Теперь перейдем к вопросу об источниках сновидений. Первый источник сновидений – внешнее (объективное) чувственное раздражение, то что во время сна воздействует на человека и таким образом вызывает сновидение. Например, если за окном слышны раскаты грома, то человеку снится поле сражения. Но один и тот же фактор раздражения может вызвать разные сновидения. Второй источник – внутреннее (субъективное) чувственное раздражение, например, раздражение сетчатки глаза вызывает различные образы или шум в ушах и т.д. зрительное внутренне чувственное раздражение играет крупную роль в создании сновидений. Третий источник – внутренне (органическое) физическое раздражение, то есть в спящем состоянии лучше воспринимаются сигналы тела, включая начинающиеся болезни. Например, если у человека есть проблемы с легкими, то ему может сниться удушье, давка, побег и т.д. Но также органические сигналы переходят в сновидения и при нормальном функционировании. К слову, это объяснение легло в основу медицинской теории сновидений. И четвертый – психические источники раздражений. Фрейд по поводу этого источника высказывал свое мнение. Он отрицал, что дневной остаток (воспоминание из недавней жизни) имеет большое значение в формировании сновидений и также добавлял, что существует иной психический источник сновидений. В методе Фрейда дневной остаток зачастую не несет в себе смысла в сновидении, поэтому его необходимо анализировать. То есть, дневной остаток используется психикой, как части паззла, шифруя травмы прошлого, которые хочет донести человеку с помощью сна. Причины забывания сновидений определял Штрюмпель. Первая причина – сновидения забываются, потому что слабы. Однако моменты интенсивности не играют решительной роли для забывания или запоминания. Многие сновидения, которые сновидец отчетливо помнит, которые чрезвычайно живые, тем ни менее быстро стираются из памяти. И наоборот, есть сновидения, которые не имеют значительной информации, откладываются в голове надолго. Вторая причина – сновидения забываются, потому что абсурдны и лишены внутренней связи. Третья причина – многие сновидения представляют собой однократные переживания. Однако на это Фрейд пишет, что есть сновидения, которые, несмотря на вышеперечисленные пункты, остаются в памяти и даже вспоминаются через годы, то есть здесь есть что-то загадочное. Сейчас есть уже новые современные взгляды на то, почему сны могут забываться. Две из таких причин: нет доступа к своим желаниям, жесткая цензура, супер-эго и отсутствие достаточного опыта с «хорошей грудью», то есть, когда мать кормит младенца, грудь является первым объектом, с которым ребенок вступает в коммуникацию. И по мнению современных аналитиков, этот первый опыт с грудью является неким прообразом сновидений. Соответственно, чтобы видеть сновидения и запоминать их, нужно иметь хоть какой опыт взаимодействия с «хорошей грудью», то есть, взаимодействуя с ней, человек получает доступ к своим желаниям. Таким образом, сновидения являются тоже диалогом со своими внутренними частями, как с интраицируемой грудью. Соответственно, если человек не считает грудь достаточно хорошей (на очень глубоком младенческом бессознательном уровне), то он и сновидения будет уничтожать. Сновидение – это компромисс между «Я», «Супер-эго» и «Эго», иными словами – между «Я», «Сверх Я» и «Оно». По первой модели Фрейда структура психики состоит из трех уровней: сознание, предсознательное и бессознательное. В бессознательном находится то, что мы не можем понять сами, то, что может нами управлять. В нем содержатся страхи, неприемлемые сексуальные желания, жестокие импульсивные мотивы, иррациональные желания, аморальные устремления, постыдный опят, эгоистические потребности и т.п. В предсознательном находится то, что мы в данный момент времени не помним, но можем вспомнить, если зададим себе вопрос и напряжем память, то есть к этому относятся воспоминания вчерашнего дня, знания и т.д. А в сознательном находится то, что мы осознаем в данный момент: мысли, восприятие и т.д. Если представить структуру психики в виде айсберга, то сознательное – это самая верхушка, то есть самая минимальная часть психики, а бессознательное – самая объемная, неизведанная и могучая часть, управляющая человеком. Во второй модели Фрейда добавляется такая составляющая, как «Сверх-Я» и «Оно». Я – это наша личность, наше понимание себя, часть «Я» осознается, часть – не осознается. У этого «Я» есть определенные способы защиты, то есть, как выживать, как адаптироваться к социуму. «Я» должно выживать между желаниями бессознательного и требованиями критической инстанции «Сверх-Я» (мораль, уставы, традиции), и также только малая часть «Сверх-Я» осознается человеком. Итак, компромисс сновидения – это компромисс между бессознательным, предсознательным и сознательным. И аналогично, сновидение – это компромисс между «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» имеет какое-то желание, но «Сверх-Я» это запрещает, ставит жесткое ограничение, и поэтому «Я» формирует некоторые защитные способы. Шлейермахер говорил, что мышление формируется за счет понятий, а сновидения же мыслит образами, а также восприятиями слуховых и других органов человека. То есть, во сне, помимо зрительных образов, мы можем слышать звуки, ощущать температуру (за счет задействования осязательных органов чувств) и так далее. Сновидение галлюцинирует, замещая мысли галлюцинациями, то есть вместо мысли мы видим образы. Из этих образов сновидение создает ситуацию, которую переживает сновидец, поэтому он видит реалистичный сон и верит в эту галлюцинацию. Одним словом, сновидение формируется галлюцинациями, соединяющимися друг с другом по законам ассоциаций в определенную историю, картинку. По поводу морали в сновидениях мнения философов расходятся. Одни – жившие до Фрейда – считали, что сновидение не имеет ничего общего с моралью, которая присутствует в бодрствующем состоянии, другие – склонны полагать, что в сновидении есть такая же мораль, как и в реальности. Существует три основных теории сновидений, которые были созданы до открытий Фрейда. В первой говорится, что в сновидении продолжается вся психическая работа, как и днем, но в иных условиях психика человека выдает другие результаты. Вторая теория заключается в том, что сновидение приравнивается к слабоумию, то есть во время сна понижается психическая деятельность, проявляется психическое подавленное. Больше всего шансов попасть в сновидение у незаконченных впечатлений или у очень сильных ощущений, которые парализовались в своей обработке. И третья теория обозначается, как особая психическая деятельность в сновидении, которая является недоступной в полной мере в состоянии бодрствования (воображение, фантазия). Зигмунд Фрейд рассматривал сновидение, как симптом, паранойю, фобию. То есть, сновидение «показывает» человеку его имеющуюся травму в закодированном виде и по сути своей является симптомом этой травмы. Он сводил сновидение к отдельным элементам, приводил к ним ассоциации, которые давал пациент и, исходя из этого, делал вывод, как раскрыть этот симптом и устранить его. По мнению Фрейда сновидение – это скрытое исполнение желания. У детей цензуры еще нет, то есть, если ребенок хочет какую-то определенную игрушку, то ему может присниться эта самая игрушка. У детей первоначальное желание в том же виде переходит в сознание. Но с возрастом у человека появляется цензура и все желания из жизни приходят в сон только в зашифрованном виде. Например, у женщины возникает желание начать отношения с коллегой по работе, высоким симпатичным блондином. И тут ей снится сон, в котором она обнимается с большим плюшевым медведем белого цвета, что говорит о ее желании. Именно так работает цензура у взрослых людей. В качестве объекта внимания и анализа нужно рассматривать не сновидение в целом, а отдельные части его содержания. Существует явное (манифестное) и скрытое (латентное) содержание сна, то есть то, которое мы декодируем. Явное – может быть не очень приятным для человека, но его скрытое содержание – все равно несет в себе желание сновидца. В девятнадцатом веке в литературе впервые было описано несколько случаев, когда люди пытались доказать свое умение управлять сновидениями. Но более известным это явление стало во времена знаменитого мага Карлоса Кастанеда, который создал целую школу по изучению сновидений и разработал собственную методику управления ими. Однако, научный характер это приобрело только тогда, когда американский психолог Стивен Лаберж в конце 50-х годов поехал на стажировку к Карлосу и, изучив это явление с научной точки зрения и убедившись, что это не мистика и не обман, изготовил прибор, который позволял с помощью обратной связи научиться управлять снами. Идея этого аппарата заключалась в том, что, когда человек переживал сновидение, он получал некий сигнал, уведомляющий его о том, что все происходящее именно сновидение, а не реальность. Это было необходимо, так как в нормальном состоянии мы не различаем сон от реальности. Таким образом, человек, понимая, что находится в сновидении, мог научиться им управлять. Эта методика полезна в некоторых случаях, например, в Америке ее до сих пор широко используют для подавления постоянных кошмаров у ветеранов. При анализе сновидений могут также появляться некие сопротивления. Эти сопротивления являются препятствием, и не дают человеку до конца раскрыть смысл сна. Сопротивление может быть очевидным, но чаще они не выражаются не так явно, поэтому его сложно распознать и понять, с чем оно связано. По мнению некоторых современных психоаналитиков, сновидения сами по себе могут являться сопротивлением. То есть, создается препятствие к тому, чтобы человек обо всем говорил словами. В сравнении с Фрейдом, который все свое внимание направлял на то, чтобы понять скрытый смысл сновидений, современные аналитики нацеливаются на разрешение сопротивления и только потом на скрытый смысл. Более того, для них бессознательное (скрытый смысл) имеет значение только в том случае, если это способствует разрешению или пониманию сопротивления. Сновидения являются частью самого человека, то есть возникает некоторая ответственность за собственное сновидение. Это происходит потому, что наша психика является так называемым режиссером и сама создает сюжет сновидения. Все это подтверждает вышесказанное о том, что сновидения несут в себе скрытые потаенные травмы, переживания человека. Таким образом, в процессе такого анализа, определяются причины, почему человек создает тот или иной сон, и происходит исполнение скрытых желаний во сне.