Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. Проблема сущности феноменов «пространство» и «время» всегда интересовали людей. На сегодняшний день достаточно трудно сказать с полной уверенностью что-либо о пространстве и времени. И такая неопределенность в вопросе существует даже ввиду того, что феномены пространства и времени активно разрабатываются физико-математическими науками вот уже на протяжении 150 лет. и очень сильно зависят от этой области знания, чей метод познания окружающей действительности достаточно точен. [8] Стоит учитывать тот факт, что развитие взглядов на пространство и время людей разных эпох зависит от наличия той или иной научной модели, а зачастую даже от предубеждений. Поэтому для объективного понимания обозначенных выше явлений следует всегда обращаться к ходу развития воззрений на них в предшествующих эпохах. [8] Как уже было сказано чуть выше, поставленная проблема всегда интересовала людей. Поэтому многие именитые философы и ученые из разных областей знания уделяли внимание феноменам пространства и времени в своих работах. Здесь стоит обозначить следующие имена: Демократ, Аристотель, Галилей, Ньютон, Кант, Эйнштейн, Анри Бергсон. [7] I ПОНЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. В реальном мире вещи не статичны, они имеют свойство движения. И это движение также происходит в рамках пространства. [6] Многие исследователи сходятся во мнениях, определяя пространство, как определенный способ координации, формы сосуществования материи в виде предметов, которые и образуют структуру пространства.[7] [8] Вместе с этим исследователи заостряют внимание на том, что эта форма сосуществования и организации как бы предустановлена в самих предметах, за счет уже оговорённого понятия протяжённости. Таким образом, пространство определяется, как атрибут (признак) материи, всеобщая форма бытия вещей. [6] Явления и предметы характеризуются процессами изменения, в мире они также обозначаются длительностью своего существование. Это означает, что всякое тело существует и движется во времени. В связи с этим многие ученые определяют время, как форму или порядок процесса изменения состояния вещи или явления, а также исчезновения старых и появление на их месте новых вещей или явлений. [7] Важно понимать, что время – это процесс, имеющий направленность, современным человеком он ощущается линейно-направленным вперед, в будущее. Такое понимание времени связанно в первую очередь с христианским видением мира, которое укрепилась в Европейской традиции. Оно предполагает череду событий, не повторяющихся и не обратимых вспять, будь то смерть Иисуса Христа и его воскрешения или же его второй приход и страшный суд. До этого мы можем наблюдать понимание времени в первую очередь, как циклического, вновь повторяющегося процесса. Пространство и время познаются в единстве с движением через материю, как её основные атрибуты. На этом основании А. Г. Спиркин делает вывод о том, что пространство и время суть всеобщей формы существования и координации объектов. [7] II МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, ИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА. Метафизические воззрения на сущность феноменов пространства и времени уходят корнями в древнюю Грецию и в первую очередь ассоциируются с атомистами Левкиппом и Демокритом. Однако не следует понимать атомы древнегреческих философов за атомы в привычном нам современном смысле. В их понимании атомы это в первую очередь это мельчайшие частицы, наделённые геометрическими свойствами – формой. [5] Именно ими впервые было введено понятие атома – мельчайшего, неделимого элемента. [2] Но помимо этих атомов существует пустота – небытие, в которой этим атомы существуют дискретно, то есть раздельно. На данный момент такое разделения материи и пространства на как бы две независимые дискретные части определяется, как субстанциональный подход к пониманию пространства, в данном случае, но и времени. [5]. Согласно этому подходу пространство и время, как своеобразные феномены наделяются абсолютной, независимой ни от чего природой. [7] Они выступают в первую очередь вместилищем материальных вещей, процессов и событий, которые происходят в реальном мире. Другое дело, что, когда мы говорим о древней Греции и эпохах до Нового времени, следует понимать, что естественнонаучные предпосылки понимания категорий пространства и времени не играют здесь важной роли. В эпоху Галилея – Ньютона, то есть в эпоху становления классической механики появляется трактовка пространства, как абсолютной протяжённости, а времени, как абсолютной длительности. [10] Это особенно характерно для механики Ньютона, которая своей фундаментальностью и непротиворечивостью на долгое время закрепилась в научном сообществе. А его взгляды на природу пространства и времени, как абсолютных феноменов были превалирующими вплоть до создания специальной теории относительности. [10] В рамках концепции Ньютона мир представлен определённой совокупностью атомов, движение которых подчинялось классической ньютоновской динамики. Они существовали в абсолютном пространстве, которое было неизменно и неподвижно, его свойства не зависели от материи. [7] Касаясь понятия времени и его свойства абсолютности, следует сказать, что оно выражалось через одновременность всего происходящего. Понятие одновременности в классической физике трактовалось также согласно субстанциальной концепции времени. Одновременными считались все те события, которые произошли в одно мгновение. С точки зрения здравого смысла это действительно так. Однако понимания пространства и времени в рамках субстанциональной концепции наконец-то даёт слабину в XIXвеке в связи с открытиями в сфере точных и естественных наук. III ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, ИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА. Диалектика подготовила почву к тому, чтобы реляционное понимание пространства и времени восторжествовало. Особый вклад в этот процесс внесло учение о диалектическом материализме, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, как вполне обоснованная научная теория, которая утверждала субстанциональную модель материи и её главного свойства – движения.[6][3] Всё остальное объявлялось производным от материи, а как следствие и время, и пространство теряли свою самостоятельную сущность. [9] С точки зрения диалектического материализма допущение самостоятельности существования пространства и времени вступает в противоречие с принципом всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности материальных явлений, ведет к расчленению представления о мире на отдельные формы, никак не связанные друг с другом.[9] IV СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ (ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ) НАУКИ. С развитием наук, в особенности физики, связано разрушение устаревшей модели, обозначенной абсолютизацией механики Ньютона. Постепенно вырабатывается концепция реляционного понимания пространства и времени, которая приходит на смену субстанционального подхода. [8][10] Первый удар субстанциональному пониманию пространства и времени был обозначен. Открытие электромагнитного поля и выяснение несводимости поля к состояниям механической среды- вскрыли несостоятельность классической картины мира.[7] Теперь частицы не дискретны, они связаны между собой в единую систему полем действия, которого реализуется через конечную скорость – скорость света в вакууме. [7] Таким образом, получается, что нет пространства самого по себе, оно есть в определённом виде материи. Иными словами, уже говоря о пространстве, мы можем сказать, что оно относительно.[6] Кроме этого большой вклад в становление реляционной теории внёс Н. И. Лобачевский, выдвинув теорию о том, что закономерности геометрии могут быть совершенно иными в разных масштабах. Таким образом, он установил, что свойство пространства не могут быть всегда и везде неизменными. Это положило начало созданию неевклидовой геометрии. [7][9] Но наиболее важным шагом в определении господства реляционной теории было озвучивание в начале XXвека специальной теории относительности Эйнштейна. Данная теория определяла глубокую и структурную взаимосвязь пространства, времени и движущейся материи. Таким образом, всё в мире, согласно со специальной теорией относительности происходит в пространственно-временном континууме. [4] Касательно времени следует сказать, что теория относительности предполагает понимание одновременности совершения событий не абсолютной, а относительной теории. Наш жизненный опыт предполагает факт наличия временной точки соприкосновения двух различных действий. Однако это было бы справедливо, если бы воздействие на удалённое тело происходило с бесконечной скоростью. Однако такой скорости взаимодействия между телами нет. Собственно, поэтому каждое последующее событие происходит через мгновение. [7] С этим фундаментальным положением связаны другие важные принципы теории относительности. Оказывается, расстояние между какими-либо телами, находящимися в пространстве на конечном удалении друг от друга, неодинаково в различных движущихся инерциальных системах. С увеличением скорости соответственно уменьшается длинна тела. В свою очередь в мире нет единственности длин тел, они меняют длину в соответствии с системой отчёта. Поведение времени подобно поведению изменения длинны тела. Подобно этому промежуток времени между какими-либо событиями различен в различных движущихся материальных системах - с возрастанием скорости он уменьшается. Поэтому здесь можно говорить о единстве пространства и времени, выводимое через движущуюся материю. [7] Таким образом, с реляционной точки зрения время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств, которые делятся на общие и особенные свойства. К общим свойствам пространства можно отнести: • Объективность. • Бесконечность. • Взаимосвязь со временем и с движением материи. • Протяжённость. К общим свойствам времени можно отнести: • Объективность. • Вечность. • Взаимосвязь с пространством и с движением материи. • Зависимость от структурных характеристик материальных систем. [6] К общим свойствам как пространства, так и времени следует отнести их структурные составляющие: • Пространство имеет трёхмерную структуру, бывает симметричным и ассиметричным, имеет формы и размеры, местоположение, расстояние между предметами, способствует распределению материи в разные её состояниях.[6] • Время определяется через асимметричность, необратимость, имеет определённый ритм процессов, скорость изменения состояния.