УДК 101 Особенности русской философии. Кукушкина Алёна Владимировна студентка 1 курса группа ГДД-18-1Б Высшая школа туризма, индустрии гостеприимства и дизайна alyona012385@gmail.com ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация Аннотация: Русская философия – это название идей и взглядов российских мыслителей. В статье рассматриваются основные особенности русской философской мысли, как она развивалась, что было заимствовано у философии других стран, чем русская философия отличается от других. Кроме того, в статье исследуются основные вопросы русской философии, главный из которых это вопрос о смысле существования человека, о его земном назначении. В статье описаны основные проблемы русской философской идеи, такие как: свободы, жизни и смерти, добра и зла, гуманизма и др. По хронологии философия России делится на несколько этапов: философия XI-XVII веков, философия XVIII века, философия XIX века и советская философия. На каждом этапе в русской философии появляются какие-либо новшества. Она начинает заимствовать некоторые моменты из мировой философии, а также развиваться индивидуально. В статье раскрываются основные направления русского философского течения, такие как западничество, славянофильство, народничество, толстовство, марксизм-ленинизм. У каждого направления есть свои идеи: решение вопросов о роли церкви государства, рассмотрение идеи о космическом происхождении людей, вера в существование Бога, сотворение им мира, или отрицание этого, а такое направление как народничество решало вопрос о свержении власти. Они рассматривали разные способы и подходы к этому делу, поэтому это направление русской философии подразделялось ещё на несколько «поднаправлений». В статье прослеживается то, как меняется русская философская мысль, начиная с Древних времен до советской эпохи. А также выделяются основные её особенности. Ключевые слова: русская философия, мыслители, хронология, направления, круг проблем. Особенности русской философии Русская философия - оригинальная, самостоятельная, нравственно насыщенная часть мировой философии. В её основе лежит национальная идея, замешанная на духовно-ценностной ориентации человека, философской и религиозной антропологии. Сегодня российское общество разобщено, разрушены его моральные установки, произошла замена идеи нравственного совершенствования человека на легковесную потребительскую направленность. Типичный современный россиянин духовно деградирует. В этих условиях изучение русской философии, её развитие является важнейшим средством воспитания человека и фактором позитивного изменения общественного сознания. Актуальность проблемы обращения к русской философии возрастает в связи с тем, что присущие ей идеи соборности (коллективизма), нравственного поиска (самосовершенствования человека), необходимости культурного роста человека и общества являются естественными ориентирами для россиян. Выход нашего общества из духовного кризиса возможен только за счет актуализации этих направлений. Цель данной статьи – показать специфику русской философской мысли, обозначить основные вопросы и проблемы, которые находятся в центре ее изучения, и определить перспективу направления духовного возрождения современной России. Структура русской философской мысли объединяет концепцию «мирового всеединства», «русского космизма», «русскую религиозную этику», «русскую герменевтику», идею «соборности». Основной вопрос русской философии - это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Круг проблем, выдвинутых в центр исследования русскими философами, таков: 1. Проблемы свободы 2. Религиозный космизм 3. Проблемы гуманизма 4. Проблемы жизни и смерти 5. Проблемы творчества 6. Проблемы добра и зла 7. Проблемы власти и революции. Основные направления русской философии: 1) Западничество 2) Славянофильство 3) Народничество 4) Анархизм 5) Космизм 6) Толстовство 7) Марксизм 8) Национализм В истории русской философии есть своя хронология: 1) русская философская мысль XI — XVII вв.; 2) русская философия эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.); 3) становление русской философии (начало и середина XIX в.); 4) «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.). Рассмотрим поэтапно особенности русской философии. Считается, что русская философия берёт своё начало с древних времён. Учёные до сих пор спорят о существовании древнерусской философии. Одни из них считают, что в Древней Руси существовала философская мысль, другие отрицают это. Но так или иначе, философские мысли проникали в древнерусскую литературу. Основными вопросами древнерусской философии были вопросы о «природе человека, государственной власти и общечеловеческих ценностях». В Древней Руси философскими трудами занимался Владимир Мономах, Даниила Заточник, Кирилл Туровский, Феодосией Печерский. Далее русскую философскую мысль можно проследить в XIV-XVII вв. Именно в это время происходит спор между так называемыми «иосифлянами» (представитель Иосиф Волоцкий) и «нестяжателями» (представитель Нил Сорский). Главный вопрос – роль церкви в жизни государства. Данный спор не имел прямого отношения к философии Руси, однако именно он подтолкнул к вопросу о значении власти и веры. Большую роль в развитии русской философии сыграла Острожская школа, основателем которой является князь Константин Острожский. В этой школе изучалась схоластическая философия. Дальнейшее развитие русская философская мысль получила в эпоху Просвещения (XVIII в.). Благодаря великим реформам Петра I в Россию стала проникать западная философия. Одно из новых направлений – деизм. Его представителями в России стали Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Это направление признавало существование Бога, но отрицало существование других мистических существ. Далее в России стали возникать атомизм и сенсуализм. Кроме того, русская философия отражалась в идеях масонства (представитель Николай Иванович Новиков). В это время возникает один из первых философских словарей, созданный Г.Н. Тепловым. В XIX веке русская философская мысль развивалась под флагом спора западников и славянофилов. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х годов. Славянофилы опирались на «самобытность», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной исключительности. Согласно славянофилам, есть единство веры и разума. Ум, не обогащенный верой, беден и односторонен. Западноевропейское просвещение признает источником знания лишь личный опыт и свой рассудок, в результате получается у одних мыслителей формальная рассудочность, т.е. рационализм, а у других — отвлеченная чувственность, т.е. позитивизм. И только православная вера обеспечивает «безмятежную внутреннюю целостность духа». Мир русского человека – это богатое пространство, в котором есть цельность бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении временного к вечному; человеческого к божественному. Одной из ключевых идей является идея соборности, совместных усилий, коллективизма. Русский человек оглядывается в сторону церкви, народа, государства, уважая их и общественное мнение. Взгляды славянофилов разделяли и мыслители более позднего времени – Ф. М. Достоевский (1821— 1881), Л. Н. Толстой (1828—1910). Во второй половине жизни обоих мыслителей в России стал развиваться капитализм, который был отражением философии рационализма. Ф.М. Достоевский считал: «капиталистическое развитие погубило естественную коллективность русского человека и русского общества, порождая болезненную индивидуальность». Признаки этого периода - излишний рационализм, бездушие, атеизм. Выход из духовного кризиса видится только в православии, в нравственном самосовершенствовании человека, а это возможно только на основе православной веры. Л. Н. Толстой создает свою «рациональную философию», включающую все ценное из православия. Центральное место в ней занимает нравственность. Именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. «Непротивление злу насилием» - ключевой лозунг Толстого. В нем проявляются не только смирение, но и великая внутренняя сила и мудрость человека. На мысль Толстова повлияли взгляды Канта, Руссо, Шопенгауэра. «Противники славянофилов – западники - критиковали православие» (П. Чаадаев «Философские письма»); «акцентировали внимание на личностном начале; критически относились к российской самобытности; стояли на позициях материализма, атеизма и позитивизма». Спор западников и славянофилов не утихает до сих пор. Изменились времена, обстоятельства жизни, уровень цивилизации, но вопрос о путях развития России и направлении парадигмы ее духовного развития остается дискуссионным. Одной из важных фигур в русской философии становится В.С. Соловьев. Центральная идея философии Соловьева — идея «всеединства». Автор опирается на славянофильскую идею «соборности», но придает этой идее всеобъемлющее космическое значение. Онтологической основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире». Своеобразие философии Соловьева определили следующие идеи: «идея поиска социальной правды, утверждение веры в прогресс, правды на земле». В.С. Соловьев не просто теософ, он хочет увязать науку и религию, считает, что нужно создать новую философию. Проблемы веры и разума в русской религиозной философии рассматривали Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк. Определяющим моментом учения Л. Шестова является тезис о противоположности веры и разума. «Вера— наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, в которой не действуют законы человеческого общежития, разумные доводы». Вера есть готовность вырваться из круга тех идей, в которых живет человек, а разум ущербен. Действительность иррациональна, абсолютно непознаваема. И логика, и разум, по его мнению, все это — средства, скрывающие от нас действительность. Философ С. Н. Булгаков считал, что логическое мышление соответствует современному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Учение о триединстве Бога, по П. Флоренскому, отменяет главной закон логики — закон тождества, и утверждает противоречие в качестве главного принципа мышления. Бог единый в трех лицах, по его убеждению, это воплощенное противоречие. Религиозный опыт, вера — это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственная связь человека с Богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в Боге. Философ Ильин анализирует причины революции в России и пытается предсказать будущее русского народа. Большевизм обречен. Народ выйдет из революции нищим, но обновленным. Личная свобода не противоположна политическим устоям общества. Они могут надеяться друг друга, если будут пронизаны духовно-религиозным началом. По своим идеям философ Н. А. Бердяев относился к «легальным марксистам». Однако материалистическое учение, на котором основывается марксизм, кажется Бердяеву упрощенным, дающим огрубленную картину мира. XX век ознаменовался для Бердяева движением от неокантианства к богоискательству. Опираясь на идеи Чаадаева, Достоевского, В. Соловьева, Бердяев ищет смысл жизни в организации человеческого общества на религиозных основах. У Бердяева дух классовой борьбы, пронизывающий марксизм, вызывал сначала лишь критическое отношение, которое затем перешло в полное неприятие, чему немало способствовала революция 1905—1907 гг. в России. В своих работах «Философия свободы» (1911 г.), «Смысл творчества» (1916 г.) Бердяев доказывает, что марксизм не способен решить проблему активности и свободы личности. В советские времена философия была марксистско-ленинский, она отражала идею классовой борьбы, диалектического и исторического материализма. В диалектическом материализме превалировало представление о приоритете бытия над сознанием, в историческом материализме рассматривались перспективы создания бесклассового общества. Проблема человека рассматривалась в контексте его классовых проявлений. Лишь некоторые отечественные философы обращались к проблеме нравственности и этики, отрицая их христианскую (православную) составляющую. Кроме уже раскрытых мною направлений в русской философии присутствовал космизм. Учение о космосе было начато ещё с древних времён, но в России он утвердил своё место в эпоху Возрождения. Всё больше интерес к космосу стал усиливать в эпоху СССР, когда стала появляться космонавтика. Одним из основоположников русского космизма был Н.Ф. Фёдоров. «Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека». Его уважали и почитали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв. В целом русский космизм делится на естественнонаучный и религиозно-философский. Естественнонаучная школа рассматривала русский космизм в узком понимании. К этой школе относились К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Религиозно-философская школа уже стала рассматривать русский космизм в более широком смысле, как социокультурный феномен. В эту школу входили В.С. Соловьёв, М.А. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев. Также в русской философии было такое направление, как народничество. Оно появилось в 1860-1910-х годах. Его идея заключалась в «сближении интеллигенции и народа в поисках своего места в жизни». Народничество имело два основных течения – умеренное, или либеральное, и радикальное, или революционное. Представители либерального течения стремились к преобразованиям ненасильственным способом, представители же революционного – к насильственному уничтожению существующего режима страны. Радикализм также имел несколько направлений: консервативное, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархисткое. Консервативное направления связано с деятельностью журналистов – П.П. Червинского и И.И. Каблица-Юзова. Они в своей печати поднимали вопрос о «деревне». Они ставили народные «устои» выше духовных. Реформистское направление появилось в 1870-1880-х годах. Его представителями были Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко, В.П. Воронцов и др. Либерально-революционное народничество сформировалось в 60-70-х гг. XIX века. Его представители – Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, Л.Е. Оболенский и др. Они «ходили в народ» с целью пропаганды свержения власти. Представители социально-революционного направления – П.Н. Ткачёв и Н.А. Морозов. Ткачёв говорил: «Самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать». Они создавали тайные группы революционеров с целью захвата власти. Анархисты - М.А.Бакунин и П.А. Кропоткин хотели захватить власть с помощью народных масс. Они призывали народ к созданию коммун, федераций и автономий. Современная отечественная философия продолжает традиции русской философии, неся в себе те же признаки. Во-первых, процесс познания мира не составляет основного предмета русской философской мысли; во-вторых, русской философии присущ антропоцентризм; в-третьих, в русской философии налицо обращение к проблемам нравственности и социального устройства; в-четвертых, в ней мало собственно теоретизирования, но есть практическая направленность; в-пятых, в русской философской мысли прослеживается прямая связь с культурой и наукой. Литература: 1. Лосев А. Ф. Основные особенности русской философии. // Лосев. Философия, мифология, культура. — М. 1991. 2. Мир философии. 3. Зеньковский В. А. История русской философии. В 2 т. 4.4 — Л.. 1991. 4. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. 5. Антология мировой философии. Т. 4 — М.