Макаров Сергей Дмитриевич , студент 1 курса , группа ТРД-18-2А, ВШТИГиД, sergey200008@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса “ г. Москва Российская федерация. Аннотация. Эта статья посвящена рассуждениям и предположениям о сущности такого понятия, как “свобода”, ее значимости для каждого отдельного индивида и для человечества в целом, описанию изменений представлений о ней в процессе исторического развития, изложению интересных мыслей и мнений о свободе. Основные слова : свобода, свобода слова, свобода мысли, свобода самовыражения, абсолютная свобода, относительная свобода, субъективная свобода, объекивная свобода. Основная часть. В начале этой статьи я бы хотел заметить, что рассуждения о таких вещах, как свобода, часто бывают категоричными и субъективными, так что те мысли, что будут здесь изложены , не являются истиной в последней инстанции и во многом являются личным мнением автора. Если мы с вами собираемся говорить о свободе, то в первую очередь стоит начать с того, что она из себя представляет. Вообще такое понятие, как “свобода” тяжело передать каким-либо устойчивым выражением или определением. Для кого-то свобода - это возможность делать выбор, для кого-то - не зависеть от других людей или вещей, кто-то понимает её как возможность делать все, что захочешь, и думать о том, что пожелаешь, а для других свобода - это продолжение жизни, но в общем смысле под этим понимают состояние индивида, в котором он (индивид) является определяющей причиной своих действий, т.е. они не обусловлены чем-либо еще, различными факторами (природными, социальными, экономическими, индивидуальными и пр.) Существует ли такая свобода в реальности или же это идеальная модель? К сожалению, сейчас сложно представить по-настоящему свободного человека, так как описанная здесь свобода носит абсолютный характер. Каждый из нас при выборе или при каких-либо других действиях скован чем-то, имеет различные причины для своих решений и не может абсолютно абстрагироваться от реальности. Если мы хотим продолжить говорить о свободе, то стоит понимать, что она различна. Бывают различные виды свобод : экономическая, политическая, духовная, слова, действий, перемещения и пр. Каждую из них мы попытаемся раскрыть путем их рассмотрения в процессе исторического развития человечества. Но прежде чем мы это сделаем, стоит заметить, что свобода, как и многие понятия, имеющие свою противоположность, может быть определена лишь при условии наличия несвободы. Как нельзя понять, что есть тепло, не зная холода, так и не опредлить свободное ли действие человека, если бы все действия бы попадали под категорию свободных. Ну что же? Человек всегда был несвободен. С первобытного общества, с самого момента формирования разума, все действия людей были обусловлены какими-либо факторами, в то время основным было выживание.Человек не мог просто лежать и слушать Моцарта : во-первых, потому что его еще не существовало, во-вторых, если человек делает лишь то, что он хочет, то , вероятней всего, он погибает. Ты вынужден жить в общине и зависеть от неё. Если рассматривать с позиции ограничивающих обстоятельств в процессе деятельности и мышления, то тогдашние люди были не столь ограничены, но стоит заметить, что это обусловлено в первую очередь тем, что самих действий и мыслей человек мог себе позволить немного в силу еще только начинающегося научно-технического прогресса и слабого материального и духовного бэкграунда. Но человечество не стоит на месте и развивается . (Этапы развития представлены обещественно-экономическими формациями ). Из общинных и родоплеменных объединений появляются первые государства. Стоит отметить их общую черту - все они были в той или иной мере рабовладельческими, то есть в обществе существовали такие социальные роли, как раб- по сути собственность, и хозяин. Социальное, то есть положение в обществе, экономическое, то есть обладание средствами, и политическое, то есть близость к власти, благополучия обеспечивают уровень свобод человека в Древнем Мире. Раб же лишен свободы любой, кроме мысли. Древнее общество дико несправедливо к большинству, лишь малое число людей, действительно, обладало свободой выбора и было способно делать то, что они желали, при чем спектр их возможностей в данной сфере был весьма маштабен в сравнении с тем же большинством. В Средние же века социальная диференцация усложнилась, появились так называемые сословия, что не могло не возыметь эффект на уровень свобод населения. Основу тогдашнего общества составляло крестьянство, которое имело очень малое число прав. Вообще на протяжении всей истории мы сталкиваемся с фактом, что некая группа людей получает относительную свободу за счет несвободы другой, но уже большей части людей. Феодалы эксплуатируют крестьян, а сами вынуждены подчиняться феодалам высшего ранга, но не стоит думать, что чем выше в обществе расположен человек, тем он свободней. К истине это имеет лишь косвенное отношение, положение и деньги дают возможности, но они и ограничивают. Вспомним определение свободы, выведенное ранее - действия не обусловленные различными факторами , а условия названные выше хоть и дают некую свободу, но они же могут ограничить ее, иногда даже больше, чем их отсутствие. В Средневековье главным фактором, ограничивающим человека становится его происхождение или принадлежность к определенному сословию, но время не стоит на месте, общество развивается и на смену сословным взаимоотноношениям людей приходят классовые. Теперь ты имеешь тем больше возможностей, чем больше ты имеешь средств, но, как и в предыдущие эпохи, большая часть населения не обладала ими в достатке, а зачастую их хватало лишь на продолжение жизни. Все развитие человечества можно представить как эволюцию несвободы: где изменяется ее оболочка, но остается суть. Казалось бы, к 20 веку человечество, которое боролось за свои права и свободы должно было получить их, но приобрести оно их смогло, к сожалению, не смогло удержать. Свобода опьяняет, это невероятная ответственность, нести которую человек должен научиться. Возникновение тоталитарных режимов стало возможно не столько по причине развития технологий контроля, сколько по причине неспособности людей сопротивляться им. Так и в современном мире, мире перспектив и возможностей, человек остается несвободным. а может даже больше, чем когда-либо ранее. Мы столько с вами говорим о свободе общей, но не затронули свободу индивидуальную. Для каждого из нас представление о ней различно, но можно ли говорить о большей или меньшей свободе? Ведь для кого-то свобода пить пиво по пятницам, а для кого-то изображение мира вне рамок и цензуры. Существует ли иерархия свободы? Нет, человек настолько свободен, насколько он это ощущает. Можно чувствовать себя свободным в тюрьме и несвободным, отдыхая на собственной вилле. Стоит также заметить, что, как бы ни было прискорбно, это чувство несвободы тем сильней ощущается, чем больше имеет человек представлений о мире и связан с ним, то есть большая зона соприкосновения с окружающим нас создает и большую зону проблем, связанных с этим. Как говорил один мудрый человек : “В споре хама и интеллигента всегда победит первый”. Отчего же так происходит? Все потому что хам не ограничен какими-либо нормами морали, когда же интеллигент вынужден соблюдать их. Так и в других сферах, получается независимей всех тот, кто ни во что не верит и ничему ни подчиняется . Независимей - да, но свободней ли? Представим себе отшельника, количество вещей, от которых он зависит минимально, исходя из нашей логики - он свободней каждого из нас, но с этим можно смело не соглашаться, так как отшельник лишен возможности делать выбор, наслаждаться всеми красотами окружающего нас мира и ужасаться от его изъянов. Свободный человек не тот, что заперся в коробку и не подвержен влиянию мира, а тот, что стоит выше этого. Я считаю, что лишь через процесс саморазвития и постижения истинной сути вещей и человеческого существования индивид способен обрести действительную свободу. Вспомним то, как же долго человечество боролось за свободу. Начиная с восстания Спартака, заканчивая митингами Навального, люди сражались за свою свободу. Символы этой борьбы мы можем найти по всему миру : Статуя Свободы, портреты Че Гевары, Великая Французская революция. На протяжении всей истории перед человеком стоял выбор: жить в несвободе или рискнуть всем, чтобы вступить в неравную схватку за свои права. Свобода была и остается идеалом для огромного количества людей, за которой они были и остаются готовы отдать жизнь, что порой может вызвать восхищение и восторг, ведь именно благодаря таким людям. Разобравшись с тем, что же из себя представляет свобода и какую невероятную ценность она имеет , мы можем рассмотреть то, как она соотносится с другими понятиями. Для начала возьмем безопасность. В современном мире большинство людей все чаще задумываются о своей собственной безопасности, безопасности своей семьи и близких, но , к сожалению, за нее приходится платить, причем не только материально. Сегодня за свою безопасность (часто мнимую) люди расплачиваются своей собственной свободой, в золотой клетке нет угроз, но в ней и не полетаешь. Кстати про полеты, откуда же пошла тенденция следить за общественной безопасностью: 11 сентября 2001 года в США произошла серия четырех скоординированных террористических актов-самоубийств, организованных членами террористической организации “Аль-Каида” (запрещенная в России организация). В связи с этой ужасной трагедией правительство предприняло ряд мер, позволяющих повысить безопасность граждан, а также позволяющих снизить вероятность повторения подобных действий, таких как: досмотры, камеры, пропускные пункты и еще ряд подобных вещей. Как вы сами понимаете, данное решение стоило гражданам части персональных свобод. Встает вопрос - Что же важнее наша с вами безопасность или же свобода? К сожалению, на него нет ответа, и каждый считает по-разному. Стоит лишь заметить, что в данном случае не стоит уходить в крайности. При анархии свобода никак не ограничивается, но и ты никак не защищен. Вне сомнения, анархия в данном случае делает человека не свободней, а скорее не свободней, чем он мог бы быть. В случае тотального контроля человек получает безопасность, но теряет все остальное. Словно якорь, она не дает человеку налететь на рифы, но в то же время и не дает сдвинуться с места. На этом месте я бы советовал вам прекратить читать эту статью, так как, если вы думали, что до этого был полный бред, то спешу вас разочаровать, дальше будет бред абсолютный. Я ужасно устал и буду хвататься за любую мысль хоть как-то относящуюся к свободе. По сути статья заканчивается здесь. Как воспоминания о покойнике не делают его живым, так и дальнейшая информация никак не наполнит эту бедную статью. Поговорим о свободе слова. Эта тема особенно актуальна в современной России. Вы спросите меня: “ Почему же?”. Сегодняшние реалии таковы, что свобода слова или свобода самовыражения всячески ограничивается, в первую очередь правящей властью. Большинству давно известно насколько сильно пресекается любая подача, идущая в разрез с устоявшимся, а часто навязанным, мнением. В качестве примера разберем двух людей : недавно задержанного рэпера Хаски и политического активиста Алексея Навального. Первый буквально пару дней назад был задержан за исполнение своих песен, которые были квалифицированы как хулиганство. Этот случай довольно запутанный и неясный, важно лишь то, что человек был задержан за выражение собственного мнения, похожая ситуации была с талантливым музыкантом Иваном Noize MC Алексеевым в Волгограде в 2010 году, за то, что тот в своих песнях раскритиковал действия полиции ( на тот момент еще милиции). Второй же активно борется с коррупцией и высказывается о сложившейся ситуации в стране, за что неоднократно попадал за решетку. Это что касается современных реалий, но проблема свободы самовыражения давно известна миру: Сократ, Эзоп, Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Есенин, Булгаков, Сахаров ... Из покон веков свобода слова пытается быть уничтожена, но пока жив язык, будут жить и мысли, с помощью которого способные выражаться. При чем это касается не только языка. Для всего искусства проблема свободы, а в особенности свобода самовыражения через это самое искусство, стояла и стоит невероятно остро. Стоит отдельно заметить феномен власти при разборе такого понятия, как свобода. На протяжении всей своей работы я сталкивался с мыслью, что любая власть в той или иной мере ограничивает нашу свободу. Плохо ли это? Не всегда. Власть и те функции, что она осуществляет просто необходимы обществу, но , к огромному сожалению, порой она чрезмерна. Продолжим наши с вами измышления о свободе. В предыдущих наших заметках мы говорили о свободе, в большей мере имеющей значение для русской философской мысли ( свобода слова, свобода мысли), но мы лишь косвенно затронули ценности, присущие западному пониманию свободы. Я собираюсь исправить эту неприятную ошибку. Как сегодня выяснилось (до этого имел лишь общие представления) в основе либеральной идеологии, а на ней зиждется западное общество, лежит свобода предпринимательства и свобода владеть и распоряжаться собственностью. Безусловно это невероятно важная вещь. Человек, не обладающий никакой собственностью, вероятно, просто погибнет. Деньги правят мира, деньги есть средство приобретения собственности (самой различной) и услуг. Так отчего же так важна свобода обладания собственностью? Каждый должен ответь для себя на это вопрос сам. Мы приближаемся к заключительной части этой статьи, чему я несказанно рад. Мне гораздо ближе подход к философии Сократа, диалектика, если я не ошибаюсь. Истина рождается в споре, а не в высказывании нескольких мыслей одним человеком. Я уже должно быть сделал миллион самых различных ошибок, но никто мне на них не укажет или же сделает это после, что по сути уже не будет иметь значения. Раз нам нужно заполнить чем-то статью, то поговорим о свободе с позиции терминологии. Существует два вида свободы: *Абсолютная свобода *Относительная Свобода Свобода Абсолютная представляет собой свободу, не ограниченную какими-либо факторами. Абсолютная свобода существует лишь в теории, так как, где начинается свобода одного - начинается свобода другого. Относительная свобода - это форма свободы, которой присущи преграды и ограничения, но в то же время вам доступна определенная свобода выбора. Каждый из нас в какой-то мере свободен относительно, и никто не свободен абсолютно. Также свободу квалифицируют как : *Свободу субъективную *Свободу объективную Субъективная свобода характеризуется внутренними установками и убеждениями человека. Свободен ли человек для самого себя. Объективная свобода характеризуется всеми внешними признаками и обстоятельствами, то насколько человек свободен в окружающем его мире. Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими принципами , представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы , обретения человеком самого себя. Стоит помнить о том, что свобода всегда чем-то ограничена. Отчего же так происходит? Часто ограничивающим фактором выступают люди и установки общества, часто, даже порой чаще, чем окружающие, мы ограничиваем сами себя. Наши представления не дают наш совершить какой-либо поступок, подумать о чем-либо, иногда наоборот заставляют делать, то чего мы в действительности не хотим. Разберем это на примере, максимально близком мне сейчас. Свободен ли я? Конечно же - нет. Достаточно того фактора, что я пишу эту не очень полезную информацию. Из за внешних (необходимость закрытия контрольной точки, важность оценки) и субъективных ( я обязан сделать работы, это необходимо для меня) факторов я делаю то, что ,на самом деле, не желаю делать. Я бы предпочел подискутировать с вами об этой проблеме, но не суть. Вообще все наши потребности делают нас в какой-то мере менее свободными. Потребность в еде заставляет регулярно нас закупать её и готовить, потребность в сне заставляет нас отдыхать и тратить время и так далее. Любое надо, какие бы ни были для него основания в какой-то мере ограничивает нашу свободу, даже если совпадает с нашими желаниями. Закончить свои размышления о свободе я бы хотел свободой мысли, а в частности свободой убеждений и вероисповедания . Я считаю, что каждый из нас имеет думать все, что ему угодно, никто не должен быть угнетаем или притесняем за его мысли или убеждения. Эта довольно простая мысль приходит не каждому. Вспомним про религиозные конфессии и их действия. Крестовые походы, инквизиция, гонение на евреев, Джихад ... Огромное количество были просто физически уничтожены за их убеждения, их веру. Я считаю, что это просто ужасно. Вера человека должна касаться лишь этого человека и никого более. Мы плавно подошли к толерантности. Каково мое отношение к ней? Скорее положительное, мы же рассматриваем ее с позиции свободы, а с этой позиции это понятие просто прекрасно. Дискриминация как ничто ограничивает свободу человека. На этом оборву эту мысль и перейду к следующей. Считается (даже прописано), что человек рождается свободным. Так ли это? Я думаю, что не совсем. Новорожденный не разумен, не может делать какой-либо выбор, не является определяющей своих действий, а это, как мы помним, основа свободы. Из чего мы делаем довольно конкретный вывод - лишь разумный человек по-настоящему свободен. Закончить свою работу я бы хотел цитатой замечательного философа Альбера Камю : “ Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности” Список литературы: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0 http://tv-soyuz.ru/qna/chto-takoe-svoboda https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1071/%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%94%D0%90 http://www.vitamarg.com/konsultacii/sostoynie/3851-chto-takoe-svoboda https://thequestion.ru/questions/325570/chto-takoe-svoboda http://kak-bog.ru/chto-takoe-svoboda