Самоубийство. Зачем люди прибегают к этому? Является это поступком слабого человека или сильного? Может ли самоубийство быть решением какой-либо проблемы? В этой статье я постараюсь разобраться в том, что же такое суицид и ответить на поставленные выше вопросы. САМОУБИЙСТВО (СУИЦИД) – осознанное решение человека отказаться от жизни, связанное с деяниями, которые направленны на её прекращение. Слово «суицид» в качестве научного термина впервые было использовано врачом и философом Томасом Брауном в семнадцатом веке. Он образовал этот термин от латинского sui (себя) и caedere (убивать). Очень важно сосредоточить внимание на немаловажных особенных чертах понятия суицида. Под суицидом понимаются не только осознанные поступки, которые приводят к прекращению жизни, но и действия из-за которых человек пытался лишить себя жизни, но по каким-либо причинам всё таки остался жив. Поэтому ученые различают фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка). Важнейшее понятие в определении это осознанность совершённых действий и поступков человеком. Суицид свойственен не только людям. Что то подобное можно наблюдать и в мире животных. Например, многим известно о массовых «самоубийствах» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на природных инстинктах, и их действия точно не являются осознанными. Поговорим немного об истории суицида. Отношение к суициду и к самоубийцам никогда не было однозначным. Имело большое значение кто и при каких обстоятельствах совершил самоубийство. Отношение к самоубийцам у разных народов и в разные эпохи менялось от безоговорочного осуждения (у христиан) до преклонения перед ними (в Японии). Ещё в средневековое время между Западом и Востоком наблюдались значительные отличия в восприятии самоубийства. На Востоке самоубийство обычно не рассматривалось как что-то антиобщественное – это не запрещалось, а даже приносило самоубийце почет и уважение окружения. Например, в Китае суицид считался общепринятым способом отомстить обидчику. Огромную значимость суицид играл в Японии. В качестве примера можно рассмотреть традицию ухода из жизни самурая с помощью харакири. На Востоке так лояльно относятся к самоубийству из-за большого влияния буддизма. По канонам буддизма, жизнь - это страдание, а человеческая душа проходит несколько этапов, ступеней, меняя своё состояние. Так, в Восточных странах самоубийство вполне допустимо, потому что считается личным выбором и решением самого человека. Абсолютно другое отношение к суициду было в странах запада. Христиане осуждали самоубийц, считая, что они пытаются так избежать судьбы, предначертанной Богом. Самоубийцам отказывали в спасении души, захоронение их на кладбище строго запрещалось. Если самоубийца случайно оставался жив, то он тут же приговаривался к каторге, как убийца. В средневековой Западной Европе над трупами самоубийц часто могли надругаться, чтобы у людей даже не появлялась мысль о возможности самоубийства. Тела вешали за ноги на центральных улицах, закапывали на перекрестках с вбитым в сердце колом, с позором хоронили вместе с павшими животными. Самоубийство больше не считалось преступлением, но оказывать помощь самоубийце запрещено по сей день. До сих пор продолжаются споры об эвтаназии. Прекращение жизни по собственному желанию с помощью врачей первый раз было закреплено на законодательном уровне в Нидерландах в 2001 году. Прибегнуть к эвтаназии возможно так же в Швейцарии, несмотря на отсутствие закона о разрешении эвтаназии. Всё же, в 115 статье Уголовного кодекса Швейцарской Конфедерации сказано, о том что помощь в самоубийстве не является наказуемой, при условии, если не преследуются личные корыстные цели. Если есть свидетельство из медицинского учреждения о том что у больного неизлечимая смертельная болезнь, то он имеет право попросить рецепт на приобретение препарата смерти. После этого он обращается в специальное учреждение, в котором ему помогают совершить самоубийство. Эвтаназия разрешена в таких странах как Колумбия, Нидерланды, Бельгия, некоторые штаты ША и Австралия. Израиль и Франция разрешили пассивную эвтаназию в 2004 году. «Реабилитация» самоубийц не означает, однако, «реабилитации» самого самоубийства. Несмотря на то , что современные западные страны официально провозглашают свободу от догматов какой-то определённой религии, по факту продолжается господство продиктованного христианством отрицательное восприятие прекращения жизни по собственному желанию. Основные подходы к научному анализу суицида. Существует несколько главных направлений научного анализа суицида: социологическое , философское и психологическое . Философы одними из первых обратили внимание на сознательное прекращение жизни как на объект научного анализа. Вопрос о жизни и смерти являлся для них ключевым вопросом бытия. Суицид рассматривался вместе с другими немаловажными проблемами философии, например, проблема смысла жизни, свободы выбора и т.д. Так же внимание на самоубийство обращалось и со стороны психологов. Философы «спускались на землю» и хотели понять, принадлежит ли склонность к суициду к психологическим заболеваниям. В этом направлении распространялся концепт Зигмунда Фрейда (Печаль и меланхолия) о неправильном психосексуальном развитии человека, которое приводит к ряду комплексов, а иногда и к самоубийству. Основные положения третьего, социологического подхода к изучению суицида заложил социолог - француз Эмиль Дюркгейм (Самоубийство). Он отказался изучать самоубийство на индивидуальном , Дюркгейм делал акцент на социальные детерминанты самоубийства, то есть на суицид как феномен социума. Он не опровергал постулат, говорящий, что люди с психологическими отклонениями больше предрасположены к самоубийству, он сказал, что этот факт не является важнейшим для понимания сути этого явления. Проследив корреляции между частотой самоубийств, с одной стороны, и психическими отклонениями и склонностью людей к подражанию, с другой, социолог не нашел их существенными. Он считал, что гораздо более сильное влияние оказывает общество. Как и другие виды девиантного поведения, суицид говорит о серьёзных противоречиях во взаимоотношениях индивида и общества. Социологический подход оказывал наиболее значительно влияние на учёных, изучающих суицид в начале 21 века. Типология самоубийств. Наиболее известной классификацией является классификация, которая была предложена Дюркгеймом, в её основе лежат социологические критерии – указание причин, по которым человек идет на самоубийство. Эгоистическое самоубийство. Данный тип суицида обычно связывают с трудностями в семье. Так, отсутствие детей может привести к тому, что семья концентрируется только на собственных нуждах и потребностях. Этот индивидуализм может привести к тому, что человек перестает сопоставлять собственные желания с потребностями своего окружения. Человек может перейти границу, отделяющую его от смерти, если его желания не совпадают с возможностями их удовлетворить. Альтруистическое самоубийство. Данный тип суицида есть полная противоположность эгоистическому. У эгоистов во всём виноват чрезвычайно высокий индивидуализм, а при альтруистическом суициде человек, наоборот, утрачивает индивидуальность, приносит её в жертву ради надличностных ценностей. Человек беспрекословно подчиняется требованиям какой-либо группы, становясь её частью и переставая быть личностью, даже когда эти требования противоречат чувству самосохранения. Это характеризует самоубийства, носящие обрядовый, ритуальный характер. Данный тип раньше распространялся в архаических обществах. В обществах нашего времени тоже можно встретить самоубийства, которые связаны с коллективистскими традициями. Например, капитан, отказывающийся покинуть тонущее судно или самопожертвование во время боя. Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает слишком большое количество энергии и страсти. Аномическое самоубийство. Основой данного типа суицида являются кризисы общества, во время которых происходит ломка старых устоев жизни. Далеко не каждый человек обладает необходимой в подобной ситуации гибкостью и приспособляемостью к непредсказуемым поворотам событий. Дезорганизация в обществе может привести и к дисбалансу взаимоотношений между людьми. Отсутствие некого ориентира приводит к закономерному увеличению количества самоубийств. Аномическому суициду предшествует раздражительность, разочарованность и отвращение к жизни. Кроме классической дюркгеймовской типологии, существуют многие другие. Так, у отечественных психиатров популярна модель В. А. Тихоненко. Он разграничил различные варианты суицидального поведения по целям, преследуемым человеком в каждом разобранном случае. Ведь типология Дюркгейма основана на априорном предположении о том, что самоубийца на самом деле хочет свести счеты с жизнью. Но истинные мотивы поведения самоубийцы могут быть другими . Собственно на лишение жизни в типологии В. А. Тихоненко направлено только истинное самоубийство. Гораздо чаще встречается другой тип суицидального поведения – демонстративно-шантажный суицид, когда самоубийца хочет привлечь внимание, уйти от еще более тяжелого наказания, наказать самого себя. И, наконец, опасные для жизни действия, связанные с иными целями (например, алкоголик может убить себя под влиянием болезненных галлюцинаций), следует вообще относить к несчастным случаям. Количество и уровень самоубийств в настоящее время. Чтобы понимать масштабы самоубийств в современном мире, нужно лишь сказать о том, что в 2001 людские потери от суицидов превысили количество гибели от войн и криминальных убийств. Для европейского региона потери от самоубийств стоят на втором месте по количеству жертв после транспортных происшествий, а в Китае – даже на первом месте. Для сравнения частоты самоубийств в разных странах используется показатель «уровеня самоубийств», показывающий количество завершенных самоубийств на 100 тыс. человек населения. Среднемировым показателем в начале 2000-х считается 14–15 случаев. Это значит, что примерно каждые 40 секунд кто-то кончает с собой. Среди стран, сообщающих о количестве самоубийств во Всемирную организацию здравоохранения, наивысшие показатели уровня самоубийств наблюдаются в странах Восточной Европы, а самые низкие – в мусульманских странах. Учёными были выделены факторы, влияющие на уровень самоубийств. Влияние половозрастных показателей. С возрастом вероятность своевольного ухода из жизни растёт: люди в возрасте от 75 лет совершают самоубийства в три раза чаще, чем молодежь 15–24 лет. Мужчины гораздо чаще чем женщины умирают вследствие самоубийств , хотя суицидальное поведение чаще проявляют именно женщины. Влияние временных параметров. Часто самоубийства совершаются днем, с большей вероятностью весной или летом. Влияние социальных характеристик. Чаще самоубийства совершают одинокие люди и разведенные. Люди с высшим образованием менее подвержены суициду, чем люди без него. Сильным стимулом к принятию решения о самоубийстве является потеря социального статуса. Влияние потребление алкоголя и наркотиков. В США примерно 1/4 всех самоубийц – люди, злоупотреблявшие алкоголем. Влияние доступа к специфическим орудиям самоубийства – к токсическим веществам и оружию . Чем менее они доступны, тем ниже частота самоубийств. Влияние уровня жизни. В целом в более развитых, более богатых странах мира зарегистрированный уровень самоубийств много выше, чем в более бедных. Возможно, здесь главным фактором является не столько уровень жизни, сколько принадлежность к группе стран с европейской культурой. Именно для таких стран характерен более высокий уровень жизни, но одновременно и более высокий уровень самоубийств. Кроме того, следует учитывать, что в развитых странах более строго налажен учет числа самоубийств. Влияние этнической принадлежности. Отмечена очень высокая частота самоубийств у финно-угорских народов – в Финляндии, Венгрии, Эстонии. В США уровень самоубийств среди белых примерно вдвое выше, чем среди не-белых американцев. Среди множества причин, влияющих на повышение частоты самоубийств, необходимо подчеркнуть те, которые связаны с общими тенденциями развития человеческой цивилизации. 1. Ослабление социальной интеграции и социальных связей. По мере развития человеческой цивилизации росла и численность отдельных человеческих сообществ. Чем меньше был круг людей, входящих в сообщество, тем теснее были объединяющие их связи. Поэтому бедные общества с высокой степенью коллективизма демонстрируют низкий уровень самоубийств. В модернизированном обществе число живущих по соседству людей неимоверно возросло, однако социальных связей между ними стало заметно меньше. Раньше в небольшой группе хорошо знакомых людей человек чувствовал себя частью сообщества, теперь он ощущает себя одиноким среди многомиллионной толпы незнакомцев. Растущее одиночество служит одной из наиболее распространенных причин самоубийств в современную эпоху. 2. Снижение роли традиционных религий с одновременно возросшим числом разного рода культов и сект. Одним из мощнейших факторов сдерживания числа самоубийств в истории человечества выступают религиозные запреты, типичные для авраамистических религий (христианство, иудаизм, ислам). Религиозные запреты испокон веков не подлежали обсуждению или сомнению. Тот рост уровня самоубийств, который наблюдается в новое время, во многом связан с усилением религиозного безразличия и атеистических настроений. Люди не хотят больше воспринимать на веру религиозные догмы и стремятся к самостоятельному мышлению. Однако жить «своим умом» удается далеко не каждому. С другой стороны, в 20 в. возникает большое количество культов, которые, используя элементы традиционных обрядов, не только не стремятся оградить человека от самоубийства, но наоборот, потворствуют ему. Для многих культов («Народный храм» Джима Джонса, «Ветвь Давидова» Виктора Гутева) добровольный отказ от жизни так же естественен для спасения своей души, как для христианина – соблюдение всех заповедей. 3. Рост разрыва между обыденной жизнью и идеалами массовой культуры. С развитием научно-технического прогресса люди получили дополнительные возможности проявлять присущую им индивидуальность. Но одновременно с ростом индивидуализма возникает противоположная тенденция – складывается массовая культура, которая начинает диктовать каждому человеку общие для всех идеалы жизни. Благодаря СМИ и шоу-бизнесу тиражируются образцы жизненного успеха и благополучия. Несоответствие этим критериям воспринимается многими людьми не как проявление своей индивидуальности или временные неурядицы, а как личностная несостоятельность и трагедия. Самоубийство, таким образом, становится одной из возможных реакций на несоответствие эталону массовой культуры. 4. Рост благоустроенности при одновременном росте бытовых стрессов. Ученые давно отметили парадоксальный феномен – если остро встает проблема выживания, то автоматически повышается ценность отдельно взятой жизни и снижается уровень самоубийств. Именно комфорт и благополучие чаще приводят к самоубийству, чем их отсутствие. Дело в том, что высокий уровень жизни «покупается» в обмен на усиление повседневного стрессового фона. Поэтому кажущееся спокойствие и налаженность жизни в развитых странах обуславливает более высокий уровень самоубийств, чем в бедных странах. Эту же закономерность можно увидеть на примере одной страны. В США уровень самоубийств значительно вырос в 1900–1920-е, в то время, когда страна развивалась очень успешно; потом Великая Депрессия, Вторая мировая война и «атомный психоз» 1950-х вызвали резкое уменьшение желания американцев добровольно уходить из жизни; когда же в 1960-е начался новый рост качества жизни, то «платой» за это стал рост частоты самоубийств Среди других причин, влияющих на рост уровня самоубийств, ученые называют повышение процента пожилых людей в общей численности населения, усиление урбанизации и т.д. Итак, можно сказать, что проблема современного общества, связанная с увеличением количества самоубийств поставлена сейчас очень серьезно. Государство утаивает от нас точное количество самоубийств. Многие регистрируются как несчастные случаи. Остается лишь догадываться, что эти цифры не утешительны. Учитывая этот факт, суицид смело можно назвать трагедией государства, общества и всего мира.