аннотация: в данной статье затрагивается тема бытия человека. вопрос о том что такое бытие возник вместе с зарождением философии постоянно сопровождает и будет сопровождать ее пока будет существовать мыслящее человечество. это глубокий философский вопрос глубина которого неисчерпаема. под бытием может пониматься как общее понятие о существовании сущем вообще так и материальные вещи и процессы. бытием можно назвать и восприятие собственной жизни с той или иной позиции: цельного или бесполезного существования. поэтому проблема бытия человека волновала многих мыслителей во все времена. рассматривая данную проблему нельзя не упомянуть о сопряженности человека и философии ведь именно философия рассматривает человека как объект познания. также в данном вопросе немаловажную роль играет и самопознание человека его стремление найти собственное место в жизни свое предназначение. осознание человеком цели и смысла собственного существования отражает социально-природную сущность человека. процесс понимания бытия во многом схож с процессом освоения окружающей реальности и самопознания смысла существования природы общества и человека. ключевые слова: бытие бытие человека существование смысл жизни место в жизни сущность человека социально природная сущность человека сопряженность человека и философии осмысление человека самопознание введение что есть человек на сегодня существует по крайней мере две позиции на этот счет: 1. позиция минимального гуманизма. согласно этой позиции человек есть не что иное как одно из живых существ населяющий планету земля. соответствующим образом человек занимает вполне конкретное место в отведенном ему ареале жизнеобитания как и любое другое живое существо. 2. позиция максимального гуманизма. с точки зрения данной позиции человек -это уникальное существо имеющее неограниченные возможности для развития в две абсолютно противоположные стороны: деградировать и прогрессировать. собственно говоря вышеуказанные позиции всего лишь капля в море убеждений и точек зрения в понимании человека. тема человека всегда актуальна и интересна в первую очередь тем что она затрагивает вопросы на которые мы постоянно ищем ответы вопросы на которые стремится ответить антропология. антропология наука цель которой вскрыть показать и объяснить сущность и природу человека. в данной статье рассматриваются различные точки зрения и позиции по проблеме бытия человека его сущности и предназначения. сопряженность человека и философии сопряженность человека и философии это выражение существа философской культуры. философская культура является формой самопознания человека его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель сверхзадача философии. иначе говоря как уже отмечалось выше человек является и объектом и субъектом философского познания. какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на той или иной стадии своего развития ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. эта связь философии с человеком его потребностями и интересами постоянна и непреходяща. взаимосвязь философии и человека как и социально-философская проблема в целом исторически изменялась и развивалась. при этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии: 1 степень осознания того что именно человек центр критерий и высшая цель всего философствования насколько этот принцип важен. 2 степень философского осмысления самого человека его бытия его смысла существования его интересов и целей. я считаю что значительный вклад в философское осмысление человека внес немецкий философ иммануил кант. с его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. кант исходил из понимания человека как существа принадлежащего двум мирам одновременно миру природной необходимости и миру нравственной свободы. он разграничивал антропологию в физиологическом и прагматическом отношениях. первая исследует то что делает из человека природа вторая то что человек как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам. перечисляя основные вопросы философии он заключает их вопросом: что есть человек по мнению канта именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. социально-природная сущность бытия человека в чем заключается противоречие человека как социо-культурного существа в процессе изучения философской концепции человека необходимо учитывать что под социально-природной сущностью подразумевается совокупность внутренне присущих человеку устойчивых но не вечных в смысле всегда неизменных и взаимосвязанных признаков характеристик свойств выражающих его особенности как homo sapiens. определить сущность человека означает назвать важнейшую самую существенную его характеристику лежащую в основе его природы и выделяющую его изо всех остальных существ. на мой взгляд сущность человека состоит в его творческой деятельности в его способности и возможности преобразовать мир вокруг себя как физически так и духовно. влияя на собственный внутренний мир человек расширяет кругозор поле для размышлений и другим людям. раскрывая собственный потенциал и предел собственных способностей человек стремится воплотить свои идеи и замыслы в реальность претворить их в жизнь с помощью искусства. видя в каждом человеке исключительную сущность и рассматривая каждую личность в отдельности невозможно определить предназначение человека и распознать смысл жизни человека в общем понимании и рассмотрении. однако социально-природная сущность человека включает в себя исключительные и взаимосвязанные устойчивые признаки характеристики и свойства которые описывают индивидуальность человека как живого существа и выделяют его из ряда остальных живых существ на планете. еще одна черта которая характеризует человека как человеческое в полном смысле этого слова существо заключается в том что человек не может жить вне социума. карл маркс считал сущность человека не есть абстракт присущий отдельному индивидууму. в своей действительности она есть совокупность некоторые переводчики заменяют слово совокупность на ансамбль всех общественных отношений. социальная сторона характеризует его как участника и полноправного члена общественных отношений. в этом аспекте рассматриваются его внутренние качества с точки зрения способности человека формировать выстраивать и развивать социальные и культурные связи с внешним сообществом способность коммуницировать с людьми и социумом в целом. природная сущность человека отражается в его принадлежности к миру биологических существ вместе со всеми сопутствующими физиологическими потребностями процессами и явлениями которые сопровождают жизнедеятельность человеческого организма. социально-природная сущность человека еще раз доказывает биосоциальность человека. опять же биологическое начало генетически детерминировано в человеке а социальное начало является необходимым условием выживания роста и развития непосредственно влияет на реализацию генетических особенностей каждого индивидуума и формирование его как личности. по моему мнению одним из ключевых элементов в социально-природной сущности человека является его разум. разум здесь понимается как ведущая ключевая сущностная характеристика человека. что есть такое разум в общем понимании этого понятия разум это способность человека действовать по логике вещей действовать соответственно тем реалиям которые нас окружают а не сообразно своим желаниям. самопознание и поиск человеком собственного места в жизни человек существо наделенное сознанием. сознание способность моделировать в образах и понятиях как внешний так и внутренний мир человека. сознание всегда неразрывным образом связано с самосознанием. только человек обладает возможностью ощутить настолько сложный переплетающийся в миллионах точек соприкосновения нитями внешний и внутренний мир. только у человека есть то самое внутреннее эго внутренний мир внутреннее пространство. только он может создавать там целые миры не имеющие в общем то никакого отношения к окружающей их действительности а также стратегии в поведении: как он должен себя вести; какова его роль в этом глобальном и абсолютном процессе по мнению г.с. батищева: человеку и самому не дано быть подлинным собой. он еще и самого-то себя в существенной степени должен постараться разыскать и обрести г.с. батищев найти и обрести себя опубликован. в журн. вопросы философии 1995. 2.] .что же значит обрести себя человек как разумное социальное и деятельное существо наделенное способностью пробудиться от псевдо-жизни обрести собственное видение своего пути и истинную сущность. когда человек обращается к себе своей душе и внутреннему я проявляется его естество. то неповторимое и исключительное что есть безусловно в каждом человеке. занимаясь самокопанием человек каждый раз открывает новую до сих пор не открытую сторону собственного я. я считаю что человек который стремится познать себя собственную суть степень цельности и исключительности своего существования обретает мудрость. что есть мудрость мудрость это высшее целостное духовно-практическое знание достигаемое через духовно-жизненный поиск истины. т.е. вещь не материальная а абстрактная. накапливая мудрость мы храним и умножаем полученный опыт. мы переосмысливаем события явления и свое отношение. однако если мудрость результат этого познания чем мы пользуемся изучая мир вокруг. все наблюдения впечатления навыки и умения прежде чем стать жизненным опытом проходят сквозь призму внутреннего нематериального психического мира человека его души. как для существования тела необходимо поддерживать его естественное состояние жизнедеятельность организма т.е. сохранять здоровье в теле так и души важно пополнять ее глубокими сущностными знаниями. если рассматривать душу как незримое и важное качество человека то становится совершенно очевидно что не приумножая его наполненность это качество теряет свою значимость и ставится под угрозу само ее существование. именно посредством души человек познает себя и окружающий мир оценивает происходящее вокруг и в себе не с точки зрения научной обоснованности и доказанности явлений. обретая то самое равновесие между душой и реальностью человек обретает себя внутреннее я. смысл жизни как функция человеческого бытия человек существо всегда ищущее смысл и всегда стремящееся к нему. человек обречен самостоятельно искать смысл собственной жизни он не может выйти за границы самого себя. он не может взять на себя другой смысл жизни и бездумно его принять. одним из самых важных для человека вопросов является вопрос о смысле человеческого бытия. осмыслить жизнь значит мысленно выделить в ней самое главное то ради чего и для чего человек живет это вопрос о предназначении человека. смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения самооправдания своей жизнедеятельности и включает в себя цели идеалы установки умонастроение и линию поведения человека. именно в процессе деятельности человека под влиянием условий и образа жизни окружения внутренних убеждений и нравственных принципов и ценностей у него формируется собственное видение и понимание своего предназначения и места в этом мире. поиск смысла жизни не направленное и основное предназначение человека а наоборот конечный результат его существования выводы сделанные на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. жизнь лишенная целенаправленных и фанатичных исканий это жизнь. напротив я считаю что постоянный поиск и погоня за смыслом жизни это прозябание и трата времени впустую. надо любить жизнь больше чем смысл жизни сказал федор достоевский. я считаю что в этой фразе правильно отражена мысль о том что в жизни главное жить а не искать ее смысл. особую остроту вопросу о смысле человеческой жизни придает осознание ее конечности. в самом деле как жить с осознанием того что завтра у тебя может не быть его вообще нет в том смысле что человек смертен. перед неотвратимостью смерти человеческая жизнь вообще и собственная в частности начинает казаться бесполезной. люди по-разному решают для себя проблему бессмертия потому что они по-разному понимают сущность смерти и жизни. я считаю что жизнь это то для чего мы рождаемся на этот свет то что мы должны ощутить прочувствовать и испытать в этом мире. однако чем это существование будет наполнено какова его цель личностный выбор каждого человека. несмотря на то что в обществе в котором мы рождаемся живем и развиваемся существуют определенные правила и законы которым мы в любом случае должны подчиняться несмотря на возлагаемые на людей обязанности и предоставляемые им права мы сами строим свои жизни. для кого-то жизнь это возможность сполна насладиться мирскими благами и утехами другие считают что это существование ради конкретной цели например овладения несметным богатством. для некоторых жизнь и вовсе комфортный способ существования не требующий лишних размышлений и действий. и все же логичным завершением любой жизни какой бы она ни была является смерть. опять же: что значит смерть исходя из медицинского толкования этого понятия смерть означает прекращение жизнедеятельности организма физиологических процессов и функций. однако если говорить о человеке которого от животных отличает мышление и сознание направляемые на творческую деятельность возникает следующий вопрос: куда девается это сознание после смерти если оно остается с человеком означает ли это что смерть это всего лишь прекращение физического существования человека а в мире абстрактно и виртуально продолжает существовать душа человека то что мы не видим в человеке в прямом смысле но ощущаем и оцениваем. или все-таки смерть полное освобождение человека от действительности обязанностей трудностей а вместе с тем и радостей и удовольствий жизни подводя итог собственным рассуждениям могу сказать что однозначно и конкретно ответить на вопросы о том что такое жизнь и смерть совершенно невозможно. во-первых потому что если рассуждать о жизни мы можем так как являемся участниками этого глобального процесса то размышлять над тем что же такое смерть мы не способны по одной простой причине мы не знаем что она собой представляет в философском понимании исключая объяснение этого явления с точки зрения биологии. во-вторых пускай человек и наделен способностью критически мыслить и абстрактно анализировать ему никогда не удастся постичь некоторых вещей в том числе истинного значения понятия и содержания жизни и смерти. человек культурный и человек цивилизованный рассуждая над этой темой нельзя не дать более узких определений понятиям культура и цивилизация. под культурой в данном контексте имеется в виду высшее проявление духовности человека которое основано на возможности и стремлении проявить собственный внутренний мир через творческую деятельность. под цивилизацией стоит понимать проявления материального бытия которое в свою очередь выражается в деятельности производственной. существует мнение о том что культура породила цивилизацию которая развиваясь и заполняя собой все пространство претендует на всеобщее господство и власть. сегодня это предположение можно подтвердить стремительным и целенаправленным ее развитием. в то время как культура остается гарантом развития и сохранения духовной сущности и естества цивилизация обслуживает постоянно растущие материальные потребности человечества что в современном мире безусловно превалирует над духовной составляющей. цивилизация основывается на принципах полезности обществу и рациональности культура же напротив содержит в своей основе принцип самоценности и возвышения над естественной природной составляющей. таким образом можно сделать вывод о том что культура находится в полнейшем противоречии с цивилизацией. рассматривая человека как социокультурное существо можно заметить огромное количество противоречий. среди самых основных и ярких характеристик стоит выделить три таких противоречия: 1. только такое уникальное существо как человек одновременно способно и к добру альтруизму и жертвенности и к злу. речь идет о сознательной и целенаправленной деятельности подкрепленной определенным умыслом. 2. в человеке присутствует постоянная жажда свободы. он всегда стремится избавиться от гнета от давления и получить свободу от и свободу для. с другой стороны в человеке живет и страх свободы который приводит тогда к добровольному отказу от свободы ради отчуждения своего я в пользу избранного нами или навязанного нам авторитета. 3. противоречие между я-реальным и я-идеальным. только в человеческом разуме создается идеал которому остальные стремятся следовать. в этом смысле человек демонстрируется зависимость от мнения остальных людей. в человеке возникает внутренний конфликт. мир в котором живет человек представляет собой сложную природную систему в которой культура функционирует на всех уровнях. понятия культура и природа не мыслимы друг без друга и неразделимы поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. однако противоречие человеческого существования заключается в том что человек принадлежит как к гармоническому благодатному миру природы так и миру искусственному и усовершенствованному миру созданному руками человека. с одной стороны человек в результате целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает рукотворный мир предметов и явлений который называют культурой. в этом случае культурой становятся только те природные элементы которые переработаны человеком. с другой стороны нет четких границ между социальным поведением животных и людей разница лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. человек всегда испытывал на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам формирует преображенную окультуренную природу. но выделившись из природной среды человек оставался и остается в известной мере ее частью. говоря о человеке с точки зрения культуры можно сказать что культура рассматривает его как объект влияния и воздействия. многие культурные произведения и ценности создаются с целью повлиять на внутренний духовный мир человека воздействовать на его душу мировосприятие и мироощущение. например когда художник пишет картину он старается заложить в нее глубокий смысл и посыл который кроется в обыденных вещах и явлениях. это вовсе не попытка скопировать действительность на полотно. в момент создания очередного шедевра этот человек руководствуется главной целью и задачей искусства повлиять на сознание и мировосприятие человека показать мир с другой неизведанной стороны открыть глаза на что-то большее чем он видит в своей повседневной жизни. использованная литература: 1. кон и.с. в поисках себя. личность и её самосознание. 2. батищев г.с. найти и обрести себя. 3. бенин в.л. десяткина м.в. учебное пособие по социальной философии; уфа: бгпу 1997. 86 с. 4. бродова в.в. древнеиндийская философия м.: мысль 1972. 250 с.
Уникальность текста: 100.0
Подсветить все совпадения