Аннотация Статья посвящена проблемам философии духа, метафизике духовной жизни. В ней рассматривается понятие человека, как биологического существа и существа социального, способного мыслить, анализировать, социализироваться и осуществлять свободный выбор, знающего о своей смертности, умеющего считать, планировать, отрицать, действовать, осуществлять свои замыслы, имеющего чувство юмора, имеющего моральные суждения, способного производить и использовать орудия труда. Однако центром данной статьи является душа человека, его предназначение и моральные качества, человечность. Вопрос о том, что же делает человека человеком – центральный вопрос, вокруг которого идет анализ всего, что связано с душой, экзистенциализмом. Так как душа человека считается одним из самых главных признаков наличия у человека морально-этических норм, то ей отводится отдельное место в представленной статье. Дается определение души, как бессмертной субстанции и философского понятия, относящегося к религии, божественному и существующему отдельно от физической оболочки человека. Также в статье рассматривается понятие морали, как одно из главных в изучении человека и его качеств. Дается определение морали и его сравнение с политической сферой, где мораль также используется в целях достижения политического воздействия на граждан. Моралью считается человечность в отношениях, соблюдение негласных правил поведения человека в обществе, когда по «модели поведения», заложенной заранее, человек не может поступить иначе, пойти против собственных принципов. Если же человеку удается пойти резко против устоявшихся и естественных в поведении человека законов морали, такие действия принято называть аморальными. в статье изучаются вопросы учения об экзистенциализме, как об одном из учений, где человек пытается понять и принять себя в мире, свою модель поведения, старается либо принять, либо отвергнуть свое место во Вселенной, так как самосознание – одна из составляющих человеческого в человеке. В последней подтеме данной статьи рассматривается понятие человечности, как морально психологического качества личности выражающееся в гуманном отношении к другим лицам. Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды. Человечность ярко проявляется в групповой жизни и деятельности людей, когда надо вступать в непосредственное общение между собой. Человечность – последняя станция после души и морали. Однако три этих понятия взаимосвязаны. В обобщенном анализе человечности, мы попытались понять - можно ли родиться с врожденными человеческими моральными качествами, или же это нудно зарабатывать постепенно и с большими стараниями. Выводом статьи становится то, что человек – это не робот и не машина, способная оттачивать определенные модели поведения, настоящий человек – это даже не способность объективно размышлять, оценивать, решать сложные математические задачи, требующие абстрактного мышления. Человек – это, на наш взгляд, совокупность уникальных черт человека, как биологического и социального существа одновременно, позволяющих создавать новое и преображать старое. Ключевые слова: человек, человечность, мораль, душа, экзистенциализм, модель поведения, мир, Вселенная, смертность, учение, понятие человеческого в человеке, воля, свобода выбора. I. Кто такой человек. Понятие «человек» определяется как живое, социальное и разумное существо, являющееся субъектом всех исторических и культурных событий, происходящих на планете. Отличительными чертами человека являются его сознание, возможность мыслить и способность и воля осуществлять осознанный выбор, наличие моральных суждений. Также человека описывают как биологическое существо, неприспособленное для любого простого животного существования. Известна способность человека производить орудия труда, огонь, использовать их. Дар речи, потребность в любви и заботе, знание о своей смертности, умение считать, планировать, отрицать, утверждать, действовать, осуществлять свои замыслы, использовать чувство юмора как способ защиты от нападок внешнего мира, способность создавать новое и преображать старое – все это относится к уникальным чертам человека, как биологического и социального существа одновременно. Только человек имеет возможность анализировать историю, искусство и принимать искусство как отдельную природу. Сущность человека, его происхождение и предназначение, занимаемое им место человека, являются основными вопросами философии, религии, науки и искусства. Самым распространенным атрибутом человека является наличие у него разума, поэтому человека определяют как «человек разумный» - (homo sapiens). Другая важнейшая особенность человека – это его способность трудиться, именно поэтому о человеке говорят, как о homo faber — человек действующий, производящий. Еще один признак определяется наличием речи в функционале человеческих способностей. Э.Кассиер определял человека как homo symbolicus – человек, который созидает символы, самым главным из которых является слово. Я шла по улице, заткнув уши наушниками и громко включив музыку, я шла в такт музыке и подпевала американскому певцу, хотя не знала слов. Именно тогда мне в голову пришла такая мысль: а что, если у каждого времени года есть свой саундтрек, своя озвучка и каждый месяц звучит по-разному? Летом, например, я не слушаю те песни, которые слушаю зимой, а зимой не слушаю музыку, которую слушаю летом. Музыка жизни — как одежда, для каждого времени года разная. Зимняя мелодия согревает своими объятиями и идеально подходит по размеру, сидит в моей голове сутки напролет и греет. Наверно, именно из-за этого в долгие зимние ночи я не замерзаю. А весной все наоборот, музыка начинает снимать с себя свои теплые одежды, надевает красивые туфли и шагает по асфальту, громко цокая каблуками, и неважно, что я не ношу каблуки и весной всегда хожу в кофте, это неважно, ведь музыка сама снимает с меня то, что накопилось за зиму, достает длинный разукрашенный цветами сарафан и сама надевает на меня те самые каблуки. Потом наступает лето, и в моих наушниках исчезает весна, появляется лето и яркими красками разукрашивает мой гардероб. В нем появляется радость, счастье от того, что можно днями и ночами гулять и забывать, какой сегодня день недели и вообще какой сейчас месяц. Музыку летом не слышно, она идет где-то на заднем плане, заполняя собой все пустое пространство, пусть она не наполнена особым смыслом, так часто бывает, но зато она мгновенно поднимает настроение, чтобы лето не омрачалось, ведь оно всего один раз в году. Лето сменяет осень, и снова грусть, и летние песни больше не поднимают настроение, но пройдет всего пара дней, и музыка осени заполонит все дырки утраченной радости, все будет хорошо, листья начнут менять свою одежду, и ты вместе с ними. В твоем шкафу снова появится теплая кофта и школьная форма, о шортах придется забыть до самого приятного времени года, которое так недавно ушло. Осенью не хочется сидеть дома, если на дворе хорошая погода и нет дождя, хочется ходить, думать, любить. Осенью чувствуешь себя философом, мудрецом, музыка тоже меняется и прибавляет все больше задумчивости в твою утонченную натуру. Может быть, именно из-за этого я так люблю осень? Можно прыгать, кидаться листьями, и пусть над тобой все будут смеяться, тебе никто ничего не скажет, ведь твоя музыка из наушников, которую слышно всем прохожим, сама говорит за тебя. А дальше зима, холодные звуки из телефона и отмороженные пальцы, пытающиеся найти какую-нибудь другую песню в плейлисте. Но почему то именно зимой хочется иногда послушать летние песни, наверное, потому, что они, как давно уже пустой флакон из-под любимых духов, все еще отдают летним настроением, жарким солнцем и безоблачной погодой. 1.1. Человек – ключ к разгадке многих тайн вселенной. В восточной и западной мифологии, в античной философии отразилось то, что в древности человек не отделял себя от остальной природы, считал себя частью единой Вселенной или же самой Вселенной, а потому считалось, что внутри человека и человеческой души можно найти все ответы и разгадки тайн мироздания, люди чувствовали свою связь с внешним миром. В древней философии признается существование микрокосмоса, то есть внутреннего мира самого человека и макрокосмоса – исполинского внешнего мира, лежащего вне человеческой оболочки и души. Примерами этой космогонической мифологемы «вселенского человека» являются — пуруша в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Пань-Гу. 1. 2. Различают не менее четырёх подходов к рассмотрению понятия человек: - человек разумный как биологический вид, - человек как нечто, выходящее за рамки живого мира и в значительной степени противостоящее ему, - человек как человечество в целом, - человек как индивид, личность. Язык же человека – отнюдь не только средство коммуникации. Более того, есть точка зрения, что такой изысканный и сложный инструмент был использован для большей эффективности коммуникации, которая вообще-то успешно происходила и без него. Язык, согласно, например, классификации Р.Якобсона (1985), имеет следующие функции: референтивную (коммуникативную) – ориентация на контекст (чрезвычайно важный пункт! «Одно и то же» сообщение несёт совершенно разную информацию в зависимости от узкого и широкого контекста и степени общности фоновых знаний разной глубины), эмотивную (выражение позиции говорящего по отношению к самому сообщаемому тексту), конативную (ориентация на характеристики адресата), фатическую (установление контакта как такового, что возможно и без вербального языка), метаязыковую (осознание особенностей самого кода: языковые жанры, стили, языковая игра), поэтическую и даже магическую. Человек обладает такой важной чертой как способность к аналогии, поиску сходства, а значит к объединению индивидуальных черт и феноменов в классы, что даёт возможность построения гипотез об устройстве мира. На этом пути чрезвычайную роль играют концепты-примитивы, которые, по мнению целого ряда крупных представителей когнитивной науки, являются врождёнными и проявляющимися у детей очень рано, а не приобретёнными в результате раннего научения. Роль языка – не только в назывании, «констатации» объектов или явлений, но и в исполнении неких интенций, влиянии, в том, что принято называть иллокуторной силой и что выражается перформативами. Перформативы должны, как минимум в глубинной синтаксической структуре, иметь субъект первого лица и прямое или косвенное дополнение (объект действия), они должны быть утвердительными, иметь основной глагол в форме настоящего времени и включать в себя глаголы утверждения, просьбы, говорения, приказа, объявления и т.д.. ( № 6) II. Душа человека. Душа – понятие, которое не может быть определено безоговорочными рамками определений, однако есть несколько версий, относящихся к науке, религии и философии. Суммируя все эти определения, можно вывести: Душа человека – бессмертная субстанция, невидимая сущность, в которую вложено божественное начало человека, его точка отсчета смертной жизни и точка отсчета бесконечной небесной жизни. В душе скрыта вся природа личности человека, его индивидуальность, переживания, эмоциональный фон его жизни, способность ощущать, мыслить, сопоставлять и чувствовать. Прямое противопоставление телу. В философии же душу определяют как самосознание и сознание себя индивидуальным и духовным человеческим существом. Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», — пишет Аристотель, для которого «все естественные тела суть орудия души». После античного периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка. III. Мораль. 3.1. Определение морали Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицерономот лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralitat и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика. 3.2. Мораль как часть процесса формирования человеческого в человеке. Мораль – это человечность в отношениях, так как она и является тем самым регулятором поведения человека. Мораль характеризует возможность человека жить в обществе. Мораль и есть та главная точка, без которой отношения между людьми никогда не приобрели бы человеческий характер. Области мозга, постоянно используемые, когда человек занят вопросами морали, были исследованы качественными методами мета-анализа изменений мозговой активности и результаты этих исследований отражены в мировой литературе по неврологии. Нейронная сеть, задействованная при принятии моральных решений, частично накладывается на сеть, относящуюся к представлениям о чужих намерениях, и на сеть, связанную с представлением об эмоциональном состоянии других людей (то есть с сопереживанием, эмпатией). Это подтверждает точку зрения, что моральные оценки связаны с видением вещей чужими глазами и со способностью воспринимать чужие чувства. Эти результаты в свою очередь доказывают, что нейронная сеть, задействованная при принятии моральных решений, является по-видимому, общей областью мозга (то есть не существует таких областей как «моральный модуль» в человеческом мозге) и может быть отделена в когнитивную и аффективную подсистемы. Развитие теорий морали — процесс, тесно связанный с социальной эволюцией различных народов человечества. Некоторые эволюционные биологи, в частности, социобиологи считают, что мораль есть продукт эволюционных сил, действующих как на индивидуальном уровне, так и на групповом, через групповой отбор (хотя в какой мере это действительно важно в этом процессе — остается предметом споров в эволюционной теории). Некоторые социобиологи оспаривают тезис, что линии поведения, предписываемые моралью, сильно изменились, поскольку они обеспечивают возможное выживание и/или выгоду при воспроизводстве (то есть повышают успех в эволюции). В соответствие с этими линиями поведения, люди развивали «про-социальную» составляющую своих эмоций, как например чувства эмпатии и вины. Наоборот, другие биологи доказывают, что люди развивали именно мораль и альтруистические инстинкты. При таком понимании мораль представляет собой систему самосохраняющихся и идеологически установленных линий поведения, поощряющую человеческое сотрудничество. Биологи считают, что все социальные животные, от муравьёв до слонов, меняют свои линии поведения в сторону сдерживания эгоизма для повышения приспособленности к требованиям эволюции. Человеческая мораль, хотя и более сложная и изощренная по сравнению с другими животными, все же является вполне естественным явлением, выработанным эволюцией для обуздания неумеренного индивидуализма, способного разрушить единство в группе, снизив тем самым шансы на успех. С этой точки зрения моральные кодексы были основаны на эмоциональных инстинктах и интуиции, сформированных селекционным отбором в прошлом, и отражают опыт выживания и репродукции IV. Мораль и политика как составляющие человеческого в человеке. Если мораль отвечает на вопрос «как нужно жить» на индивидуальном уровне, то политика – это сфера деятельности. Связь между этими двумя областями проглядывалась уже очень и очень давно, а потому известен пример исследований Джонатана Хайдта между либералами и консерваторами. Было замечено, что либералы больше предпочитают заботу и справедливость, чем преданность, уважение и чистоту. А консерваторы ставят ниже справедливость, хотя обе группы ценят заботу. Хайдт предположил, что эти разногласия в США уходят корнями в геоисторические факторы, когда консерватизм сильнее всего был представлен в плотно связанных этнически однородных сообществах, в противоположность портовым городам, где культурное смешение было более сильным, что требовало больше либерализма. Групповая мораль чаще всего предусматривается властями для регулировки общественных взглядов и настроений и модель того «как нужно жить» сохраняется и в политической сфере, взгляды людей легко можно контролировать, ссылаясь на морально-этические нормы, а не прихоть, желание, настойчивую просьбу политиков разного уровня. Поэтому мораль можно использовать как орудие управления, но тем не менее это не умоляет ее человеческих свойств, так как истинная мораль стоит выше, чем манипуляции. V.Экзистенциализм – способ познать человека в мире и внутри себя. Философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Экзистенциализм подразумевает под собой изучение человека, его место в мире и его место в социуме. Главный вопрос «В чем смысл жизни?», на который экзистенцианалисты отчаянно пытаются дать ответ. Бьюсь об заклад, ты никогда не был на Марсе. Но ты очень этого хочешь, так? Получаю твои письма, но на них нет обратного адреса. Ты просто шлешь письма на Марс. Вот уже который год я ищу ответы на вопросы: где ты, кто ты — и иногда поглядываю в космос, чтобы опять убедиться, что в этих странных железных штуках летишь не ты и не ко мне. Ну сколько можно, правда, подкидывать мне свои записки, присылать эти безумные, дикие, нежные письма? Это письмо с Марса я посвящаю тебе. Представь себе совершенно пустую планету. Красная точка среди всей остальной Вселенной. И я понятия не имею, как оказался тут. Я не знаю свою национальность, вес, рост. Я вообще, кажется, не старею. Во всяком случае, здесь просто нет зеркал. Ты часто пишешь мне, что тебя достала жизнь на Земле, что мозг твой и все фибры души ощущают некую потребность исчезнуть, поменяться местами с другими людьми, например, со мной. Ты и вправду хочешь этого? Потому что я более чем готов. Только узнать бы, кто ты. И тогда я в одну секунду окажусь на твоем месте, напротив зеркала и обеденного семейного стола. Ты знаешь, я тут ни в кого не верю. Ты — моя единственная вера. Просто раздирающее изнутри чувство безграничной пустоты, и только стопка твоих депрессивных писем в руках. А может быть, ты просто шутишь? Пишешь все самое плохое и грустное о своей маленькой жизни в письмах, запечатываешь в конверт и подписываешь «На Марс». Сомневаюсь, что кто-то вообще знает о том, что я существую, да и ты тоже. Но только твое желание испариться, исчезнуть из своего мира не дает мне покоя. И все, что я могу, — это писать тебе эти странные, безнадежные строки и выкидывать их в атмосферу. Ты рассказываешь, что тебе надоел твой дом, а у меня и дома-то нет, только шезлонг, стоящий прямо на краешке круглой и любимой планеты. Может быть, я человек, а может быть — камень. И, кем бы я ни был, все равно надеюсь и верю, что ты получаешь мои письма. Приглашаю тебя к себе, на Марс. Буду очень ждать, пиши, если можешь, мой адрес будет таким же\". И в этот самый момент где-то там, в другом конце Вселенной, на пороге появилось письмо. Письмо, пахнущее раскаленными камнями и терпким вином. А еще через секунду за спиной очень странного человека в лохмотьях стояла маленькая девушка в пижаме и носках желтого цвета. Она оглянулась вокруг и неловким движением руки повернула незнакомца к себе. И он показался ей таким родным, близким, хоть и видела она его лицо в самый первый космический раз. Но на то он и «космический», чтобы узнавать еще незнакомое тебе лицо. Девушка, увидев это лицо, замерла на долю секунды. Она пишет письма на Марс с пяти лет, просто потому что высказать все она может только кому-то неизвестному, загадочному, тому, кто никогда не ответит. Ее мечта — попасть на Марс — сбылась. Что мы чувствуем, когда сбываются мечты? Наверное, запах самого терпкого вина и адски горячих камней. А девушка смогла только уставиться в космос и вдыхать эти запахи, ощущать, что все законы теперь нарушены и больше нет преград. Только щемящее чувство пустоты от того, что мечта сбылась. Великая и неповторимая, особенная, но сбылась. От этого становится немножко грустно и очень светло на душе. — Привет, я ждал тебя. Садись, я смастерил еще один шезлонг. Бьюсь об заклад, ты еще никогда не бывала на Марсе! VI. Человеческое в человеке – что это такое. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам. Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды. Человечность ярко проявляется в групповой жизни и деятельности людей, когда надо вступать в непосредственное общение между собой. Мы сидели в маленькой комнате, она была наполнена солнечным светом, вокруг были цветы, яркие и сочные цвета лепестков заставляли жмуриться при каждом взгляде на них. Только я и моя подруга, все, никто мне не нужен. Мы стали близки, и я рассказываю ей самое сокровенное каждый день. Она сидит перед окном 365 дней в году и вообще не выходит на улицу. Сравнивает себя с комнатным цветком: «Вроде бы отношусь к чему-то живому и действующему, но сижу в глиняном ярко раскрашенном горшке. Целый день мое тело сидит в этой железной черной коляске и смотрит в окно». У нее очень большие голубые глаза и маленькие тоненькие ручки и ножки. Мы сидели и что-то обсуждали, вдруг в комнату зашла Люсина няня. У Люси прекрасная няня — добрая и милая женщина, и она очень любит мою милую подругу. В ту же минуту сбылась Люсина мечта. Она мечтала о том, чтобы проехаться по нашему городу — странно, она давно в нем живет, но чувствует себя туристом, который приехал в Александров из далекой Америки и знает об Иване Грозном только из туристических брошюр или Интернета. Няня вошла и одним предложением воплотила мечты туриста в реальность. — Ну что, пошли погуляем? — такой милый голос и такая радость в глазах уже ставшего ей родным ребенка. Я была рада за Люсю, а Люся… так долго она этого ждала! Мы просто молниеносно оделись. Люсю и меня переполняли эмоции. Верхний этаж, коляска медленно спускалась по каменным ступенькам, эта скорость была настолько быстрой для моего крохотного ангелочка, и маленькие искорки от больших звезд сверкали в ее глазах — это был верх счастья для всех. Последняя ступенька — и счастье уже ближе, ближе, ближе… и всё! Мы на улице, в первый раз за долгие семь лет после того, что случилось. Мы поехали в парк, а дальше я расскажу с ее слов. — Чудесно, прекрасно, прелестно! Мне нечего больше сказать: я чувствую асфальт, а не паркет под колесами коляски. Медленно и не спеша подъехали к парку культуры. Ворота, зеленые ворота, с такими красивыми железными столбами. Все, как тогда, семь лет назад, было такое же лето, яркие цвета и смех, смех родителей и мой такой звонкий смех. Я, мама и папа вошли в этот парк. Черные аллеи — на них падает солнечный свет, карусели — яркие и цветные тут и там, всего так много; проходим мимо лестницы, я умею ходить! держа папу за руку, спускаюсь вниз по сереньким ступенькам, жаль, что не могу сейчас… Но я все-таки представлю себе все снова. Я спустилась, и мама сверху сделала фотографию, здорово. Мама молодая и красивая, как я рада. «Что же там такое? Вода? Смотри, папа, вода!» — я как будто никогда не видела воду — зеленая и противная, словно много ярко-зеленых лягушек, как ёжики спрятались и подняли кверху свои спины, все стало зеленым, и вокруг так много интересного… — Как я люблю свой город! — крикнула я. Папа спросил: «За что?» А я тогда ответила: \" Папуля, я люблю свой город за вон ту березку, которая стоит и не двигается, я люблю свой город за вон те белые домики с колокольчиками, где раньше целых семнадцать лет жил очень грозный дяденька и закопал там много интересных книжек. А еще я люблю природу, помнишь, мы ездили за грибами в лес, там много деревьев, еще голые, но с первыми почками, а на них сидит маленькая птичка цвета молочного шоколада, мы ездили весной и не нашли ни одного грибочка, зато я увидела ежика, который выбирался из маленькой норки и смешно дергал носиком; увидела белочку, маленькую и вроде бы рыженькую, но как-то неуверенно серенькую, я назвала ее Бусинка, и мы каждый день приходили к ней, она ела у меня с руки орешки и даже покупную клубнику. Потом мы вышли на уже немного зеленую поляну и смотрели сверху на весь мир: маленькая речка, вокруг никого, только мы — я, ты, папуль, и мама. Нам было так хорошо, посмотри вон туда — такое синее небо (такое может быть только в нашем городе), синее — и облака такие добрые и белые, горизонт такой четкий, и видно все — как маленькая железная птичка пролетела над этой карандашной полоской и оставила за собой длинный след. А еще я люблю одуванчиковое поле, когда все желтое, все такое яркое и сочное, мы стоим посередине этого поля и разговариваем, я не помню о чем, но кажется, тоже о нашем городе, и я сказала, что это место будет лучшим во всем мире. Вот за что я люблю наш город, который назван в честь нашей мамы — Александров«. Мне было все равно, что я инвалид, мои воспоминания были светлее этого яркого солнца, оставлявшего на моих руках игриво прыгающих солнечных зайчиков. По ее щеке потекла слеза, и я вытерла ее рукавом своей кофты. Мы еще долго гуляли и обсуждали наш город, но сошлись в одном: самое лучшее место во всем городе — это поле солнечных одуванчиков, где так много яркого желтого, что рябит в глазах. Потом мы решили представить себя такими же маленькими, как в детстве. Я присела рядом с ней, и мы долго смотрели вниз на весь мир с маленького холма; нашли и Бусинку, ярко-рыжую и веселую белочку с огненно-белым хвостом, и ёжика с маленьким черненьким носиком, жаль только, не смогли спуститься к речке, которая игриво переливалась на солнце, похожем на большой апельсин. Мы крикнули на весь наш придуманный мир: «Я люблю тебя, мой город!» И над карандашным горизонтом пролетела железная птица. Я долго буду вспоминать то лето и няню, которая бегала за белкой с фотоаппаратом целый вечер, и наш придуманный мир, где все было наше, и никто не бросал некрасивый мусор на том месте, где исполняются мечты. Если отойти дальше от понятия морали и души, мы можем в конце концов увидеть человечность. Ее нельзя поставить синонимом, она едина и уникальна. Человечность не зарабатывается жизненным опытом, мудростью, тем более деньгами. Человеком человека делает не его телесная оболочка и не органы, набор физиологических характеристик. Человек – это понятие, уходящее далеко за рамки медицинских характеристик. Человечность встречается не у всех в наше время, но ее можно выделить отдельными критериями. Ведь человек – это не только интеллект, способность решать сложные задачи, выстраивать многоуровневые задачи, к званию человека нужно стремиться всю жизнь и все равно не будет уверенности, что цель достигнута. Даже животное можно обучить простым математическим задачам, для решения которых необходимо абстрактное мышление. Когда я успела повзрослеть? Ведь говорят, что если человек взрослеть не хочет, то он так и останется маленьким ребенком… Раньше смотрела на Питера Пэна и думала, что он довольно странный мальчик. Почему нам обязательно оставаться в теле ребенка, для того чтобы ощущать себя так внутри? Зачем это нужно? Возможно, что это некий своеобразный барьер, в виде маленькой хрупкой плоти, который не пропускает всю грязь мира в мозг совсем юного существа, но когда человечек вырастает, этот барьер превращается в обычную картонную коробку, и ничего поделать уже нельзя. Ты взрослый. Тебе стыдно ходить в разноцветных носках даже по дому. Тебя осуждают за твой выбор профессии, ты теперь — трудный элемент социального общества. И выправить все твои неполадки можно только с помощью ограничений. Причем эти ограничения придуманы тобой же. Кто сказал, что мне в мои 15 лет нельзя закупаться детскими игрушками? Кто сказал, что мне должно быть стыдно, если я иду за ручку с бабушкой по школьному коридору? Мне недавно в автобусе сказали, что я давно не ребенок, и я должна вести себя серьезней, не смеяться так громко, не подпевать любимым песням даже шепотом. «Ты выросла», — говорят мне все вокруг. Но почему я должна быть серой? Зачем меня так быстро хотят окунуть в бочку с помоями из зла и ненависти всего мира? Я встречусь с этим потом, а пока я еще могу занимать 12 рублей на сок в школьной столовой, я хочу просто мира, доброты и радуги. Разве это много? Разве это противозаконно? Куда делось мое детство? Мои родители еще живы. А значит, я до сих пор малыш. ила-была на свете маленькая девочка. Она была настолько маленькой, что если бы мы имели возможность взглянуть на нее — стоящую, к примеру, на фоне серой и ничем не примечательной стены — то, скорее всего, увидели бы только отпечатки чужих рук, которые навечно застыли в пучине этой бесконечной серости. Но было что-то, что могло бы выделить ее из всех остальных, таких же серых, тихих и скромных людей. Это «что-то» было рядом, очень близко, оно сверкало золотой монетой на поверхности грязного песка, эту золотистую монетку можно было поднять, разглядеть поближе, но никто не делал этого, оттого что пришлось бы замарать руки в противном вонючем песке. Каждый вечер, как это обычно и случается во всех историях про самостоятельных и одиноких девушек, наша героиня заходила поужинать в довольно милое кафе. Это было нечто среднее между хорошим кафе и плохим кафе, и наша героиня (назовем ее загадочно — Лиза) заходила туда только потому, что оно находилось рядом с ее работой. Этот вечер ничем не отличался от других обычных вечеров. Лиза зашла в кафе и заняла свое привычное место. Позади нее сидел какой-то очень странный мужчина и притягивал внимание, потому что все время косился на остальных посетителей и как-то странно причмокивал, поправляя свои большие ромбообразные очки, будто хотел укорить маленького ребенка в невинной шалости. Чем-то он определенно походил на сумасшедшего. Сев за свой столик, Лиза заказала овощной салат и сок (да, диеты не щадят никого). Почти закончив трапезу и уже расплатившись за ужин, девушка заметила, что странный сосед в кафе собрался уходить. Он быстро встал и стремительно направился в сторону выхода, почти пробегая мимо столика, за которым допивала свой сок наша героиня. Из его сумки выпала бумажка, чем-то напоминающая фантик от праздничной конфеты. Лиза хотела добежать до странного посетителя, окрикнуть его, но мужской силуэт растворился в огнях вечернего города. Одинокое женское любопытство потянуло нашу героиню раскрыть заветную бумажку, оно притягивало глазами кусок бумаги все ближе и ближе, и вот руки уже потянулись развернуть обертку и разгадать несложную загадку. Прочитав то, что там было написано, девушка невольно открыла рот от удивления и выпучила глаза от страха: «Дорогая Лиза, твое время пришло, пора действовать, мир вокруг тебя прекрасней, чем тебе кажется. Намного прекрасней…» Приняв все это за глупую шутку, девушка скомкала листок и кинула его в стакан с недопитым соком. Она встала и ушла так быстро, будто она была не она, а застеснявшаяся певица, которая взяла неправильную ноту на важном вступительном экзамене. Дома, приняв душ и собираясь лечь в кровать, Лиза проходила мимо тумбочки, в которой лежали всякие безделушки, которые больше некуда было девать. Вдруг она заметила маленькую скомканную бумажку, всю облитую чем-то мокрым, похожим то ли на воду, то ли на лимонад. Там было написано все то, что было на той бумажке, которую обронил сумасшедший посетитель вечернего кафе. Все это не на шутку испугало ее. Но все же пришлось лечь спать. Утром она как всегда поднялась, заварила себе крепкого кофе, позавтракала и отправилась на работу. В офисе все оглядывались на нее и о чем-то непрерывно шушукались. Шеф смотрел из своего стеклянного аквариума, словно хомячок, которого не кормили уже недели две-три. «Голодный шеф — это очень плохая примета», — подумала Лиза и отправилась на свое место. Там она увидела то, чего менее всего ожидала, когда строила бодрые планы на сегодняшний день. На столе были расклеены стикеры с надписью: «ВЫ УВОЛЕНЫ!!!». Спрашивать: «За что?» было бесполезно, если шеф был настроен серьезно, а по тому, как он написал эти «добрые» надписи, было понятно, что шеф был настроен более чем серьезно. Увольнение означало то, что Лиза возвращается обратно к родителям — в далекую Тайгу, туда, откуда мир виден лучше всего, и земля видна полностью, вся, какая она есть на самом деле. Квартиру девушка отдала своей коллеге уже через неделю после расчета, и через две недели после увольнения наша героиня оказалась в поезде, потом в самолете, а потом вообще пешком, и вот она дома. Дома. В самом настоящем доме, родители давно переехали в другие края, и девушка не могла поддерживать с ними связь, а дом остался стоять, как нерушимый памятник прошлого, которое сломить было невозможно. Золотые монеты можно переплавить в кольца, но сломать их нельзя, ровно так же, как и память о далеком прошлом, которое не вывести никаким пятновыводителем. Немного обустроившись, Лиза решила пойти прогуляться в лес. Зайдя в самую чащу, девушка поняла, что обратного пути она найти не может, и ее охватила паника. Мелкая дрожь пробежала и застыла мурашками на ее теле… Прошел месяц, а выхода из леса не находилось, приходилось есть то, что попадается под руку. Годы жизни в мегаполисе дали о себе знать. Никогда раньше Лиза не терялась в лесу и не знала, что это такое. Она исхудала и, к счастью, еще не встречалась со зверями в этой чаще. И тут случилось то, чего не хотелось вовсе. Земля ушла из-под ног, закружилась, глаза закрылись, и в темноте начали проявляться звезды, яркое солнце, земля. Земля. Она была такая большая и одновременно такая же маленькая, было ощущение падения, потом полета, а потом и легкости, которую нельзя было описать простыми словами. Красота самого нежного цветка не сравнилась бы с красотой того, что увидела наша невесомая героиня. Планета кружилась в вальсе со звездами и показывала себя всю, будто она была той самой певицей, уже убегавшей от позора, которую окликнули судьи и сказали, что та нота, которую она взяла сейчас, гораздо приятнее, чем та, что должна была быть. Темнота и свет. Танец этих двух противоположностей завораживал и покорял своей красотой. В голове пролетала мысль: «О Боже, неужели я живу здесь?», в углу картинки появился тот сумасшедший из кафе, и прозвучал мужской голос: «Да, это твой дом». Дом. Милый дом… Над головой зашумело что-то очень большое, похожее на вертолет, кто-то наверху закричал: — Мы нашли ее!!! Снижаемся, парни! Неважно, куда ты бежишь и торопишься, неважно, сколько сна и трагедий прошло перед твоими глазами, заползая в самое сердце. Танцуй, танцуй всегда, когда ты пьешь кофе. Делай что-то невероятное и танцуй, пока горячее сердце напитка бьется в твоей чашке. А если ты не хочешь танцевать, значит, кофе не получился настоящим и трогающим твое вечно молодое сердце. Добавь немного любви. Открой баночку с зернами, свари чашечку кофе, вдохни аромат и погрузись туда, где ты еще не был, в мир настоящей любви и безумства. Да, это кофе, это все он. Свари себе самый настоящий кофе для сердца, чтобы научиться танцевать душой и петь, когда вокруг тишина. А мы и бариста «Волжских встреч» Анастасия подскажем, как. 1) Ароматные кофейные зерна, как маленькие теплые угольки, переливаются на солнце и излучают заряд бодрости на весь день. Начинаем творить, не забывая, что мы волшебники-бариста. Перемалываем зерна. Закрыв глаза и вдохнув этот терпкий аромат, что вы видите? — Счастье! Кофе по-настоящему заряжает, жизнь начинает бурлить, не может быть скучной и заурядной. 2) Берем нашу волшебную кофейную пыльцу, уверенным взглядом волшебника распределяем ее в таблетке холдера с трепетным дыханием, по-детски распахнутыми глазами, чтобы не сдуть прекрасную пыль. Мы делаем все с любовью, а откуда появляется это светлое чувство? — Мне кажется, это просто привилось. Когда ты работаешь в кофейне, чувствуешь этот аромат каждый день и пьешь настоящий вкусный кофе… Когда я только устроилась на работу, наш добрейший начальник, который сам без ума от кофе, помогал мне, прививал эту любовь. Он сам до сих пор совершенствуется и учится. Глядя на него, тоже хочется развиваться и не стоять на месте. 3) Вы когда-нибудь сами создавали облака? Из молока мы можем сделать безумно мягкую пенку с помощью капучинатора и солнечных лучиков, которые заставят ее переливаться, искриться, парить над краями кружки. А может, есть еще какие-то секреты в создании нашего шедевра? — Самый главный секрет — это готовить с удовольствием, всегда любить кофе. Мне кажется, если ты не любишь кофе, ты никогда не приготовишь по-настоящему вкусный кофейный напиток. 4) Мы делаем следующий мазок на нашей картине вкуса и запаха. Нажимаем на кнопку кофе-машины и чувствуем, как теплый дух кофе врывается в комнату, наполняя ее уютом. А может ли он приманить близких и друзей? — Конечно. Они постоянно приходят и сходят с ума по этому аромату, не хотят уходить из нашей кофейни. 5) Впереди только самое лучшее. Признайся в любви самому себе и продолжай действовать дальше. Налей густую и ароматную волну в самую любимую кружку, вдохни нежный аромат самого нежного чувства на всей земле. Представь себе место, где мечтаешь бывать каждый день. Вспорхни над землей и попробуй не держаться мыслями за твои якоря на планете. Смог бы ты жить без этого чувства хотя бы день? — Целый год я уже работаю в кофейне и в день выпиваю по 2-3 кружки. Наверное, я уже не смогу прожить ни дня без кофе. 6) Добавь немного сахара, если хочешь подсластить то, что жизнь дала тебе в девственном виде. Ты — руководитель всего, что имеешь, ты и напиток — это одно целое. И так же, как и каждая крупинка сахара, шипишь ли ты, когда слышишь, что кофе теряет свой мужской род в словах людей? — Да, конечно. Мы, бариста, поправляем людей, когда они говорят «экспрессо», а не «эспрессо». Или часто клиенты ставят неправильное удаление в слове «латте» (нужно делать ударение на «а»). 7) А теперь насладись этим вкусом, почувствуй его всем телом и каждым сантиметром души. Окунись в пучину странностей, впусти солнце в жизнь. Что для тебя значит кофе и какие светлые моменты ты вложил в свой альбом воспоминаний, связывая каждую фотографию с кофе? — Самое хорошее и доброе — это улыбки гостей, клиентов нашей кофейни, которые приходят из раза в раз и говорят: «Спасибо вам, что привили любовь к кофе, и за такие вкусные кофейные напитки». Почему мы решили написать о кофе таким образом и поставить его на самый высокий пьедестал? Мы хотели показать, что даже если в жизни нет ни малейшего намека на солнечный луч, ты всегда можешь заварить кофе и увидеть дым, стремящийся своими извивами к темному небу, где ты точно увидишь отблеск Луны, который и станет твоим маяком. А теперь танцуй, все будет хорошо, если в запасе есть еще одно кофейное зернышко. Умение видеть красоту в мелочах, восхищаться ей, анализировать ее и пропускать через сердце – это делает человека человеком. Моменты катарсиса мы считаем самыми яркими и запоминающимися, а потому самыми человеческими, так как они очищают душу, делают ее добрее, искреннее по отношению к внешнему миру. Те, кто не умеет понимать и восхищаться красотой – не могут в полной мере говорить о человечности внутри себя. агон медленно плыл по извилистой тропе. Вагон, наверное, и сам не знал, сколько счастья он приносит людям своей необыкновенной песней стука колес. «Надо спешить, надо очень сильно спешить, — кричало все вокруг, пока ты был где-то в джунглях своих проблем. — Надо жить, впитывать, ловить отчаянные и храбрые искорки каждого момента жизни», — низким тембром прямо у мочки уха поет поезд, вызывая приятный танец мурашек где-то у талии, в то время как ты лежишь на самой мягкой и такой родной крахмально-белой подушке, укрываясь тонкой, но такой неимоверно горячей простыней тихого и явно видного только на кончиках пальцев вагонного блюза. В окне заметна только одна звезда. Она единственная освещает твой путь среди темных туч в бесконечный мир мыслей, который посещает тебя и нагружает тоннами книжек, бумажек, скляночек и баночек, отдает тебя в руки бесконечной информации. Но в поезде это не так. В поезде все искренне, светло, открыто и чисто. Поезд — это твоя колыбель, все это время до долгожданной поездки ты, словно маленький мальчик, бродил по земле, бегал туда-сюда, проказничал, учился и немного работал, пачкался в самой грязной земле, мылся, падал в лужи и вставал, а теперь ты наконец-то плюхаешься в теплую бездну воспоминаний и непременной искренности с самим собой и людьми вокруг. Твои попутчики. Их путь освещает большая и задумчивая луна. Эти люди для тебя становятся незнакомцами в поезде, даже если ты живешь с ними в одном городе, знаешь досконально каждую манеру и следующий ход. Пока бегут колеса, твои попутчики — это самый драгоценный клад в Мире. И ты жадно хочешь рассмотреть единый миллиметр граней этих алмазов. Почему их освещает Луна? Потому что Луна всегда близко к звездам, а у звезд такое маленькое тело, что сердце и душа витают внутри них и распространяются на каждую частичку желтой и немного горячей кожи. А Луна очень близко к сердцу другой звезды, а значит, они теперь вместе. В поезде нет никаких масок. Стук колес ставит твою жизнь на паузу, пусть ты и в постоянном движении. Поезда — это самые добрые существа в Мире, пусть они и не знают, как же много добра и любви творят в один лишь повтор песни легкого стука колес по тяжелым шпалам. Ты летишь, и ты — невесомость. Ты и та самая звезда — единое целое. Жаль, что сейчас она далеко, и километры отмеряют секунду прибытия в другой город. А тебе снова надо спешить, другой город открывает свою панораму только для одного тебя. Но никогда не забыть мне то время, когда сами звезды и луны, уплывая в далекую вечность, клонили меня в сон и заставляли думать, пока в наушниках, независимо от песни, играл волшебный и ритмичный вагонный блюз. «Надо спешить». С человечностью сталкиваешься повседневно, просто не всегда человек способен замечать вокруг себя хорошие поступки, внутренний эмоциональный фон другого. Однако я сама убедилась, что существуют такие ситуации, из которых всего два выхода – остаться человеком или же предать себя, но получить «выгоду» - остаться в своей зоне комфорта или продолжить быть циником. Человечность делает нас хрупкими, так как мир предстает перед нами в своей первоначальной конфронтации, диссонансе – доброе и светлое внутри нас встречается с жестоким и злым вне нас, что, добавляет к хрупкости еще и сильные духовные характеристики. Чувство прекрасного, желание созидать и преумножать красоту не только в произведениях искусства, но и в таких мелочах, как клумба с цветами во дворе, уютная обстановка в квартире; в таких значимых вещах, как создание красоты собственной души, воспитание не только здоровых и приспособленных к реальной жизни, но и духовно прекрасных детей – вот то, что непременно должно быть свойственно Человеку, ведь красотой может обладать, как внешняя оболочка, так и сама суть, а Человек способен не только видеть, но и чувствовать красоту, понимать её, восхищаться ею и стремиться создавать. Тот, кто не может ничего из этого, по моему мнению, не является Человеком в полной мере. Воспитание родителей - один из самых важных факторов, так как именно родители прививают морально-этические нормы в самом раннем детстве. Человек передает своему чаду не только знания о выживании тела, но еще и знания о выживании души: свои взгляды на знания, опыт, веру, сострадание, культуру, историю, искусство, добродетель, веру. Все эти неписанные законы передаются от родителя к ребенку с одной лишь святой целью – научить не зачерстветь в эгоистичном мире потребителей, где человек – это царь, который должен оправдывать свою королевскую социальную роль и ждать, что все и всё обязано вертеться вокруг него и только для него. Настоящий же человек должен уметь любить. Любить мир вокруг, сострадать, самоотрекаться. Любовь к другим людям, своим близким, страдание за их страдания и самоотверженное чувство любви и ответственности к чему угодно – это делает человека человеком тоже. Ребенок сидел на маленьком деревянном мостике у самого края огромного и могущественного океана. Душа ребенка содрогалась при каждом взгляде на эту безграничную синеву, словно небо однажды упало на землю и собрало в себе остатки космоса. Маленькая грудь этого дитя вздымалась так сильно и так неудержимо, будто она была одним целым с этой безумной стихией. Неужели берега в силах сдерживать ее? У ребенка была большая мечта: побывать на другом конце безграничного и близкого к другому человеку космоса. Ресницы дрожали от нетерпения, от неутолимой жажды исполнить это заветное желание. Ребенок каждый день возвращался на это место. Мечтал о новой встрече, как будто и не могло быть никакой другой в будущем, как будто и не было этого самого будущего. Ребенок влюбился в волны, влюбился в их всплеск, он снился ему по ночам. Маленькая человеческая душа даже не представляла и секунды без этой мечты, она казалась ему невероятной, самой главной в его жизни. Ребенок мечтал, а значит — он жил. И в самый странный день своей жизни, когда перед школой упрямо не хотели завязываться шнурки, молния на толстой куртке прищемила подбородок, а птицы за окном пели только одну и ту же песню, маленький человек сидел на том же мостике, ведущем прямо в неизвестность. Он рассматривал разлитую по огромной земле синюю воду и опять мечтал попасть туда, на другой и такой заветный берег. Ребенок закинул голову к небу, вгляделся в холодные облака и увидел совершенно не то, что видят обычные люди, смотря на серое небо. Он увидел целое облако разноцветных бабочек. Маленькая душа смотрела завороженно на это чудо, глаза видели, но не верили всему, что они видят. Разноцветное, непонятное и постоянно меняющее свою форму облако подлетело так близко к ребенку, что крылышки одной самой шустрой и красивой бабочки щекотали кончик носа мечтателя. Большое облако полностью захватило маленького человека, будто мечта об океане усилилась и стала невозможно, непосильно большой и вырвалась наружу этой стаей прекрасных двукрылых творений. Это было похоже на мечту и на танец. Каждый вздох давался с трудом, но движения были легки и изящны. Маленькая душа обрела полет для своей мечты, она летела прямо над неприступным океаном! Ребенок мог видеть его синие воды, он мог вдыхать его соленые и пресные запахи! Мечтателю были открыты абсолютно все дороги к другому берегу огромного океана, и он очутился там! Будто и не было этой долгой мечты, ожидания, этих тихих слез и многочисленных писем Деду Морозу. Маленький человек мечтал, а мечтам, по природе своей, суждено сбываться. И вот он уже на другом берегу, все показалось ему невероятным там. Все тот же маленький мостик, только зачем он теперь, ведь так много нужно исследовать! Так много увидеть на другом берегу! Здесь обязательно должно быть все, о чем он когда-то мечтал! Только вокруг была пустота. Дикая и глухая. Нет и души, чтобы порадоваться сбывшейся мечте вместе с ее создателем. Пустота. Другой берег. Все тот же мостик. И безумно нужно бежать обратно, на родной берег. Только как? Внезапно маленький мечтатель проснулся. Он заснул прямо в коридоре, пока мама надевала шапку. «Как же хорошо, что этот сон не был правдой, — подумал ребенок. — Можно так же мечтать!» Маленькая душа отправилась думать о синем океане, сидя на самом скучном уроке, в самый странный день на свете… Так почему же мы мечтаем? Для чего эта пустая трата времени? Мечтать нужно для того, чтобы мечтать. А потом видеть прекрасные сны и воображать, будто твоя комната — это берег дикого и захватывающего океана. А где-то там, далеко, есть еще суша. Только не нужно терять мечту. Потому что если она свершилась, другой такой же по-детски необъятной уже не будет… И самое главное — после своих путешествий возвращаться домой. Ведь там мечтателей ждут. Их выслушают и напоят горячим и сладким чаем, а потом… давайте помечтаем? Гуманизм является таким же элементом человечности. Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. Первоначальное воспитание, мораль и сострадание помогают нам найти, взрастить свою суть, то есть человечность внутри себя. Заключение. Подводя итог всему сказанному выше, хочется отметить, что человек – действительно не робот и не машина, способная оттачивать определенные модели поведения, настоящий человек – это даже не способность объективно размышлять, оценивать, решать сложные математические задачи, требующие абстрактного мышления. Человек – это, на наш взгляд, совокупность уникальных черт человека, как биологического и социального существа одновременно, позволяющих создавать новое и преображать старое, а самое важное, что настоящий человек умеет видеть прекрасное, пропускать это прекрасное через себя и меняться в лучшую сторону. Во время подготовки данной статьи мне нам на пути попадались знаковые ситуации, которые очень ярко подтверждают нашу точку зрения по заявленному вопросу. Приведу в пример одну из них. В электричке сидел человек, больной шизофренией. Он сидел и при свойственной ему болезни, разговаривал сам с собой, сменяя голоса один за другим. В воздухе вагона висела тревога, потому что этот человек встал и пошел без костылей по направлению к тамбуру. Скоро была остановка и двери электрички открылись бы и человек выпал. Через пару минут пришли полицейские, держа в руках дубинки. У каждого человека в вагоне замерло сердце «Неужели будут бить?», но они мало того, что не били, они проводили его до места и потом всю дорогу заходили в вагон, чтобы проверить его самочувствие и сидит ли он на месте. Не могу называть это экстремальным проявлением человеческого в человеке, но все же был выбор – полицейские, контролеры, пассажиры могли бы унизить больного человека, но к нему относились с уважением, принимали как такого же члена общества, просто с некими особенностями. Потому как никто из нас не знает, что случится с нашими душами, быть может и мы сойдем с ума и меньше всего хотелось бы, чтобы по отношению к нам применили дубинки. Человеческое в человеке – это не биологические стандарты, а в первую очередь, это тот духовный мир, которым человек наполнен изнутри. Именно этот духовный мир делает человека тем, кто он есть, а не только физическим телом. Библиография 1. http://www.solecity.ru/philosophy/existensialism 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC 3. http://psihotesti.ru/gloss/tag/chelovechnost/ 4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C 5. https://www.proza.ru/2012/06/11/94 6. Проблема сознания в философии и науке М., 2008, ИФ РАН, Канон+ Т.В. Черниговская Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть Воля есть разумное движение, повелевающее. http://www.genlingnw.ru/Staff/Chernigo/publicat/FreeWill.pdf 7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Душа 8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек