Музыка считается искусством вместе с другими видами, она дала человечеству понять, а точнее дала понимание своей эстетической автономности и независимости, и автономоности искусства в целом – по крайней мере в ту эпоху, которая вообще доступна живому сознанию сегодня. Сейчас любые, даже более или менее скромные музыкальные произведения претендуют на статус произведения искусства. Из автономного и невероятно красноречивого языка музыки, как вида искусства времени, как нематериального явления, доступна лишь только коммуникативная функция музыки, которая и обеспечивает что-то вроде социальной функции искусства. Временная, но вместе с тем выразительная природа музыки создаёт своеобразие философии музыки по сравнению с другими философскими экскурсами и течениями в области искусства. К самым главным и порой даже острым проблемам данного раздела философии относятся весьма актуальные вопросы исторического бытия музыки, её возникновения, развития, изменений, происходящих на протяжении всей её многовековой истории, вхождения в жизнь человека, в культуру, вопросы отношения с родственными видами искусства, функций в обществе и другие. Ещё в глубокой древности люди начали замечать какое влияние на человека оказывают такие характерные черты музыки как ритм и мелодия. И как в любом другом вопросе, конечно же, у учёных-философов рано или поздно возникает вопрос: что в музыке есть такого, как она так воздействует нас, что под этим воздействием изменяются эмоции, настроение, образ мыслей? Древний Восток ещё до появления первых цивилизаций в Европе ответил на этот вопрос. Вся суть ответа ведёт к тому, что музыка, по своему происхождению, - природное явление, восходящее к Богам. То есть музыка сущевствует совершенно независимо от человеческих музыкальных инструментов. «Пифагорейский» взгляд на эту тему привлекал многих мыслителей на протяжении всей истории западноевропейской философии. А в России эта точка зрения стала очень популярна среди мыслителей «серебряного века». Музыка как явление, которое понимали как воздействие, влияние на внутренний мир человека, довольно долго считалась обязательным предметом для изучения, а её знание было признаком образованного человека, поэтому вся российская интеллигенция с раннего детства обучалась игре на музыкальных инструментах и в подавляющем большинстве это был рояль. Одна из отличительных особенностей – это звуковое время и пространство, предоставляющее определённое пространство для самопознания, для размышлений, для того, чтобы разобраться в себе. Для того, чтобы вполне удачно и благополучно работать в данной области науки и изучать музыку извне, важно владеть и философским мировоззрением, и совместно с этим обладать чувственно-образным искусством звуков. Как правило же философы абсолютно ничего не смыслят в музыке, а музыканты наоборот, вовсе не владеют философским видением мира. Но несмотря на это, довольно редко, но случается такое, что в истории науки встречаются такие уникумы, в которых мы можем увидеть удивительное сочетание музыки и философии. Таких личностей истории философии музыки известно не так уж и много, например, можно назвать мыслителей пифагорейской и неопифагорейской школы, а также: Августин Аврелий, Джозеффо Царлино, Марлен Марсенн, философский трактат которого под названием «Всеобщая гармония» («Traité de l’harmonie universelle») представляет собой образец «универсальной науки» XVII века, органичным и довольно удивительным образом совмещающей в себе теорию музыки с базовыми открытиями экспериментального естествознания. Учёные Средних веков, тоже продвигали музыкальную философию, но в основном, то есть в большинстве своём это принимало вид компилирования уже полученных знаний античных (преимущественно пифагорейских) обобщений и исследований о музыке, но более загадочно и удивительно это выглядело при их соединении с христианской символикой и нумерологией. Среди таких лиц фигурирует персона Магистра Ламберта (XIII в.), автора трактата, в котором он продолжает разработку и анализ основных теоретических проблем музыки, плотно связанных с её определением, структуризацией и так далее. Он восхваляет музыку, практически превозносит её надо всем остальным, говоря о её огромной пользе. Ламберт говорит о том, что она единственная из всех видов искусств достойна похвалы и радостной любви, говорит о том, что под музыку свершается всё в этом мире, ничто не пребывает без неё. Кроме Ламберта было и множество других великих средневековых теоретиков музыки, включавших в свои труды пассажи условно «философского» характера: Ремигий Осерский, Вильгелм из Хиршау, Псевдо-Иоанн де Мурис и др. Одним из самых выдающихся и видных отечественных философов музыки был советский учёный А.Ф. Лосев, в творческое наследие которого входит невероятное количество исследований в сфере эстетики, имеющих самое прямое отношение к проблемам философии музыки. В период всей своей науной деятельности защищал принцип независимости феномена музыки от каких бы то ни было физических или психофизиологических явлений, как и от всякого вульгарно-материаоистического натурализма. Так же вопросами, связанными с философией музыки, в разной степени занимались и иные советские учёные-музыковеды: Г. Конюс, В. Цуккерман, И. Рыжкин, Б. Асафьев. Присутствие разнообразных социальных кодов в музыке обуславливает интерес к ней и учёных-социологов. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев обращает наше внимание на тот факт, что музыкальная форма – это явление социально детерминированное. По его словам, музыка исследуется, познаётся только как конфигурация социального выявления музыкального в процессе интонирования. Живший в XIX веке австрийский музыкальный критик, профессор теории, историки и эстетики музыки в Венском университете, Эдуард Ганслик, считал музыку какой-то особой формой духовной деятельности человека и на этой основе противопоставлял её остальным видам искусства. А в XX веке из представителей западноевропейской школы философии, занимавшихся вопросами философии музыки, мы можем отметить следующих немецких учёных Карла Дальхауза, Ганса Генриха Эггебрехта и Теодора Адорно, который считал, что последующее развитие музыки невозможно без развития её аналитико-грамматической стороны музыкальной формы. Вообще, что такое музыка в широком смысле, а точнее в смысле, рассматриваемом философией? Это искусство, в котором все человеческие переживания, чувства и идеи, его внутренний мир и духовная составляющая находят выражение в ритмически и интонационно организованных звуках, а также самих произведениях данного вида искусства. То есть, данный вид искусства можно охарактеризовать как материальное выражение всех внутренних чувств и эмоций человека. Зигмунд Фрейд писал, что человеку характерны две черты, два влечения человека, которые он назвал «инстинктом жизни» (Эрос) и «инстинктом смерти» (Танатос). И именно Танатос требует постоянно буквально выплёскивать все эмоции, всю энергию человека, а музыка является как раз этим «выплеском», этим проявлением или, правильнее сказать, выражением внутреннего мира человека, его переживаний, его накопившихся проблем, потребностей к реализации себя как личности, к достижению великих целей и т.д. Подходов к изучению, пониманию и анализу музыки как таковой, с точки зрения философии существует огромное количество, но основные из них это: 1. Онтологический 2. Феноменологический 3. Герменевтический Ни один из существующих видов искусства никогда не удостаивался определения «метафизическое», кроме музыки. Её непостижимое и удивительное воздействие на человека, способность преобразить душу человека, да и его самого, вызывали множество предположений о связи или даже принадлежности музыки к чему-то божественному, потустороннему, посредством музыки стремились изменить, преобразить весь мир. С древних времён музыка – это предмет культа, это национальная черта каждого народа, этноса. Музыка на протяжении тысячелетий развивалась, менялась, менялись форматы, стили и жанры, отношение людей к ней и так далее. Она имеет свою историю. Многие учёные схожи в мнении о том, когда же появилась первая музыка, с какой отметки на ленте истории начинается её существование. Они считают, что первые зачатки музыкальности стали появляться в древних племенах людей около 50 тыс. лет назад и постепенно превратилась в неотъемлемую часть жизни людей по всему миру. На первоначальных стадиях эволюции человечества музыка была исключительно прикладной. Такая музыка, которая была лишь в устной форме, именуется как «Доисторическая» (или примитивная). Она использовалась в основном для обрядов, подачи сигналов и т.д. Музыка, как и любое социальное явление не стояло на месте и постоянно развивалось. Поэтому доисторическая эра оканчивается с началом письменной музыки. Эта эра получила название «Музыка Древнего мира». В то время использовались клинописные таблички для записи музыки и часто использовался «пифагоров строй». Для игры использовали древние арфы, волынки и флейты, которые археологи время от времени откапывают. Следующий период, который выделяют учёные – «Старинная музыка». Этот термин предназначен для обозначения периода в истории музыки со времени падения Римской империи, в 476 г. н. э., до конца эпохи барокко в середине XVIII в. Музыка в этом огромном промежутке времени была чрезвычайно разнообразна и охватывая многократные культурные традиции. У большинства культурных групп, из которых в дальнейшем развивалась средневековая Европа, уже были музыкальные традиции, о которых, к сожалению, мало что известно. Римско-католическая церковь объединила эти культуры в Средневековье, и её музыка служила фокусом для музыкального развития в течение первой тысячи лет этого периода. Светская старинная музыка также сохранилась в большом количестве источников. Согласно свидетельствам множества стариных документов музыкальная жизнь периода раннего Средневековья (до 800-х годов н.э.) была довольно-таки богатой и насыщенной. Но, к сожалению, история донесла до наших дней в основном лишь литургическую музыку римско-католической церкви. Подавляющее количество современных учёных считают доказательства о музыкальном вкладе Григория Великого легендой, согласно которой, именно он создал большое количество произведений и, что в его честь назван григорианский хорал. В IX веке произошло немало особенно важных событий в развитии музыки Средневековья. Во-первых, церковь прилагает усилия для унификации разных направлений григорианского хорала. Во-вторых, появилассь полифоническая музыка (второй голос, вместо многоголосия). А в-третьих, основание совремнной нотации Гвидо Аретинским. Далее следует классическая музыка - музыка Нового Времени. Это огромный пласт в философии музыки, ведь в этот период в истории музыки написано невероятное количество произведений. Классическая музыка довольно популярна и в наши дни, но эта её популярность зависит от того как люди к ней относятся, как воздействует на них. В ней важна внутрення музыкальная поэтика. Классическая музыка предполагает, как минимум, анализ качества самой музыки, включая смысл музыкального высказывания и его воздействие на слушателя.