Сновидения – это не только физиологические реакции мозга, но и ценное послание бессознательного. Однако, мы видим уже закодированные сигналы. Научившись проводить психоанализ сновидений, то есть декодировать их, мы можем открыть дорогу в бессознательное. В сновидениях зашифрованы все расстройства личности: травмы, переживания, как раннего детства, включая младенчество, опыт кормления грудью, так и актуальные взрослые сложности и кризисы. Чтобы интерпретировать сновидения, дойти до бессознательного, определив травмы прошлого, необходимо уметь верно анализировать сновидения. Перенос – это призма, сквозь которую человек воспринимает мир. Например, если ребенок в своем детстве рос счастливым, то знакомясь с новыми людьми во взрослой жизни, он будет воспринимать их через призму безопасности, он будет чувствовать себя уверено, расковано, будет способен строить адекватные, гармоничные отношения. А если человек имеет детские травмы, то эта призма будет иметь определенные проблемы. Например, девочка пережила в детстве развод родителей, и ее отец ушел из семьи. У всех таких девочек формируется бессознательная фантазия о том, что она плохая девочка, недостаточно красивая, недостаточно привлекательная, и папа ушел из-за нее. Став взрослой, такая девочка всех мужчин будет пропускать через свою призму, призму того, что ее уже бросили. Она будет считать себя (на бессознательном уровне) недостаточно красивой, поэтому встречая нового мужчину, будет думать, что и он в ней видит некрасивую женщину. На основании этого она будет вести себя скованно, ожидать, что ее так же бросят и бессознательно на это провоцировать. Одним словом, перенос – это то, как человек строит отношения с людьми, исходя из опыта прошлого. И все это отображается в наших сновидениях, поэтому уметь правильно толковать сны необходимо, так как это поможет «вытащить» из глубины бессознательного какие-либо травмы, мешающие полноценно функционировать в обществе. Одним из первых начал толковать сновидения величайший психоаналитик Зигмунд Фрейд. Исходя из основных положений теории сновидений З. Фрейда, мы понимаем, что определить свои вытесненные желания, которые являются содержимым бессознательного, можно с помощью интерпретации наших снов. Метод толкования сновидений, которым пользовался Фрейд, заключается в следующем: выслушав прямое содержание сна пациента, он начинал задавать об отдельных элементах (слова, образы) этого сновидения один и тот же вопрос о том, какие ассоциации приходят рассказчику в голову, когда он думает об определенном элемента сна. От пациента требовалось называть все мысли, пришедшие на ум, несмотря на то, что некоторые из них могли казаться нелепыми или непристойными. Все мысли относительно данного элемента сна не случайны, они обязательно тем или иным образом будут связаны с ним. Другой способ толкования сновидений заключается в том, что сновидения рассматриваются уже не отдельным элементам, а как объект в отношениях, то есть анализируются не ассоциации, а роль сновидения в переносе или в отношениях. Можно привести пример девушки, которая в социальных сетях ставит статус с такими словами: «Если вам приснился кто-то, то этот кто-то засыпает с мыслями о вас». То есть она так думает, она в этом убеждена. И вот ей снится сон, в котором фигурирует ее любимый молодой человек, не проявляющий в жизни к ней никаких чувств. В данном случае сновидение выполняет роль, то есть девушка нуждается в нем, чтобы удовлетворить свою иллюзию о том, что этот молодой человек действительно думал о ней в момент ее сна. Иными словами, в данном случае сновидение поддерживает нарциссическую фантазию девушки о том, что молодой человек ее любит и сам приходит ей во сне. Еще до создания метода толкования сновидений Фрейдом, была также другая научная литература по этому вопросу. Первый труд, где сновидения рассматриваются как объект в психологии, принадлежит Аристотелю и называется «О сновидениях и толковании их». В своей работе Аристотель определял сны с двух позиций: одни сны – это послания дьявола и несут негативный характер, вторые – это сновидения, которые проистекают от мелких внутренних раздражений нашего тела и могут указывать на какие-либо заболевания в организме. Поэтому Аристотель даже призывал врачей прислушиваться к сновидениям пациентов. Еще ранее, до Аристотеля считалось, что сны происходят от божества и несли за собой какие-то послания, подсказки, а также сны от дьявола , несущие ложные послания, обманывающие человека и ввергающие в погибель. Мнение по вопросу толкования сновидений также высказывали также и другие философы. Например, Штрюмпель, считал, что сновидения, если не происходят из иного мира, то переносят спящего туда. Гафнер, утверждал, что сновидения находятся в тесной связи с представлениями, которые имели место в сознании, то есть то, что человек увидел в жизни, затем он увидит это во сне. Здесь уже можно увидеть начало научного подхода, то есть философы стали замечать взаимосвязи жизненных реалий, переходящих в сновидения. Но тезис о том, что материал, образующий содержание в сновидении, происходит от реальных переживаний, первым в свою книгу как закон вводит Фрейд. Порой эту взаимосвязь между тем, что человек увидел в жизни, и как оно затем попало в сон, приходится отыскивать долго в силу определенных особенностей. Например, человек помнит сновидение, но затем отрицает, что он это как-то переживал, и что это как-то связано с его сознанием. Сюда также можно отнести случаи, когда сновидец не помнит переживания из бодрствования, перешедшие в сон. В пример можно привести друга Фрейда, увидевший сон, в котором ему всплыло название растения, которое в жизни он не знает и не знал. Но спустя несколько лет, он вспоминает, как в институте под диктовку писал лекцию по биологии, где было название этого растения. То есть все-таки он знал его, но просто забыл. Фрейд называл такие сновидения гипермнестическими, то есть имеющие в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию. Одним словом, сновидения имеют связь с тем, что мы пережили в жизни, в том числе с тем, что мы пережили, но забыли. Это пережитое и попавшее в сновидение зачастую снится в закодированной форме. Одним из источников, который человек забывает, является детский период. Штрюмпель по этому поводу тоже высказывался, говоря, что эти образы, возникающие в сновидении, ограничиваются не только впечатлениями, вызывавшими при своем прикосновении живое создание, но и глубиной памяти в сновидении, которая обнимает собою те образы, лица, переживания раннего периода, которые вызвали лишь незначительное сознание либо не обладали никакой психической ценностью. То есть, в детские годы у мы переживаем такие моменты, которые обладают большим психическим значением, мы их помним, они нас очень сильно встревожили в свое время. Но также в сон часто попадают события детства, которые якобы не вызвали в тот момент никаких особенных переживаний, никак не затронули нашу психику. В пример можно привести сновидение Фрейда, где он видит некое лицо, но не может определить, кто это. Этот незнакомец представляется врачом из родного местечка Фрейда, то есть, он человек, которого Фрейд знал еще с детства. Это лицо Фрейд не видит, но оно в образах смешивается с лицом учителя из гимназии, с которым он иногда встречался. Анализ сна заключается в следующем: его мать сказала, что оба этих мужчин ослепли на один глаз. То есть, Фрейд уже много лет не видел того врача, но его образ сохранился в психике и приснился ему в сновидении. Подытожить все вышесказанное можно следующим образом: важной особенностью памяти в сновидении является то, что она использует не только выдающееся значимое воспоминание, но также и самое ничтожное и безразличное. Штрюпмель замечает, что в сновидении воспроизводится не точная репродукция из бодрствования, а лишь отрывки, измененные картинки или совершенно иное. Но бывают исключения, когда сновидения повторяют в точности то, что было в реальности.