Итак, хочу начать с того, что расскажу о буддизме в целом: Буддизм считается мировой религией, так же как ислам и христианство. Ее не определяет по этническому признаку ее предшественников. Буддизм – одна из самых древних религий в мире. Он зарождался еще в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии. По мнению некоторых ученых, возникновение буддизма способствовали изменения в жизни индийского народа. B середине VI до н.э. жителей индии настиг культурный и экономический кризис. Родовые и традиционные связи, стали претерпевать изменения. Именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много людей, избравшие путь воздержания и строгий образ жизни. Они бродили по просторам Индии с сформовавшимся своим видением мира и делились с другими людьми. В противостоянии устоев появился буддизм, заслуживший у народа признание. Большинство ученых считают, что основателем буддийского учения был реальный человек, известный всем как Будда. По их мнению он родился в 560 году до н.э. в семье царя Шакья. С детства он не знал нужды. Юность он прожил беззаботно, находясь в неведении о том, что существует смерть, болезни и прочее. В 29 лет он столкнулся со старцем, что стало для него настоящим потрясением. После этого случая, еще молодой Будда, присоединился к группе отшельников. Он погружается в себя и пытается понять сущность человеческих бед и отыскать способы избавления от них. Он всячески пытался найти ответы на свои вопросы у мудрецов. Цель буддизма – путь к нирване. Нирвана – состояние осознания своей души, которое достигается с помощью самоотречения. Будда много времени медитировал, глубоко размышлял и осваивал методы контроля собственного сознания. Он пришел к выводу, что людей волнует мнение других, из - за чего человеческая душа деградирует. Нирвана помогает уйти от этой зависимости. B буддизме существуют три главные драгоценности. В это число входит Будда – создатель учения, Дхарма – само учение и Сангха – община буддистов. Буддизм не практикует существование вечной души, которая искупает грехи. Он основывается на том, что и как делает человек и что это обязательно к нему вернется. Это последствия мыслей, оставляющих следы на собственной карме. Немного о направлении буддизма: Первенцы, поддержавшие учение Будды, уединялись в разных местах, пока на улице шел дождь. Они отказывались от любой собственности, за что их прозвали бхикша, что в переводе означает «нищие». Они брились наголо, одевались в лохмотья и перемещались с места на место. Их жизнь была непонятно аскетична. B дождливую погоду они прятались в пещеры. Хоронили их там, где они обитали, а на месте захоронения сооружали своеобразные склепы куполообразной формы. После смерти Будды состоялся сбор его предшественников, которые признали учение. Однако период наибольшего расцвета буддизма считается время правления Ашоки III. Выделяют три основные философские школы буддизма. В их число входит: Хинаяна – все, что происходит человек, виноват он сам; Махаяна – мирянин наравне с монахом может достичь спасения; Ваджраяна – тантрическое учение, которое опирается на контроль самосознания и медитации. Итак, основная цель буддизма – избавиться от страданий в жизни человека. Мы выяснили сущность и особенности буддизма в целом. Теперь я расскажу, историю появления буддизма в России: Опираясь на исторические справки, Буддизм в России возник в VII веке н.э. Первые упоминания с этой религией связаны с государством Бохай. Это государство занимало часть, сегодня именуемых, Приморья и Приамурья. Его народ исповедовал учения Махаяну. Археологический раскопки на Бохайской земле показывают на то, что буддизм был у них одной из основных религий. При раскопках были найдены фигурки Будды и прочие предметы, связанные с этим учением. C начала XVII века в России существовал буддизм в тибетской форме, благодаря племенам Калмыкии, которые приняли российское подданство. Cчитается, что калмыки - это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением. Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России. Тибетская форма начала распространятся по всем уголкам планеты, но большое значение имела в Бурятии, куда принесли ее монгольский и тибетский народ, спасавшиеся от недоброжелательных политических действий у себя на родине. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях. B 1741 году верховный монарх сибирского государства издал указ, благодаря которому буддизм получил призвание в Российской империи. Указ носил ограничительный характер и не являлся официальным признанием буддизма в Российской империи, но все же давал некоторые привилегии. Историки того времени отмечают, что указ был издан не Елизаветой Петровной, обосновав этот ошибкой или политической конъектурой. В 1764 году Екатерина II учредила пост главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья – Пандита-хамбо-ламы. Это событие считается буддизма одной из государственных религий России. B 1917 году буддизм исповедовали почти все жители Забайкалья. Он занимал одно из главных мест в их жизни. На тот момент насчитывалось 4 дацана, 144 храма и 16 тысяч монахов. B 30-е годы, после революционных восстаний буддистских монастырей, Союз Советских Социалистических Республик принял меры по борьбе с буддизмом. К началу 1941 года в стране были уничтожены все действующие дацаны. Причиной репрессий послужила борьба с японской диверсионной сетью, которая действовала в России еще со времен Русско-Японской войны. Япония выдвигала себя как покровителя буддийских народов. Чтобы привлечь на свою сторону буддистов, в частности монголов и бурятов, предлагала образовать марионеточное панмонгольское буддистское государство на территориях бывшего Союза Советских Социалистических Республик и передать в нём власть традиционному светскому и духовному главе монголов - Джецун-дамбе. Многие буддисты, которые были недовольны советской властью, распространяли Японскую пропаганду и сотрудничали с японской разведкой. В 1930—1932 годах духовенства участвовала в крупных народных восстаниях против власти МНРП. Иосиф Сталин был вынужден прекратить в МНР проведение этих действий, что вызвало недовольство народа прекратить восстания. Важным фактором было стремление не допустить расширение Японии. Наконец, в 1964 году, буддизм признали в России. С тех пор он признан официальной религией в стране. C историей зарождения буддистского учения в России до наших дней разобрались. Теперь предлагаю рассмотреть развитие этого же учения в наше время: В XIX веке в Санкт-Петербурге была основана буддийская община. Северная столица нашей страны стала центром буддизма в России. Но между XIX и XX веках был период скачков религии – то развивалась, то нет. К счастью, под конец ХХ века буддизм в России начал развиваться с новой силой. Сегодня эта религия завоевывает все больше сторонников и считается одной из распространенных духовных учений. Люди всех возрастов все больше интересуются буддизмом. У кого-то это основная религия в семье, а кто-то приходит к ней уже в сознательном возрасте. Также, хочется добавить, что в настоящее время на территории Российской Федерации существуют более 200 буддийских общин. Большую популярность приобретает тибетское направление «Великое совершенство», которое доводит буддийскую идею до логического завершения. Идея гласит, что в каждом из нас живет Будда, а самые талантливые являются Буддой. Полным ходом идет восстановление уцелевших буддийских храмов и открытие новых в Бурятии, Туве, Калмыкии и Санкт-Петербурге. Создаются учебные заведения с буддийским посылом, идет набор тибетских учителей. Самые популярные буддийские школы: направления махаяны, в том числе японский дзэн, тхеравада, корейский сон и школы тибетского буддизма. Число потомков дзэн в России невелико, его воздействие на культуру в некоторых моментах заметно. Корейская школа Кван Ум считается наибольшей по числу последователей дзэн. В 2009 году состоялся форум «Дни традиционного буддизма», который проходил впервые в России. Его цель заключалась в создании диалога между школами буддизма, которые практиковали представителей российской буддийской школы. В этом значимом мероприятии приняли участие представители Калмыкии, Тувы и Бурятии. Не могу оставить без внимания народы России, которые исповедуют буддизм. Ранее было сказано про восстановление храмов в Бурятии, Туве, Калмыкии и Санкт-Петербурге. В основном эти субъекты Российской Федерации проповедуют нашу, уже так полюбившуюся, религию. Количество этнических буддистов в этих регионах составляет около 900 тысяч человек. B Элисте расположен главный буддийский храм, в который съезжаются люди со всей России. B Туве есть буддийские монастыри. Бурятия имеет несколько священных дацунов. Также, храмы буддистов расположены в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской и Иркутской областях. Количество буддистов в данных городах, исходя из опроса, составляет 1% их жителей. А количество практикующихся буддистов на всю Россию составляет около 500 тысяч человек. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что основной народ, который исповедует буддизм: буряты, калмыки и тувинцы. Однако с каждым днем все больше и больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в южном регионе, центральной России. B частности представителями в этом регионе являются молодые люди. Рассмотрим основы и особенности буддизма в России: Основа этой религии – учение Будды, который считается человеком, когда то проживавшим на земле. B учение Будды входят четыре благородные истины, благодаря которым человек исцеляется от душевной боли и сможет прожить эту жизнь без несчастий. Как говорилось ранее, существует несколько действующих школ буддизма. И смотря к какой школе относится человек, у него будет меняться взгляд на мир и на жизнь. Разница между принципами и познаниями невелика. В этой религии преобладает добро, гармония и путь к счастью. Стоит заметить, что особенности буддийский взглядов меняются от того, где распространено буддийское учение на территории Российской Федерации. Например, исповедующие Дзэн изучают глубину человеческого сознания. Они стремятся познать специфику и природу ума. А исповедующие корейский сон используют в своей практике медитацию, аскетизм, монашество и прочее. Большинство представителей этой религии проходят учение в школе Гэлуг. Это одна из популярных школ учения буддизма в России. Здесь уделяют особое внимание монашеской дисциплине и нравственности. Считается, что для эффективной медитации необходима серьезная философская подготовка, поэтому религиозные практики подвергают философскому всестороннему анализу. Еще одна не менее популярная школа учения буддизма в России – Карма Кагью. Основное учение – Махамундра. Школа основывается на мастерах, которые являются держателями линии. Самая первая община Карма Кагью появилась в России в 1989 году. Среди представителей буддизма, есть люди, которые родились на территориях, где буддизм является основной религией. Не стоит забывать про молодое поколение буддистов, которые приняли эту веру благодаря изучению восточной культуры и ее традиций. Еще каких-то 100 лет назад к русскому буддизму относились несерьезно, а православные люди вообще считали это дурачеством. Сегодня буддизм никого не удивляет, а наоборот завлекает. Благодаря этому было восстановлено и создано большое количество буддийских храмов на территории Российской Федерации. Во многих городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди находят для себя духовную поддержку. Литературу с уклоном на буддийское учение можно найти в любом книжном магазине. Также в свободном доступе можно найти тематические материалы. Можно сделать вывод, что в нашем современном мире, полным технологий и знаний, получить учения в буддизме можно и без помощи организаций, школ или общин. Пришло время обсудить, чем же так привлекает эта религия и почему представители буддизма эмигрируют в европейские страны. Все достаточно просто. Как я озвучила ранее, в основу религии входит гуманность и любовь мира в целом. К этой гармонии и любви можно прийти через самопознание. Здесь нет четких границ и рамок. Даже Будда говорил, что каждый человек должен найти свою «золотую середину» между методикой достижения духовных целей и изобилием. На осознании важных принципов мировоззрения, базируется образ жизни счастливого человека. Принципы помогают обрести гармонию, доброту, любовь и прочее. Следует понимать, что буддизм – это не та религия, в центре которой стоит Божество, через поклонения которому можно достичь блаженства. Буддизм – это философия, через которую можно познать себя, принять высшую истину для улучшения собственного пребывания на этой земле. Цели этого учения достигаются через любовь и доброту, никак не через боль и страх. Избавишься от страданий – приблизишься к высшим истинам. А избавиться от страданий можно лишь познав их сущность. В учении существуют восемь пунктов, соблюдая которые можно стать на путь освобождения. Соблюдая эти правила, человек встает на путь очищения. Все это дает ожидаемые результаты, так как происходит осознанно. Но чтобы пройти этот путь, человеку, для начала, следует пройти через осознание многих вещей, которые существуют в нашем мире, сделать ряд невероятных и удивительных открытий в себе и окружающих, изменить свое мировоззрение. У буддистов каждой страны свое необычное мировоззрение. В частых случаях, представители этого учения интеллектуально развиты, миролюбивы и имеют расширенный кругозор. Подведем итоги из всего вышеизложенного текста: Мы понимаем, что традиционный буддизм в России имеет ряд основных проблем. Некоторые из них: отсутствие достаточного количества образованных лам ( лам – религиозный учитель в буддизме); нежелание традиционных буддистов объединяться; система управления; некие помехи возрождения буддизма – слабый контакт с представителями традиционного буддистского учения и преобладание веры над знаниями философских и религиозных положений; отсутствие информации о деятельности общин, базы данных о их функционировании. Несмотря на проблемы, буддизм в России развивается полным ходом в буддийской цивилизации. Возрождающиеся национальные формы буддизма, а также огромное разнообразие транснациональных форм – вот, что показывает миру буддизм. Благодаря интересу человечества к этому религиозному учению, те и другие формы откликаются в массовой культуре.