Аннотация: Мы живем лишь один раз, поэтому хочется получить от жизни удовольствие. С незапамятных времен из множества факторов, определяющих нравы, царящие в человеческом обществе, именно стремление к удовольствию и пользе удостоилось особо пристального внимания всех, задумывавшихся об истоках, причинах или целях нашего поведения, либо о нормах, которым это поведение должно соответствовать. Что же такое удовольствие? Удовольствие -  чувство,  сопровождающее удовлетворение  потребности. Одни отождествляют удовольствие с счастьем. Такая позиция является гедонизмом. Другие, напротив, считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку. Всю жизнь мы гонимся за удовольствиями. Поэтому необходимо понять, что удовольствие формирует нашу жизнь. Для каждого из нас важно исследовать проблему удовольствия, так как мы не можем существовать без удовольствий, без него нас становится скучно, одиноко. Размышляя над удовольствием, возникает вопрос: добро это или зло? В данной статье я хочу показать вам свою позицию, рассказав о негативной стороне удовольствий. Ключевые слова: удовлетворенность, удовольствие, желание, потребность, эгоизм. Введение Жизнь человека сложна и многогранна. Каждый день в борьбе за счастье она испытывает нас на прочность. Что же такое счастье? Это удовлетворенность. А состоит она из удовольствий, которые мы испытываем при удовлетворении потребностей, чего можно добиться многочисленными путями в наше время, причем в некоторых случаях аморальными. Но современность также имеет множество соблазнов, которые порождают новые потребности. Проблема заключается в том, что мы попадаем в зависимость после того, как испытали удовольствие. Мы устроены так, что если мы имеем потребность, то мы сделаем все возможное, чтобы ее удовлетворить. Хорошо это или плохо? Несомненно плохо, так как это разрушает цивилизацию. Все наши действия основаны на желании получить удовольствие. Из всего вышесказанного следует, что все мы в той или иной степени являемся гедонистами. Личные потребности всегда стоят у нас на первом месте. Поэтому во все времена люди наносили своими поступками огромный ущерб окружающим. Когда кто-то вызывается нам помочь “безвозмездно” он делает это для того, чтобы получить моральное вознаграждение. Когда мы помогаем маме с уборкой, мы делаем это не столько из чувства долга, сколько из возможности получить вознаграждение. Благотворительность также является гедонизмом, поскольку она направлена на получение похвалы и признания общества. Если мы глубоко поразмыслим над нашими действиями, то найдем именно мотив получить удовольствие, вознаграждение. В чем же заключается опасность удовольствий? Удовольствия крайне опасны с точки зрения общественной морали, нравственности, потому что, когда человек является самым настоящим гедонистом, он поступает исходя из своих эгоистических убеждений, совершенно не думает о благе других. Вторая проблема заключается в том, что удовольствия мимолетны. Действительно, мы чувствуем радость, удовлетворив потребность, но эта самая радость вмиг улетучивается. Например, когда мне покупали желанную игрушку, я была в восторге несколько дней, пока она не становилась для меня обыденной. Удовольствие сменялось безразличием. Я начинала хотеть другую игрушку. Если мне ее не покупали я впадала в уныние, тоску, становилась агрессивной. Так проявлялась моя первобытная воля удовлетворять свои потребности. Поскольку удовлетворение крайне мимолетно, то если бы мои родители были безотказны в моих капризах, это бы крайне негативно сказалось на моем психическом здоровье. Все потребности можно разделить на две группы. Первая группа - «простые потребности». Это потребности во сне, в пище, в отдыхе. Их удовлетворить несложно. Ко второй группе можно отнести привычку к алкоголю, наркотикам. Их природа довольно проста. В данной статье я хочу остановиться на сложных духовно-психологических потребностях: в любви, знаниях, влиянии и тд.   Любовь Что такое любовь? Этот вопрос интересовал людей во все времена. Это высокое чувство, которому посвящены романы, стихи, драматические произведения, фильмы, песни, картины. Каждый понимает любовь по-своему. Но так или иначе каждый понимает, что любовь - это глубокое чувство человека, привязанность к другому объекту. Действительно ли любовь так сложна? Нет. Любовь – это чувство, которое появляется, когда мы обнаруживаем источник удовлетворения. Таким источником могут быть разные объекты, как одушевленные, так и неодушевленные. Разберем любовь к человеку. Иван ищет удовольствий. В его жизни не хватает физического тепла, ласк, душевных разговоров с другим человеком. И вот он находит такой объект. Если этот человек в первое время удовлетворяет потребности Ивана, то выделяются гормоны, и он ощущает эйфорию, радость, беспечность, умиротворение. Начинается этап влюбленности. Большинство считает этот этап прекраснейшим на всем отрезке отношений, и это вполне очевидно. На этом этапе организм, который требовал удовольствия, наконец его получил, наша воля была удовлетворена. Некоторые не осознают в полной мере, что с ними происходит из-за слишком сильной бури гормонов. Но понятно то, что влюбленность – это следствие нахождения источника удовлетворения, который подходит нам по ряду критериев. Поступление гормонов несколько ослабевает со временем. Тогда появляется вопрос: сможет ли источник удовлетворения и дальше снабжать нас необходимым, или же эйфория угаснет? Даже когда у нас «безответная любовь» срабатывает именно эгоистическая воля. В таком случае вознаграждением является взаимность. А что тогда бывает, когда мы стараемся сделать человеку что-то приятное, не жаждая взаимности? Этому есть объяснение. Во-первых, человек не может нравиться нам просто так. Мы всегда найдем, за что любим другого человека. К примеру, нас может привлекать его внешность, мысли, поведение. Во-вторых, мы замечаем в другом человеке черты самого себя, если они есть. Мы можем не осознавать этого, но наше подсознание действительно находит в объекте удовольствия какое-то свойство, похожее на нас. А так как человек устроен так, что он любит самого себя , то нахождение «части себя» в другом человеке объясняет, почему мы делаем добро другому человеку, даже не видя выгоды. Так же можно объяснить родительскую любовь. Вполне очевидно, что родители видят в детях часть самих себя. Таким образом, любовь к другому человеку это именно эгоистическое чувство. Что касается привязанности к разным предметам или к животным, то это понятно, так как работает все тот же принцип. Если мы замечаем в предмете черту, которая бы как-либо удовлетворяла нас, то нам начинает нравиться этот предмет. Отойдя от вопроса любви как проявления эгоизма, хотелось бы добавить, что эта тема скрывает в себе много тайн.   Ценности знаний Есть ли у индивида потребность в познании? Получаем ли мы удовольствие, когда получаем знания? Давайте рассмотрим процесс получения знания для того, чтобы ответить на эти вопросы. Удивительно, но получение знаний подвержено такому же негативному эффекту удовольствий. Итак, мы получаем знания постоянно. Любое знание изначально полезно для нас, ведь когда мы приобретаем его, наш мозг развивается. Получая знания, мы совершенствуем свой интеллект. Те, кто реально тяготеет к знаниям, получают наслаждение от приобретения новых. Эти люди - интеллектуалы. Но большое количество знаний приводит к тому, что у человека появляются чувства уныния и отчаяния. Умный человек замечает все горести жизни и несправедливости бытия. Он видит, что мир несовершенен, анализирует поступки людей. Этот анализ приводит к появлению у человека отрицательных эмоций, потому что наш мир бессердечен. Умные не надеются на людей, не доверяют морали и нравственности, так как они субъективны. Если подумать, то на практике получается, что лишь немногие следуют предписаниям морали, и сами люди по своей природе противоречивые и двуличные. Человек начинает думать об обществе, о мире. Но эти мысли приносят лишь разочарования. Умные люди всегда мрачные, унылые, пессимистичные. Человек, открывший «правду» о себе, об обществе и окружающем мире, вряд ли сможет спокойно жить. Потому что мир крайне несовершенен. Знание могут лишь отбить волю к жизни. Каждое следующее знание будет только уменьшать удовольствие, полученное от него. В таком случае, познающий индивид будет страдать, поскольку познание безгранично, и потребность в познании также безгранично. Многие сходят от этого с ума. Если мы вспомним полученные знания, то убедимся в том, что большинство из них нас разочаровало. Лучше нам не получать никаких знаний вообще. Просто подумайте о глупых людях. Они не ломают голову над вопросами «почему» и «зачем». Им абсолютно все равно, когда по новостям объявляют, что две сверхдержавы наконец объявили войну друг другу и уже готовятся к боевым действиям. Все люди вокруг тотчас возбуждаются и начинают обсуждать столь значимое событие, делают ставки и прогнозы, искренне переживают. Человеку же, не отягощенному интеллектом, совершенно плевать. Если только ядерная ракета, запущенная одной из стран, попадет в место, где жили знакомые этого человека, он как-то отреагирует на все эти события. Не менее страшно для человека и общества интеллектуальное извращение. Познание может поработить нас. Человек, познавший очень много и разочаровавшийся в мире и в людях, может стать моральным и интеллектуальным извращенцем. Он извращает какие-либо понятия и суждения. Такой человек ставит собственные потребности выше потребностей других. Можно привести множество исторических примеров того, как разум был порабощен познанием. Иногда мировоззрение и система ценностей таких людей приводили к ужасным последствиям, так как интеллектуальный извращенец не только обижает окружающих своими недопустимыми мыслями, но и склоняет других разделить его взгляды. Таким образом, познание является не только удовольствием, но и разочарованием. Заключение Подводя итог, я хотела бы сказать, что все вышесказанное было бы бессмысленно, если бы я не предложила способ решения данной проблемы. Необходимо разработать этическую систему, которая будет построена на осознании понятия удовольствий, опасности удовольствий для отдельного человека и общества в целом. Разработчики этические учения и системы стараются прийти к чему-то радикальному. Я же считаю, что не следует придерживаться крайностей - аскетизма и гедонизма. Нам необходимо придерживаться середины. Мы должны установить для себя границы, которые не будут ущемлять нашу волю, но и не будут давать ей повода разгуляться. Для этого необходимо познать себя. Это значит, что мы вместе с возможным получением удовлетворения в отношении себя должны учитывать последствия для окружающих. Нам следует думать не о том, чтобы принести пользу обществу, а о максимально возможном избежании вреда. То есть, нам следует совершать поступки, приносящие удовольствие нам и не влекущих за собой плохих последствий для общества. Например, при наличии определенного продовольствия, права на него принадлежат нам и другому человеку. Мы можем употребить свою часть, отдав остальное другому. Так мы и удовлетворим свои потребности, и не принесем вред обществу. Приведу еще один пример. Человек расшатывает свою психику, употребляя на протяжении определенного времени различные вещества весьма губительного свойства. Сначала это алкоголь и сигареты, потом наркотические и психотропные препараты разного вида. Этот человек знает, что употребляя только определенное количество этих веществ, он сдерживает себя и не позволяет психике расстраиваться. При приеме большего количества этих благ он начинает вести себя агрессивно. Несмотря на это, он позволяет себе злоупотребить наркотиками, чтобы получить удовольствие в большем объеме. При этом он нападает на друзей, ссорится с близкими людьми, совершает противоправные действия. Вследствие все эти действия повлекут за собой ужасные последствия. Поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать все эти факты, находясь на этапе, который предшествует совершению определенного действия. Превышение доли удовольствия не оправдывает возможное наступление негативных последствий, поэтому субъект деятельности должен детально проанализировать всю ситуацию и воздержаться от превышения. Описанная мною концепция не является оригинальной и принципиально новой. В той или иной степени подобные подходы были у других людей, пытавшихся объяснить этику современной цивилизации и человечества в целом. В связи с закостенелостью и доминированием традиционных взглядов, общественное сознание не готово принять данный подход, поэтому у него не будет последователей, никто не одобрит его. На сегодняшний день эта концепция активно реализуется на практике, но прочной теоретической базы у нее нет. Поэтому я считаю, что необходима переоценка ценностей в рамках определенной и достаточно стройной этической системы. На этой системе построится новая модель общественного сознания, и новое человеческое общество, отвечающее развитию науки, техники и экономическим отношениям.