Так что же такое истина? В этой статье я попробую проанализировать высказывания великих умов различных эпох и может быть приблизиться к пониманию что же такое есть «истина». Истина - это объективное содержание сознания, адекватное отражение предметов и явлений действительности. С истиной справедливо связывается самое возвышенное и значимое в процессе познания мира. В современных условиях, как и в прошлом существуют ценности, которые остаются мерилом жизни человека –одним из них является истина. Слово «истина» иногда употребляется не только для оценки знания, но и для характеристики каких-то вещей и явлений. Например, говорят: «истинная дружба», «истинная красота», «истинный гений» и т. п. Здесь «истинное» означает настоящее. Истина есть процесс верного отражения действительности в сознании человека. I. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИЙ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ Что есть истина? Истина объясняется многими философами и мыслителями, но каждый из них определяет ее по-разному. Каждый из нас знает, что такое истина, но не каждый может объяснить. Глядя на историческое развитие, нет единого определения истины. Истина - это древняя философская концепция. В Древней Греции истина ассоциировалась с такими науками, как логика, геометрия, математика, естественная философия. Сократ ( 469-399 г. до н.э.) считал, что истина может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Считается, что, начиная с Платона (428 - 347г. до н.э.), западная философия изменила понимание истины. Платон связал истину с соответствием идеалу и совершенству. Истина в понимании Платона напрямую связано с категорией \"бытие\". Именно в философии Платона впервые произошло разделение трех понятий истины: 1) как характеристики бытия; 2) как характеристики человеческого познания; 3) как характеристики человеческого существования. Философское понимание истины Платона становится образцом для дальнейшего поиска истины во все последующие эпохи истории западной философии. (Копцева Т.П.) Древнегреческий философ Аристотель (384-332 г.до н.э.) развил учения Платона и из трех понятий истины по Платону и сформулировал только два вида: 1) вечная абсолютная истина и 2) истина, которая в потоке времени переходит в свою противоположность и становится ложной. Изначально истину понимают как открытие таинства. Позже это становится вопросом соответствия мысли объекту. Следовательно, понятие истины меняется - она становится частью бытия. В буддизме истина преимущественно связана с практическим достижением состояния сознания, в котором реальность видится такой, «как она есть». Учение Будды состоит из четырех благородных истин, все истины — это четыре этапа, проходимые на пути к нирване: 1о страдании: жизнь есть страдание 2о происхождении страданий: причина страданий- наши желания 3 о прекращении страданий: раз страдание имеет причину, то возможно прекращение страданий(нирвана) 4о пути, ведущем к освобождению от страданий- буддизм указывает восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь основан на учении Будды, которое направляет нас на следующие основы поведения: 1 правильные взгляды — это значит познание четырех истин, вера в истину причинности и правильный взгляд на вещи. 2. правильное мышление — это значит не поддаваться желаниям, не жаждать, не гневаться и не причинять вреда другим. 3. правильные слова — значит не лгать, не болтать, не сквернословить и не лицемерить. 4. правильные дела — значит не умерщвлять живых существ, не воровать и не прелюбодействовать. 5. правильный образ жизни — это значит избегать постыдного для человека образа жизни. 6. правильные стремления — это значит постоянно, не ленясь, прикладывать усилия к достижению правильных целей. 7. правильная память — это значит обдуманность в действиях. 8. правильное сосредоточение — это значит внутреннее созерцание с целью установления перед собой правильных целей и просветления разума Таким образом, истина с точки зрения буддизма есть процесс познания себя, окружающего мира и достижения наивысшего сознания путем постоянного совершенствования духа, тела, сознания и окружающего мира. Понимание истины является одним из преобладающих пониманий христианского учения. Во многих книгах Ветхого Завета - Бог есть истина - «истинный Бог», «все Его дела есть истина. В новозаветных текстах онтология истины более тесно связана с человеческой жизнью и духом истины в сердцах людей Как у древних, так и у средневековых философов оставался актуален вопрос о том - что есть истина. Одним из мыслителей, рассматривающих этот вопрос, был Фома Аквинский (1225-1274). Монах Доминиканского ордена, известный католический философ и теолог, объединил взгляды Аристотеля на истину с идеализмом и разграничил области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Он считал, что человеческий разум может постичь истину только тогда, когда речь идет о Божьем разуме. Фома Аквинский вовсе не был наивным, он пытался выделить из общей массы людей тех, кто был ближе к Богу (Служил Богу). Они обладали, по его мнению, большей истиной нежели остальные, которые просто о ней рассуждали. Джордж Беркли (1685-1753), ирландский философ, ввел субъективный идеализм, известен как епископ Беркли, создал учение о критериях истины. Критериями истины по Беркли являются: яркость (либо, наоборот, тусклость) ощущений; одновременность и приблизительная одинаковость восприятий у многих людей; преимущественная согласованность ощущений; при этом истинна не всякая взаимосогласованность знаний, а та, которая более проста, обозрима и удобна для усвоения. Он не понимал очень сложные и необъяснимые явления и вещи, поэтому всё упрощал и трактовал как ему было удобно. Например, он отрицал абстракцию - субстанцию как таковую в материальном мире, в то же время абстракцию и субстанцию в духовном мире не отрицал. Дэвид Юм (1711-1776), шотландский философ и историк, развивал скептицизм и эмпирические школы. Юм разделил истину на два вида. Первый вид истины работает с идеями отношений, например, сумма треугольников равна 180 градусам. Второй вид истины состоит из фактов, которые применяются к вещам, которые действительно существуют во всем мире. Субъективные идеалисты Джордж Беркли и Дэвид Юм идентифицировали истину с реальностью. Поскольку они воспринимали реальность как наше восприятие, истину рассматривали как очевидное восприятие, соответствие чувственному восприятию. Можно сделать вывод, что первые философы и мыслители выдвинули свои идеи и предложения, что такое истина, а последующие философы заимствовали их учения лишь немного развив и дополнив. Некоторые мыслители даже сформировали свою собственную теорию, но основанную на идеях предыдущих философов. II. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ С начала периода нового времени и в современной философии считается, что истина исходит из идеи познания, которое совпадает с объектом. Это оказало большое влияние на развитие науки, вплоть до сегодняшних дней. Наука стремится сформулировать правильные, логически неопределенные теории, но практически не рассматривает истину как открытие существования, которое проявляется в искусстве, религии, поэзии, музыке. Концепция истины полностью благословлена наукой, которая проявляется как идеология современного образа жизни. Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) считал, что определение истины является только номинальным, поэтому оно не может быть использовано для определения того, какие решения верны. Учитывая идею Канта, древние скептики были критичны и логичны в решении, что, используя только номинальные определения истины, они могут определить, какие решения верны. Кант предположил, что истина - это процесс познания. Если истина состоит в том, что познание соответствует предмету, тогда этот предмет следует отличать от других предметов. Действительно, утверждение ложно, если оно не соответствует предмету, к которому оно относится, хотя оно также содержит что-то, что было бы актуально для других предметов. Критерием общей истины может быть то, что является правильным в отношении всех типов соответствий, независимо от их предмета. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) считал сознание и природу единым целым. Гегель определяет истину в своей философии как субъективные мысли. Истина как развитие себя. Еще один немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) исправил и дополнил учения Платона, Канта и других философов. Шопенгауэр, под влиянием восточной культуры, считал, что истина была ссылкой на суждение в чем-то еще от самого себя. Три из четырех преобладающих истин буддизма соответствуют точке зрения Шопенгауэра. Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910) определял истину как знание, которое было признано подлинным. Подход Джеймса предполагает, что мы уже знаем истину, мы всегда можем создавать новые знания, на основе этого и слегка изменять истину в этом процессе. (Стивенсон, 2008, 249) Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) один из основателей экзистенциализма, считал, что изначально истина была определена как раскрытие сокрытия, но позже она стала предметом мысли. Философ из Латвии Теодорс Целмс (1893 - 1989) инициатор и разработчик феноменологического направления в Латвии в 1939 году опубликовал сборник эссе «Истина и заблуждение», в котором излагаются эссе Целма по этой теме. Он определяет истину как суждение, которое соответствует действительности. Теодорс Целмс считает, что «самое близкое к истине, если говорить о страхе смерти, - это создание инстинкта к жизни» (Целмс, 1952;102) Понятие истины Карла Поппера (1902-1994) более ориентировано на объективное познание, чтобы использовать в науке. Существует объективная истина: идея истины абсолютна, но абсолютная уверенность не может быть достигнута. Мы ищем истину, но она не принадлежит нам. Американский философ Ричард Порти (1931 - 2007) считал, что абсолютной истины не существует. Порти считал, что истина исходит от людей, общающихся с другими. Посредством общения люди формируют идеи общества, которые составляют истину. Александр Ивин считает, что спор должен попытаться выяснить истину, это требование является одним из самых важных, если не самых важных. Американский философ Дональд Дэвидсон (1917 - 2003) избегал определения истины, но утверждал, что истина является ключевым понятием и не может быть заменена никаким другим понятием. В сентябрьском номере журнала «Философия сейчас» в 2013 году был поднят вопрос Что есть истина? Разные современные мыслители высказывали свои мысли о том, что истинно. Джон Уэйнрайт (Jon Wainwright) первым высказал свое мнение. Он считает, что истинные убеждения описывают мир, когда мир меняется, тогда истины меняются. Философ Билл Макхам (Bill Meacham) не объясняет, что такое истина, но объясняет, как можно распознать истину. Он выдвигает четыре фактора, которые определяют правдивость теории: соответствие, последовательность, согласованность и полезность. • Теория истины соответствует нашему опыту - это означает, что она соответствует фактам. Но истина всегда временна, не конечна. Обнаружение новых фактов может потребовать изменения критерий истины. • Теория истины непротиворечива. Она последовательна и сочетает то, что мы уже знаем. • Теория истины согласовывается со всем остальным, что мы считаем истинным. Она подтверждает (по крайней мере, не противоречит) остальным нашим знаниям. Например, физика, химия, биология, геология и астрономия подтверждают друг друга. • Теория истины полезна, потому что она придает нам мастерство. Когда мы действуем на основе теории истины, наши действия успешны. Истина работает, чтобы организовать наши мысли и действия, чтобы мы могли рассуждать с логической строгостью и прийти к истинным выводам и эффективно справляться с реальностью. Это похоже на прогностическую способность делать правильный выбор в отношении того, что может произойти. Означает ли это, что полезное есть истина? Это не очень полезный вопрос, поскольку это не единственный критерий. Скорее, если теория согласуется с нашим опытом, последовательна, согласованна со всем остальным, что мы знаем, и полезна для организации нашего мышления и действий, тогда мы с уверенностью можем считать это истиной. Рэй Пирс (Ray Pearce) считает, что истина хороша тем, что она помогает людям решать, что делать, потому что она служит стандартом. Ануш Фалак Рафат (Anoosh Falak Rafat )разделяет истину на две группы - субъективную истину и объективную истину. Субъективная истина дается людям через индивидуальный опыт, истину, которую мы ставим перед собой. Объективная истина обнаруживается в результате поиска, который критикует опыт при сборе достаточного количества доказательств. Например, мы живем на планете, которая вращается вокруг своей оси и вращается вокруг Солнца. Субъективная истина не обязательно согласуется с объективной, но от нее зависит. Он считает, что истина находится вне нас, чтобы ее видели все. Боб Стоун (Bob Stone) говорит, что все прекрасно знают, что такое истина, все, кроме Понтия Пилата и философов. Истина - это качество справедливости, но истина - это утверждение. Это означает, что истина - предположения человека, которые считаются правильными. Роберт Тейблз (Robert Tables) считает, что истина появляется тогда, когда мы говорим что-то друг другу, и это \"работает\", а если оно \"не работает\", мы называем это ошибкой. Мы принимаем то, что люди поддерживают и принимают. Можно сделать вывод, что каждый философ и мыслитель имеет собственное мнение о том, что есть истина. Принимая во внимание утверждения философов об истине, нельзя её критерии описать в одном объяснении. Размышляя над высказываниями различных философов попытаюсь предложить свое видение истины. Истина - абсолютна. Существует не зависимо от нас. Истина это не факт, это не доказательство, не какая-либо субстанция, не предмет, не дух. Истина - это постоянный процесс. Процесс отчуждения, избавления от лжи путем постоянного самосовершенствования, совершенствования окружающего мира, духовного и материального. Процесс достижения истины должен постоянно опираться на ложь, как на противоположность истины. Вот и все! Все, что мы делаем во благо - истина. Все о чем мы думаем во благо - истина. Познать абсолютную истину не возможно точно так же, как постулат о том, что две параллельные не пересекаются. С другой стороны параллельные линии пересекаются, но где-то в бесконечности. Где именно, мы не узнаем. Так и истина, как она выглядит в абсолютном состоянии, мы не узнаем. Мы лишь будем стремится это узнать. Вот это стремление узнать, понять, либо хоть чуть-чуть приблизится к ней и есть истина. Истина одна и она абсолютна. Стремясь познать ее множество доказательств, считавшихся истиной, становятся ложными. Значит они и небыли истиной. Они изначально были ложью. Опираясь на них мы и продвигаемся к познанию истины как таковой.