Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, определил предмет и методы науки. Аристотель собрал и систематизировал практически все научные знания и рассмотрел все главные философские проблемы своего времени. Аристотель является, возможно, самым большим Западным мыслителем в истории, оказав чуть ли не наибольшее влияние на Западное интеллектуальное развитие. Он впервые составил каталоги сведений по биологии, физики, астрономии, метеорологии, психологии, теории литературы, разработал формальную логику. Аристотель внес много идей, рассуждений: новое понимание причинности, целесообразности, объяснение процессов развития, рассуждения о видах движения, о «мышлении мышления». Аристотель был родом из Стагиры, сын придворного врача македонского царя Аминты II, в течение 20 лет был слушателем платоновской Академии, после смерти Платона основал собственную школу на Лесбосе (347-343). В течение 9 лет (343-334) Аристотель был воспитателем Александра Македонского, потом вернулся в Афины и открыл там свою школу (Ликей) близ храма Аполлона Ликейского. После смерти Александра Аристотель покинул Афины и умер в Халкиде, на о. Евбее. Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Аристотель отказывается от платоновской теории идей, от отделения общих свойств вещи от самой вещи, и единственным способом познания сути вещи признает выявление этой сущности в конкретных вещах. Он обобщает огромный фактический материал, касающийся разных сторон как природной, так и общественной жизни, систематизирует его и кладет в основу теоретических построений. Рассматривая государственное устройство в “Политике”, этику в “Никомаховой этике” или словесное искусство в “Поэтике” и “Риторике”, он всюду исходит из реального положения вещей, из общепризнанных фактов и стремится указать те средства, которые способствуют наилучшему осуществлению потенциально заложенных в этом явлении возможностей, т.е. его цели. Аристотель по-новому классифицировал саму область научного знания, разделив его на теоретическое (математика, физика, метафизика) и практическое (те науки, которые имеют дело с человеческой деятельностью и оперируют не универсальными истинами, а общими правилами: политика, этика, поэтика и риторика). Трактаты “Поэтика” и “Риторика” содержат определение предмета, его классификацию и руководство к деятельности поэта и оратора. Аристотель воспринимает у Платона учение о подражании как об отличительном признаке искусства, но объект подражания видит в самих вещах, а не вне их. Подражание становится источником всякой творческой деятельности и родовым признаком искусств, в число которых вместе включаются поэзия, музыка, скульптура и живопись. Аристотель утверждает, что именно подражание дает знание родовой сущности вещей, поскольку воспроизводит жизнь не в единичных, случайных фактах, а в очищенной от всего случайного необходимой связи явлений. Это свойство искусства показывать не отдельные факты, а человеческие возможности, не то, что произошло один раз, а то, что должно случаться в силу психологического правдоподобия, сближало искусство с философией и делало в глазах Аристотеля поэзию более философичной, чем историю. Мерило ценности искусства вводится в само искусство, его цель – очистительное наслаждение, т. е. катарсис. Лечение страстей путем возбуждения их до известной меры Аристотель рассматривает как естественный психологический процесс и делает его видовым признаком поэзии. В основу характеристики разных видов искусств Аристотель кладет способ подражания и, рассматривая поэзию, ставит драму выше эпоса, т. к. в ней подражание выступает в наиболее чистом виде, а трагедию выше комедии, т. к. ее объекты более достойны подражания. Разбору трагедии посвящена большая часть тех разделов, которые входят в сохранившийся текст “Поэтики”. Поэтическая и риторическая теория Аристотеля была переработана перипатетиками и в таком виде легла в основу всей античной философии; в дальнейшем “Поэтика” оказала большое влияние на эстетическую теорию и драматургическую практику Возрождения и классицизма. Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона включительно, он создал дифференциальную систему знаний, основание которой положилось свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах - предметном и целевом. Он делит науки на три большие группы: теоретические, практические и творческие. Теоретические - имеют целью само знание и делятся на первую философию, физику и математику, Практические - целью которых является руководство человеком, его поведением и в число которых входит этика, экономика и политика, и Творческие - имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного: поэтика, риторика, и искусство. Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.