Придуманное и бездоказательное суждение Чарльза Дарвина, занимавшегося коллекционированием бабочек, об эволюции развития человека, в свое время, утвердилось как открытие, было условно доказано и использовалось на протяжении многих сотен лет как неоспоримое, то есть, как Истина, являясь, по сути, лишь гипотезой. В то же время свидетельства многих десятков, сотен людей, побывавших вследствие тех или иных причин за гранью смерти, говорят о том, что жизнь после смерти существует. Но их слова не воспринимаются как истина. Так что же такое истина? В этой статье я попробую проанализировать высказывания великих умов различных эпох и может быть приблизиться к пониманию что же такое есть истина. Современное демократическое общество невозможно представить без неотъемлемых прав выражать свои мысли и мнения человеком. Соглашаемся мы с мнением других или не соглашаемся - не существенно. Человек имеет право выражать свое мнение на любую тему. Его мнение - субъективно и зависит от его мировоззрения. Зачастую, суждения человека достаточно ограничены ввиду влияния на него общества определенного социально экономического статуса и территории, в которой последний находится. Прискорбно, что в наше время человек не углубляется в познание проблем истины, его подход, зачастую, является поверхностным или эгоистичным. Это означает, что для современного человека важнее его сиюминутные материальные ценности, чем проблемы связанные с познанием истины, как таковой. Но если посмотреть на каждого человека отдельно, оказывается, что истина имеет очень важное значение в жизни каждого человека, так как каждый из нас желает быть понятым и принятым обществом таким, каким он есть. В своей работе я постараюсь рассмотреть, проанализировать точки зрения в решении проблем истины различными философами, протянуть параллели и связать точки зрения древних времен с реалиями наших дней. I. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИЙ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ Что есть истина? Истина объясняется многими философами и мыслителями, но каждый из них определяет ее по-разному. Каждый из нас знает, что такое истина, но не каждый может объяснить. Глядя на историческое развитие, нет единого определения истины. Как понятия истины интерпретируются величайшими умами человечества? • Соответствие (Аристотель). • Абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). • Соответствие суждения факту (И.Кант). • Форма психологического состояния личности (Хайдеггер). •Соответствие суждения актуальной или возможной действительности (Готфрид Лейбниц). • Твое слово есть Истина (от Иоана. 17; 17) Истина - это древняя философская концепция. В Древней Греции истина ассоциировалась с такими науками, как логика, геометрия, математика, естественная философия. Сократ (ок 469-399 г. до н.э.) считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей. Считается, что, начиная с Платона (428 - 347г. до н.э.), западная философия изменила понимание истины. Платон связал истину с соответствием идеалу и совершенству. Концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной, знание которой есть результат воспоминания души о своём пребывании в мире вечных идей, когда она ещё не соединилась с телом. (Википедия) Почему у многих людей возникает эффект дежавю. Истина в понимании Платона напрямую связано с категорией \"бытие\". Именно в философии Платона впервые произошло разделение трех понятий истины: 1) как характеристики бытия; 2) как характеристики человеческого познания; 3) как характеристики человеческого существования. Философское понимание истины Платона становится образцом для дальнейшего поиска истины во все последующие эпохи истории западной философии. (Копцева Т.П.) Древнегреческий философ Аристотель (384-332 г.до н.э.) развил учения Платона и из трех понятий истины по Платону и сформулировал только два вида: 1) вечная абсолютная истина и 2) истина, которая в потоке времени переходит в свою противоположность и становится ложной. Изначально истину понимают как открытие таинства. Позже это становится вопросом соответствия мысли объекту. Следовательно, понятие истины меняется - она становится частью бытия. В буддизме истина преимущественно связана с практическим достижением состояния сознания, в котором реальность видится такой, «как она есть». Учение Будды состоит из четырех благородных истин: 1. существует страдание; 2. существует причина страдания — желание; 3. существует прекращение страдания — нирвана; 4. существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. (Википедия) Восьмеричный путь основан на учении Будды, которое направляет нас на следующие основы поведения: 1. правильные взгляды — это значит познание четырех истин, вера в истину причинности и правильный взгляд на вещи. 2. правильное мышление — это значит не поддаваться желаниям, не жаждать, не гневаться и не причинять вреда другим. 3. правильные слова — значит не лгать, не болтать, не сквернословить и не лицемерить. 4. правильные дела — значит не умерщвлять живых существ, не воровать и не прелюбодействовать. 5. правильный образ жизни — это значит избегать постыдного для человека образа жизни. 6. правильные стремления — это значит постоянно, не ленясь, прикладывать усилия к достижению правильных целей. 7. правильная память — это значит обдуманность в действиях. 8. правильное сосредоточение — это значит внутреннее созерцание с целью установления перед собой правильных целей и просветления разума. Таким образом истина с точки зрения буддизма есть процесс познания себя, окружающего мира и достижения наивысшего сознания путем постоянного совершенствования духа, тела, сознания и окружающего мира. Онтологическое понимание истины является одним из преобладающих пониманий христианского учения. Во многих книгах Ветхого Завета - Бог есть истина - «истинный Бог» (Исаия 65;16), «все Его дела есть истина» (Дан. 4;34): «Направляйте меня по своей истине» (Пс. 25;5). В новозаветных текстах онтология истины более тесно связана с человеческой жизнью и духом истины в сердцах людей. Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Он полагался на учение Платона. Для него христианство было истинной философией. Истина одна. Бог есть истина. Как у древних, так и у средневековых философов оставался актуален вопрос о том - что есть истина. Одним из мыслителей, рассматривающих этот вопрос, был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он считается одним из самых значимых богословов XI века. Ансельм Кентерберийский определяет истину как единственную духовную справедливость. В работе «Диалог об истине» Ансельм Кентерберийский представляет три уровня истины. Вечные истины в Боге (идеях), истины вещей, которые основаны на соответствии с божественной истиной и истиной мышления и выражения, основанной на сущности вещей. Фома Аквинский (1225-1274), монах Доминиканского ордена, известный католический философ и теолог, объединил взгляды Аристотеля на истину с идеализмом и разграничил области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Он считал, что человеческий разум может постичь истину только тогда, когда речь идет о Божьем разуме. Фома Аквинский вовсе не был наивным, он пытался выделить из общей массы людей тех, кто был ближе к Богу (Служил Богу). Они обладали, по его мнению, большей истиной нежели остальные, которые просто о ней рассуждали. Джордж Беркли (1685-1753), ирландский философ, ввел субъективный идеализм, известен как епископ Беркли, создал учение о критериях истины. Критериями истины по Беркли являются: яркость (либо, наоборот, тусклость) ощущений; одновременность и приблизительная одинаковость восприятий у многих людей; преимущественная согласованность ощущений; при этом истинна не всякая взаимосогласованность знаний, а та, которая более проста, обозрима и удобна для усвоения. Он не понимал очень сложные и необъяснимые явления и вещи, поэтому всё упрощал и трактовал как ему было удобно. Например, он отрицал абстракцию - субстанцию как таковую в материальном мире, в то же время абстракцию и субстанцию в духовном мире не отрицал. Дэвид Юм (1711-1776), шотландский философ и историк, развивал скептицизм и эмпирические школы. Юм разделил истину на два вида. Первый вид истины работает с идеями отношений, например, сумма треугольников равна 180 градусам. Второй вид истины состоит из фактов, которые применяются к вещам, которые действительно существуют во всем мире. Субъективные идеалисты Джордж Беркли и Дэвид Юм идентифицировали истину с реальностью. Поскольку они воспринимали реальность как наше восприятие, истину рассматривали как очевидное восприятие, соответствие чувственному восприятию. Можно сделать вывод, что первые философы и мыслители выдвинули свои идеи и предложения, что такое истина, а последующие философы заимствовали их учения лишь немного развив и дополнив. Некоторые мыслители даже сформировали свою собственную теорию, но основанную на идеях предыдущих философов.