый цвет имеет свое уникальное символическое трактование. Иконописцы характеризуют его как язык, описывающий не только взаимодействие красок на холсте, но и выделение сверхъестественным свечением различных предметов и ликов святых. Олицетворением небесного света являются «золотые штрихи», обуславливающие «не наш мир». Иконописцы специально не изображают тени, так как в высшем мире их попросту нет. Нужно строго отличать, и никогда не считать иконы картинами. Ведь там нет тех законов, которые действую в земном мире. Композиционная и пластическая составляющие определяют «божественную премудрость» на иконе. Условно, все цвета и оттенки находятся в правильном месте и обладают уникальным значение, ни при каких условиях не смешиваясь. Проведя спектральный анализ, ученые выяснили, что икона состоит из слоев цветной краски. Свечение нижнего слоя вырывается через последующие к верхнему. Исходя из этого, иконописец мог подбирать нужные тона, согласно правилу не смешения красок, тем самым всесторонне раскрывал персонажей. Не важно, какие цвета он использовал, главное, что они были чистыми. В Византийском государстве грамотное использование цветов, считалось не менее важным, чем пользование, словом, ведь в них содержится свой смысл. «Говорящие образы» создавались правильными пропорциями слоев краски. По мере становления русского духовенства, иконописцы перенимали опыт и знания у византийских «коллег». Но было и одно существенное отличие – пышность иконы. Русские иконописцы создавали шедевры исходя из реалий того времени. Основополагающим иконописным цветом всегда был желтый (иногда заменялся охрой), так как он являлся символом «царства божьего». Существует такое понятие, как ассист – тонкие, едва заметные, но тем не менее важные для раскрытия образов, линии на одеяниях святых. Это, так называемый, нетворный свет, знаменующий нахождения Бога рядом в лучах неутихающего света. Все великолепие Бога и его небесного сияния передается с помощью золотистого блеска мозаик. По сути, золотистый цвет – это цвет самого Бога. Им полна знаменитая икона Владимирской Божьей Матери. Багряно-пурпурные цвета традиционно символизируется с Византией. Там ему придавали огромное значение. Так, он являлся олицетворением царя (по их мнению Бога на земле). Указа и законы царь подписывал чернилами пурпурного оттенка, ведь только он обладал правом пользования пурпуром. Более того, его тронный зал и сам трон, как и его наряды, были выполнены в багряно-пурпурных тонах (обывателям это категорически воспрещалось). Библии были переплетены нитью пурпурного цвета. Он использовался во многих иконах (например, иконы Богоматери). Но все равно красный - ярчайший цвет на иконе. Его многие характеризуют с теплотой, любовью, жизненной энергией. Даже победа над смертью – воскрешение – окрашена в красные тона. Напротив, это цвет страданий, боли и крови (вспомните распятие Христа). Мученики представлены в кровавых одеяниях. Красным, божественным огнем озарены и крылья архангелов-серафимов. Фон у иконы обычно красный, что является символом победы над смертью и воспевания вечной небесной жизни. Белый является цветом божественной простоты, святого духа на иконе. Балахоны святых обычно окрашены в белый, ведь это безгрешные и честные люди). Только праведные души удостаивались белого цвета. Свечение младенцев и умерших также обозначалось именно этим цветом. Выйдя на улицу, мы увидим вечное небо, окрашенное в голубовато-синий цвет. У многих он ассоциируется с бесконечностью. Соединив в себе оба начала (небо и земля), синий является цветом Богоматери. На многих иконах можно увидеть доминирование этого цвета, олицетворяющего Богоматерь. Цвет природы – зелёный. Юность, цветы, тёплое лето, надёжны, вечное обновление – все это изображается зелёным. Им изображают землю. Сцены появления на свет, начинающие новую жизнь, полны зелёным. Оголенная земля, прах ассоциируются с коричневым. Коричнево-пурпурная, одежда Богоматери напоминала нам о нашей земной природе и неминуемой смерти. Зло и смерть изображается черным. Им изображают пугающую бездну ада, могилы. Так же он символизируется с чем-то таинственным и пугающим. Например, на иконе Сошествия святого духа изображен старец один на один с черной и пугающей вселенной. Черное одеяния монахов так же было выбрано не случайно. Это символизирует отказ от земной жизни, привычных удовольствий и развлечение. Цветом, игнорирующимся иконописцами, является серый. Как известно, это просто смесь черного (зла) и беглого (добра), символ неясности. Иконопись не признает этот цвет и ему нет места в мире икон. То, как лаконично иконописец наносил красочный слой, отражало состояние его души. Если иконописец использует серые, так называемые ахроматические краски, изображает лики с помощью нечетких тонов, это свидетельствует о его незрелости в художественном и духовном плане. Подводя итог, хотелось бы сказать, что отражением жизни человека является его световосприятие. Поэтапно создавая и разрушая действительность, цвет является мерилом человеческого бытия, определяя вектор развития художественного и ментального развития в пролом, настоящем и будущем. Тем самым он помогает лучше осознать происходящие явления, которые являются основой для самосознания и рефлексии. Наука о цвете – квинтэссенция логики, философии и культурного восприятия человека. Она помогает постичь тайны мироздания и лучше понять действительность.