Проблема сущности феноменов «пространство» и «время» всегда интересовали людей. Человек непросто вписан в этот мир, где он зависим от определённых пространственных и временных показателей. Несмотря на то, что разработка данной проблемы уходит корнями в древность, даже на сегодняшний день достаточно трудно сказать с полной уверенностью что-либо о пространстве и времени. И такая неопределенность в вопросе существует даже ввиду того, что феномены пространства и времени активно разрабатываются физико-математическими науками вот уже на протяжении 150 лет и очень сильно зависят от этой области знания, чей метод познания окружающей действительности достаточно точен. [8] Здесь также стоит учитывать тот факт, что развитие взглядов на пространство и время людей разных эпох зависит от определенного дискурса, от наличия той или иной научной парадигмы, а зачастую даже от предубеждений. Поэтому для объективного понимания обозначенных выше явлений следует всегда обращаться к ходу развития воззрений на них в предшествующих эпохах. [8] Как уже было сказано чуть выше, поставленная проблема интересовала людей всегда. Поэтому многие именитые философы и ученые из разных областей знания уделяли внимание феноменам пространства и времени в своих работах. Здесь стоит обозначить следующие имена: Демократ, Аристотель, Тит Лукреций Кар, Аврелий Августин (Блаженный), Галилей, Ньютон, Кант, Эйнштейн, Анри Бергсон. [7] Понятия пространства и времени Перед тем как перейти к рассмотрению таких явлений как пространство и время, и воззрений на их сущность с разных позиций, необходимо дать им ясное и четкое определение, в тех рамках, в каких это возможно сделать. А сделать это в действительности достаточно трудно. Касательно вопроса о сущности времени, это заметил еще Аврелий Августин: «Пока меня никто о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» [Антология мировой философии. – Т. 1. – Ч. 2. – С. 586.] -в этом отрывке великий философ и теолог говорит о том, что в обыденном представлении понятие времени нам кажется привычным, но в тот момент, когда мы задаётся им, сложность этого вопроса вводит нас в тупик. Такое же положение дел справедливо и касательно пространства. Поэтому здесь можно говорить о том, что обозначаемые понятия будут носить исключительно поверхностно-описательный характер, и будет увязываться с понятием материи. [7] С другой стороны, в нынешний век мы имеем куда больший объем сведений относительного пространства и времени, опираясь на разработанности данного вопроса в рамках точных, естественных, социальных и гуманитарных наук. [1] Пространство. Всякие вещи имеют определенные параметры протяжённости – это привычные нам длина, ширина и высота. Кроме этого они различным образом расположены относительно друг друга. В статической форме это будет описано в виде закреплённого положения по отношению друг к другу различных предметов, в языке обозначаемое словами «над», «под», «рядом», «сбоку» и так далее. [7] Но в реальном мире вещи не статичны, они имеют свойство движения. И это движение также происходит в рамках пространства. [6] Таким образом, многие исследователи сходятся во мнениях, определяя пространство, как определенный способ координации, форма сосуществования материи в виде предметов, которые и образуют структуру пространства.[7] [8] Вместе с этим исследователи заостряют внимание на том, что эта форма сосуществования и организации как бы предустановлена в самих предметах, за счет уже оговорённого понятия протяжённости. Таким образом, пространство определяется, как атрибут (признак) материи, всеобщая форма бытия вещей. [6] Время. Явления и предметы характеризуются процессами изменения, становления, в мире они также обозначаются длительностью своего существование. Это означает, что всякое тело существует и движется во времени. В связи с этим многие ученые определяют время, как форму или порядок процесса изменения состояния вещи или явления, а также исчезновения старых и появление на их месте новых вещей или явлений. [7] Это всегда определённая последовательность звеньев, однако, выстроенных не в рамках пространственных отношений, а в рамках смены, подмены друг друга. И опять же время, как и пространство, является всеобщим атрибутом материи, который наблюдается через движение последней – через смену состояний присущих самой вещи и в пространстве. [6] При этом важно понимать, что время – это процесс, имеющий направленность, современным человеком он ощущается линейно-направленным вперед, в будущее. Такое понимание времени связанно в первую очередь с христианским видением мира, которое укрепилась в Европейской традиции. Оно предполагает череду событий, не повторяющихся и не обратимых вспять, будь то смерть Иисуса Христа и его воскресения или же его второй приход и страшный суд. До этого мы можем наблюдать понимание времени в первую очередь, как циклического, вновь повторяющегося процесса, что нашло свое отражение в управления языческих культов, которые предполагали своим действием как бы возвращение к первоначальной точке и возобновлением хода. [8] Пространство и время познаются в единстве с движением отображаемые через материю, как её основные атрибуты. На этом основании А. Г. Спиркин делает вывод о том, что пространство и время суть всеобщие формы существования и координации объектов. [7] 2 Метафизические воззрения на пространство и время, их естественнонаучная основа Метафизические воззрения на сущность феноменов пространства и времени уходят корнями в древнюю Грецию и в первую очередь ассоциируются с атомистами Левкиппом и Демокритом. Они понимали под пустотой небытие, доказывая существования последнего и таким образом парируя аргументы своих оппонентов. [3] Однако не следует понимать атомы древнегреческих философов за атомы в привычном нам современном смысле. В их понимании атомы это в первую очередь это мельчайшие частицы, наделённые геометрическими свойствами – формой. [5] Именно ими впервые было введено понятие атома – мельчайшего, неделимого элемента. [2]Но помимо этих атомов существует пустота – небытие, в которой этим атомы существуют дискретно, то есть раздельно. На данный момент такое разделения материи и пространства на как бы две независимые дискретные части определяется, как субстанциональный подход к пониманию пространства, в данном случае, но и времени. [5]. Согласно этому подходу пространство и время, как своеобразные феномены наделяются абсолютной, независимой ни от чего природой. [7] Они выступают в первую очередь вместилищем материальных вещей, процессов и событий, которые происходят в реальном мире. Другое дело, что, когда мы говорим о древней Греции и эпохах до Нового времени, следует понимать, что естественнонаучные предпосылки понимания категорий пространства и времени не играют здесь важной роли. В эпоху Галилея – Ньютона, то есть в эпоху становления классической механики появляется трактовка пространства, как абсолютной протяжённости, а времени, как абсолютной длительности. [10] Это особенно характерно для механики Ньютона, которая своей фундаментальностью и непротиворечивостью на долгое время закрепилась в научном сообществе, как определённого рода парадигма. А его (Ньютона) взгляды на природу пространства и времени, как абсолютных феноменов были превалирующими вплоть до создания специальной теории относительности. [10] В рамках концепции Ньютона мир представлен определённой совокупностью кирпичиков-атомов, движение которых подчинялось классической ньютоновской динамики. Они существовали в абсолютном пространстве, которое было неизменно и неподвижно, его свойства не зависели от материи. [7] Вместе с этим оно было заполнено определённой средой – эфиром. По сути своей это философская категория, которая, несмотря на то, что и объясняла все происходившие явления, но не могла быть доказуемой эмпирически. Поэтому учёных не очень сильно пугал факт того, что с этим самым эфиром нельзя провести эксперимент, что было достаточно парадоксально. [10] Касаясь понятия времени и его свойства абсолютности, следует сказать, что оно (свойство) выражалось через одновременность всего происходящего. Понятие одновременности в классической физике трактовалось также согласно субстанциальной концепции времени. Одновременными считались все те события, которые произошли в одно мгновение. С точки зрения здравого смысла это действительно так, и потому даже в голову никому не приходило, что это необходимо обосновывать. Однако позже оказалось, что это не так. [10] Однако понимания пространства и времени в рамках субстанциональной концепции наконец-то даёт слабину в XIXвеке в связи с открытиями в сфере точных и естественных наук. 3 Диалектические взгляды на пространство и время, их естественнонаучная основа Диалектика подготовила почву к тому, чтобы реляционное понимание пространства и времени восторжествовало. Особый вклад в этот процесс внесло учение о диалектическом материализме, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, как вполне обоснованная научная теория, которая утверждала субстанциональный примат материи и её главного свойства – движения.[6][3] Всё остальное объявлялось производным от материи, а как следствие и время, и пространство теряли свою самостоятельную сущность. [9] С точки зрения диалектического материализма допущение самостоятельности существования пространства и времени вступает в противоречие с принципом всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности материальных явлений, ведет к расчленению представления о мире на отдельные формы, никак не связанные друг с другом.[9] 4 Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени в свете современной (постнеклассической) науки С развитием наук, в особенности физики, связано разрушение устаревшей парадигмы, обозначенной абсолютизацией механики Ньютона и поиску выходов из сложившейся кризисной и затруднительной ситуации ввиду разрушения этой парадигмы. Постепенно вырабатывается концепция реляционного понимания пространства и времени, которая приходит на смену субстанционального подхода. [8][10] Первый удар субстанциональному пониманию пространства и времени был обозначен Открытие электромагнитного поля и выяснение несводимости поля к состояниям механической среды — мирового эфира — вскрыли несостоятельность классической картины мира.[7] Теперь частицы не дискретны, они связаны между собой в единую систему полем действия, которого реализуется через конечную скорость – скорость света в вакууме. [7] Таким образом, получается, что нет пространство самого по себе, оно есть в определённом виде материи. Иными словами, уже говоря о пространстве, мы можем сказать, что оно относительно.[6] Реляционный взгляд на пространство и время был попросту более адекватным, подходившим по эволюционным критериям к развитию тогдашней физики. [4] Кроме этого большой вклад в становление примата реляционной теории внёс Н. И. Лобачевский, выдвинув теорию о том, что закономерности геометрии могут быть совершенно иными в разных масштабах. Таким образом он установил, что свойство пространства не могут быть всегда и везде неизменными. Это положило начало созданию неевклидовой геометрии. [7][9] Другим лицом внесший большой вклад в создание неевклидовой геометрии был Б. Риман. Но наиболее важным шагом в определении господства реляционной теории было озвучивание в начале XXвека специальной теории относительности Эйнштейна. Данная теория определяла глубокую и структурную взаимосвязь пространства, времени и движущейся материи. С другой стороны, многие положения выводимые из этой теории уже присутствовали в дискурсе реляционного подхода разрабатываемого в русле диалектического материализма. Однако специальная теория доказывала эти связи строгим математическим путём. [7] Таким образом, всё в мире, согласно со специальной теорией относительности происходит в пространственно-временном континууме. [4] Достаточно интересным фактом является то, что Эйнштейн, ссылаясь на мысль предыдущей традиции, говорит о том, что в её представлении если бы исчезли все вещих, то в таком случае пространство никуда бы не делось, так как оно обладает субстанциональностью. Его же теория гласит, что с исчезновением вещей исчезает и пространство. Касательно времени следует сказать, что теория относительности предполагает понимание одновременности совершения событий не абсолютной, а относительной, несмотря на тот факт, что это, казалось бы, противоречит здравому смыслу. Наш жизненный опыт предполагает факт наличия временной точки соприкосновения двух различных действий. Однако это было бы справедливо, если бы воздействие на удалённое тело происходило с бесконечной скоростью. Однако такой скорости взаимодействия между телами нет. Собственно, поэтому каждое последующее событие происходит через мгновение. [7] С этим фундаментальным положением связаны другие важные принципы теории относительности. Оказывается, расстояние между какими-либо телами, находящимися в пространстве на конечном удалении друг от друга, неодинаково в различных движущихся инерциальных системах. С увеличением скорости соответственно уменьшается длинна тела. В свою очередь в мире нет единственности длин тел, они меняют длину тело в соответствии с системой отчёта. Поведение времени подобно поведению изменения длинны тела. Подобно этому промежуток времени между какими-либо событиями различен в различных движущихся материальных системах — с возрастанием скорости он уменьшается. Поэтому здесь можно говорить о единстве пространства и времени, выводимое через движущуюся материю. [7] Таким образом, с реляционной точки зрения время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств, которые делятся на общие и особенные свойства. [Кузнецов] К общим свойствам пространства можно отнести: 1) Объективность. 2) Бесконечность. 3) Взаимосвязь со временем и с движением материи. 4) Протяжённость. [6] К общим свойствам времени можно отнести: 1) Объективность. 2) Вечность. 3) Взаимосвязь с пространством и с движением материи. 4) Зависимость от структурных характеристик материальных систем. [6] К общим свойствам как пространства, так и времени следует отнести их структурные составляющие: 1) Пространство имеет трёхмерную структуру, бывает симметричным и ассиметричным, имеет формы и размеры, местоположение, расстояние между предметами, способствует распределению материи в разные её состояниях.[6] 2) Время определяется через асимметричность, необратимость, имеет определённый ритм процессов, скорость изменения состояния, отлично неповторяемостью и длительностью. [6]