Социальные стереотипы:характерные черты развития и исследования. Жирнова Дарья Николаевна Студентка 1 курса Группа ГДД-18-2 Высшая школа сервиса daria.mordasova@mail.ru «Российский государственный университет туризма и сервиса» Г. Пушкино. Российская Федерация Аннотация: В данной статье я хочу разобраться в сущностных характеристиках,особенностях формирования и функционирования социальных стереотипов,как упрощенных алгоритмов человеческого мышления и поведения.Представлю различные точки зрения исследователей относительно природы и содержания стереотипов,авторами которых проанализированы ключевые характеристики социальных стереотипов.Определю место и значимость социальных стереотипов в современном обществе,а также в качестве инструмента моделирования социальной реальности . Ключевые слова:социальный стереотип,стереотипное мышление,стереотипное поведение,автостереотип,гетеростереотип,стереотипизация Введение В течении своей жизни и деятельности общество достаточно часто принимают решения,совершают поступки и иные действия,основываясь на уже сложившиеся в обществе определенные модели мышления и поведения.Такие упрощенные,схематизированные алгоритмы действий,именуемые социальными стереотипами,помогают им ориентироваться в выборе верных,одобряемых решений,экономя при этом время и энергию. Впервые понятие “социальный стереотип” встречается в 1922 г. в книге “Общественное мнение” американского социолога Уолтера Липпмана,который охарактеризовал стереотип как упрощенное,ранее уже имеющиеся в общественном сознании представление,понимание никак не проистекающее из собственного опыта конкретного человека.Согласно его суждению,стереотипы-это высокоупорядоченные,схематичные, ,предопределенные цивилизацией “образы” мира в человеческом сознании,которые упрощают процесс постижения сложных общестенных явлений,защищают ценности ,права и позиции человека,формируют традиции,устои и привычки.Зачастую выступая эталоном,образцом восприятия ,стереотип не является адекватным представлением,так уровень субъективизма в нем весьма велик.При этом он категоричен,поскольку делит все окружение человека на две части-“знакомое”(хорошее)и не “незнакомое”(соотвественно что-то плохое).Помимо этого стереотип предполагает эмоциональную, чувственную, окрашенную оценку окружающей реальности и чувства, стереотип всегда соотносится с системой ценностей и действий какой-либо социальной группы. Учеными-современниками У.Липпмана стереотипы также рассматривались как ложные,ошибочные, лишенные логики и несовершенные действия или предвзятые суждения. Несколько позже стереотипизация стала оцениваться как необходимый и главнейший познавательный процесс, сопровождающий поведение человека.Стереотип начали рассматривать как неотъемлемый критерий человеческой психики, а стереотипные суждения и оценки-как накопленный общественный опыт, ровно как повторяющиеся явления и свойства, зафиксированные в общественном сознании. Согласно суждению большинства исследователей ,стереотипы можно легко распространять, пропагандировать и даже навязывать с помощью средств массовой информации. В начале 1960-х гг. в рамках очередной волны изучения социальных стереотипов определятся новые аспекты их исследования ,а именно: • анализируется влияние индивидуальных данных и психологических особенностей на механизмы стереотипизации; • исследуются ключевые структурно-динамические свойства стереотипов • изучаются требование и методы их появления и развития. При этом мнение экспертов относительно природы и сущности стереотипов неоднозначны.Одни полагают ,что стереотипы общественного сознания создаютсянамеренно и функционируют на основе какого-либо конкретного социального запроса,который целиком и полностью находится в зависимости от процесса социализации и никак не подразумевает наличия чувственных “ньюансов”восприятия.Другие ученые,напротив, определяют значительную роль чувственному опыту в формировании стереотипа.Третьи,соглашаясь с суждением о стихийности появлении стереотипного,типичного мышления,выделяют интерес к сознательной поддержке и подпитке стереотипов с помощью априорных суждений, намеренно вводимых в глобальное понимание.Подобные суждения со временем проникают во все сферы жизни и в результате приобретают силу высоконравственного принципы или даже закона. Действительно,в процессе взаимодействия с другими людьми индивид использует стереотипы как “парадигмы”,которые существуют как результат обобщения ранее накопленного опыта.В данном контексте стереотипы дают возможность человеку в типичных ситуациях действовать как принято.Думаю все согласятся с тем,что в повседневной жизни любой человек,не в состоянии по-своему реагировать на все встречающие ему вызовы.Помимо этого,большинство людей предрасположены к стереотипному мышлению и восприятию при отсутствии достаточного количества времени,в силу сильной занятости ,усталости, а также в юном возрасте,когда опыт оценки своих собеседников и окружающих людей еще невелик.Стереотипы,накапливающие совместный опыт и передаваемые человеку в процессе жизни,могут помочь ему ориентироваться и принимать решения в различных,иногда достаточно трудных,но типовых ситуациях.Они выступают способом организации человеческого опыта и в то же время препятствием,которое не позволит выйти людям за границы привычного образа жизни. В ходе исследований социальных стереотипов рационально принимать во внимание как психологическую, так и социальную стороны,при этом эти аспекты исследования должны являться взаимодополняемыми.Стереотип предполагает собой сложный, комплексный психологический и социальный метод извлечения и последующей обработки данных, регламентирующий многочисленные процессы человеческой деятельности.По этой причине ошибочным является утверждение о том,что его возникновение имеет под собой только психологическую основу,где не всегда отражаются реалии общественной жизни.Также неверно расценивать стереотипы ровно как абсолютно ложные понятия о реальных свойствах явлений и обвинять их носителей в ограниченности представлений и невсеобъемлемости мышления.Как неотъемлемый атрибут человеческой деятельности,стереотипы никак не сводятся к “совокупности мифических взглядов “,а имеют материальное выражение ,отображают некую объективную реальность(хотя и с некоторыми искажениями),сформировывают ее и гарантируют ее функционирование.Стереотипы также выступают как индикаторы общественной интеграции и дифференциации социальных групп,являются своего рода регулятором человеческого поведения. Если говорить о структуре социального стереотипа,то в ней можно выделить две ключевые ступени: 1.когнитивная ступень\\уровень-это получаемые человеком сведения об объективных явленияхреальности.Эти сведения модифицируются в стереотипые суждения в том случае,если они представлены “схематиизрованным и генерализированным содержанием”.Когнитивной основой стереотипов практически всегда считается естественное(природное) стремление индивида упрощать всевозможные сложные взаимосвязи и процессы.Подобная схематизация окружающей действительности,а зачастую и ее искажения(изменения),считаются значимой характерной особенностью стереотипов.Именно поэтому,когда в огромном потоке информации общество сталкивается с явлениями или ситуациями,не требующими детального и углубленного анализа,начинает работать механизм стереотипизации; 2.ценностный уровень-это отношение субъекта к отражаемой реальности,как правило содержащее в себе разнообразные чувства,эмоции,симпатии или антипатии к реальному или абстрактному объекту.Нередко в стреотипах сделан акцент именно на этой составляющей.Поэтому можно наткнуться на заключение исследователей о том,что в стереотипе практически отсутствует этап рационального осознания чего-либо,что стереотип является “образованием,предшествующим разуму”, и используется человеком бессознательно(несознательно).Однако это не совсем так.Каждый стереотип,даже если он не артикулируется,обладает когнитивной основой,так как возникает благодаря познанию(постижению)предмета ,с которым индивидвзаимодействует. Социальному стереотипу присущи определенную свойства: • Предвзятость • Ригидность • Оценочная окрашенность • Однозначность • Репрезентативность Думаю стоит их рассмотреть более детально. Наиболее ярким и четко прояляемым качеством стереотипов считается предвзятость. Общество часто воспринимает информацию с определенной долей предвзятости,даже и не всегда понимания это.Они находятся в “абсолютной”уверенности,что их отрицательное отношение к человеку,группе людей или событию обусловлено их негативными свойствами или плохим поведением.Прошлый негативный опыт общения с участником группы способен затем проецироваться абсолютно на всех соучастников этой группы.Свойство предвзятости в отношении улавливаемой информации\\действительности выражается следующим образом:индивид сперва сканирует ресурс влияния и только лишь затем переходит к смысловому содержанию коммуникации,то есть к уведомлению, уже заранее формируется позитивное или негативное отношение.Это является нередким фактором вероятных ошибок и неточностей в практической деятельности людей. Иным свойством социальных стереотипов считается их ригидность.Для стереотипов свойственна устойчивость и консервативность в течении длительного периода времени.Именно по этой причине люди со стереотипным мышлением и поведением имеют все шансы благополучно противодействовать рациональным аргументам,любой информации,направленной на их изменение.Однако при этом ригидность стереотипов никак не обусловлена ,им характерна кроме того и определенная гибкость.Общество должно адаптироваться к изменениям,происходящим в мире ,в соответствии с этим, и социальные стереотипы подвергаются трансформации под влиянием объективных социально-экономических и общественно-политических факторов,хотя происходит это довольно медленно.Гибкость стереотипов выражается в корректировке ценностей,установок,мотиваций,модификаций действия в той или иной ситуации.В случаи если индивид готов принимать информацию,которая никак совпадает с его стереотипными представлениями и суждениями,то происходит “ломка” стереотипного мышления.Но,тем не менее,человек не может мгновенно поменять угол ранее сформировавшегося взгляда,ему трудно выйти за границы своего повседневного восприятия. Рассуждая о вероятности абсолютного исчезновения стереотипов,ученые имеют схожесть в суждения о том,что с течением времени стереотипы модифицируют собственную сущность,однако целиком исчезнуть никак не могут,так как выступают инструментами сознания и деятельности.Не существуют совершено одинаковых проблемных ситуаций,для решения которых понадобятся те или иные социальные стереотипы,по этой причине их содержание переменчиво. Оценочная окрашенность,как одно из важных качеств социальных стереотипов,выражается основным способом в их наглядности,в реальных поступках и действий людей.К примеру,стереотип негативного отношения к каким-либо индивидам либо группам приводит к напряжению среди них со всеми вытекающими последствиями-от оскорблений вплоть до физического принуждения,насилия. Таким образом,социальные стереотипы никак не считаются промежуточными с точки зрения аксиологического подхода.Стереотипизация любого действия всегда подразумевает его оценку,что в свою очередь,находится в зависимости от ряда факторов:личности оценивающего и ракурса оценки,поскольку оценка “предназначена для того,чтобы организовывать ,упрощать и регулировать человеческую деятельность”.Оценка любого социального явления носит необъективный характер,так как часто зависит от стереотипов тех,кто оценивает.При единичной оценке неминуемо упускаются из виду многие объективные признаки расцениваемого субъекта,а получившееся стереотипное суждение наполняется ложными понятиями. Социальные стереотипы, покаряясь кроме того жестким логическим законам мышления,обладают качеством однозначности.Данное означает то,что по поводу одного и того же предмета одновременно никак не могут возникнуть два противоречащих друг другу суждения. Репрезентативность,как еще одно свойство социальных стереотипов,выражается в следующем.Стереотипизация представляет упрощенным методом понятие какого-либо множества явлений,качеств,свойств и т.п.При этом несколько характеристик объединяются в единый,достаточно легкий образ ,что предполагает и выражает суть всей группы. Множественные вариации социальных стереотипов в том или ином виде выражается в жизнедеятельности современного общества ровно как стереотипы социальной идентификации его членов.Зачастую в линии обстановок можно заметить совокупность сразу нескольких видов стереотипов. Механизм стереотипизации(формирование стереотипа)никак не является врожденным и не бывает результатом,итогом индивидуального опыта.С того времени,как ребенок приступает принимать себя членом,частью конкретной группы,он в ходе социализации и инкультурации берет уже ранее имеющиеся социальные стереотипы мышления ,поведения и действия данной группы.По этой причине можно с определенной долей уверенности и решительности говорить о том,что социальные стереотипы,прививаемые человеку в процессе социализации,далее станут индивидуальными.Таким образом,личностные стереотипы считаются “подвидом” общественных,они выражаются в самых различных ситуациях,в которых человек обладает независимостью решения или действия по отношению к тому или иному явлению.С другой стороны,данное никак не означает,что индивид не способен обладать собственными личносформированными стереотипами.Однако и тут имеется один ньюанс:самостоятельно выработанные человеком стереотипы создаются в процессе его совместной,коллективной работы с другими людьми,по этой причине они также носят общественный характер. Наиболее полное изучение сущности социального стереотипа затруднительно без выяснения его значимости в обществе и методах моделирования реальности с его помощью.Каждый человек ощущает потребность в психологической стабильности,которая обеспечивается за счет самоидентификации,т.е.развития своего образа и самомнения.С этой целью человеку следует определить себя в терминах сходства и отличия от другого человека.Таким образом,социум,социальная группа или же отдельный человек понимают свою тождественность только посредством выявления своих отличий и их закрепления в “стандартах” поведения по отношению к другим.Данные отличия являются границей,где заканчиваются “я” или “мы” и начинается чужой внешний мир-“они”. Осознавая свою принадлежность к конкретной группе,человек почти всегда предоставляет ей наиболее благоприятную оценку,нежели чужой.Подобное предпочтение характеризуется 2-мя значимыми аспектами. Во-первых,элементы своей культуры принимаются народом положительно,ровно как естественные и верные,а элементы других культур-отрицательно(неестественные и неверные).Происходит так называемая позитивная самоиндентификация:мы-отличные,они-скверные.Общество предрасположено рассматривать явления и факты чужой культуры,чужого народа,группы или семьи посредством призмы своих культурных обычаев и ценностей.Различия могут быть воображаемыми,вымышленными,однако могут послужить серьезной проблемой в том случае,если различия возводятся в ранг главного качества и преобразуются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-либо другой группе.Такая установка психологически разделяет отдельных людей или их общности,а потом объясняет дискриминацию,которая проявляется в большей степени из внутренних процессов своего носителя,чем из фактических свойств самой группы.В конечном результате небольшие по численности группы,в особенности дискриминируемые,обнаруживают очень высокую степень сплоченности.Сама дискриминация выступает условием “сплочения” внутригрупповой солидарности. Во-вторых, индивид естественным образом осуществляет сотрудничество с членами своей группы,помогает им,предпочитает свою группу,гордится ею и даже конфликтует с представителями других групп.В трудных ситуациях он ищет поддержку и зачастую приобретает непосредственно от собственного окружения.Подобным образом удовлетворяется человеческая потребность,необходимость в психологическом комфорте, защищенности и безопасности.В целях сохранения внутренней сплоченности любая социальная группа максимизирует межгрупповые различия и при этом минимизирует различия между членами своей группы,фиксируя их в форме автостереотипов и гетеростереотипов-специфических стандартов восприятия,которые дают возможность “быстро ,просто и довольно основательно категоризировать,упрощать,схематизировать ближайшее и более отдаленное социальное окружение”.Социальный автостереотип показывает самосознание группы,ее понимание о себе,а гетеростереотип предполагает сформировавшийся облик другого социального образования.Эта процедура межгрупповой стереотипизации нельзя охарактеризовать чем-то плохим или хорошим,он лишь осуществлет объективно требуемую функцию,является методом восприятия социальной реальности. Заключение Итак,обобщим в крактом виде основную мысль статьи.Социальные стереотипы,осуществляя ряд значимых функций,могут нести в себе благоприятный результат в том случае,если они выступают способом решения ряда проблем для человека, а не уничтожают его индвидуальность,его личностные характеристики.Любой индивид в первую очередь является личностью,невзирая на все его характерные черты мышления,действия и нрава.И в случае если в обществе проявляется потребность развенчивания какого-либо стереотипа,то тогда нужно иметь в виду то,что этот процесс всегда сопровожается достаточно острыми внутриличностными,межличностными и межгрупповыми инцедентами.В мире всегда присутствует “глубокое разногласие,кажущееся мнимой бездной между личными нуждами и предрасположностями, и потребностями существования,жизни общества”,где любой индивид в своей внутренней жизни изолирован,а во внешней-он только часть общественной системы,концепции.С целью удовлетворения всех уровней потребностей, с целью укрепления самоуважения, соответственной самооценки ,и,как результат,общественного порядка каждый человек имеет необходимость в конкретных реакциях и оценках со стороны других людей или социальных групп.Что говорит о стабильности,устойчивости и ориентированности социальных стереотипов. Литература 1.Агеев В.С.Психологическое исследование социальных стереотипов. 2.Артунова Н.Д.Проблемы структурной лингвистики. 3.Белл.Д.Грядущее постиндустрильное общество:опыт социального прогнозирования. 4.Кон.И.С.Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждения. 5.Липпман.У.Общественнон мнение. 6.Майерс.Д.Социальная психология. 7.Мельник.Г.С.Mass Media:Психологические процессе и эффекты. 8.Суходольская.Н.П.Социальный стереотип в жизнедеятельности людей. 9.Шихирев.П.Н.Современная социальная психология в Западной Европе. 10.Штомпка.П.Социология:анализ современного общества.