1.1 Понятие «Миф» Думаю каждый человек, хоть раз читал о богах и героях, чудовищах и красавицах, о могучих титанах и ужасных порождениях хаоса. Всё это можно охарактеризовать кратко − мифы. Давайте же разберёмся, что такое миф на самом деле и как он зародился. Миф − это не сказка, не сказание и даже не приключение. Миф являлся конкретной реальностью, для людей, веривших в него. Миф, это отражение мировоззрения человеком себя и себя в этом мире. Как говорил Лосев: «миф есть (для мифического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность.» Напряженная реальность именно потому, что это не выдумка, а настоящее понимание действительности, не отстраненность от нее, а настоящая истинная включенность, которая давно уже для людей не является чем-то простым и легко достижимым. Возможно, это можно сравнить с детством человека: с его бессознательным и серьезным проживанием, это близкое к сердцу восприятие происходящего с ним и с другими. Все дети воспринимают свои фантазии на полном серьёзе. И если он верит, что за окном притаилось чудовище, то его никак не получится в этом разубедить. Но можно будет сказать ему, что тот же кактус, защитит его своими колючками от коварного чудища. И ребёнок поверит в это. Поверит искренно и безоговорочно, как умеют верить только дети. Так и люди верили в мифы по-настоящему. Для них это была самая настоящая реальность. Ведь как ещё объяснить грохочущее и сверкающее небо, кроме как прогневанного бога, если ты не знаешь законов природы? Например, древние греки ( возьмём этот пример, как самый популярный из мифов), на полном серьёзе рассказывали о похождениях своих богов, их происхождении и о подвигах героев. Можно взять и другой пример: Многие примитивные племена надевали на себя бусы из клыков крокодила, переплывая реки, уповая на то, что хищник примет их за своих и не съест. А если этот человек и был съеден, то видно человек плохим был. (Если вспомнить историю о Маугли, то и там был применён похожий приём: «Мы с тобой одной крови, ты и я»). Мифические боги требовали вполне конкретных и даже человеческих жертв. Тут мы можем вспомнить египетские мистерии и жуткие жертвоприношения зверобогам. Кстати, можно заметить, что все мифы являются довольно-таки кровожадными. Ведь нет лучше способа задобрить всемогущего бога, чем принести ему в жертву человека. 1.2 Мифологическое сознание. Если в предыдущей главе мы рассматривали миф, как таковой, то здесь мы рассмотрим мифологическое сознание в целом. Как и миф, Мифологическое сознание, не совсем проработанный и понятный термин, употребляемый в разных, не всегда одинаковых смыслах: с одной стороны, это осознание древних себя в целом, с другой — сознание, противоположное научному. Для современных людей оно непредсказуемо и нелогично,: «Мифическое сознание, пожалуй, скорее задумается над какими-нибудь небывалыми, редкими, эффектными и единичными явлениями, и скорее всего дает не их логичное объяснение, но какое-нибудь выразительное и наглядное изображение». Поэтому нельзя применять современные понятия и закономерности к объяснениям мифа, на что указывает Лосев: «Миф надо трактовать мифически же, что мифическое содержание мифа само по себе достаточно глубоко и тонко, достаточно богато и интересно и что оно имеет значение само по себе…». Для этого нужно каким−нибудь образом приблизить себя к этому мифическому сознанию, убрав всякие притязания на критическую трактовку и восприятия его как нечто незаконченное и несовершенное, как нечто примитивное, в частности, как примитивную науку. В мифе ничего нет самого по себе: «Мифология дает нечто живое, одухотворенное и, прекрасное. Но это не значит, что мифологический предмет есть всегда личность, живое существо, одухотворенный предмет Мифический образ мифичен в меру своего понимания с чужой стороны.». Тем не менее, можно сказать, что мифическое сознание предполагает некую отрешенность, в особенности, от повседневной жизни. А. Ф. Лосев иллюстрирует данную идею: «Ковер – обыкновенная вещь повседневной жизни. Ковер-самолет – мифический образ. Какая разница между ними? Разница в том, что он получил совершенно другое значение, другую идею». Так вещь приобретает некий другой смысл, и становится символов. Так же можно предположить, что для современников древних греков был бы мифичен говорящий ящик. Понятие «мифология» Лосев определяет как «принципиально-религиозное осмысленное поведение или вообще протекание жизни, или священная история. А дальше я хотела бы рассказать, как зарождалась священная история в мифологическом понимании разных народов. 1.3 Мифы о сотворении мира в разных народах. Как ни странно, но многие мифы, пропитаны жестокостью. ( Греческие, Египетские, Шумерские) Дети свергают своих родителей, родители пытаются избавиться от своих детей, брат убивает брата. Если хорошенько вдуматься, то становится понятным, что поведение мифологических богов очень похоже на поведение самих людей. Исключение, пожалуй, составляют только славянские мифы, там всё построено на любви и взаимопомощи. Но о них мы поговорим позже. В этой главе я хочу рассказать о мифологической истории трёх стран: Греция, Китай и Русь. Начать, как с самой известной, я хотела бы с греческой мифологии. Греция С самого начала существовал лишь безграничный и тёмный Хаос. Весь мир и все боги возникли именно из него. Из Хаоса возникла Гея и широко раскинулась она, давая всему жизнь. В неизмеримой глубине родился мрачный Тартар − ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из того же Хаоса родилась и прекрасная Любовь − Эрос. И начал появляться мир. И породил Хаос Вечный Мрак и тёмную Ночь − Эреб и Нюкту. А от Ночи произошли вечный Свет и светлый День − Эфир и Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга День и Ночь. Могучая Земля породила беспредельное Небо, высокие Горы и бескрайнее Море. И воцарилась небо − Уран − в мире, и взял он себя в жёны благодатную Землю. И рождены были шесть сыновей и шесть дочерей − могучих титанов. Но невзлюбил Уран детей своих и заключил в недра богини Земли. Но страдала мать их Земля, тяжело ей было нести бремя, заключенное в её недрах. И тогда стала Земля убеждать детей своих свергнуть Урана, но велик их был страх перед ним, и только младший Хронос хитростью смог низвергнуть своего отца. И родила в наказание Хроносу богиня Ночь целый рой страшных веществ: Таната− смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с мрачными, тяжелыми видениями, не знающую жалости Немесиду - отмщение за преступления - и многих других. Раздоры, обман ужас, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Хронос. У Хроноса в своё время тоже появились дети. Так же, как и его отец− Уран, он невзлюбил своих детей и проглатывал их. И один из его детей − Зевс, сверг своего отца. И освободил он своих братьев и сестёр. Женился на сестре Гере и стал верховным богом. Брат Посейдон взял себе во владение моря и океаны, второму же брату − Аиду, достался подземный мир. А сам Зевс повелевал молниями и громом. Люди, по греческой мифологии, произошли не от богов. Их , взяв божественную глину и смешав её с речной водой, вылепил титан Прометей. Не скажу, что Зевс этому очень обрадовался. Он решил наказать Прометея. Но это уже совсем другая история. Но, тем не менее, хоть Зевс и не рад был появлению людей, впоследствии, он повадился ходить к земным женщинам. Остальные боги тоже не пренебрегали подобными связями. От этих связей и появлялись герои. ( Геракл, Персей, Полидевк) Китай В Китае все развивалось менее жестоко и кровожадно. В самом начале. Вселенная была подобна яйцу, и в этом яйце, сам собой Пань−гу. Долгое время спал он непробудным сном, а проснувшись, увидел вокруг себя только тьму и очень этим огорчился. И разломал тогда Пань−гу скорлупу и вышел наружу. Всё, что было в яйце было светлого и чистого, то поднялось на верх и стало небом, а всё то, что было тяжёлое и грубое, стало землёй. А что бы ничего вновь не мешалось в хаос, Пань−гу упёрся руками в небо, а ногами в землю. И так пролетело восемнадцать тысяч лет. С каждым днём, небо поднималось всё выше, а земля становилась прочнее и устойчивее, и Пань−гу рос, продолжая держать небо на своих руках. Наконец небо стало таким высоким, а земля такой твёрдой, что они уже не могли слиться воедино. Тогда опустил руки Пан−гу, лег на землю и умер. Его голос стал громом, дыхание − ветром и облаками, глаза− солнцем и луной, волосы − деревьями, кровь − реками, а кости камнями. А дальше мнения расходятся, Водном из вариантов мифа, рассказывается, что люди получились из паразитов, ползающих по телу Пань−гу. Но многим не понравилась эта версия происхождения людей. Согласитесь, не каждый захочет, чтоб их прародителями были паразиты… Другой вариант мифа гласит, что прародителями людей были Фу−си и Нюй−ву. Они были братом и сестрой, которые в итоге стали мужем и женой. Нюй−ву родила некий комок, не имевший формы, разрезала на много маленьких кусочков и разбросала по земле. Там, где эти кусочки упали, появились люди. Так и зародилось на земле человечество. Русь Теперь хотелось бы перейти к славянской мифологии. Как мне кажется, это одна из самых не кровожадных и приятных мифологий. Прежде, чем родился белый свет, весь мир был окутан непроглядной тьмой. И в этой тьме находился лишь Род − прародитель всего сущего. В самом начале, как кстати и в китайской мифологии, Род был заключен в яйце. Но родил Род Любовь − Ладу матушку и силой любви сокрушил он свою темницу. Так началось сотворение мира и началось оно с того, что мир наполнился Любовью. (И именно в этом отличие от мифов других народов.) Зарождение мира началось с любви). Сначала он родил царство небесное, а уже под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от Небес. Разделил он Свет и Тьму, а затем, бог Род родил Землю и погрузилась она в Океан. Из лица его вышло Солнце, из груди его − Луна, звёзды − из очей его, зори ясные − из бровей Рода, темные ночи− из дум, буйные ветры − из дыхания, а снег и дождь − от слезы Его. Для Любви были рождены небеса и вся поднебесная. Род − отец богов, Он рождён собой и родится вновь, Он− что было и то, чему быть предстоит. Второе поколение богов начинается со Сварога. Его родил Род и вдохнул в него могучий дух, чтоб Сварог мог смотреть во все стороны одновременно, и чтоб ничего не укрылось от взора его. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони−дни мчались по небу, что бы ночь сменяла день. А потом, обратил внимание Сварог, на отсутствие Земли, сокрытой в океане и попросил он отца своего − Рода, помочь ему достать Землю со дна океана. И помог ему Род. Помял Сварог горсть Земли, и ветры сдули Землю с его ладони, и упала она в море синее. Солнце её согрело, а Луна остудила. А держится Земля на спине Юши−Змея, чтобы не утонула Земля опять в Океане. Далее, у Сварога и Лады родился сын. И имя ему дали − Перун Громовержец. Однажды, Перун встретил прекрасную русалку Рось и у них родился Даждьбог . Бог солнца. Он женился на Живе − дочери Сварога. И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, потом Орей. А отец Орей породил сыновей - Кия, Щека и Хорива младшего. Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени – Русь. Глава вторая. Логос. 2.1. Понятие логос Слово Логос имеет довольно таки много значений: слово, мысль, понятие, разум, речь, смысл, порядок, мировой закон. Впервые этот термин древнегреческой философии ввёл Гераклит. Он раскрыл многие грани понятия Логос. 1. Логос – это универсальной закон, в соответсвии с которым всё происходит. 2. Логос является показателем определённости и постоянства, он определяет меру, в пределах которой происходят все изменения. 3. Логос – единое тождество противоположностей: зло и добро, гороячее и холодное. 4. Логос не относится к миру единичных вещей. Логос – обозначение всеобщего. Хоть в дальнейшем слово « логос» неоднократно меняло свой смысл, но, тем не менее, до сих под этим словом понимают наиболее глубокое и метафизическое устройство бытия. Понятие логоса вошло в философский словарь довольно-таки прочно, в силу глубины своего содержания. С одной стороны этот термин значит − «мысль» и «слово», а с другой стороны − «понятие» вещи В христианстве, например, под Логосом понимается единородный Сын Божий. Мы же, рассмотрим Логос, как рациональность − логический способ мышления. 1.2 Рациональное мышление. Что такое мифологическое мышление, мы уже разобрались, теперь давайте разберёмся, что такое рациональное мышление. Рациональное мышление, это такое мышление, которое строится таким образом, что чувствительная сфера в нём совсем не учитывается. Здесь нет места личным эмоциям. Оно основано на логике и ставит перед собой цели которых целенаправленно добивается. И именно этим оно отличается от мифологического. Мифологическое основано на чувствах и эмоциях, а рациональное на практичной логике. Рациональность − это предсказуемость, порядок, конкретика. К сожалению, или к счастью (это для кого как), люди, в своём большинстве сейчас рациональны, сам мир нас к этому подталкивает. Без рациональности не выстроить карьеры, не построить дом, не купить машины… И в погоне за этими благами, мы совсем разучиваемся мечтать, сочинять, фантазировать. Ведь где можно найти место для фантазий в этом мире, если сначала рано утром мы идём в школу. А на уроках ведь надо внимательно сидеть и слушать! Потом университет, затем работа. Учиться в школе, чтоб поступить в институт, учиться в институте, чтоб найти хорошую работу. Да, я конечно согласна, что без работы сейчас не заработаешь денег, а без денег не проживёшь. Но тем не менее, всегда надо помнить, что мы работаем, чтобы жить, а не живём, чтобы работать, а многие к сожалению об этом забывают, в сумасшедшей погоне за богатством. Но в то же время, именно рациональный тип мышления помогает человеку «взять себя в руки», адекватно оценить происходящую ситуацию и контролировать свои эмоции. Не скажу, что я приверженец какого-то одного типа мышления. Наверное, всего должно быть в меру. Рациональность ограничивает возможности полёта фантазии и делает мышление более приземлённым, в то время как мифологичность, делают возможности разума безграничными. Но не всё так просто, эту безграничность ещё надо уметь видеть и чувствовать, а не только виртуально представлять. Глава третья. «От мифа к логосу» 3.1. Связь мифологии и философии Многие философы считают, что философия возникла из мифа. Одними из таких философов были авторы «Критической истории западной философии» Они считали, что была создана «интеллектуальная атмосфера» , и божества были заменены материальными процессами, а мистика – рациональными доводами. Лосев писал, что идеи Платона есть не что иное, как « боги древней мифологии, но переведённые на язык разума, на язык понятий». Исследователи, которые считают, что мифологическая вера не отрицательна, объясняют развитие и возникновение философии из мифов и религиозных персонажей. Получается, что философия явилась разновидностью мифологии и религии. Ранней греческой философии был свойственен пантеизм, поэтому, противоположность философского понимания мира и религиозно-мифологического представления о нем не была столь радикальной. Если учитывать, что Олимпийские боги являли собой силы природы, то из этого можно сделать выводы, что переосмысление представления мифа, привело к возникновению философского представления о мировом порядке. . В философии, берущей начало в мифе и религии истина есть своего рода мистерия, а не проблема, требующая разрешения. В религиозно-мифологических сказаниях унаследованная от традиции «истина» сообщается а не доказывается, передается, а не познается. Будучи изречением и откровением, она не нуждается в обсуждении и обосновании, в аргументации и доказательстве. 3.2 Переход от мифа к логосу. Переход от мифа к логосу, происходит примерно в 8- 4 веках до нашей эры. Первые зачатки теоретического мышления можно найти уже у Гесиода в 8 веке. Но формируется этот период с седьмого по четвёртые века до нашей эры. В этот период, сознание, из мифологического постепенно становится рациональным. Этот переход означал замену вымышленного «рассказа» обоснованными аргументами и логическими доводами. Рациональная философия от мифологии отличается постановкой и формулировкой проблем и установкой на человеческий разум, как на средство познания. Можно сказать, что философия является рационализированной мифологией, ведь значение мифологии в развитии философии имело непосредственное значение - она являлась опорной точкой возникновения философии. Развитие рационально-логического мышления ведёт к уничтожению мифических понятий, хотя содержание мифа может и сохраняться. Именно поэтому развитие логической формы мышления в Древней Греции характеризуется как переход от мифа к логосу. Появление философии и рационализация мифов, предлагало замену веры мифологической, пониманием того, что этот мир не создан пантеоном богов, что человек может познать мир своим разумом, и то, что в мире существует разумный порядок, и имя ему – Логос.