Философия Древнего Рима Римская империя начала перенимать философские учения, которые появились ещё в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства. В отличие от греческой философии римская философия имела преимущественно нравственный характер. Главнейшей задачей римской философии является не исследование сущности вещей, а проблема достижения высшего блага, счастья. В данной статье будут рассмотрены основные философские направления, установившиеся в Риме. Это стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Яркими представителями данных философских направлений были Луций Анней Сенека, Марк Аврелий Антонин, Тит Лукреций Кар и Энесидем. Стоицизм Стоицизм – философское учение, утверждающее телесность мира как живого организма, органическую связь его с космосом и равенство всех людей как граждан космоса, в своих этических нормах требующее сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости и победы над своими страстями. Основано учение около 300 г. до н.э. Зеноном из Китая; её название происходит от \"Расписного Портика\" - \"Стои\" в Афинах, где преподавал Зенон. История стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон III-II вв. до н.э.), средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон II-I вв. до н.э.) и поздний (или Римский) стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий I-II вв.н.э.). В переносном смысле стоицизм – твердость и мужество в жизненных ситуациях. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Можно сравнить логику, физику и этику с фруктовым садом: логика – это ограда, физика – растущее дерево, а этика – плоды. Логика — главная часть стоицизма; ее задача — обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания, бытия. Стоики представляют мир живым организмом. Согласно стоицизму, реальность держится на двух началах – активном и пассивном. Пассивным началом служит материя, лишенная качеств, а активным – имманентный разум или Бог. Поскольку стоики утверждали, что Бог создал существующий порядок во благо, они должны были объяснить, почему в мире существует зло, или, по крайней мере, согласовать свой «оптимизм» с наличием зла. Добро не может существовать без зла, на том основании, что одна противоположность не существует без другой, поэтому если убрать одну из них, то исчезнет и другая. Согласно стоикам всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением и увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) Сенека был родом из Кордовы, он придавал огромное значение практической стороне философии, этике и исследовал вопрос, как прожить добродетельную жизнь, не углубляясь при этом в теоретическое изучение природы добродетели. Он рассматривает философию как средство обретения добродетели. В своих теоретических воззрениях Сенека придерживался материализма древних стоиков. Он считал, что судьба обладает разумом, частица которого есть в каждом человеке. Философ предлагает стремиться к высокому мужеству, стойко перенося все, что посылает нам судьба, и отдаться воле законов природы. Эпиктет— ( 50 – 135 н.э.) древнегреческий философ, раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Его лекции проходили в Риме. Эпиктет проповедовал идеи стоицизма. Он говорил:» Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди — рабы единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни.» Марк Аврелий Антонин (121 г. до н.э. - 180 г. до н.э.) Римский император с 161-го по 180 год н. э., в размышлениях «К самому себе» говорит, что «единственное, что находится во власти человека, — это его мысли». Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Марк Аврелий рекомендует: «Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению, то есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных, ибо это суть в согласии с твоим естеством». Марк Аврелий — последний представитель античного стоицизма. Эпикуреизм. Эпикуреизм был единственной в античном Риме материалистической философией. Материалистическое направление в древнегреческой и римской философии было названо по имени его основателя Эпикура. Он родился на острове Самос в 341 году до н.э. На Самосе Эпикур обучался у платоника Памфилия, а затем в Теосе у Навсифана, последователя Демокрита. В 310 году до н.э. он преподавал в Метилене, потом перебрался в Афины, где и основал свою школу. Эпикур был плодовитым автором ( он написал более 300 работ, но большая часть его трудов утеряна). Его не интересовали ни диалектика, ни логика. Единственной проблемой логики, которой он уделял внимание, была проблема, связанная с критерием истины. Диалектика интересовала его постольку, поскольку она служила физике, а физика -постольку, поскольку она служила этике. Поэтому Эпикур уделял этике гораздо больше внимания, чем стоики, отвергая все научные изыскания и объявляя математику бесполезной наукой, поскольку она не связана с жизнью. Логика Эпикура изучает нормы и критерии истины. Главным критерием истины является Восприятие, в котором мы получаем нечто ясное. Второй критерий – это Понятие, которое в понимании эпикурейцев представляет собой простой «оттиск» в памяти. И третий критерий – Чувства, которые определяют наше поведение. Итак, по Эпикуру, критериями истины являются Восприятия, Понятия и Чувства. В конце 2 в. до н. э. появляются последователи Эпикура среди римлян, самым выдающимся из которых был Тит Лукреций Кар ( 95 г. до н.э.- 55 г.до н.э.) Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Эпикура. В своем произведении «О природе вещей» он мастерски объясняет, доказывает и защищает основные принципы атомизма как от более ранних, так и от современных ему противников. При этом он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы и пустоту. Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами. Лукреций пытается объяснить естественным образом возникновение общества. Он говорит, что первоначально люди жили, в «полудиком состоянии», не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому, что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Материализм Лукреция имеет атеистические последствия. Лукреций не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные причины, но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление о жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Показывает, что вера в богов возникает вполне естественным способом вследствие страха и незнания естественных причин. Эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. Однако, когда в 313 г. н. э. христианство стало официальной государственной религией, началась упорная и безжалостная борьба против эпикуреизма, и в частности против идей Лукреция Кара, что, в конце концов, вело к постепенному упадку этой философии. Скептицизм В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму. В то время как стоики и эпикурейцы считали науку средством достижения душевного покоя, скептики стремились достичь того же самого, отрицая знание и с недоверием относясь к науке. Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания. Пиррон учил, что человеческий разум не способен постичь внутреннюю сущность вещей. Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как следует к ним относиться; 3) какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним. Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, также нельзя утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Усилия Пиррона, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло, и остановить его никаким его предостережениям не удалось. Неоплатонизм Неоплатонизм развивался в III—V столетиях н. э., в последние столетия существования Римской империи. Он является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Его основателем был Аммоний Саккас (175—242), а наиболее видным представителем — Плотин (205—270). Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, божественный принцип. Бог – Единое, которое выше всякого мышления и всякого бытия. Он не признает никаких различий. Он не может даже отличить Себя от Самого себя и потому находится за пределами самосознания. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Плотин создает даже определенную градацию существований от внешнего (настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным). На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее — божественная душа, а ниже всего — природа. Много внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа переселяется из одного тела в другое – сегодня она вселяется в Сократа, после его смерти – в коня, потом во что – то еще. Она бестелесна и неделима и является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным миром, а потому глядит не только вверх, на Ум, но и вниз, на мир природы. Заключение. В целом же философия Древнего Рима оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. В философии Древнего Рима содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и по сей день. Изучение античной философии дает нам не только ценную информацию о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления. Список литературы Книги Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I.»: Центрполиграф; Москва; 2003 Ф. Коплстон «История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II.»: Центрполиграф; Москва; 2003 П.С. Гуревич «Основы философии»: Москва 2001 Электронные информационные ресурсы http://lib.ru/POEEAST/avrelij.txt - Марк Аврелий «Размышления». Перевод А.К.Гаврилова http://ru.wikipedia.org Прочие информационные ресурсы Материалы учебного плана Колледжа предпринимательства №15. Лекция по философии Древнего Рима