философия древнего рима римская империя начала перенимать философские учения которые появились ещё в древней греции в эпоху крушения афинского государства. в отличие от греческой философии римская философия имела преимущественно нравственный характер. главнейшей задачей римской философии является не исследование сущности вещей а проблема достижения высшего блага счастья. в данной статье будут рассмотрены основные философские направления установившиеся в риме. это стоицизм эпикуреизм и скептицизм. яркими представителями данных философских направлений были луций анней сенека марк аврелий антонин тит лукреций кар и энесидем. стоицизм стоицизм философское учение утверждающее телесность мира как живого организма органическую связь его с космосом и равенство всех людей как граждан космоса в своих этических нормах требующее сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости и победы над своими страстями. основано учение около 300 г. до н.э. зеноном из китая; её название происходит от расписного портика стои в афинах где преподавал зенон. история стоицизма традиционно делится на три периода: ранний зенон iii-ii вв. до н.э. средний панэтий посидоний гекатон ii-i вв. до н.э. и поздний или римский стоицизм сенека эпиктет марк аврелий i-ii вв.н.э. в переносном смысле стоицизм твердость и мужество в жизненных ситуациях. учение стоиков принято разделять на три части: логику физику и этику. можно сравнить логику физику и этику с фруктовым садом: логика это ограда физика растущее дерево а этика плоды. логика главная часть стоицизма; ее задача обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания бытия. стоики представляют мир живым организмом. согласно стоицизму реальность держится на двух началах активном и пассивном. пассивным началом служит материя лишенная качеств а активным имманентный разум или бог. поскольку стоики утверждали что бог создал существующий порядок во благо они должны были объяснить почему в мире существует зло или по крайней мере согласовать свой оптимизм с наличием зла. добро не может существовать без зла на том основании что одна противоположность не существует без другой поэтому если убрать одну из них то исчезнет и другая. согласно стоикам всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением и увеличивает общее благо. все грехи и безнравственные поступки это саморазрушение утрата собственной человеческой природы. правильные желания поступки и дела гарантия человеческого счастья для этого надо всячески развивать свою личность не быть покорным судьбе не склоняться ни перед какой силой. луций анней сенека 5 г. до н.э. 65 г. н.э. сенека был родом из кордовы он придавал огромное значение практической стороне философии этике и исследовал вопрос как прожить добродетельную жизнь не углубляясь при этом в теоретическое изучение природы добродетели. он рассматривает философию как средство обретения добродетели. в своих теоретических воззрениях сенека придерживался материализма древних стоиков. он считал что судьба обладает разумом частица которого есть в каждом человеке. философ предлагает стремиться к высокому мужеству стойко перенося все что посылает нам судьба и отдаться воле законов природы. эпиктет— 50 135 н.э. древнегреческий философ раб в риме потом вольноотпущенник; основал в никополе философскую школу. его лекции проходили в риме. эпиктет проповедовал идеи стоицизма. он говорил: нам неподвластно все находящееся вне нас телесное внешний мир. не сами эти вещи а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли стремления а следовательно и наше счастье подвластны нам. все люди рабы единого бога и вся жизнь человека должна находиться в связи с богом что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. марк аврелий антонин 121 г. до н.э. 180 г. до н.э. римский император с 161-го по 180 год н. э. в размышлениях к самому себе говорит что единственное что находится во власти человека это его мысли. мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. марк аврелий рекомендует: спокойную мысль при всем что приходит извне и справедливость при всем что реализуется по твоему собственному усмотрению то есть твое желание и действие пусть заключаются в действиях общеполезных ибо это суть в согласии с твоим естеством. марк аврелий последний представитель античного стоицизма. эпикуреизм. эпикуреизм был единственной в античном риме материалистической философией. материалистическое направление в древнегреческой и римской философии было названо по имени его основателя эпикура. он родился на острове самос в 341 году до н.э. на самосе эпикур обучался у платоника памфилия а затем в теосе у навсифана последователя демокрита. в 310 году до н.э. он преподавал в метилене потом перебрался в афины где и основал свою школу. эпикур был плодовитым автором он написал более 300 работ но большая часть его трудов утеряна его не интересовали ни диалектика ни логика. единственной проблемой логики которой он уделял внимание была проблема связанная с критерием истины. диалектика интересовала его постольку поскольку она служила физике а физика -постольку поскольку она служила этике. поэтому эпикур уделял этике гораздо больше внимания чем стоики отвергая все научные изыскания и объявляя математику бесполезной наукой поскольку она не связана с жизнью. логика эпикура изучает нормы и критерии истины. главным критерием истины является восприятие в котором мы получаем нечто ясное. второй критерий это понятие которое в понимании эпикурейцев представляет собой простой оттиск в памяти. и третий критерий чувства которые определяют наше поведение. итак по эпикуру критериями истины являются восприятия понятия и чувства. в конце 2 в. до н. э. появляются последователи эпикура среди римлян самым выдающимся из которых был тит лукреций кар 95 г. до н.э.- 55 г.до н.э. лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением эпикура. в своем произведении о природе вещей он мастерски объясняет доказывает и защищает основные принципы атомизма как от более ранних так и от современных ему противников. при этом он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли эпикура. единственным сущим лукреций считает атомы и пустоту. душу он считает материальной особым соединением воздуха и тепла. она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами. лукреций пытается объяснить естественным образом возникновение общества. он говорит что первоначально люди жили в полудиком состоянии не зная огня и жилища. только развитие материальной культуры ведет к тому что человеческое стадо постепенно превращается в общество. материализм лукреция имеет атеистические последствия. лукреций не только исключает богов из мира в котором все имеет естественные причины но и выступает против всякой веры в богов. он критикует представление о жизни после смерти и все другие религиозные мифы. показывает что вера в богов возникает вполне естественным способом вследствие страха и незнания естественных причин. эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. однако когда в 313 г. н. э. христианство стало официальной государственной религией началась упорная и безжалостная борьба против эпикуреизма и в частности против идей лукреция кара что в конце концов вело к постепенному упадку этой философии. скептицизм в основе скептицизма лежит позиция основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. скептицизм противоречив по своей природе одних он побуждал к углубленному поиску истины а других к воинствующему невежеству и аморализму. в то время как стоики и эпикурейцы считали науку средством достижения душевного покоя скептики стремились достичь того же самого отрицая знание и с недоверием относясь к науке. основателем скептицизма был пиррон из элиды ок. 360 270 гг. до н. э. согласно учению пиррона философ человек который стремится к счастью. оно по его мнению заключается только в невозмутимом спокойствии сочетающемся с отсутствием страдания. пиррон учил что человеческий разум не способен постичь внутреннюю сущность вещей. тот кто желает достичь счастья должен ответить на три вопроса: 1 из чего состоят вещи; 2 как следует к ним относиться; 3 какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним. пиррон полагал что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа также нельзя утверждать что нечто определенное существует. более того всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. из признания невозможности однозначных утверждений о вещах пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода вытекающая из воздержания от всякого рода суждений состоит в невозмутимости или безмятежности. усилия пиррона направленные на то чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний были тщетными. будущее которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания все же пришло и остановить его никаким его предостережениям не удалось. неоплатонизм неоплатонизм развивался в iii—v столетиях н. э. в последние столетия существования римской империи. он является последним цельным философским направлением возникшим в период античности. неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке что и христианство. его основателем был аммоний саккас 175—242 а наиболее видным представителем плотин 205—270 плотин считал что основой всего существующего является сверхчувственный сверхъестественный божественный принцип. бог единое которое выше всякого мышления и всякого бытия. он не признает никаких различий. он не может даже отличить себя от самого себя и потому находится за пределами самосознания. от него зависят все формы бытия. этот принцип плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем что он непознаваем. все остальное что существует в мире производно от этого единственно истинного бытия. природа по плотину сотворена так что через материю тьму проникает божественный принцип свет плотин создает даже определенную градацию существований от внешнего настоящего истинного к самым низшим подчиненным неподлинным на вершинах этой градации стоит божественный принцип далее божественная душа а ниже всего природа. много внимания плотин посвящает душе. она является для него определенным переходом от божественного к материальному. душа переселяется из одного тела в другое сегодня она вселяется в сократа после его смерти в коня потом во что то еще. она бестелесна и неделима и является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным миром а потому глядит не только вверх на ум но и вниз на мир природы. заключение. в целом же философия древнего рима оказала огромное влияние на последующую философскую мысль культуру развитие человеческой цивилизации. в философии древнего рима содержались зачатки основных видов философского мировоззрения разрабатывавшиеся во все последующие века. многие проблемы над которыми размышляли античные философы не утратили своей актуальности и по сей день. изучение античной философии дает нам не только ценную информацию о результатах размышлений выдающихся мыслителей но и способствует развитию более утонченного философского мышления. список литературы книги ф. коплстон история философии. древняя греция и древний рим. т. i.: центрполиграф; москва; 2003 ф. коплстон история философии. древняя греция и древний рим. т. ii.: центрполиграф; москва; 2003 п.с. гуревич основы философии: москва 2001 электронные информационные ресурсы http://lib.ru/poeeast/avrelij.txt марк аврелий размышления. перевод а.к.гаврилова http://ru.wikipedia.org прочие информационные ресурсы материалы учебного плана колледжа предпринимательства №15. лекция по философии древнего рима
Уникальность текста: 32.0
Подсветить все совпадения