Аннотация: В данной статье затрагивается тема бытия человека. Вопрос о том, что такое бытие, возник вместе с зарождением философии, постоянно сопровождает и будет сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это глубокий философский вопрос, глубина которого неисчерпаема. Под бытием может пониматься как общее понятие о существовании, сущем вообще, так и материальные вещи и процессы. Бытием можно назвать и восприятие собственной жизни с той или иной позиции: цельного или бесполезного существования. Поэтому проблема бытия человека волновала многих мыслителей во все времена. Рассматривая данную проблему, нельзя не упомянуть о сопряженности человека и философии, ведь именно философия рассматривает человека как объект познания. Также в данном вопросе немаловажную роль играет и самопознание человека, его стремление найти собственное место в жизни, свое предназначение. Осознание человеком цели и смысла собственного существования отражает социально-природную сущность человека. Процесс понимания бытия во многом схож с процессом освоения окружающей реальности и самопознания, смысла существования природы, общества и человека. Ключевые слова: бытие / бытие человека / существование / смысл жизни / место в жизни / сущность человека / социально – природная сущность человека / сопряженность человека и философии / осмысление человека / самопознание Введение Что есть человек? На сегодня существует по крайней мере две позиции на этот счет: 1. Позиция минимального гуманизма. Согласно этой позиции, человек есть не что иное, как одно из живых существ, населяющий планету Земля. Соответствующим образом человек занимает вполне конкретное место в отведенном ему ареале жизнеобитания, как и любое другое живое существо. 2. Позиция максимального гуманизма. С точки зрения данной позиции, человек -это уникальное существо, имеющее неограниченные возможности для развития в две абсолютно противоположные стороны: деградировать и прогрессировать. Собственно говоря, вышеуказанные позиции – всего лишь капля в море убеждений и точек зрения в понимании человека. Тема человека всегда актуальна и интересна, в первую очередь тем, что она затрагивает вопросы, на которые мы постоянно ищем ответы, вопросы, на которые стремится ответить антропология. Антропология – наука, цель которой – «вскрыть», показать и объяснить сущность и природу человека. В данной статье рассматриваются различные точки зрения и позиции по проблеме бытия человека, его сущности и предназначения. Сопряженность человека и философии Сопряженность человека и философии – это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и объектом, и субъектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на той или иной стадии своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии: 1) Степень осознания того, что именно человек – центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен. 2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Я считаю, что значительный вклад в философское осмысление человека внес немецкий философ Иммануил Кант. С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно – миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. Перечисляя основные вопросы философии, он заключает их вопросом: что есть человек? По мнению Канта, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. Социально-природная сущность бытия человека В чем заключается противоречие человека как социо-культурного существа? В процессе изучения философской концепции человека необходимо учитывать, что под «социально-природной сущностью» подразумевается совокупность внутренне присущих человеку устойчивых (но не вечных в смысле всегда неизменных) и взаимосвязанных признаков, характеристик, свойств, выражающих его особенности как Homo sapiens. Определить сущность человека означает назвать важнейшую, самую существенную его характеристику, лежащую в основе его природы и выделяющую его изо всех остальных существ. На мой взгляд, сущность человека состоит в его творческой деятельности, в его способности и возможности преобразовать мир вокруг себя как физически, так и духовно. Влияя на собственный внутренний мир, человек расширяет кругозор, поле для размышлений и другим людям. Раскрывая собственный потенциал и предел собственных способностей, человек стремится воплотить свои идеи и замыслы в реальность, претворить их в жизнь с помощью искусства. Видя в каждом человеке исключительную сущность и рассматривая каждую личность в отдельности, невозможно определить предназначение человека и распознать смысл жизни человека в общем понимании и рассмотрении. Однако социально-природная сущность человека включает в себя исключительные и взаимосвязанные устойчивые признаки, характеристики и свойства, которые описывают индивидуальность человека как живого существа и выделяют его из ряда остальных живых существ на планете. Еще одна черта, которая характеризует человека как «человеческое» (в полном смысле этого слова) существо заключается в том, что человек не может жить вне социума. Карл Маркс считал : «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность (некоторые переводчики заменяют слово «совокупность» на «ансамбль») всех общественных отношений». Социальная сторона характеризует его как участника и полноправного члена общественных отношений. В этом аспекте рассматриваются его внутренние качества с точки зрения способности человека формировать, выстраивать и развивать социальные и культурные связи с внешним сообществом, способность коммуницировать с людьми и социумом в целом. Природная сущность человека отражается в его принадлежности к миру биологических существ вместе со всеми сопутствующими физиологическими потребностями, процессами и явлениями, которые сопровождают жизнедеятельность человеческого организма. Социально-природная сущность человека еще раз доказывает биосоциальность человека. Опять же биологическое начало генетически детерминировано в человеке, а социальное начало является необходимым условием выживания, роста и развития, непосредственно влияет на реализацию генетических особенностей каждого индивидуума и формирование его как личности. По моему мнению, одним из ключевых элементов в социально-природной сущности человека, является его разум. Разум здесь понимается, как ведущая, ключевая сущностная характеристика человека. Что есть такое разум (в общем понимании этого понятия)? Разум – это способность человека действовать по логике вещей, действовать соответственно тем реалиям, которые нас окружают, а не сообразно своим желаниям. Самопознание и поиск человеком собственного места в жизни Человек – существо, наделенное сознанием. Сознание – способность моделировать в образах и понятиях как внешний, так и внутренний мир человека. Сознание всегда неразрывным образом связано с самосознанием. Только человек обладает возможностью ощутить настолько сложный переплетающийся в миллионах точек соприкосновения нитями внешний и внутренний мир. Только у человека есть то самое внутреннее эго, внутренний мир, внутреннее пространство. Только он может создавать там целые миры, не имеющие в общем то никакого отношения к окружающей их действительности, а также стратегии в поведении: как он должен себя вести?; какова его роль в этом глобальном и абсолютном процессе? По мнению Г.С. Батищева: «Человеку и самому не дано быть подлинным собой. Он еще и самого-то себя в существенной степени должен постараться разыскать и обрести» [ Г.С. Батищев «Найти и обрести себя», опубликован. в журн. «Вопросы философии»,1995., 2.] .Что же значит обрести себя? Человек как разумное, социальное и деятельное существо, наделенное способностью пробудиться от псевдо-жизни, обрести собственное видение своего пути и истинную сущность. Когда человек обращается к себе, своей душе и внутреннему «Я», проявляется его естество. То неповторимое и исключительное, что есть, безусловно, в каждом человеке. Занимаясь «самокопанием», человек каждый раз, открывает новую, до сих пор не открытую сторону собственного «Я». Я считаю, что человек, который стремится познать себя, собственную суть, степень цельности и исключительности своего существования, обретает мудрость. Что есть мудрость? Мудрость - это высшее, целостное, духовно-практическое знание, достигаемое через духовно-жизненный поиск истины. Т.е. вещь не материальная, а абстрактная. Накапливая мудрость, мы храним и умножаем полученный опыт. Мы переосмысливаем события, явления и свое отношение. Однако, если мудрость – результат этого познания, чем мы пользуемся изучая мир вокруг. Все наблюдения, впечатления, навыки и умения прежде чем стать жизненным опытом, проходят сквозь призму внутреннего нематериального психического мира человека - его души. Как для существования тела необходимо поддерживать его естественное состояние, жизнедеятельность организма, т.е. сохранять здоровье в теле, так и души важно пополнять ее глубокими, сущностными знаниями. Если рассматривать душу как незримое и важное качество человека, то становится совершенно очевидно, что не приумножая его наполненность, это качество теряет свою значимость, и ставится под угрозу само ее существование. Именно посредством души человек познает себя и окружающий мир, оценивает происходящее вокруг и в себе не с точки зрения научной обоснованности и доказанности явлений. Обретая то самое равновесие между душой и реальностью, человек обретает себя, внутреннее «Я». Смысл жизни как функция человеческого бытия Человек – существо, всегда ищущее смысл и всегда стремящееся к нему. Человек обречен самостоятельно искать смысл собственной жизни, он не может выйти «за границы самого себя». Он не может взять на себя другой смысл жизни и бездумно его принять. Одним из самых важных для человека вопросов является вопрос о смысле человеческого бытия. Осмыслить жизнь – значит мысленно выделить в ней самое главное, то, ради чего и для чего человек живет, это вопрос о предназначении человека. Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности и включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека. Именно в процессе деятельности человека под влиянием условий и образа жизни, окружения, внутренних убеждений и нравственных принципов и ценностей у него формируется собственное видение и понимание своего предназначения и места в этом мире. Поиск смысла жизни – не направленное и основное предназначение человека, а наоборот – конечный результат его существования, выводы сделанные на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Жизнь, лишенная целенаправленных и фанатичных исканий, - это жизнь. Напротив, я считаю, что постоянный поиск и погоня за смыслом жизни – это прозябание и трата времени впустую. «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»,- сказал Федор Достоевский. Я считаю, что в этой фразе правильно отражена мысль о том, что в жизни главное – жить, а не искать ее смысл. Особую остроту вопросу о смысле человеческой жизни придает осознание ее конечности. В самом деле, как жить с осознанием того, что «завтра» у тебя может не быть? Его вообще нет в том смысле, что человек – смертен. Перед неотвратимостью смерти человеческая жизнь вообще и собственная, в частности, начинает казаться бесполезной. Люди по-разному решают для себя проблему бессмертия, потому что они по-разному понимают сущность смерти и жизни. Я считаю, что жизнь – это то, для чего мы рождаемся на этот свет, то, что мы должны ощутить, прочувствовать и испытать в этом мире. Однако чем это существование будет наполнено, какова его цель – личностный выбор каждого человека. Несмотря на то что, в обществе, в котором мы рождаемся, живем и развиваемся, существуют определенные правила и законы, которым мы в любом случае должны подчиняться, несмотря на возлагаемые на людей обязанности и предоставляемые им права, мы сами строим свои жизни. Для кого-то жизнь – это возможность сполна насладиться мирскими благами и утехами, другие считают, что это существование ради конкретной цели, например овладения несметным богатством. Для некоторых жизнь и вовсе – комфортный способ существования, не требующий лишних размышлений и действий. И все же логичным завершением любой жизни, какой бы она ни была, является смерть. Опять же: что значит смерть? Исходя из медицинского толкования этого понятия, смерть означает прекращение жизнедеятельности организма, физиологических процессов и функций. Однако, если говорить о человеке, которого от животных отличает мышление и сознание, направляемые на творческую деятельность, возникает следующий вопрос: куда девается это сознание после смерти? Если оно остается с человеком, означает ли это, что смерть – это всего лишь прекращение физического существования человека, а в мире, абстрактно и виртуально продолжает существовать душа человека – то, что мы не видим в человеке в прямом смысле, но ощущаем и оцениваем. Или все-таки смерть – полное освобождение человека от действительности, обязанностей, трудностей, а вместе с тем и радостей, и удовольствий жизни? Подводя итог собственным рассуждениям, могу сказать, что однозначно и конкретно ответить на вопросы о том, что такое жизнь и смерть, совершенно невозможно. Во-первых, потому, что если рассуждать о жизни мы можем, так как являемся участниками этого глобального процесса, то размышлять над тем, что же такое смерть, мы не способны по одной простой причине – мы не знаем, что она собой представляет (в философском понимании), исключая объяснение этого явления с точки зрения биологии. Во-вторых, пускай человек и наделен способностью критически мыслить и абстрактно анализировать, ему никогда не удастся постичь некоторых вещей, в том числе истинного значения, понятия и содержания жизни и смерти. Человек культурный и человек цивилизованный Рассуждая над этой темой нельзя не дать более узких определений понятиям «культура» и «цивилизация». Под «культурой» в данном контексте имеется в виду высшее проявление духовности человека, которое основано на возможности и стремлении проявить собственный внутренний мир через творческую деятельность. Под «цивилизацией» стоит понимать проявления материального бытия, которое, в свою очередь, выражается в деятельности производственной. Существует мнение о том, что культура породила цивилизацию, которая, развиваясь и заполняя собой все пространство, претендует на всеобщее господство и власть. Сегодня это предположение можно подтвердить стремительным и целенаправленным ее развитием. В то время как культура остается гарантом развития и сохранения духовной сущности и естества, цивилизация обслуживает постоянно растущие материальные потребности человечества, что в современном мире, безусловно, превалирует над духовной составляющей. Цивилизация основывается на принципах полезности обществу и рациональности, культура же, напротив, содержит в своей основе принцип самоценности и возвышения над естественной природной составляющей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура находится в полнейшем противоречии с цивилизацией. Рассматривая человека как социокультурное существо, можно заметить огромное количество противоречий. Среди самых основных и ярких характеристик стоит выделить три таких противоречия: 1. Только такое уникальное существо как человек одновременно способно и к добру (альтруизму и жертвенности), и к злу. Речь идет о сознательной и целенаправленной деятельности, подкрепленной определенным умыслом. 2. В человеке присутствует постоянная жажда свободы. Он всегда стремится избавиться от гнета, от давления, и получить «свободу от» и «свободу для». С другой стороны, в человеке живет и страх свободы, который приводит тогда к добровольному отказу от свободы ради отчуждения своего «я» в пользу избранного нами или навязанного нам авторитета. 3. Противоречие между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Только в человеческом разуме создается идеал, которому остальные стремятся следовать. В этом смысле человек демонстрируется зависимость от мнения остальных людей. В человеке возникает внутренний конфликт. Мир, в котором живет человек, представляет собой сложную природную систему, в которой культура функционирует на всех уровнях. Понятия «культура» и «природа» не мыслимы друг без друга и неразделимы, поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. Однако противоречие человеческого существования заключается в том, что человек принадлежит как к гармоническому “благодатному” миру природы, так и миру искусственному и усовершенствованному миру, созданному руками человека. С одной стороны, человек в результате целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает рукотворный мир предметов и явлений, который называют культурой. В этом случае культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком. С другой стороны, нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разница — лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. Природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. Человек всегда испытывал на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам формирует преображенную, окультуренную природу. Но выделившись из природной среды, человек оставался и остается в известной мере ее частью. Говоря о человеке с точки зрения культуры, можно сказать, что культура рассматривает его как объект влияния и воздействия. Многие культурные произведения и ценности создаются с целью повлиять на внутренний, духовный мир человека, воздействовать на его душу, мировосприятие и мироощущение. Например, когда художник пишет картину, он старается заложить в нее глубокий смысл и посыл, который кроется в обыденных вещах и явлениях. Это вовсе не попытка «скопировать» действительность на полотно. В момент создания очередного шедевра, этот человек руководствуется главной целью и задачей искусства – повлиять на сознание и мировосприятие человека, показать мир с другой, неизведанной стороны, открыть глаза на что-то большее, чем он видит в своей повседневной жизни. Использованная литература: 1. Кон И.С. «В поисках себя. Личность и её самосознание». 2. Батищев Г.С. «Найти и обрести себя». 3. Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии; Уфа: БГПУ, 1997. - 86 с. 4. Бродова В.В. «Древнеиндийская философия» М.: \"Мысль\", 1972. – 250 с.