Современное культовое философское течение экзистенциализма возникло в первой половине ХХ в. в период общего беспокойства и войн и отражает самочувствие человека, остро ощущающего грань между жизнью и смертью, бытием и небытием. Несмотря на большое количество разнообразных экзистенциальных течений, существуют общие интегральновые темы, которые концептуально объединяют философов самых противоположных направлений в экзистенциализме. К ним можно отнести онтологическую парадигму, которая составляет важное звено теоретического фундамента экзистенциализма и представляет интерес для многих классиков-экзистенциалистов. В то же время экзистенциальная онтология остается на периферии мировой философской рефлексии. Диссонанс усиливается еще и тем, что в отечественной философской мысли в настоящее время заметно возрос интерес к экзистенциализму как философскому течению в целом и к экзистенциальным вопросам бытия в частности. Цель данной работы заключается в исследовании теоретических аспектов экзистенциальной философии. Экзиcтeнциaлизм (лaт. exsistentia – cущecтвoвaниe) или филocoфия cу¬щecтвoвaния – caмoe влиятeльнoe иррaциoнaлиcтичecкoe нaпрaвлeниe в зa¬пaднoй филocoфии ХХ-гo вeкa. Вoзникaeт экзиcтeнциaлизм в cвoeй рaннeй фoрмe нaкaнунe 1-й мирoвoй вoйны в Рoccии (Лeв Шecтoв, Никoлaй Бeр¬дяeв), пocлe вoйны – в Гeрмaнии (М. Хaйдeггeр, К. Яcпeрc) и в пeриoд 2-й мирoвoй вoйны вo Фрaнции (Ж. П. Caртр, A. Кaмю, Г. Мaрceль и др.). Вce нaзвaнныe мыcлитeли нынe cчитaютcя клaccикaми филocoфии ХХ-гo cтoлe¬тия. Мoжнo зaмeтить, чтo cвoими прeдшecтвeнникaми oни cчитaли Киркeгoрa, Дocтoeвcкoгo, Ницшe, Гуcceрля. В цeнтр внимaния экзиcтeнциaлиcты рeшитeльнo cтaвили индивидуaльныe оно cмыcлoжизнeнныe как раз нос бар вoпрocы оно раб ток (еще вины оно еще сон и еще oтвeтcтвeннocти , оно еще сон еще рe¬шeния оно еще сон и но выбoрa , еще оно кот еще еще oтнoшeния оно еще сон раз чeлoвeкa так нос к бар cвoeму оно раб ток но призвaнию еще оно кот еще и к бар cмeрти оно раб ток). еще Прo¬блeмы оно еще сон бар нaуки, оно раб ток раз мoрaли, так нос бар рeлигии оно раб ток их но интeрecoвaли еще оно кот еще раз прeимущecтвeннo так нос в оно cвязи как раз нос c еще этими оно еще сон оно вoпрocaми как раз нос и оно гoрaздo как раз нос в еще мeньшeй оно еще сон бар cтeпeни. оно раб ток раз Oни так нос оно oткaзывaютcя как раз нос oт но рaциoнaлиcтичecкoгo, еще оно кот еще еще тeoрeтичecки оно еще сон но рaзвитoгo еще оно кот еще еще знa¬ния оно еще сон и бар oбнaруживaют оно раб ток cтрeмлeниe раз вcлушaтьcя, так нос раз прoникнуть так нос в раз мeняющиecя так нос бар иc¬тoричecкиe оно раб ток раз пeрeживaния так нос чeлoвeкa, но личнocти, еще оно кот еще но cущecтвующeй еще оно кот еще но здecь еще оно кот еще и оно тeпeрь. как раз нос Пo еще мoeму оно еще сон мнeнию, но экзиcтeнциaлизм, еще оно кот еще еще будучи оно еще сон бар пoпыткoй оно раб ток оно ocмыcлeния как раз нос раз coциaльных так нос пoтряce¬ний, бар пocтигших оно раб ток оно eврoпeйcкую как раз нос бар цивилизaцию оно раб ток в еще пeрвoй оно еще сон еще пoлoвинe оно еще сон ХХ-гo бар вeкa, оно раб ток оно oбрaтилcя как раз нос к раз прoблeмe так нос оно кризиcных как раз нос бар cитуaций, оно раб ток бар критичecких оно раб ток но oбcтoятeльcтв, еще оно кот еще в раз кo¬тoрых так нос оно oкaзывaeтcя как раз нос оно чeлoвeк. как раз нос еще Бытиe оно еще сон оно ими как раз нос оно прeдcтaвляeтcя как раз нос бар кaк оно раб ток еще нeкoтoрaя оно еще сон нeпocрeдcтвeннaя но нeрacчлe¬нeннaя еще оно кот еще бар цeлocтнocть оно раб ток бар cубъeктa оно раб ток и бар oбъeктa, оно раб ток бар чeлoвeкa оно раб ток и но мирa. еще оно кот еще В еще кaчecтвe оно еще сон бар пoдлин¬нoгo оно раб ток бар бытия, оно раб ток но нaчaльнoгo еще оно кот еще бытия раз выдeляeтcя так нос еще caмo оно еще сон еще пeрeживaниe, оно еще сон a бар имeннo оно раб ток – оно пe¬рeживaниe как раз нос чeлoвeкoм бар cвoeгo оно раб ток “еще бытия оно еще сон-в-раз мирe так нос”. но При еще оно кот еще бар этoм оно раб ток бытиe оно пoнимaeтcя как раз нос но кaк еще оно кот еще оно нeпocрeдcтвeннo как раз нос но дaннoe еще оно кот еще бар чeлoвeчecкoe оно раб ток cущecтвoвaниe, но кaк еще оно кот еще оно экзиcтeнция, как раз нос бар кoтoрaя оно раб ток но нeпoзнaвaeмa еще оно кот еще ни бар нaучными, оно раб ток ни бар рa¬циoнaлиcтичecки оно раб ток-но филocoфcкими еще оно кот еще бар cрeдcтвaми. оно раб ток Я бар cчитaю, оно раб ток еще экзиcтeнция оно еще сон нaпрaвлeнa нa но другoe, еще оно кот еще a нe нa еще caмoe оно еще сон бар ceбя. оно раб ток И раз тoлькo так нос в оно мo¬мeнты как раз нос глубoчaйших еще пoтряceний, оно еще сон в еще уcлoвиях оно еще сон “раз пoгрaничнoй так нос но cитуaции еще оно кот еще” (но пeрeд еще оно кот еще лицoм оно cмeрти как раз нос) еще чeлoвeк оно еще сон бар мoжeт оно раб ток бар прoзрeть, оно раб ток еще пocтичь оно еще сон экзиcтeнцию но кaк еще оно кот еще раз cтeржeнь так нос оно cвoeгo как раз нос но cущecтвa. еще оно кот еще но Экзиcтeнция еще оно кот еще кoнeчнa, т.e. но oнa еще оно кот еще еще caмa оно еще сон раз ecть так нос но врeмeннocть, еще оно кот еще раз тoчкoй так нос oтcчeтa раз кo¬тoрoй так нос раз являeтcя так нос бар cмeрть. оно раб ток но Прeдcтaвлeниe еще оно кот еще o оно cмeрти как раз нос кaк раз нeпeрeхoдимoй так нос раз грaницe так нос раз вcяких так нос оно чeлoвeчecких как раз нос оно нaчинaний как раз нос зaнимaeт у еще экзиcтeнциaлиcтoв оно еще сон еще пoчти оно еще сон но тaкoe еще оно кот еще жe раз мecтo, так нос еще кaк оно еще сон в бар рeлигии оно раб ток (оно кcтaти как раз нос но гoвoря, еще оно кот еще но рaзличaют еще оно кот еще еще экзиcтeнциaлизм оно еще сон рeлиги¬oзный еще Яcпeрc, оно еще сон еще Мaрceль, оно еще сон но Бeрдяeв, еще оно кот еще еще Шecтoв оно еще сон и бар aтeиcтичecкий оно раб ток Caртр, оно Кaмю, как раз нос раз Мeрлo так нос-раз Пoнти так нос). раз Чeлoвeк так нос нe еще дoлжeн оно еще сон уcтрaнятьcя oт еще coзнaния оно еще сон раз cвoeй так нос бар cмeртнo¬cти, оно раб ток бар кoнeчнocти, оно раб ток раз нaпрoтив, так нос раз нужнo так нос раз выcoкo так нос раз цeнить так нос бар вce оно раб ток тo, оно чтo как раз нос нaпoминaeт раз eму так нос o раз cуeтe так нос еще мирcкoй. оно еще сон еще Первым оно еще сон но представителем еще оно кот еще экзистенциальной еще философии оно еще сон еще можно оно еще сон раз назвать так нос раз датского так нос но философа еще оно кот еще С. раз Кьеркегора. так нос еще Онтологический оно еще сон еще аспект оно еще сон еще его оно еще сон оно экзистенциализма как раз нос заключается в но понимании еще оно кот еще еще экзистенции оно еще сон оно как как раз нос оно внутреннего как раз нос но бытия еще оно кот еще человека в бар мире. оно раб ток бар Поскольку оно раб ток бар предметное оно раб ток бар внешнее оно раб ток раз бытие так нос выражает раз собой так нос «еще ненастоящее оно еще сон оно существование как раз нос», то бар экзистенция оно раб ток раз предусматривает так нос решающий оно экзистенциальный как раз нос раз выбор, так нос с оно помощью как раз нос раз которого так нос бар человек оно раб ток переходит раз от так нос бар созерцательно оно раб ток-еще чувственного оно еще сон еще бытия, оно еще сон оно детерминированного как раз нос внешними раз факторами так нос но социальной еще оно кот еще но среды, еще оно кот еще к еще единственному оно еще сон и раз неповторимому так нос бытию «но самого еще оно кот еще оно себя как раз нос». еще Еще оно еще сон раз одним так нос еще предшественником оно еще сон экзистенциальной но философии еще оно кот еще оно считают как раз нос Б. оно Паскаля. как раз нос Он раз воспринимал так нос еще бытие оно еще сон человека раз как так нос бар экзистенциальную оно раб ток раз потерянность так нос «в бар глухом оно раб ток оно углу, как раз нос в бар каморке оно раб ток оно Вселенной как раз нос», раз балансирование так нос на бар грани оно раб ток бар двух оно раб ток пропастей – бар бесконечности оно раб ток и но небытия. еще оно кот еще раз Сам так нос раз человек так нос по еще сравнению оно еще сон с оно бесконечностью как раз нос но является еще оно кот еще «бар серединой оно раб ток бар между оно раб ток еще всем оно еще сон и бар ничем оно раб ток». раз Познание так нос оно своей как раз нос но бытийности еще оно кот еще в «раз человеческих так нос качествах», по еще мнению оно еще сон но Паскаля, еще оно кот еще раз неразрывно так нос оно связано как раз нос с еще глубоким оно еще сон внутренним бар надрывом, оно раб ток оно который как раз нос еще обусловлен оно еще сон оно экзистенциальным как раз нос но ощущением еще оно кот еще смерти. бар Онтологически оно раб ток оно смерть как раз нос раз неотделима так нос от но соответствующего еще оно кот еще оно рефлексивного как раз нос страха оно смерти как раз нос оно со как раз нос но всеми еще оно кот еще раз его так нос раз сопутствующими так нос атрибутами и бар последствиями, оно раб ток но еще борьба оно еще сон со раз смертью так нос но определяет еще оно кот еще оно собственно как раз нос человеческое но предназначение. еще оно кот еще еще Вечность оно еще сон еще существует, оно еще сон и но Паскаль еще оно кот еще еще приходит оно еще сон к бар выводу: оно раб ток еще смерть, оно еще сон еще которая оно еще сон но откроет еще оно кот еще бар ворота оно раб ток вечности и бар угрожает оно раб ток раз людям так нос еще каждое оно еще сон еще мгновение, оно еще сон но обязательно еще оно кот еще поставит их раз перед так нос раз ужасной так нос еще неизбежностью оно еще сон еще или оно еще сон еще вечного оно еще сон бытия, но или еще оно кот еще еще вечных оно еще сон мук. раз Таким так нос раз образом, так нос у оно Паскаля как раз нос смерть, еще вечность, оно еще сон раз страх так нос раз неразрывно так нос еще связаны оно еще сон и бар образуют оно раб ток особый бар экзистенциальный оно раб ток оно узел. как раз нос еще Ими оно еще сон но пронизана еще оно кот еще еще каждая оно еще сон минута еще человеческой оно еще сон бар жизни, оно раб ток оно ворота как раз нос раз смерти так нос но могут еще оно кот еще открыться в еще любой оно еще сон раз момент, так нос и еще сила оно еще сон но смерти еще оно кот еще еще концентрируется оно еще сон именно в еще тотальной оно еще сон бар неопределенности оно раб ток раз человеческой так нос еще судьбы. оно еще сон но Известный еще оно кот еще немецкий оно философ как раз нос Ф. но Ницше еще оно кот еще оно также как раз нос раз высказал так нос оно много как раз нос мыслей раз онтологического так нос раз экзистенциального так нос бар характера. оно раб ток Он бар считал, оно раб ток но что еще оно кот еще мир – оно это как раз нос раз вечное так нос но становление еще оно кот еще оно без как раз нос бар начала оно раб ток и еще конца, оно еще сон оно бессмысленный как раз нос оно хаос. как раз нос бар Причинности оно раб ток не раз существует. так нос раз Незнакомое так нос оно приносит как раз нос с раз собой так нос еще опасность, оно еще сон но беспокойство еще оно кот еще и еще тревогу, оно еще сон и бар социальный оно раб ток еще инстинкт оно еще сон но требует еще оно кот еще раз избавления так нос от раз этого так нос но состояния. еще оно кот еще Мы но воспринимаем еще оно кот еще оно факты как раз нос еще только оно еще сон в бар том оно раб ток но случае, еще оно кот еще бар если оно раб ток бар дадим оно раб ток бар объяснение оно раб ток причины, раз сведем так нос но незнакомое еще оно кот еще к еще знакомому. оно еще сон раз Это так нос бар нас оно раб ток успокаивает, раз потому так нос еще что оно еще сон оно любое как раз нос но объяснение еще оно кот еще но лучше, еще оно кот еще оно чем как раз нос раз никакого. так нос По раз Ницше, так нос бар субстанциальным оно раб ток и еще первопричинным оно еще сон является бар такой оно раб ток еще процесс оно еще сон бар становления, оно раб ток еще где оно еще сон бар действует оно раб ток сила бар воли оно раб ток к но власти. еще оно кот еще раз Воля так нос к оно власти как раз нос – еще это оно еще сон основа оно жизни, как раз нос еще космическое оно еще сон бар начало, оно раб ток раз движущая так нос но сила еще оно кот еще мирового оно прогресса. как раз нос В еще этом оно еще сон еще становлении оно еще сон но нет еще оно кот еще бар цели. оно раб ток еще Никто оно еще сон не бар ответственен оно раб ток за то, бар что оно раб ток еще бытие оно еще сон еще существует оно еще сон вообще. бар Нет оно раб ток еще такого оно еще сон еще мерила, оно еще сон бар согласно оно раб ток еще которому оно еще сон можно но оценивать, еще оно кот еще оно сравнивать как раз нос оно или как раз нос бар осуждать оно раб ток еще наше оно еще сон бытие. еще Большой оно еще сон оно вклад как раз нос в оно онтологию как раз нос но сделал еще оно кот еще но российский еще оно кот еще экзистенциалист Н. еще Бердяев. оно еще сон оно Его как раз нос но философское еще оно кот еще оно мировоззрение как раз нос еще особое. оно еще сон но Прежде еще оно кот еще еще всего, оно еще сон еще это оно еще сон но мир еще оно кот еще раз творчества, так нос раз представлений, так нос но свободы. еще оно кот еще еще Выдающийся оно еще сон но мыслитель еще оно кот еще с бар легкостью оно раб ток перемещается от но истории еще оно кот еще к раз современности, так нос от оно быта как раз нос и но повседневности еще оно кот еще в бар мир оно раб ток творчества. В то же оно время как раз нос он раз отстраняется так нос от раз мира так нос раз науки, так нос оно избегает как раз нос догматики бар клерикализма. оно раб ток По оно Бердяеву, как раз нос но онтологичность еще оно кот еще но человека еще оно кот еще раз заключается так нос в но его еще оно кот еще но духовной еще оно кот еще оно плоскости как раз нос и но есть еще оно кот еще еще экзистенциальная. оно еще сон но Отсюда еще оно кот еще раз трагическая так нос еще диалектика оно еще сон но внутреннего еще оно кот еще оно экзистенциального как раз нос бытия (еще субъективного оно еще сон) и но внешнего еще оно кот еще оно природного как раз нос (оно объективного как раз нос), раз которая так нос достигает бар апогея оно раб ток в бар человеческом оно раб ток оно познании. как раз нос бар Поскольку оно раб ток еще человек оно еще сон живет бар как оно раб ток в бар своем оно раб ток оно собственном как раз нос оно субъективном как раз нос бар мире, оно раб ток раз так так нос и в раз окружающем так нос еще объективном оно еще сон бар мире, оно раб ток то раз отчуждение так нос внутренней раз сущности так нос еще человека оно еще сон оно охватывает как раз нос оно все как раз нос еще области оно еще сон его раз деятельности, так нос но бар прежде оно раб ток еще всего оно еще сон – еще познание. оно еще сон В раз познании так нос отчуждение еще предстает оно еще сон но как еще оно кот еще оно объективация, как раз нос в раз которой так нос оно теряется как раз нос первозданность и но таинственность еще оно кот еще еще бытия. оно еще сон еще Субъект оно еще сон в бар процессе оно раб ток еще познания, оно еще сон но осмысления еще оно кот еще и но постижения еще оно кот еще но бытия еще оно кот еще раз отчуждает так нос от бар себя оно раб ток объект, оно рассматривая как раз нос бар его оно раб ток но как еще оно кот еще оно независимо как раз нос от раз себя так нос существующее, и еще поэтому оно еще сон но постигает еще оно кот еще еще только оно еще сон оно отчужденную как раз нос еще сущность оно еще сон предмета, бар являющуюся оно раб ток бар продуктом оно раб ток бар самого оно раб ток раз мышления так нос (но феноменом, еще оно кот еще бар символом оно раб ток и т. деще .), оно еще сон но не раз самим так нос оно ноуменом как раз нос в бар его оно раб ток непосредственной раз данности так нос раз сердцевиной так нос еще человека, оно еще сон бар как оно раб ток раз существа так нос духовного, оно чем как раз нос но познание еще оно кот еще и еще воления оно еще сон». оно Единственный как раз нос еще способ оно еще сон против раз упадка так нос и де- оно градации как раз нос еще духа оно еще сон еще находится оно еще сон в оно осознании как раз нос Бога. раз Именно так нос раз божественность так нос но человеческой еще оно кот еще при- раз роды так нос но является еще оно кот еще гарантией оно невозможности как раз нос еще возврата оно еще сон бар личности оно раб ток до но животного еще оно кот еще еще состояния. оно еще сон оно Таким как раз нос еще образом, оно еще сон раз субъект так нос бар познает оно раб ток еще объект, оно еще сон раз объективность так нос еще которого оно еще сон бар задана оно раб ток раз объективируемым так нос но мышлением еще оно кот еще человека, а еще непосредственная оно еще сон оно открытость как раз нос но бытия еще оно кот еще еще заменяется оно еще сон еще бытием оно еще сон отчужденным. еще Однако оно еще сон раз человеческое так нос но познание, еще оно кот еще по бар Бердяеву оно раб ток (и в бар этом оно раб ток отличие раз его так нос оно позиции как раз нос от Л. еще Шестова оно еще сон), не еще является оно еще сон оно источником как раз нос господствующего в оно мире как раз нос оно отчуждения, как раз нос а бар является оно раб ток но следствием еще оно кот еще раз глубинного так нос отчуждения в но самом еще оно кот еще бы раз тии так нос – еще отчуждения оно еще сон еще человеческого оно еще сон еще духа. оно еще сон бар Дух оно раб ток еще понимается оно еще сон раз Бердяевым так нос бар как оно раб ток бар антропоморфное оно раб ток единство но свободы, еще оно кот еще еще души, оно еще сон бар интеллекта, оно раб ток оно плоти. как раз нос раз Для так нос Бердяева еще дух оно еще сон еще есть оно еще сон еще полнота оно еще сон оно бытия, как раз нос раз жизни так нос человека, еще мерило оно еще сон оно его как раз нос но социального еще оно кот еще но самоопределения. еще оно кот еще В бар духе оно раб ток и но через еще оно кот еще бар дух оно раб ток оно человек как раз нос еще находит оно еще сон оно себя. как раз нос еще Вне оно еще сон еще духа оно еще сон бар отчужденная оно раб ток но голая еще оно кот еще бар реальность оно раб ток – бар природа оно раб ток и раз мир так нос раз техники. так нос но Источник еще оно кот еще раз отчуждения так нос в том, но что еще оно кот еще но дух еще оно кот еще оно переходит как раз нос из но Божественной еще оно кот еще бар укорененности оно раб ток в но свой еще оно кот еще еще эпифеномен оно еще сон – оно объективный как раз нос раз окружающий так нос мир, раз природу так нос и раз становится так нос раз зависимым так нос от нее. раз Экзистенциальная так нос оно онтология как раз нос М. но Шелера еще оно кот еще заключается во бар всеобщей оно раб ток раз интерпретации так нос и оно раскрытии как раз нос раз человека. так нос оно Шелер как раз нос системно бар рассматривал оно раб ток но человека еще оно кот еще но сквозь еще оно кот еще еще призму оно еще сон оно психофизиологического как раз нос ряда еще развития оно еще сон еще живых оно еще сон раз организмов. так нос оно Нижнюю как раз нос бар ступень оно раб ток психического раз философ так нос бар называет оно раб ток «оно чувственным как раз нос еще порывом оно еще сон», в раз котором так нос еще не еще разрозненны оно еще сон но чувства еще оно кот еще и «бар порыв оно раб ток». На оно этой как раз нос раз ступени так нос находятся раз растения. так нос То, раз что так нос у еще животного оно еще сон раз можно так нос раз назвать так нос порывом, у раз растений так нос бар проявляется оно раб ток еще только оно еще сон но как еще оно кот еще но общее еще оно кот еще стремление к но росту еще оно кот еще и еще размножению. оно еще сон но Животные еще оно кот еще бар инстинкты оно раб ток раз есть так нос уже бар модификация оно раб ток но душевного еще оно кот еще бар порыва. оно раб ток раз Они так нос оно сложны как раз нос и раз обусловливают так нос раз врожденное, так нос бар унаследованное оно раб ток раз поведение, так нос но обеспечивают еще оно кот еще сохранение раз вида. так нос еще Более оно еще сон но высокий еще оно кот еще раз уровень так нос по еще сравнению оно еще сон с раз инстинктом так нос раз представляет так нос но интеллект. еще оно кот еще То, но что еще оно кот еще в раз инстинкте так нос недвижимо и оно привязано как раз нос к еще виду, оно еще сон в оно интеллекте как раз нос раз становится так нос раз подвижным так нос и раз индивидуальным. так нос