Сотворение мира Предлагаю начать с самого начала. А именно с сотворения мира, точнее того, как древние египтяне себе это представляли. На этот счет у них было три основные теории, и каждая соответствовала своему религиозному центру Древнего Египта – Гелиополь (Иуну), Гермополь (Шедет) и Мемфис. Жрецы Гелиополя считали, что вначале не было ничего, только Хаос и первородный бескрайний и бездонный океан Нун. И однажды на его поверхности появился самый первый бог великий Атум. Первым делом он создал первый островок суши – холм Бен-Бен. Вторым шагом было создание других богов. Это были Шу, бог ветра, и его сестра Тефнут, богиня влаги. Но по причине того, что на тот момент мир представлял из себя лишь бескрайний океан и небольшой холм, а никакого солнца и, тем более, света не было, то Атум потерял своих детей в этой непроглядной тьме. Тогда он вырвал свое око и послал его на поиски детей. Долго ждал Атум, но, в конце концов, отчаялся. Тогда он, решив, что потерял и детей и глаз, создает себе новый. Однако глаз возвращается и приводит Атуму его детей. Увидев, что ему нашли замену, глаз обиделся и решил наказать бога, превратившись в кобру. Но тот бесстрашно взял ее и поместил у себя на лбу. Затем, из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, который принес миру долгожданный свет. От Шу и Тефнут пошли другие боги: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба, а от них Изида, Осирис, Нефтида и Сет. Эти боги составляют основу Великой Эннеады. Другая версия существовала в городе Гермополе. Там считалось, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, в центр ставили Огдоаду. Она состояла из четырех пар богов и богинь, которые символизировали определенный элемент. Нун и Наунет первородный океан, Хух и Хаухет – бесконечное пространство, Кук и Каукет – вечная тьма и хаос, Амон и Амаунет – невидимое космическое пространство. От них же и произошел бог солнца. Но помимо них существовали еще три пары воплощений отрицательных сил: Тенему и Тенемуит – мрак, Ниау и Ниаут – пустота, Герех и Герехт – отсутствие. Боги Великой Восьмерки создали яйцо и возложили его на Изначальный Холм – «Огненный остров», из него вылупился бог утреннего солнца Хепри – молодой Pa. Версия жрецов Мемфиса ставила в центр мироздания бога Птаха, покровителя ремесел. Это считается первой теологией, основанной на принципе логоса, который подразумевает создание чего-либо при помощи одних лишь слов и воли (как например в христианстве). В начале был все тот же безжизненный океан Нун. Птах был землей, но однажды он решил воплотиться в божество и при помощи силы воли создал себе тело. Он был первым богом. Но перед сотворением других богов Птах сначала создал ка, часть души человека или бога, которая олицетворяла жизненную силу, анкх, символ вечной жизни, и творческую силу богов. Следом появился и первый бог, созданный Птахом. В его сердце возникла мысль об Атуме, он произнес его имя, и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Далее события развиваются как в Гелиопольской версии. Их основное отличие в том, что Атум не был первым богом и творил все по воле Птаха. И именно Птах давал богам могущество, жизненную силу и наделял их мудростью. Птах, его жена – богиня войны Сехмет и их сын – бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду. Три религиозных центра – три разные теории. Но надо признать, что чем-то особенным, что выделяло бы их на фоне других мифологий, они не отличаются. Как и в большинстве культур, основной план таков: в начале ничего не существовало, потом появляется некое божество и уже оно, или его потомки, начинают творить мир. Но людям уже тогда было интересно, откуда взялось все то, что их окружает, и им требовалось хотя бы подобное объяснение. Устройство мира Представление об устройстве мира тоже имеет сходства с другими мифологиями. Был бог земли Геб, богиня неба Нут и их отец бог ветра Шу, который их и разделял друг с другом. Солнце они представляли как барку бога Ра, которая на протяжении дня шла по телу Нут. А вот дальше египетская мифология выделяется более явно. Египтяне считали, что совместно с миром людей существует и мир богов, Дуат. Причем у него нет конкретного места (как, например, у Олимпа в Греции). Одни источники упоминают, что Дуат расположен где-то на небесах, другие, что под землей. И, в отличие от того же Олимпа, где находился лишь дворец богов, в Дуате есть все: дворцы богов, Царство Мертвых, земли, кишащие демонами, загадочная Река Ночи и прочее. Согласно мифам вечером Ра уходит в Дуат, спускается на Реку и уже по ней продолжает свое путешествие. На пути его ждет двенадцать зон, соответствующих двенадцати ночным часам. На некоторых участках его поджидают опасности в виде монстров и демонов, поэтому бога солнца всегда сопровождает свита, которая и охраняет его барку. Мы видим, что устройство вселенной египтяне представляли себе по-особенному. Они считали, что совместно с нашим миром существует другой, Дуат. Не имея конкретного места расположения, он куда более походит на концепцию параллельного мира, в отличие от многих других мифологий, где боги обитают где-то на небесах, а под землей находятся их противники, нечистые силы. Сотворение людей На счет происхождения человека у египтян также была не одна теория. Одна из них говорит, что люди появились практически в одно время с миром. Согласно мифам, когда Ра родился из цветка лотоса и увидел Атума и его детей, то заплакал от радости. Его слезы падали на землю и превращались в людей. Существовала и другая версия, которая в свое время была даже более распространенной, чем первая. Она говорит о том, что вечерняя ипостась Ра бог закатного солнца Хнум вылепил животных и людей на своем гончарном круге. Теории схожи в том, что в них обеих люди имеют явное божественное происхождение. В первой они появились из тела бога, а во второй в результате его плана и усердий. Это говорит о том, что люди явно возвышали себя, стараясь хотя бы немного приблизить себя к величию и могуществу богов. Об этом также может намекать и обратное: боги часто вели себя, как люди (строили козни, плели заговоры, предавали друг друга и даже убивали), чем сами приближали себя к людям. Египтяне не желали считать себя жалкими смертными на фоне сил природы, которые и олицетворяли боги, а старались хоть немного затмить эти границы и увеличить свое значение в этом мире. Царская власть Выше я говорил о том, что люди старались приблизить себя к богам. Но с некоторыми представителями они делали это с особенным усердием. Я говорю о фараонах – царях Древнего Египта. Их люди уже ставили в один ряд с богами. Египтяне считали власть фараона священной и неприкосновенной и дарованной самими богами, а его самого считали настолько великим и могучим, что в буквальном смысле называли сыном Ра. А раз он был сыном верховного бога, то и его самого считали богом. Это сравнение с богами проявлялось и в некоторых обыденных вещах. Например, тот глаз, что Атум поместил на свой лоб в виде кобры. Эта змея называется урей и украшает она головы не только богов, но и фараонов. Еще одной особенностью является жезл уас, которым владели практически все боги, а из людей только фараоны. Другими атрибутами власти являются посох и цеп. Их носить имели право исключительно правители, будь то бог или человек. Поэтому они были лишь у Ра, Осириса, некоторых других богов и фараонов. Самым явным примером возвышения фараонов в боги являются их изображения. Несмотря на то, что египтяне старались показать некоторые свои схожести с богами, они все равно считали себя ничтожными по сравнению с ними. Когда требовалось изобразить богов и людей вместе, египтяне делали это по-особенному. Боги становились гигантами, а люди по сравнению с ними карликами. Так показывалось могущество первых. Интересно то, что с фараонами так не делали. Их изображали наравне с богами, подчеркивая их власть над людьми. Смерть Свое отношение у египтян было и к смерти. В большинстве культур смерть представлялась чем-то страшным, а богов связанных с нею действительно опасались. Вспомнить то же мрачное царство Аида или холодный Хельхейм. Даже, несмотря на наличие концепции рая практически во всех культурах, люди все равно боялись смерти. Но в Древнем Египте было по-другому. Там смерти не боялись. Ее считали продолжением жизни, поэтому спокойно принимали ее и даже готовились к ней. Считалось, что после смерти душу человека встречал Анубис и провожал на Суд Осириса. И именно встречал, а не забирал, Анубиса считали положительным богом. На Суде, которым судит правитель загробного мира добродушный бог Осирис, происходит проверка умершего на грехи. В зале стояли весы, на одну их чашу клали сердце умершего, а на другую перо богини истины и порядка Маат. И если весы приходили в равновесие, то считалось, что умерший прошел испытание, и его пропускали в древнеегипетское подобие рая Поля Иалу. Там умерший жил той же жизнью, что и до смерти, только она была более счастливой и без тех забот, которые могли волновать тогда. А вот концепции ада у египтян не было. Считалось, что если весы на Суде не приходили в равновесие, то сердце, а вместе с ним и душу умершего, съедала демоница Аммит. На этом этот путь и заканчивался. Теперь становится ясно, что в Древнем Египте смерти не опасались, поскольку считали, что жизнь на этом продолжается, а вовсе не обрывается. Интересным мне считается, что грешника за все его деяния ждет забвение, а не вечные муки, что мне кажется более снисходительным и даже гуманным. Добро и зло Насчет соотношения добра и зла у египтян были довольно противоречивые суждения. Например, как упоминалось выше, смерть они не представляли чем-то негативным, а боги смерти Анубис и Осирис были положительными. А милостивый бог Ра однажды вообще решил устроить геноцид человечества. В древнеегипетской мифологии был явный отрицательный персонаж Сет. Он считался богом пустынь и зла, он убил своего брата Осириса и захватил его трон. Он сражался с Гором за власть, лишил его глаза, но, в конце концов, был повержен. Однако именно Сет был главным защитником Ра, а, следовательно, и всего мира, от Апофиса. Апофис – чудовищный змей, который поджидает барку Ра на одном из этапов ночного пути. Каждый раз он нападает на Ра, стремясь проглотить его, но каждый раз оказывается поверженным им и его свитой. Апофиса можно назвать единственным абсолютно отрицательным персонажем древнеегипетских мифов. Удивительно то, как египтяне воспринимали добро и зло. Они считали, что не существует первого без второго, а второго без первого. Что верховный бог бывает жестоким, и что даже сам бог зла может творить благие дела. Но как же Апофис? Лично я не считаю его полноценным персонажем мифологий, он скорее является олицетворением тьмы, не имеющим ни своего характера, ни личности. Женщины Если сравнивать Древний Египет с большинством прочих развитых цивилизаций того периода, женщины в там занимали куда высокое положение, совсем не так как например в Древней Греции или Риме. В Древнем Египте никого не принижали по гендерному признаку, все египтяне имели практически равные права. Женщины могли заключать сделки и договоры, права наследования и завещания, подавать в суд и выступать там в качестве свидетелей, записывать детей на свое имя. Действительно уникальным было то, что права на землю были исключительно у женщин, и передавались они по женской линии. Таким образом, мужчина мог пользоваться землей лишь при условии вступления в брак с женщиной, ее хозяйкой. То же самое было и с царской властью. Чтобы фараон мог управлять страной, ему приходилось жениться на наследнице престола, которой очень часто оказывалась его же сестра. Именно поэтому подобные браки были довольно распространенным явлением в Древнем Египте. Также у женщин не было ограничений по профессиям. Они имели право становиться врачами, учителями и даже писцами или жрецами, а это были очень высокие и престижные должности. Пусть и редко, но бывало, что женщины достигали высоких позиций в административном управлении и властных структурах. В связи с этим, случалось, что женщины и стояли у власти. Они становились во главе государства в качестве регента, либо даже единоличной правительницей по причине отсутствия других наследников или просто по собственному желанию. История знает далеко не одну женщину-правительницу: Мернейт, Нефрусебек, Клеопатра VII, сама Хатшепсут и прочие. Очень интересное отражение женщины находят в мифологии. Например, охоте, традиционно мужскому делу, покровительствовала богиня Нейт, совсем как Артемида в Древней Греции или Диана в Риме. Покровительницами царской власти также были богини. Звали их Нехбет и Уаджит, они составляли пару Госпожей Двух земель, и каждая из них была хранительницей короны Верхнего и Нижнего Египта соответственно территории, которую она защищала. Но более любопытной является Хатор. Вообще это богиня красоты, женственности и любви, и с первого взгляда ничем таким примечательным не отличается. Однако существовала одна любопытная деталь. Дело в том, что у нее, можно сказать было некое подобие раздвоения личности. И одним ее воплощением была мирная богиня любви Хатор, а другим жестокая богиня войны и эпидемий Сехмет. Сехмет, грозная и беспощадная львица, Око Ра, это именно она устроила тот геноцид человечества, и остановить ее не могли даже боги. Лишь при помощи хитрости они смогли усыпить ее и усмирить. Думаю, этим египтяне хотели показать, что как добро есть во зле и наоборот, так и внутри беззащитной и хрупкой с виду женщине может таиться ее жестокая и воинственная сущность.