удк 101 особенности русской философии. кукушкина алёна владимировна студентка 1 курса группа гдд-18-1б высшая школа туризма индустрии гостеприимства и дизайна alyona012385@gmail.com фгбоу впо российский государственный университет туризма и сервиса москва российская федерация аннотация: русская философия это название идей и взглядов российских мыслителей. в статье рассматриваются основные особенности русской философской мысли как она развивалась что было заимствовано у философии других стран чем русская философия отличается от других. кроме того в статье исследуются основные вопросы русской философии главный из которых это вопрос о смысле существования человека о его земном назначении. в статье описаны основные проблемы русской философской идеи такие как: свободы жизни и смерти добра и зла гуманизма и др. по хронологии философия россии делится на несколько этапов: философия xi-xvii веков философия xviii века философия xix века и советская философия. на каждом этапе в русской философии появляются какие-либо новшества. она начинает заимствовать некоторые моменты из мировой философии а также развиваться индивидуально. в статье раскрываются основные направления русского философского течения такие как западничество славянофильство народничество толстовство марксизм-ленинизм. у каждого направления есть свои идеи: решение вопросов о роли церкви государства рассмотрение идеи о космическом происхождении людей вера в существование бога сотворение им мира или отрицание этого а такое направление как народничество решало вопрос о свержении власти. они рассматривали разные способы и подходы к этому делу поэтому это направление русской философии подразделялось ещё на несколько поднаправлений. в статье прослеживается то как меняется русская философская мысль начиная с древних времен до советской эпохи. а также выделяются основные её особенности. ключевые слова: русская философия мыслители хронология направления круг проблем. особенности русской философии русская философия оригинальная самостоятельная нравственно насыщенная часть мировой философии. в её основе лежит национальная идея замешанная на духовно-ценностной ориентации человека философской и религиозной антропологии. сегодня российское общество разобщено разрушены его моральные установки произошла замена идеи нравственного совершенствования человека на легковесную потребительскую направленность. типичный современный россиянин духовно деградирует. в этих условиях изучение русской философии её развитие является важнейшим средством воспитания человека и фактором позитивного изменения общественного сознания. актуальность проблемы обращения к русской философии возрастает в связи с тем что присущие ей идеи соборности коллективизма нравственного поиска самосовершенствования человека необходимости культурного роста человека и общества являются естественными ориентирами для россиян. выход нашего общества из духовного кризиса возможен только за счет актуализации этих направлений. цель данной статьи показать специфику русской философской мысли обозначить основные вопросы и проблемы которые находятся в центре ее изучения и определить перспективу направления духовного возрождения современной россии. структура русской философской мысли объединяет концепцию мирового всеединства русского космизма русскую религиозную этику русскую герменевтику идею соборности. основной вопрос русской философии это вопрос об истине смысле бытия человека его космического и земного назначения. круг проблем выдвинутых в центр исследования русскими философами таков: 1. проблемы свободы 2. религиозный космизм 3. проблемы гуманизма 4. проблемы жизни и смерти 5. проблемы творчества 6. проблемы добра и зла 7. проблемы власти и революции. основные направления русской философии: 1 западничество 2 славянофильство 3 народничество 4 анархизм 5 космизм 6 толстовство 7 марксизм 8 национализм в истории русской философии есть своя хронология: 1 русская философская мысль xi xvii вв.; 2 русская философия эпохи просвещения философские и социологические идеи русских просветителей xviii в. 3 становление русской философии начало и середина xix в. 4 серебряный век русской философии последняя треть xix начало xx в. рассмотрим поэтапно особенности русской философии. считается что русская философия берёт своё начало с древних времён. учёные до сих пор спорят о существовании древнерусской философии. одни из них считают что в древней руси существовала философская мысль другие отрицают это. но так или иначе философские мысли проникали в древнерусскую литературу. основными вопросами древнерусской философии были вопросы о природе человека государственной власти и общечеловеческих ценностях. в древней руси философскими трудами занимался владимир мономах даниила заточник кирилл туровский феодосией печерский. далее русскую философскую мысль можно проследить в xiv-xvii вв. именно в это время происходит спор между так называемыми иосифлянами представитель иосиф волоцкий и нестяжателями представитель нил сорский главный вопрос роль церкви в жизни государства. данный спор не имел прямого отношения к философии руси однако именно он подтолкнул к вопросу о значении власти и веры. большую роль в развитии русской философии сыграла острожская школа основателем которой является князь константин острожский. в этой школе изучалась схоластическая философия. дальнейшее развитие русская философская мысль получила в эпоху просвещения xviii в. благодаря великим реформам петра i в россию стала проникать западная философия. одно из новых направлений деизм. его представителями в россии стали михаил ломоносов и александр радищев. это направление признавало существование бога но отрицало существование других мистических существ. далее в россии стали возникать атомизм и сенсуализм. кроме того русская философия отражалась в идеях масонства представитель николай иванович новиков в это время возникает один из первых философских словарей созданный г.н. тепловым. в xix веке русская философская мысль развивалась под флагом спора западников и славянофилов. славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х годов. славянофилы опирались на самобытность на православно-русское направление в общественной мысли россии. в основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа о его религиозной и культурной исключительности. согласно славянофилам есть единство веры и разума. ум не обогащенный верой беден и односторонен. западноевропейское просвещение признает источником знания лишь личный опыт и свой рассудок в результате получается у одних мыслителей формальная рассудочность т.е. рационализм а у других отвлеченная чувственность т.е. позитивизм. и только православная вера обеспечивает безмятежную внутреннюю целостность духа. мир русского человека это богатое пространство в котором есть цельность бытия внутреннего и внешнего постоянная память об отношении временного к вечному; человеческого к божественному. одной из ключевых идей является идея соборности совместных усилий коллективизма. русский человек оглядывается в сторону церкви народа государства уважая их и общественное мнение. взгляды славянофилов разделяли и мыслители более позднего времени ф. м. достоевский 1821— 1881 л. н. толстой 1828—1910 во второй половине жизни обоих мыслителей в россии стал развиваться капитализм который был отражением философии рационализма. ф.м. достоевский считал: капиталистическое развитие погубило естественную коллективность русского человека и русского общества порождая болезненную индивидуальность. признаки этого периода излишний рационализм бездушие атеизм. выход из духовного кризиса видится только в православии в нравственном самосовершенствовании человека а это возможно только на основе православной веры. л. н. толстой создает свою рациональную философию включающую все ценное из православия. центральное место в ней занимает нравственность. именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. непротивление злу насилием ключевой лозунг толстого. в нем проявляются не только смирение но и великая внутренняя сила и мудрость человека. на мысль толстова повлияли взгляды канта руссо шопенгауэра. противники славянофилов западники критиковали православие п. чаадаев философские письма акцентировали внимание на личностном начале; критически относились к российской самобытности; стояли на позициях материализма атеизма и позитивизма. спор западников и славянофилов не утихает до сих пор. изменились времена обстоятельства жизни уровень цивилизации но вопрос о путях развития россии и направлении парадигмы ее духовного развития остается дискуссионным. одной из важных фигур в русской философии становится в.с. соловьев. центральная идея философии соловьева идея всеединства. автор опирается на славянофильскую идею соборности но придает этой идее всеобъемлющее космическое значение. онтологической основой всеединства выступает у соловьева божественная троица. философ характеризует бога как космический разум существо сверхличное особую организующую силу действующую в мире. своеобразие философии соловьева определили следующие идеи: идея поиска социальной правды утверждение веры в прогресс правды на земле. в.с. соловьев не просто теософ он хочет увязать науку и религию считает что нужно создать новую философию. проблемы веры и разума в русской религиозной философии рассматривали л. шестов с. булгаков п. флоренский с. франк. определяющим моментом учения л. шестова является тезис о противоположности веры и разума. вера— наиболее полная высшая плоскость бытия человека в которой не действуют законы человеческого общежития разумные доводы. вера есть готовность вырваться из круга тех идей в которых живет человек а разум ущербен. действительность иррациональна абсолютно непознаваема. и логика и разум по его мнению все это средства скрывающие от нас действительность. философ с. н. булгаков считал что логическое мышление соответствует современному человеку оно есть болезнь порождение несовершенства. учение о триединстве бога по п. флоренскому отменяет главной закон логики закон тождества и утверждает противоречие в качестве главного принципа мышления. бог единый в трех лицах по его убеждению это воплощенное противоречие. религиозный опыт вера это не познание в строгом значении этого слова а непосредственная связь человека с богом внутреннее чувство возникающее из потребности в боге. философ ильин анализирует причины революции в россии и пытается предсказать будущее русского народа. большевизм обречен. народ выйдет из революции нищим но обновленным. личная свобода не противоположна политическим устоям общества. они могут надеяться друг друга если будут пронизаны духовно-религиозным началом. по своим идеям философ н. а. бердяев относился к легальным марксистам. однако материалистическое учение на котором основывается марксизм кажется бердяеву упрощенным дающим огрубленную картину мира. xx век ознаменовался для бердяева движением от неокантианства к богоискательству. опираясь на идеи чаадаева достоевского в. соловьева бердяев ищет смысл жизни в организации человеческого общества на религиозных основах. у бердяева дух классовой борьбы пронизывающий марксизм вызывал сначала лишь критическое отношение которое затем перешло в полное неприятие чему немало способствовала революция 1905—1907 гг. в россии. в своих работах философия свободы 1911 г. смысл творчества 1916 г. бердяев доказывает что марксизм не способен решить проблему активности и свободы личности. в советские времена философия была марксистско-ленинский она отражала идею классовой борьбы диалектического и исторического материализма. в диалектическом материализме превалировало представление о приоритете бытия над сознанием в историческом материализме рассматривались перспективы создания бесклассового общества. проблема человека рассматривалась в контексте его классовых проявлений. лишь некоторые отечественные философы обращались к проблеме нравственности и этики отрицая их христианскую православную составляющую. кроме уже раскрытых мною направлений в русской философии присутствовал космизм. учение о космосе было начато ещё с древних времён но в россии он утвердил своё место в эпоху возрождения. всё больше интерес к космосу стал усиливать в эпоху ссср когда стала появляться космонавтика. одним из основоположников русского космизма был н.ф. фёдоров. он мечтал воскресить людей не желая примириться с гибелью даже одного человека. его уважали и почитали л.н. толстой ф.м. достоевский в.с. соловьёв. в целом русский космизм делится на естественнонаучный и религиозно-философский. естественнонаучная школа рассматривала русский космизм в узком понимании. к этой школе относились к.э. циолковский в.и. вернадский а.л. чижевский. религиозно-философская школа уже стала рассматривать русский космизм в более широком смысле как социокультурный феномен. в эту школу входили в.с. соловьёв м.а. булгаков п.а. флоренский н.а. бердяев. также в русской философии было такое направление как народничество. оно появилось в 1860-1910-х годах. его идея заключалась в сближении интеллигенции и народа в поисках своего места в жизни. народничество имело два основных течения умеренное или либеральное и радикальное или революционное. представители либерального течения стремились к преобразованиям ненасильственным способом представители же революционного к насильственному уничтожению существующего режима страны. радикализм также имел несколько направлений: консервативное реформистское либерально-революционное социально-революционное анархисткое. консервативное направления связано с деятельностью журналистов п.п. червинского и и.и. каблица-юзова. они в своей печати поднимали вопрос о деревне. они ставили народные устои выше духовных. реформистское направление появилось в 1870-1880-х годах. его представителями были н.к. михайловский с.н. кривенко в.п. воронцов и др. либерально-революционное народничество сформировалось в 60-70-х гг. xix века. его представители н.к. михайловский п.л. лавров л.е. оболенский и др. они ходили в народ с целью пропаганды свержения власти. представители социально-революционного направления п.н. ткачёв и н.а. морозов. ткачёв говорил: самодержавие в россии не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. они создавали тайные группы революционеров с целью захвата власти. анархисты м.а.бакунин и п.а. кропоткин хотели захватить власть с помощью народных масс. они призывали народ к созданию коммун федераций и автономий. современная отечественная философия продолжает традиции русской философии неся в себе те же признаки. во-первых процесс познания мира не составляет основного предмета русской философской мысли; во-вторых русской философии присущ антропоцентризм; в-третьих в русской философии налицо обращение к проблемам нравственности и социального устройства; в-четвертых в ней мало собственно теоретизирования но есть практическая направленность; в-пятых в русской философской мысли прослеживается прямая связь с культурой и наукой. литература: 1. лосев а. ф. основные особенности русской философии. лосев. философия мифология культура. м. 1991. 2. мир философии. 3. зеньковский в. а. история русской философии. в 2 т. 4.4 л.. 1991. 4. лосский н. о. история русской философии. м. 1991. 5. антология мировой философии. т. 4 м.
Уникальность текста: 80.7
Подсветить все совпадения