Фридрих Вильгельм Ницше родился в семье потомственного священника – лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше, отец которой тоже, кстати, был священником. Фридрх появился на свет 15 октября 1844 года в местечке Рёккен у Лютцена, в Германии. День его рождения совпал с днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, и поэтому мальчика назвали в его честь. Так как Ницше рос в глубоко верующей семье, вера составляла основу его мировоззрения в детстве. Страшными для мальчика обернулись 1849 и 1850 года, так как в изнурительных страданиях после года сумасшествия умирает отец, а затем погибает младший брат. Ужас пережитых дней надолго останется в сознании Фридриха. С 1854 по 1858 года Фридрих Ницше учится в Наумбургской гимназии. Тогда же он начинает учиться игре на рояле. В 16 лет (1860 год) Ницше переживает сильное желание стать музыкантом не смотря на осуществляемую подготовку к научной деятельности в сфере гуманитарных наук. Тогда его начинают занимать философские, эстетические проблемы. Новый этап в жизни Ницше начинается в 1862 году, когда он поступает в Боннский университет. Тогда его начинают истязать регулярные сильные головные боли, которые, впрочем, не мешают его усиленным занятиям по теологии и филологии. Но вскоре мыслитель разочаровывается в студенческом быте и сбегает из университета, однако позже он продолжит обучение филологии в Лейпцигском университете. 13 февраля 1869 года 24-летний Фридрих Ницше, еще будучи студентом, утверждается в должности профессора классической филологии в Базельском университете и преподавателем греческого языка в старших классах. 23 марта Лейпцигский университет без зашиты, на основании научных статей, опубликованных в “Рейнском научном журнале”, присуждает ему докторскую степень. Сильнейшее влияние на Фридриха Ницше оказала книга тогда еще малоизвестного Артура Шопенгауэра “Мир как Воля и Представление”. “Я понял его, как если бы он писал для меня”, – так скажет Ницше о своем учителе. С началом франко-прусской войны (середина июля 1870 года) Ницше отправляется на фронт. Сначала он был просто солдатом, а потом стал санитаром. Здесь начался для него новый этап ужасов и нравственных потрясений, которые навсегда оставят неизгладимый след на его душе. Война сильно сказалась на его духовном и физическом состоянии: он никогда больше не чувствовал себя в здравии, совершенно забыл о спокойном сне. Но по окончанию войны Ницше не стал залечивать раны, а сразу же вернулся к преподаванию в университете. “Несколько раз спасенный от смерти у самого ее порога и преследуемый страшными страданиями — так я живу изо дня в день; каждый день имеет свою историю болезни”, – пишет он. Далее еще одно мощнейшее духовное потрясение Ницше испытает от знакомства с Р. Вагнером, великим композитором, музыкой которого он восторгался в юности. Их с ним объединяло единство увлечений и мечтаний: они оба очень любили творчество Шопенгауэра и грезили о переустройстве мира. Позже, в 1872 году выходит в свет “Рождение трагедии”, которое вызывало неподдельный восторг и восхищение Вагнера, и напряжённое молчание в филологических кругах, которое отправляет Ницше в глубокую депрессию. Спустя некоторое время почти все ученики покидают Ницше из-за непринятия теми самыми филологическими кругами “Рождения трагедии”. Дальше снова ухудшение здоровья: резкое падение зрения, вплоть до невозможности самому писать. Как результат – отстранение по болезни от преподавания в университете. Из письма Фридриха Ницше к Э.Роде: “Мои головные боли усиливаются от лекций, я не могу ни читать, ни писать”. Все оставшиеся запасы здоровья он направляет на работу над книгами, и уже в начале 1878 выходит “Человеческое, слишком человеческое”. Вскоре в статье “Публика и популярность” Р. Вагнер начинает резкие и грубые нападки на Ницше. Как результат– новое резкое ухудшение физического и душевного состояния мыслителя, который был очень зависим от признания его трудов и тяжело переносил непризнание. С тех пор он вел, в основном, отшельническую жизнь, чаще в Италии – в Генуе, частью – в Швейцарских горах, в Энгадине, в маленькой деревушке Сильс-Мария. В 1882 году в Риме Ницше знакомится с Лу Андреас Саломэ, дочерью петербургского генерала и почитательницей его книг. Сближение произошло молниеносно. И вот уже Ницше читает Лу и Паулю Рэ (автор книг по философии) свою книгу «Веселая наука», они втроем путешествуют по Северной Италии и Швейцарии и втроем же собираются поселиться в Париже. Ницше писал: «вряд ли когда-либо между людьми существовала большая философская открытость». «Она сильная как львица и при этом очень женственный ребенок, который будет жить недолго… Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления… Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, – не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении». Тогда Ницше был почти слепым и мучился бесконечными головными болями, с которым ему помогали лишь постоянно увеличивающиеся дозы опия и частые переезды. Когда болезнь стихала, он непрерывно и очень много писал. Ходили слухи что что он никогда не знал женщины. А при прогрессирующей слепоте он очень нуждался хотя бы в секретарше. Поэтому, после долгих сомнений Ницше сделал Лу предложение, которое та с легкостью отвергла. «Я помню, при первой моей встрече с Ницше — это было весной, в церкви св. Петра в Риме – его намеренная церемонность меня удивила и ввела в заблуждение. Но недолго обманывал относительно самого себя этот одинокий человек: он неумело носил свою маску, наверное, так, как носит обычное платье горожан пришедший с горных высот и из пустынь человек». И снова сильнейшее потрясение для мыслителя. После разрыва, в полнейшем одиночестве и тоске, всего за 10 дней Ницше создает первую часть «Так говорил Заратустра», рожденную, по словам его давнего друга Петера Гаста, «из его иллюзий о Лу… И именно Лу вознесла его на Гималайскую высоту чувства». Весной 1884 года он издает вторую и третью часть книги, а через год последнюю – уже на свои деньги (всего 40 экземпляров, часть из которых он раздал близкому кругу друзей). Когда Ницше заканчивает Заратустру он сразу же берется за новую книгу -“По ту сторону добра и зла”. Однако, поле ее написания, никто не соглашается ее издавать. Но, не смотря на свои недуги, одиночество, преодолевая самого себя, он отдается творчеству. Ницше пренебрегает и гигиеной, по десять часов работая за письменным столом. Голова мстит ему за это сильнейшими приступами головной боли и нервным возбуждением: «вечером, когда тело просит уже покоя, механизм не останавливается сразу и продолжает работать, вызывая галлюцинации, пока порошок от бессонницы не остановит его вращения насильно». К 1889 году Ницше уже написал “К генеалогии морали…”, “Антихрист”, “Сумерки идолов”, “Ecce Homo”, “Казус Вагнер”, множество стихотворений, музыкальных произведений,и начинает работу над “Волей к власти”. Здесь проявляются первые признаки душевного расстройства мыслителя. 3 января 1889 у Ницше случается апоплексический удар на улице, а за ним приходит окончательное помрачнение рассудка. 10 января его помещают в психиатрическую больницу с диагнозом – шизофрения (переросшая позже в слабоумие). В 1897 году умирает мать Фридриха, а он уже не может двигаться и говорить. 25 августа 1900 года, после еще 3 ударов Ницше умирает. Сверхчеловек Фридриха Ницше (по произведению «Так говорил Заратустра») Я считаю, что перед тем, как рассмотреть произведение Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», необходимо задать вопрос: почему главного героя своей книги Ницше назвал именно так? Заратустра или Зороастр – знаменитый древнеиранский пророк, законодатель и основатель религии, называемой Зороастризм, Маздаизм, или просто Огнепоклонничество. Он принадлежал к народу арийцев (слово «ариец» означает «благородный характер»). Несколько тысячелетий назад этот народ проживал в Северной Азии, но потом они эмигрировали на юг, в те места, где сейчас располагается современная страна Иран. Эти места они назвали «Арийским Ваеджо», что на их языке означает «Вход в страну Ариев». Когда родился Заратустра, что стал праобразом главного героя книги Ницше, доподлинно неизвестно, однако греческий философ Платон относит ее примерно к 6400 году до Рождества Христова. Пророк появился на свет в городе Раи. Перед его рождением его матерь видела вещий сон с предсказанием святой миссии ее будущего сына. Как утверждают, Заратустра родился с улыбкой на устах, и его добрая аура озарила весь Раи. В 25 лет он стал отшельником для того, чтобы наедине с собой предаться глубокой медитации и общению Господом Ахура- Маздой. Он пробыл в отдалении от общества десять лет, и там Господь озарил его сознание и открыл ему Истину. Когда Заратустра убедился в реальности своих видений, он приступил к назначенной ему миссии – реорганизации, реформации существующей веры. Долгое время его никто не воспринимал всерьез, он подвергался нападкам и гонениям, но в конце концов люди уверовали в его святость и провозгласили Великим Пророком. Он утвердил единого и подлинного Владыку – Ахура Мазду.В последствие зороастризм стал национальной религией Ирана, а потом она господствовала в большей части цивилизованного мира, оказав сильнейшее влияние на все последующие религии. История Зороастра во многом близка идее Ницше (главная цель Заратустры – создать новую религию. Итак, Заратустра спустился с горы… Ницше просит нас прислушаться к его проповеди, которая является криком души самого мыслителя. Заратустра спрашивает у нас, чем является обезьяна в отношении человека? «Посмешище или мучительный позор». Далее он проводит параллель с человеком и сверхчеловеком. Он сравнивает пропасть между обезьяной и человеком с пропастью между человеком и сверхчеловеком. По мнению Ницше, мы лишь промежуточный этап на пути развития, так как высшей целью является сверхчеловек. Он сравнивает человека с мостиком, который приведет к той самой заветной цели. «Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою — а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека… Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели». Теперь я попробую разобраться в том, кто же такой этот самый сверхчеловек, какие сущности вобрал он в себя в учении Ницше, ибо он есть особый идеал – нечто обратное идеал нынешнему, который является лишь мостом, перекинутым между двумя берегами – берегом человеком современного и берегом сверхчеловека, до которого доберутся лишь сильнейшие. Вернемся чуть назад. Человек – это нечто, что должно переродиться в сверхчеловека своими собственными стараниями. Как описывает этот процесс Ницше: Существуют три стадии превращения выделенные мыслителем: 1. Дух человека уходит из несовершенного мира во внутренний, собственный мир одиночества. 2. Далее человек должен в своем уединении стать владыкой над самим собой. Но преградой на пути владычества над самим собой появляется огромная и бесконечно длинная стена «Ты Должен!», которую не обойти и не перепрыгнуть: «…Завоевать себе свободу и священное. Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом». Но здесь недостаточно просто разрушить стену, «стать львом» недостаточно для прохождения по мосту над пропастью, ибо лев этот не способен к созиданию… 3.Здесь теперь требуется новое начинание – нужно стать ребенком, чтобы провозгласить это святое слово утверждения, чтобы родить из себя и в себе мир новых ценностей: «Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух…». «Надо, чтобы ты сжег себя в своем собственном пламени: как же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!» Нельзя построить новое здание сверхчеловека на фундаменте старых, хоть и прочных навязанных обществом ценностей. Именно поэтому для того чтобы стать творцом, сначала нужно стать разрушителем. Итак, чем же отличается сверхчеловек от человека? Первое отличительное его качество – мужество. Практически нет среди людей по-настоящему мужественных, ибо мужество нужно воспитывать в себе на протяжении долгих лет, а для этого нужно желание и огромное терпение. Настоящее мужество это не полное отсутствие страха, а умение всегда его побороть, именно поэтому достойный, что стоит на мосту между человеком и сверхчеловеком, поборов в себе сомнения и ужас, не боится смотреть ни вниз, ни вперед, на другой берег. Далее, если человек хочет стать сверхчеловеком, он должен стать жестче и злее, но для этого так же нужен труд, ведь очень сложно оторваться от навязанного обществом мнения, которое всячески порицает жесткость и малейшею злобу. Следующим качеством настоящего сверхчеловека, как считает Ницше, является сладострастие. Он пишет, что только великим доступно сладострастие, что для них оно великий символ счастья. Себялюбие – еще одна очень важная отличительная черта сверхчеловека. Это качество неизбежно для любого великого человека, так как оно является знаком могучей души. «В эгоизме вашем, вы, созидающие, есть осторожность и предусмотрительность беременной женщины! Чего никто еще не видел глазами, плод, – он охраняет, бережет и питает всю вашу любовь». Последним очень важным качеством, которое отличает сверхчеловека от человека, по мнению Ницше, является властолюбие, так как оно, словно лекарство лечащее больного, освобождает раба от оков. Мыслитель говорит, что властолюбие, когда оно побеждает в человеке раба выступает в роли «грозного учителя великого презрения», и конечной точкой зависимости человека, его рабства, и первым шагом на пути к сверхчеловеку становится презрение к самому себе, своим слабостям и порокам – «час великого презрения». Основная идея Ницше в том, что нужно поставить перед собой великую цель, которая кажется сначала неосуществимой, и двигаться к ней, достичь ее, и тогда простой человек сможет стать сверхчеловеком. «Некогда были у тебя страсти, и ты называл их злыми. А теперь у тебя только твои добродетели: они выросли из твоих страстей. Ты положил свою высшую цель в эти страсти: и вот они стали твоей добродетелью и твоей радостью». После такого правильным, наверное, будет обратиться к тем, кто может обвинять Ницше в появлении фашизма. Заранее хочу сказать, что считаю такое обвинение абсурдным. Если уж начинать доказывать какую-либо подобную теорию, то можно с легкостью построить для нее доказательство, ведь стирая некоторые факты, или переиначивая их смысл, или же вовсе добавляя новые, это не составит труда. Сверхчеловек — это не лидер, возвышающийся над обществом, не вождь-фюрер, а это прежде всего нравственный образ, означающий высшую ступень моральной эволюции людей, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества. И естественно Ницше не стремился своей концепцией сверхчеловека дать волю на произвол политиков или богачей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современном мире образ сверхчеловека, представленный великим мыслителем, очень сильно исказился. Практически все ассоциируют его с бесчувственными убийцами, которые, словно чума, уничтожили кучу народу – с фашистами. Я считаю, что это не правильно. Да, я не сторонник концепции Ницше, и не считаю того, кого описывает он действительно сверхчеловеком. Много не вписывается в мое личное представление о таком человеке и пути к становлению таким. Но я считаю абсурдным порицание Ницше за его сверхчеловека и тем более за создание почвы для будущего фашизма. Это было лишь его личное, небезосновательное конечно, но личное, во многом субъективное мнение. Тем более, что его сверхчеловек не просто полон презрения, злобы и жесткости, он полон этим всем по отношению к себе самому и ко всему негативному внутри себя. Он озлоблен в первую очередь на себя и свои пороки, он презирает свои слабости. Фашизм во многом это, как я считаю, переиначил, назвав сверхчеловеком безжалостного зверя, презирающего всех и каждого, то есть кого угодно, но только не себя. В конце концов, хочу сказать, что через какое-то время все смогут посмотреть на теорию Ницше с верной стороны, а не через призму фашизма. Просто на это нужно время. Как говорил сам великий мыслитель: «Величайшие события и мысли – а величайшие мысли суть величайшие события – постигаются позже всего: поколения современников таких событий не переживают их – жизнь их протекает в стороне. Здесь происходит то же, что и в царстве звезд. Свет самых далеких звезд позже всего доходит до людей, а пока он еще не дошел, человек отрицает, что там есть звезды».