Восточная философия является одной из самых больших загадок всей философии в принципе. Это необычайное, оригинальное, невообразимое явление, где до сих пор многие вещи остаются нам не понятны и до сих пор мы наблюдаем и открываем для себя удивительные вещи, связанные с этим феноменом под названием - восточная философия. Для начала, термином Древний Восток называют тот огромный мир государств, народов, стран, которые протянулись от северного побережья Африки и вплоть до Тихого океана. Это огромные империи и крошечные города, государства, династии существующие уже огромное количество лет, древнейшие цивилизации, такие как – японская, китайская, индийская. Все они были невероятно разные, существовали в разные эпохи и в разное время, а население этих государств говорило совершенно на различных языках и диалектах, но тем не менее во всех этих цивилизациях мы можем попробовать найти что-то общее, что-то, что роднит всех и их. Одной из главных черт восточных государств и культур является, естественно, традиционализм. Традиционализм протянулся еще из самых первобытных времен, когда традиция играет фундаментальную, основную, непоколебимую роль, когда она является тем самым социальным регулятором жизни как народа в целом, так и поведения каждого отдельного индивида. Исходя из этого сохраняется определенный авторитет перед стариной, перед тем, что было до нас. Именно эта черта традиционности становится одной из ключевых характеризующих восточной философии. На востоке мы видим совершенно уникальный образ виденья нашего мира. Проще сказать, это что-то вроде выражения: “Чем дальше вглубь времен, тем истеннее, тем мудрее”. Это высказывание может относиться почти ко всем восточным цивилизациям. Как говорил Конфуций: “Я передаю, но не творю”, то есть - я не создаю ничего нового, я являюсь лишь посредником тех идей, что уже были высказаны задолго до меня. Это означает, что принципиально новое, согласно древневосточному мировоззрению, невозможно, иными словами, есть понятие кольцеобразность человеческого познания. То есть, неважно что мы скажем, что мы придумаем, кто-то уже давно-давно до нас это говорил. Например, довольно известный символ - дракон пожирающий свой хвост, это символизирует своеобразное кольцо, замкнутый круг. Если рассматривать запад в сравнении с востоком, то ключевой чертой западного мышления является его кумулятивность, накопление. Еще одна черта древневосточных цивилизаций и культур – закрепление строго вертикальной власти, где наверху находится абсолютный властитель, внизу – серая масса. Мы можем наблюдать такие системы в Древнем Египте, Древней Японии, Древнем Китае и еще много где. Эта вертикаль власти, которая закрепляется официально в законе или же от традиций. Подобное доходило иногда до абсолюта, где люди формировались в касты, как например в Древней Индии, когда у разных социальных групп была своя одежда, свой цвет одежды и определенный шаблон поведения. Все эти вещи не могли не оказать свое влияние на формирование древней восточной философии. Многие вещи, которые мы проговариваем, имея ввиду древневосточную культуру и цивилизацию, претерпели многие трансформации и метаморфозы. Таким образом, современная культура востока очень отличается от того, что было раньше и если мы попытаемся применить эти древнейшие мерки по отношению к современному миру, то увидим, что во многом они не вписываются в рамки. Многие вещи меняются со временем в современном востоке. Некоторые вещи сглаживаются, а некоторые остаются. Тем не менее, культура любой страны рано или поздно меняется, это неизбежно. Есть понятие сансары, вечного круговращения наших душ. Знание того, что сансара безначальна и бесконечна, она всегда была и есть и будет. Мы бесконечно “вращаемся” между судьбами, между смертью, между жизнью. Это факт, который принимают индийцы, они принимают это как неизбежный закон всего бытия. Еще одна черта восточной философии – консерватизм, то есть, например, культ предков в Китае, что сыграл огромное значение в конфуцианской философии. Все китайцы очень трепетно и с благоговением относятся к своим предкам. Это даже удивительно! Эта традиция или же так называемый культ проходит красной нитью через всю культуру. Так, в Древне Китае на почитание предков выделяли отдельные храмы, где находились каменные таблички и т.п., для того, чтобы молились предкам, а тем им помогали. Но и сегодня в любом китайском доме, конечно, сохраняется эта традиция: в каждом китайском доме есть своеобразный комод, где на железные спицы нанизаны таблички, с информацией, уходящей в невероятную глубь времен, на этих табличках написано чем занимались предки, когда они умерли и т.д. Конфуций взял на вооружение именно эту черту китайской философии и культуры. Главное сохранять обычаи. “Хороший сын тот сын, что чтит традиции до и после смерти отца”. Естественно, нельзя обойтись без консерватизма. Он ярко выражается в индийском кастовом строе, где выделяются четыре касты: жреческая каста, царская каста, земледельческая каста и каста слуг. Отдельным элементом считается название касты неприкасаемых, которые когда-либо нарушили закон своей касты и оказались в ситуации того, что от них отказываются их родственники и сама каста. Для индийской культуры огромное значение играет такое понятие как Рита – извечный космический закон. Термин этот используется с самых древних индийских литературных памятников, например, таких известных как Веды. И как раз таки Рита устанавливает взаимосвязь между образом жизни человека на земле и космическими процессами. Другими словами, если человек не соблюдает предписания своей касты, это значит, что он выражает пренебрежение к этому универсальному закону, что сразу же повлечет за собой негативные последствия. Еще одна черта восточной философии, которая отличает ее от запада - это не дуальность мышления. Мы, будучи людьми 21 столетия, имеем представление о том, что есть такое учение, как диалектика, которая имеет глубокие исторические корни, начиная от Сократа, Платона, проходя через Гегеля, заканчивая во многом Марксом, который проработал все эти вещи и преобразовал их в уникальную авторскую концепцию, где условием любого развития является противоречие, т.е без него мы не можем мыслить. Подобная концепция характерна для запада. Противоречия с одной стороны не могут существовать одновременно, а с другой стороны они не могут существовать друг без друга, одно уничтожает другое. Для восточной философии характерен иной подход. Допустим, индийская философия – в таком направлении как индуизм, мы знаем, что там присутствуют знаменитые три божества: Брахма - создатель мира, Вишну – его хранитель, Шива - его разрушитель. Интересно, что Шива не рассматривается как абсолютное зло, которое разрушает этот мир и ничего от него не оставляет. Дело в том, что в этом образе добро и зло слиты воедино, есть даже эпос, посвященный этому богу, где наиболее ярко можно увидеть, когда мы не разграничиваем добро и зло, плохое и хорошее, верх и низ. Вспомним знаменитый символ Инь и Янь, где Инь – пассивное, аморфное, женское начало, а Янь – творящее, активное, мужское начало. Внутри каждой половинки присутствует точка другого цвета, следовательно, становится ясно, что невозможно разорвать белое от черного, невозможно остановить это движение, потому что оно постоянно меняется. Невозможно провести четкое разделение. Однако! В Японии есть учение об Инь и Янь, где допускали эту остановку. Японцы считали, что подобный тайм-аут имел место быть, для них это означало, что верх есть верх, низ есть низ. Сама попытка японцев разделить эти начала приводила к некоторым всплескам в социальных структурах, что приводило к неизбежному изменению одной или других структур, но это также стало причиной динамичного развития. Следующая черта восточной философии - это практическая направленность. Условием зарождения философии в античной Греции стало наличие досуга, свободного времени у полноправных античных граждан. Зная тот факт, что Греция была рабовладельческой демократией и часть населения была освобождена от труда, позволило размышлять людям о феноменах, не связанных с их повседневной жизнью Если первые философы пытаются искать общие проблемы, которые имеют статус глобальных, невероятно широких, то для востока все с точностью до наоборот, на востоке самая главная задача философии – помочь человеку почувствовать себя свободно и счастливо в тех материальных условиях, в которых он находится здесь и сейчас. Например, тот же буддизм, где все термины, такие как сансара, карма, нирвана, стали механизмами, которые помогли объяснить человеку почему в его жизни все происходит так, почему мы не должны переносить вину в нашей жизни на другого, почему получается не так, как мы хотим. Понимание и принятие. Касаемо конфуцианства в Китае, то Конфуций отождествил понятие государства и семьи, император для него – отец народа, а весь его народ - большая монолитная и дружная семья. Следовательно, законы, которые работали внутри каждой семьи могли быть перенесены на государственный уровень. Другая черта – это тесная сращенность, т.е. слияние с религией. Невозможно вычленить буддизм, как сугубо философское течение, буддизм - это религия, гармония этих двух сфер. Или же конфуцианство - это и образ жизни, и религия, и философия. Если провести опять же сравнение с западом, то там есть понятие как религиозная философия, но это не есть вся философия, в отличие от востока. Например, японский дзен буддизм – это образ жизни, философия, религия. Такая позиция в философии, как холизм – целостность мировосприятия, означает, что все живое и не живое рассматривается как уникальный процесс взаимодействия, т.е нельзя отдать приоритет какому-то существу. Только человек имеет способность менять свою карму в отличии от других не живых или живых существ, в связи с этой чертой возникают такие принципы как - ахимса в Древней Индии. Ахимса - поведение и образ действий, при которых первым требованием является не нанесение вреда — ненасилие. В Китайской культуре одно из ключевых понятий приобрело понятие У-вэй или ненасилие – не деяние. “Не желая – получи”. Смысл в том, что ты можешь получать те вещи, которые тебе нужны и необходимы, но без страстного и энергичного отношения к этим вещам или же явлениям. Весь мир – абсолютная целостность. Следующая черта восточной философии ставит ее на уникальное место – интуитивизм в мышлении, в отличии от западного рационализма. Если для запада главное мыслить рационально и осознавать постоянно свои действия, то для восточной культуры главная цель в жизни - это достичь состояния освобождения от бремени существования, и для этого они используют различные медитативные практики, которые позволяют изменять внутреннюю направленность сознания, когда сознание обращено не на внешний мир, а на внутренний, психический, психологический, на душевные процессы и явления. Допустим, одно из подобных состояний - это состояние самадхи, которое предшествует нирване. Самадхи – своеобразное просветление, когда исчезает твое я, когда ты являешься океаном, отражающим мир таким какой он есть. В дзен буддизме, в Японии, просветление называется сатори. Оно отличается тем, что может “накрыть” тебя в любой момент твоей жизни и это значит, что ты должен быть готов к этому. Что бы ты ни делал, занимался уборкой, стиркой, чтением, находился в поездке, смысл в том, что ты должен быть постоянно готов к этому. Поэтому Японцы говорят, что любое дело нужно делать так, будто это есть последнее дело в твоей жизни. Сознание, направленное на внутренний мир – приоритет для восточной философии. Образность восточного мышления – мир правополушарной культуры. Восточная философия невероятно яркая и красочная в своем выражении. Если посмотреть на индийские эпосы (к примеру, Махабхарата), то мы увидим, что они показывают то, чем должен заниматься человек в своей жизни, другими словами, эпосы прокладывают идеальный путь в жизни человека с разными интерпретациями, тем не менее, это все таки философская работа. Интересный факт, что в Китае существовал определенный тест на профпригодность для чиновников. Регулярно, с периодичностью раз в год или в полгода, все китайские чиновники должны были писать сочинения о прекрасном. Это любые явления природы и т.п. Они должны показать в стихах как, например, цветет дерево, как приходит весна. Если же человек терял способность красиво и грамотно выражать свои мысли, то это означало, что его пора заменять. Для восточной философии и культуры огромную роль играют такие понятия как живопись или поэзия. Например, в Японии мы видим совершенно удивительные вещи! Есть такой вид живописи, где они рисуют на тончайшей рисовой бумаге, рисуют один раз, окуная кисть в черную краску, рисунок создается в одно мгновение, а кисточка не должна отрываться от бумаги, потому что она может порваться в любую секунду. Смысл в том, как мы выражаем внутреннее состояние в данный момент. Японские стихи – хокку, где люди выражают глубинные философские размышления всего лишь в трех строчках. И ведь таких моментов очень много, моментов, которые выражают оригинальное виденье этого мира.