В данной статье рассматривается проблема одиночества, которая хотя бы раз в жизни затрагивала совершенно любого человека. Данная проблема является одной из самых важных для философской антропологии. Мы рассмотрим различные подходы к данной проблеме, выясним, что вообще такое одиночество. Также рассмотрим различные выходы из этой сложной проблемы. Для начала посмотрим на общую характеристику, то есть различные подходы к теме одиночества. В литературе можно найти три совершенно разных взгляда на то, что есть такое одиночество. Один из подходов рассматривает это явление исключительно с точки зрения негатива, то есть одиночество - это зло, это та ситуация, в которой не хочет оказаться ни один человек. Люди, как правило, испытывают животный ужас перед любой изоляцией, они будут стремиться вступить в какие-либо отношения для того, чтобы не испытывать это тревожное и \"фрустрирующее\" чувство под названием \"одиночество\". Ещё Аристотель сказал, что человек - это политическое животное \"zoon politikon\", которое не может жить вне сообщества человечества. Второй подход рассматривает одиночество как благо. Согласно этому подходу, любому человеку надо время от времени уединяться, потому что одни вмешаются, разрушают нашу индивидуальность, другие мешают нам полностью самовыражаться. В литературе можно найти очень много авторов, которые занимаются этой проблемой. К примеру, Генри Торо и его книга \"Уолден, или Жизнь в лесу\", где он воспевает идею добровольного уединения. Существует и третий подход к проблеме одиночества, соединяющий в себе и первый, и второй. В рамках этого подхода считается, что одиночество- это неизбежный бытийный момент в нашей жизни, от которого невозможно отказаться; это то, что сопровождает нас на протяжении всей жизни, независимо от того, хотим мы этого или нет. Согласно этому подходу, необходимо смириться с тем, что мы одиноки, что при всем желании не сможем добиться полного гармоничного единения духовного мира и телесного мира с другим человеком. В литературе существует несколько видов одиночества. Первый вид одиночества является совершенно объективным; он называется \"физическая изоляция\", ситуация, в которой при всем желании присоединиться к другому человеку, этого сделать невозможно. Например, всем известный герой Даниеля Дефо - Робинзон Крузо, который был оторван от общества. Второй вид одиночества в литературе называется добровольный; та ситуация, при которой мы решаем ,когда уйти, когда вернутся, когда мы в общем-то не связаны узами. К примеру, это ситуация отшельничества, когда человек уходит в лес, где медитирует, просветляется и занимается духовными практиками, то есть ситуация, когда мы добровольно выбираем. Третий вид одиночества, который в современном мире является одним из наиболее распространенных, называется \"одиночество в толпе\"; та ситуация, когда при реальном окружении людей, все равно испытываешь чувство одиночества. Данный вид одиночества мы можем рассмотреть с двух разных взглядов. Во-первых, это вымышленное одиночество в толпе. Во-вторых, ситуация, которая рассматривается с негативной позиции, потому что человек может и хотел пообщаться и найти точки соприкосновения с другими людьми, но не смог. Он чувствует себя изгоем, не признанным в обществе. Ещё один вид одиночества требует от человека полного признания одиночества. Таким образом, можно сохранить свою индивидуальность. Как говорил немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, мы должны быть одиноки духом. В конце концов, мы наблюдаем личностей, которые позиционируют свою замкнутость и не нуждаются в других людях. Они дорожат этими ощущениями. Существует и социальный вид одиночества, при котором человек оказывается изгнанным из группы, к которой он себя причисляет. Он внезапно лишается привычного ему социального статуса. Например, когда у человека из небольшого городка неожиданно происходит карьерный взлет и будучи в большом городе, он оказывается \"чужим\", не может найти себе место. В художественной и научной литературе также выделяется культурный вид одиночества. Данный вид наиболее остро ощущается, к примеру, когда мы переезжаем в другую страну. То есть на примере миграции, когда теряются и разрываются все связи с Родиной, с привычным языком, традициями, обычаями, праздниками. Исходя из опросов, выяснилось, что чем старше мигрирующие люди, тем тяжелее им осваивать новую \"систему\". Дети, в основном, быстро адаптируются к новым условиям. Существует и космический вид одиночества. Он распадается на четыре подвида. Во-первых, это переживание человека страха смерти, то есть это страх неизвестности, который испытывает абсолютно каждый, как верующий, так и атеисты. Очень часто смерть понимается не как внезапный конец, а как некоторое продолжение (абсолютное одиночество, длительное блуждание в пространственных пределах ). Во-вторых, космическое одиночество рассматривается как ощущение своей чуждости природе, когда ты отсоединяешь себя от всего живого. В свое время французский писатель Альберт Камю сказал, что может сколько угодно познавать окружающий мир, но никогда в жизни ни одна наука не сможет дать ему чёткого ощущения, что этот мир полностью его. Более того чувство космического одиночества люди испытывают как чувство богооставленности, когда теряют родителей, детей, близких и остаются совершенно \"одним на земле\". В особенности, когда родители теряют детей они остро ощущают момент несправедливости. Ещё один подвид космического одиночества - это переживание самоотчуждения, когда происходит отрыв от самого себя. В данной ситуации личность сама себе не нравится, не видит смысла жить в мире и согласии сам с собой. В литературе выделяется ещё один вид одиночества и называется он межличностным. Данная ситуация возникает, когда человека не понимают другие люди или, напротив, он не понимает других людей. Это отсутствие переживания контакта с другой человеческой душой, с другим человеческим миром . Даже если человек общается с коллективом/знакомыми, он все равно свой внутренний мир держит глубоко под замком, никому не открывая. Никто и никогда не узнает такого человека по-настоящему, за исключением единиц. В свое время французский писатель Андре Моруа сказал, что люди напоминают ему корабли, стоящие на рейде, они все время сталкиваются друг с другом, бока их скрипят и скользят друг относительно друга. Однозначно, мы сталкиваемся в своей жизни постоянно с другими людьми, но насколько мы пускаем их в свою жизнь, это уже другой вопрос. (Открытость и закрытость другому миру). Мы подробно рассмотрели основные виды одиночества. А существуют ли пути выхода из тяжёлого состояния? Безусловно, существуют. Сейчас мы проанализируем несколько вариантов, которые люди придумали на протяжении развития истории человеческой, которые так или иначе отражены в литературе. Первым выходом из одиночества может быть работа, когда мы целиком погружаемся в свою профессиональную деятельность (приходим раньше всех, уходим позже всех на работу). Хотелось бы отметить, что героиня знаменитого \"Служебного романа\" Людмила Прокофьевна именно так работала: рано приходила, поздно уходила. Все сослуживцы сразу сделали вывод, что она не замужем, одинока. Это та ситуация, в которой мы пытаемся заглушить одиночество путем интенсивной работы. Более радикальная форма избавления от одиночества - это уходы в разного рода болезни, зависимости, к примеру, алкогольная, игровая, наркотическая зависимости и т.д. Именно таким способом человек пытается отвлечься от неприятных мыслей, неприятных ощущений, не задумываясь о том, что будет в дальнейшем. Ещё один вариант выхода из одиночества - это творчество, которое, действительно, доступно немногим. Говорят, что гении всегда одиноки. И это не случайно, потому что есть понятие \"быть женатым\" на своей работе или на своем творчестве, имеется в виду, что человек полностью погружается в то, что он делает. Ему достаточно сложно отказаться от своих задумок. Однако есть и такие вещи, которые доступны подавляющему числу людей. Поэтому наиболее ярким выходом из одиночества считается, безусловно, любовь. Это один из самых лучших и возможных вариантов выхода из одиночества, потому что с родной душой есть возможность общаться как на физическом, так и духовном плане. В современном мире повседневности выходом из одиночества является \"игра\", то есть различные социальные роли. В данной ситуации человек добровольно примеряет на себя разные маски, образы для того, чтобы контактировать, взаимодействовать с другими людьми. Правда, Оскар Уайльд сказал, что очень опасно надевать маску надолго, потому что есть опасность, что маска может прирасти к лицу. Потребуется большое количество усилий, чтобы снять ее потом. Мы можем выявить следующие социальные роли. Во-первых, это конвенциональные роли. Это те роли, которые все выполняют в безличном варианте, то есть \"роли по умолчанию\". К примеру, продавец-покупатель; пассажир-водитель. Это связано с растущей урбанизацией современного мира. В маленьких поселках/деревнях очень трудно играть такую роль, так как там все друг друга знают. В большом городе ситуация совершенно иная. Во-вторых, это межличностные роли. Тут все просто: люди играют отведённые им образы, а остальные привыкают к ним. Однако, очень часто говорят, что величайшие комики всех времён и народов в своей повседневной жизни не шутят. Существует ещё такая проблема, когда человек отождествляет себя с ролью. То есть не просто играет \"душу компании\", а действительно начинает в это верить. Немало важная проблема возникает на фоне психических игр между людьми, где абсолютно каждый играет свою роль, и, где каждый стремиться к психологическому доминированию над другим человеком. Стоит отметить замечательную дилогию Эрика Берна \"Игры, в которые играют люди\" и \"Люди, которые играют в игры\". В этой дилогии отмечено, что игры есть ничто иное как бессознательные устойчивые взаимодействия между людьми; всегда в этих отношениях получают психический \"выигрыш\" за счёт другого ( отношения среди коллег, среди друзей, в кругу семьи). Проблема в том, что, когда мы вступаем в эти игры, мы должны четко понимать, что игры не приносят нам желаемого результата, удовлетворения. Игры - не жизнь, но, к сожалению, люди ошибаются, когда принимают их именно за жизнь. Мы рассмотрели основные выходы из одиночества и сделали вывод, что самым эффективным путем является именно любовь.