«Государство- это общение, организованное ради какого-либо блага» - говорит Аристотель. Этим государство противопоставляется семье - общению, естественным путём возникшему для удовлетворения повседневных надобностей. Необходимость также заставляет объединятся тех, кто не может существовать друг без друга, а именно женщину и мужчину, так как необходимо оставить после себя потомство. Общение же, состоящее из нескольких семей – это селение. Аристотель утверждает, что общество, возникшее и существующее ради достижения лучшей жизни, и кроме того состоящее из некого количества селений это и есть вполне завершенное государство. Отождествляя государственную природу человека с патриархальной властью главы семьи, Аристотель приходит к выводу, что государство — продукт естественного развития и одновременно высшая форма общения между людьми. Для него государство существует по природе и предшествует каждому человеку. Итак, государство состоит из отдельных семей. Семья же, состоит из элементов. Самыми первоначальными и самыми мельчайшими частями семьи, как определяет философ, являются муж и жена, господин и раб, отец и дитя. Отношения между ними брачные, господские и соответственно отцовские. Аристотель подробно останавливается на отношениях между рабами и господами. Рабство для него основное общественное и вполне естественное учреждение. Аристотель утверждает, что раб- это человек, который принадлежит не самому себе, а другому человеку. А если он принадлежит кому-то, но не себе следует что он чья-то собственность, чье-то живое орудие труда. По мнению Аристотеля, нельзя обойтись без активного орудия. От рождения одни предназначены для властвования, а другие для подчинения. Природе угодно было, чтобы телосложение рабов отличалось от телосложения свободных людей: у первых тело мощное, способное выполнять физические нагрузки, у вторых – прямая осанка и статный рост, делающие их малопригодными для выполнения сложной работы. Аргументацию рабства «по природе» дополняют доводы экономического порядка. Экономика, согласно его мнению, связана с удовлетворением естественных потребностей человечества. Другой вид хозяйственной деятельности, — «хрематистика», к которой он относил крупную торговлю, ростовщичество и все остальное, что связанно с накоплением денег. Хрематистика, согласно Аристотелю, связана с обогащением, бессмысленным накоплением богатства в деньгах и является аморальной. При этом экономика может совмещаться с данным видом деятельности. Если торговая активность продуктивна, то эти торгово-посреднические операции относятся к сфере экономики, а если цель торговли - аморальное обогащение, то такая торговая деятельность относится к хрематистике. Более того, Аристотель активно рассматривал вопрос этичности использования денег в хозяйстве. В искусстве наживать состояние, по словам Аристотеля, нет предела желаниям, а желанием здесь является богатство и наличие денег. Наоборот, в домохозяйстве этот предел имеется, потому как накопление денег не является целью домохозяйства. Люди, которые занимаются денежными оборотами всегда стремятся увеличить свое имущество. А если у них не получается достигнуть данного желания с помощью искусства наживать состояние, то они прибегают к другим методам. Например, врачебное дело заключается в улучшении здоровья, однако, эти люди превращают свои способности в наживу денежных средств, будто это и есть цель их деятельности. Таким образом, Аристотель утверждал, что если деньгами пользуются в торговле, в домохозяйстве или же в обменной деятельности, то это вполне этично. Но использование денег в ростовщичестве нарушает все нормы морали. Аристотель считал, что денежные знаки изначально были созданы ради обмена, а становясь предметом собственности, они теряют свое первоначальное значение. Поэтому всеразличные сделки и ростовщичество вызывают у него дикую ненависть. С практической стороны, прежде чем наживать состояние необходимо приобрести знания и опыт, которые помогут правильно выбрать домашнее животное будь то корова или овца, от которых будет наибольшая польза, а, следовательно, и прибыль. Также Аристотель был решительным противником обобществления имущества. По его мнению, оно мешает развитию у человека индивидуальных качеств, и вообще люди предпочитают заботиться только о том, что принадлежит им, а не о том, что является общим. В отличии от частного имущества, общее имущество не дает стимулов к производству, им трудно управлять, и оно развивает желание воспользоваться результатами чужого труда. Философ размышляет о том, какое участие должен принимать человек в жизни государства: либо он участвует во всех делах, либо частично, либо вообще не принимает никакого участие. Однако последнее, как утверждает Аристотель, невозможно, потому что государство есть некое общение. Государство для Аристотеля- это единство составляющих его элементов. Все эти элементы разные, они отличаются по качествам и излишнее стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества жен и детей приводит к уничтожению государства. Элементы государства, по Аристотелю: Коллектив граждан. Единый культ. Армия. Общий запас. Единые представления о справедливости. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру). Суть политической деятельности философ раскрывает через ее цель. Самая важная цель – воспитательная и заключается она в том, чтобы обогатить граждан хорошими качествами и сделать их людьми, поступающими добросовестно. Другими словами, «цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее благо». Аристотель полагает, что объектом политической науки является справедливость. По его мнению, есть два вида справедливости: распределяющая и уравнительная. Первый вид подразумевает распределение общих благ, соответственно вкладу каждого участника. Уравнивающая справедливость предполагает соблюдение меры между убытками и прибылью каждой из сторон. Люди придерживаются данного вида справедливости при возмещении ущерба, наказания или при обмене ценностями. Философ признает, что справедливость – понятие неоднозначное, но все равно характеризует ее как общее благо, возможное только в политической жизни. Рассматривая разные слои общества, Аристотель обращал внимание на материальное положение граждан и в итоге выделил 3 основных слоя: очень богатые, средние и бедные. По словам Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного элемента, устанавливается и соответствующая форма государственного строя» . При определении нормы собственности, необходимо учитывать количество граждан, полагает Аристотель. Нужно устанавливать предел деторождения, дабы избежать обеднения граждан, что может привести к беспорядкам и к преступлениям. Философ грозит возникновением коррупции в области управления, если власть будет составляться из всего общества, так как в состав правительства могут попасть граждане далеко не богатые, которых можно будет легко подкупить. Власть, по мнению Аристотеля, должна принадлежать тем, кто готов и властвовать, и повиноваться, и осуществлять жизнедеятельность, согласно условиям добродетели. Рассудительность – главная отличительная добродетель правителя, считает философ.