Воспитание как процесс становления и развития личности Что есть воспитание? В широком смысле воспитание — это передача накопленного опыта, а именно умений, знаний, способов мышления, нравственных, правовых и этических норм, от старших поколений к младшим. В узком смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, моделей поведения, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Проблема воспитания, я думаю, является важной проблемой всех времен и народов, ведь именно воспитание является фундаментом жизни каждого человека. Именно от того, как он будет воспитан, какая атмосфера будет царить в его семье, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Что представляет из себя самовоспитание? Я думаю, это самостоятельная реализация своего внутреннего потенциала, осознание жизненных целей и понимание человеком того, чего он хочет в принципе. Воспитанными людьми, на мой взгляд, можно назвать тех, кто тактичен, заботлив, участлив, вежлив. Он всегда вызывает восхищение у окружающих его людей. Он званый гость в любой компании или доме, с ним приятно беседовать. Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал важность воспитания в целом, говоря, что невоспитанный человек идет назад, то есть регрессирует. Немецкий философ Иммануил Кант писал о том, что человек может стать человеком только путем воспитания. Смысл высказывания, на мой взгляд, заключается в том, человек может стать истинной личностью лишь путем самовоспитания или воздействия на него внешней среды, а именно, «агентов социализации», которые могут быть первичными и вторичными. К первичным относят близкое окружение, например, такие социальные институты как семья, школа, друзья, примерами вторичного агента социализации являются государство, СМИ. Кант поднимает проблему воспитания как одну из важных и значимых проблем общества, и она действительно, имеет место быть, ведь, как мне кажется, она касается абсолютного каждого. Все люди разные, но несмотря на это каждый является индивидом, то есть особью человеческого рода. К тому же обладает индивидуальностью – неповторимым своеобразием проявлений человека, подчеркивающим непохожесть его на других людей. Но все ли являются личностью? Вопрос спорный. По мнению И. Канта определяющим фактором социализации, то есть становления личности, становится воспитание. Я согласна с данной точкой зрения, и, мне кажется, что человек первоначально ничего из себя не представляет. Что же есть личность? Личностью называют человеческий индивид, который является субъектом сознательной деятельности, обладает определёнными навыками поведения, а также совокупностью социально важных черт, свойств, качеств, реализующихся в общественной жизни. В качестве примера выдающейся личности могу привести Михаила Васильевича Ломоносова, который вошел в историю как первый русский ученый-естествоиспытатель, физик, химик, астроном, приборостроитель, географ, геолог, поэт, художник, историк. Он родился в семье бедного крестьянина. Мне кажется, что высоких заслуг одновременно во многих сферах науки Михаил Васильевич достиг благодаря самовоспитанию. Что представляет из себя самовоспитание? Кропотливую, усердную работу над самим собой, умение преодолевать жизненные трудности, добиваться поставленных целей несмотря ни на что, а также силу воли, духа, стойкость характера. Необыкновенная тяга к знаниям побудила его пешком идти до Москвы. Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, получивший мировую известность. Это доказывает то, что человек становится таким человеком, каким он себя сам воспитает. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен вошел в историю музыкального искусства как уникальный, выдающийся человек. Он родился глухим, тем не менее это не помешало ему выступать на концертах, создавать потрясающие композиции, которые по сей день знамениты повсеместно. Любовь к музыке, делу, которым он занимается, и, конечно, самовоспитание, которое выражается в реализации своего внутреннего потенциала, выработке твердого характера и других составляющих сделали его композитором мирового уровня. Это говорит о том, что, воспитав самого себя, можно добиться огромных высот. Дмитрий Иванович Менделеев, на мой взгляд, также является личностью, «воспитавшей себя». История знает его как химика, физика, экономиста, геолога, педагога, профессора, автора «Основ химии», создателя периодического закона химических элементов, автора первого русского учебника. Заслуги Д. И. Менделеева сыграли немаловажную роль в развитии российской науки и науки в целом. За свою научную деятельность он был удостоен многочисленными наградами, орденами, грамотами. Путем самовоспитания, усердного труда, больших усилий и стараний над собой Дмитрий Иванович достиг такого успеха. Знаток русского языка, создатель «Толкового словаря» Владимир Иванович Даль много лет своей жизни посвятил изучению и совершенствованию речи. Он, несомненно, внес значительный вклад в развитие русского языка, так как четко представлял то, чего хочет добиться и упорно шел к своей цели, собирая слова. Таким образом, он воспитал в себе готовность работать, отдавая все силы на достижение поставленной цели. Большого уважения, на мой взгляд, заслуживают паралимпийцы. Люди, родившиеся инвалидами или ставшие ими в процессе жизни, представляют страну на международной арене, становятся чемпионами, гордостью нашей страны. Это ли не воспитание себя, своего внутреннего потенциала? Я думаю, что самовоспитание отчасти заключается в преодолении боли, приложении огромных усилий для достижения нужного результата. На мой взгляд, это яркий пример для подражания. Не зря говорят, что успех составляет девяносто девять процентов труда, самостоятельной работы над собой и лишь один процент таланта. Благодаря стойкости характера, изнуряющим тренировкам паралимпийцы достигают поставленных задач, занимают почетные места на соревнованиях высокого уровня, «кровью и потом» отстаивают честь своей Родины, своей страны. Из этого можно сделать вывод, что, действительно, каждый человек воспитывает и формирует себя сам. Кроме самовоспитания существуют другие факторы воздействия на человека, благодаря которым формируется личность, такие как, например, воздействия внешней среды. Животные, расположенные внизу эволюционной шкалы, насекомые, способны позаботиться о себе с самого рождения. Однако, если постепенно подниматься до высших млекопитающих, можно заметить, что способность самостоятельно существовать сразу после рождения значительно уменьшается или вообще отсутствует. На что были бы похожи дети, если бы они с детства находились без влияния взрослых, общества? Существует ряд случаев, когда дети по каким-либо причинам оказывались без воспитания родителей. Маугли, герой произведения английского писателя, поэта, новеллиста Д. Р. Киплинга, вырос в природных условиях среди диких животных. Умение лазить по деревьям, добывать еду, прятаться в случае опасности, защищаться и другие умения он перенял именно у них. Маугли – человеческий индивид, но можно ли назвать его полноценным воспитанным человеком, личностью? На мой взгляд, нет, ведь воспитание происходит непосредственно в человеческом обществе. Воспитывает личность такой социальный институт как государство, который влияет на человека из вне путем создания законов, формирующихся в процессе исторического развития, которые определяют каким должно быть поведение человека с точки зрения интересов общества. Для человека, нарушившего закон, наступает ответственность, то есть применение мер государственного принуждения. Мне кажется, это некая мера воспитания, которая ограничивает свободу человека в действиях. Родион Романович Раскольников, герой социально-философского романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. За данное правонарушение он понёс ответственность в виде ссылке в Сибирь. Это говорит о том, что государство определённым способом «воспитывает» героя, давая понять, что во избежание негативных последствий так поступать не стоит. У каждого человека, на мой взгляд, должно быть чувство ответственности, долга, сознательной готовности следовать установленным нормам, умение оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих его людей. Процессом воспитания человека занимается и социум путем создания социальных норм. Они могут быть религиозные, моральные, эстетические, а также к ним относятся этикет, обычаи и традиции. Выполнение или невыполнение социальных норм являются критерием оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на них человек воспитывает в себе определенные личностные качества. Механизм осуществления социальных норм индивидов с целью укрепления порядка, называется социальным контролем. Его элементами являются: социальные нормы и социальные санкции. Санкция - мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Существуют формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции. Я думаю, что методом воспитания со стороны общества является применение неформальных негативных санкций, таких как, например, бойкот. К религиозным нормам относят заповеди, ежедневные молитвы, посты. Например, Рамадан, так называется пост у мусульман, является обязательным для верующих. Путём принципиального отказа от пищи и питья, курения, половых актов люди воспитывают в себе силу духа, становятся сильнее внутренне, то есть морально. Моральные нормы выражаются в представлениях человека о хорошем и плохом, о добре и зле, о должном и непозволительном. Ценности, заложенные родителями, ближним окружением играют значительную роль и во многом определяют будущее индивида. Основные моральные ценности и манеры поведения закладываются и формируются в раннем возрасте. Конечно, биологические предпосылки тоже играют свою роль, но, в силу социальной природы человека, они имеют меньший вес в его характере. В произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» можно проследить влияние отца Павла Ивановича Чичикова на сына. Он воспитывал в ребенке расчетливость, практичность, сметливость, учил во всем искать выгоду. Все эти качества видны и во взрослом герое: у него нет друзей, он использует все средства для получения денег. Противопоставлением Павла Ивановича является Петр Гринев, на которого воспитание отца тоже оказало значительное влияние. Родитель учил маленького Петра искренности, благородству, хотел, чтобы сын был человеком чести. Результат воспитания можно видеть в поступках главного героя: он не предал свою страну даже перед лицом смерти. Таким образом, социальный облик индивида формируется во многом под влиянием его окружения. Фазиль Искандер в своем произведении «Тринадцатый подвиг Геракла», также затрагивает проблему воспитания. На примере главного героя – умного и грамотного учителя, читатель видит, как может повлиять один человек на другого. Умный преподаватель, используя правильные педагогические методы, помогает детям учиться, познавать мир, находить себя. Лев Николаевич Толстой в своем произведении \"Детство. Отрочество. Юность\", на мой взгляд, довольно развёрнуто, широко рассуждает на тему воспитания. Автобиографическая трилогия рассказывает нам о жизни самого писателя, о его детстве, взрослении. Главный герой произведения – Николенька Иртеньев. Мы видим, как он постигает, познает все, окружающее его: мир взрослых и мир окружающей природы. Мальчик анализирует свои и чужие поступки, ставит цели, делает выводы. В произведении Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» мы еще раз убеждаемся, что от воспитания зависит вся дальнейшая жизнь человека. На примере главного героя, на которого влияют бабушка и дедушка, становится ясно, как формируется личность. Александр Сергеевич Грибоедов в своем романе «Горе от ума» пишет о том, что воспитание – одна из основных составляющих жизни человека. От лица Чацкого мы слышим множество рассуждений, его монологи, как мне кажется, несут глубокий смысл. Он критикует дворян, которые набирали своим детям «учителей полки», но никакого толку от этого не было. Сам Чацкий был образованным, стремился к познанию, самосовершенствованию, но в обществе с иными интересами он оказался ненужным, потому что дворяне были воспитаны по-другому. Очень важно правильно воспитывать детей, ведь от того, как будет воспитан ребенок, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, жизнь его детей, родителей и близких. Кроме моральных норм также важны эстетические нормы – те, что имеют отношение к прекрасному. Существуют определённые идеалы красоты, к которым каждый из нас в идеале должен стремиться, отклонение от них в некоторых случаях будут считаться несоблюдением эстетических норм. Исходя из этого, складывается мнение об уровне культуры и воспитанности человека и становлении его как личности. К социальным нормам также относят правила этикета – это определённые модели поведения людей в обществе. Важно уметь правильно подать себя, знать и соблюдать речевой, деловой, столовый этикеты. К примеру, деловым этикетом, то есть хорошими манерами на работе, на мой взгляд, должен обладать каждый работник. К ним относят: соблюдение субординации с коллегами и начальством, поддержание порядка на своем рабочем месте, добросовестное выполнение своих обязанностей, конфиденциальность в работе и другие требования. Такие социальные нормы в какой-то мере обязывают человека к действиям, а, следовательно, воспитывают его. Обычаи и традиции в ряду с другими социальными нормами также играют немалую роль. Обычаи праздновать Масленицу, Новый год, Первое мая, традиции дарить подарки, «посидеть на дорожку» присущи большинству людей, и они, может быть, даже не осознанно, следуют данным правилам, ведь так делали их предки, а значит, так положено. Воспитание представляет из себя целенаправленное воздействие общества на индивида с целью передачи ему необходимых норм поведения и общественных ценностей. Человек, в отличие от всех других живых организмов на Земле, является обучающейся особью, которую необходимо воспитывать. Человек, это прежде всего биосоциальное существо, представляющее собой высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Это высшее звено выражается как раз в возможности «впитывать» что-то новое, творить что-то новое. Только существо, обладающее сознанием, усваивает нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Александр Первый провел либеральные реформы в начале девятнадцатого века. Воспитателем его был швейцарец Лагарп, который знакомил его с гуманистическими принципами Руссо. Александр Второй провел либеральные реформы. Воспитателем его был просветитель Жуковский. Спартанцев с детства воспитывало государство для военного дела, приучало к дисциплине, терпению, жесткости. Воспитание носило утилитарный характер. Культурные ценности они считали уделом рабов. Скорее всего, поэтому они вырастали блестящими воинами, но безграмотными гражданами. Воспитание включает в себя освоение ценностей и идеалов, культурных норм, бытовых правил. От воспитания зависит, каким будет человек, и какое влияние он будет оказывать на окружающих его людей, положительное либо отрицательное. На сегодняшний день мы имеем множество примеров поведения людей из средств массовой информации, то есть из интернета, кинофильмов, газет, телепередач, журналов. Герои, по моему мнению, оказывают влияние на личность и в какой-то мере воспитывают её. Например, девушки, женщины, желающие преобразить своё тело, прислушиваются к советам известных моделей, раздающих на телевизионных каналах секреты идеальной фигуры. Следовательно, представители прекрасного пола ведут себя, перенимая поведение тех самых обладательниц «90-60-90». Мне кажется, это воспитание, пропаганда здорового образа жизни, правильного режима положительно влияют на личность. К сожалению, есть примеры, отрицательно влияющие на человека, в большей степени, это касается зрителей подросткового возраста. Посмотрев сериал, подросток влюбляется в персонажа, ведь тот так легко справляется со своими неудачами. Таким образом, герой телесериала становится в какой-то степени образцом, и его модель поведения используется подростком. На мой взгляд, это непроизвольное воспитание, ведь человек копирует поведение полюбившегося персонажа. Воспитание, думаю, самая трудная работа из всех, выпавших на долю человека. Гельвеций Клод Адриан говорил: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы», и я разделяю данную точку зрения с автором, ведь в наилучшем воспитании заключается благополучие общества в целом. Роль воспитания в настоящее время оценивается по-разному — от признания его единственным средством изменения человеческой природы до утверждения его полной бессмысленности, например, при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды. Воспитанием можно добиться многого, но, к счастью или сожалению, полностью изменить человека нельзя. Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на человека происходит непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог. Есть высказывание, как мне кажется, очень схожее с ранее приведённым мною высказыванием Иммануила Канта, которое говорит о том, что человеком не рождаются, человеком становятся. А становится им, несомненно, существа, воспитанные. Разве можно будет назвать личностью того, кто не прикладывает никаких усилий для самосовершенствования, для развития положительных качеств, для выработки определенных полезных навыков в самом себе? Можно ли назвать личностью человека, не взаимодействующего с обществом, с окружающим его миром, того, кто не воспринимает воспитательные процессы со стороны? Конечно, о том, что такие люди будут считаться личностями и речи быть не может. Следовательно, в настоящее время, мне кажется, работать над собой и давать возможность воспитать себя внешним факторам нужно и даже необходимо, ведь так реализовывается внутренний человеческий потенциал, происходит становление воспитанного человека, что является, по моему мнению, наивысшей целью.