СМЕРТЬ – НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ Человека всегда терзал страх перед неизвестным, особенно если эта неизвестность неизбежна, как в случае со смертью. Потому что мы не знаем, что находится по ту сторону. Соответственно нас беспокоит, что ждет нас после смерти. В культуре и религии каждого народа имеется свой ответ на этот вопрос. Среди вариантов присутствует переселение души в другое тело человека, животного или даже в неодушевленный предмет, но большинство народов верит в вечную жизнь души в другом мире, где каждому будет воздано по его заслугам. Этим миром может быть долина охотников Вальхалла, Вечное царство Аида и другие. В Христианстве принято считать, что душа человека попадает либо в Ад, либо в Рай. При этом разные течения обсуждают различные пути попадания в одно из этих мест. Мусульмане так же верят в загробный мир, где правомерным обещаны все возможные успехи, которых им так не хватало в этом мире. Для обретения этих прелестей, они должны свято чтить Коран и соблюдать все законы. Наверное, каждый когда-нибудь, а может и не раз задавался вопросом: «Что такое душа?» Возможно кто-то нашел для себя единственный верный ответ, но не существует одного определенного мнения по поводу понятия души, в каждой из религий или наук трактуют его по-своему. Если рассматривать вопрос о том, «что такое душа?» с точки зрения философов, то это некоторая не материальная субстанция, способная думать, осознавать и чувствовать, и каждая индивидуальна. С религиозной позиции, душа характеризуется как присущая всему живому нематериальное создание, способное жить вечно и покидающее тело после смерти. В народе принято считать душой внутренний мир человека и совокупность его чувств, поэтому бездушных называют жестоких, бесчувственных людей, неспособных любить и чувствовать жалость и сострадание. Методы реанимации клинических умерших, в частности посредством стимуляции остановившегося сердца, нашли за последние годы широкое применение. Благодаря этому очень многих людей, которые практически были мертвы, без пульса или сердцебиения возвращали к жизни и очень многие из них нынче открыто говорят об этом. Но в начале мы должны спросить, на чем нам следует основываться в суждениях об этом явление. Ведь, те кто описывают его, сами не имеют ясного толкования. Часто они ищут его в культах или спиритических текстах. Некоторые религиозные люди, а также ученые ощущая угрозы своим сложившимся убеждениям, просто отрицают эти опыты в том виде, как они были описаны относя их обычно к области галлюцинаций. Но эти опыты нельзя объяснить, просто отрицая их. Их надо понять, как сами по себе, так и во всем контексте того, что нам известно о посмертной судьбе души. Вне всякого сомнения, в том, что ожидает каждого входящего в мир иной, существует много таинственного и загадочного. Однако, в библии имеется откровение о тех двух событиях, которые обязательно предстоят всякой душе. Воскресение из мертвых и суд вечный. О том, что всем предстоит воскреснуть из мертвых, говорит Павел в первом бытие 15 главе в 22 стихе: «Как в Адаме все умирают, так во Христе оживут». Время начало существовать вместе с этим миром и прекратит своё существование тоже вместе с этим миром. Вечность – это образ жизни Бога, это та сфера, где живет сам Бог. Всё, что видят люди по ту сторону, обычно классифицируют по нескольким видам: 1. Внетелесный опыт. Согласно рассказам, первое что происходит с умершим, это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него. Он часто способен видеть всё окружающее, включая собственное мертвое тело и попытки его оживления. Он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и легкости, как если бы он плавал. Он совершенно не в состоянии воздействовать на своё окружение речью или прикосновением, и поэтому часто ощущает большое одиночество. Его мыслительный процесс обычно становится намного быстрее чем, когда он был в теле. Многие умирающие индусы, видят Богов своего индийского пантеона: Кришну, Шиву и других. А не близких родственников или друзей, что обычно бывает в Америке и Европе. Но апостол Павел ясно сказал, что эти Боги на самом деле ничто, в первом бытие 8 главе с 4-5 стих. А любая реальность встречи с Богами связана с бесами. Кого же тогда видят умирающие индусы? Случаи кажущихся явлением умерших живым, обычно оказываются или делам ангелов, или делом лукавыми видениями наводимыми бесами. Например с целью создать у людей, ложные представления о загробной жизни. Блаженный Августин переходит к различению между кажущимися явлениями мертвых и истинными явлениями святых. Святые отцы недавнего прошлого, такие как старец Амвросий Оптинский учит, что существа, с которыми общаются на спиритических сеансах бесы, а не души умерших. И те, кто глубоко изучал спиритические явления, если они имели для своих суждений, хоть какие-то христианские мерки, приходили к тем же выводам. Встреча с другими, обычно происходят непосредственно перед смертью, но ее не следует путать с другой встречей, которую опишу дальше… Встреча со светящимся существом. 2. Светящиеся существо. Большинство людей описывают это переживание как появление света, который быстро увеличивается в яркости, и все опознают его, как некую личность, наполненную теплотой и любовью, которую умерший влечет, чем-то вроде магнитного притяжения. Отожествление этого существа, по-видимому зависит от религиозных воззрений личности, само оно не имеет узнаваемых форм. Некоторые называют его Христом, другие ангелом. Все, по-видимому понимают, что это существо, посланное откуда-то, чтобы сопутствовать им. Кто или что эти светящиеся существа? Многие называют эти существа ангелами и указывают на их положительные качества: они светлые, полны любви и понимания, и внушают мысль об ответственности за свою жизнь. 3. Первый суд. Протоиерей Сергей Булгаков пишет о «первом суде»: После конца земной жизни, частный суд. Это скорее самосознание, самосуд нежели судебный приговор. Это суд совести, перед лицом Бога. Просмотр своей земной жизни, о котором рассказывают возвращенные к жизни люди, это и есть частный суд. Суд собственного сознания. По сути это не суд, а самооценка своей жизни на земле, помощь Господа душе, ступающей во вторую часть своей жизни. Душе показывают все ее поступки, мысли, чувства, а также их последствия для других людей. При виде своих дел, принесших страдания другим людям, могут явиться угрызение совести, огорчение и желание исправиться. На этом первом суде, душа чувствует себя обнаженной, обман и утаивание не возможен. При жизни мы многое скрываем, а здесь видно всё, включая мысли и намерения. Видны и мотивы, если что-либо делалось по любви к другим – душа радуется, если по эгоистическим мотивам – душа стыдится. 4. Возвращение В какой-то момент, человек обнаруживает что приблизился к некому барьеру или границе, которая разделяет земную и последующую жизнь. В этот момент человеку дается возможность выбора, остаться в другом мире или вернуться в земную жизнь. Светящиеся существо может спросить: «Готов ли ты умереть?». Иногда человеку против его желания приказывают вернуться на землю. Душа его уже успела привыкнуть к чувству радости, любви и покоя, но ее время еще не пришло. Довольно часто, человек сопротивляется так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Не смотря на свое желание или нежелание, он соединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни. Мы можем определенно знать, что после смерти ест нечто, но что же это в точности мы постигаем верою, а не знанием. В Христианстве в каждой конфессии по-своему трактуют события, происходящие после физической смерти так, например, в православии рассказывают о предстоящих мытарствах, которые придется пройти душе. У Католиков есть представление о чистилище, у Протестантов душа сразу попадает на суд, у свидетелей Иеговы душа засыпает и просыпается только во время страшного суда. Каждая конфессия объясняет свои представления с точки зрения Библии, доказывая место писаниями и учениями, которые писали служители на всем протяжении человечества. Спорить что же происходит в действительности, мы не станем. Расскажу кратко, что и как составляет каждая из конфессий. 1) Православная церковь. Описание первых двух дней, а также последующих ни в коем случае не является какой-то догмой. Это просто модель, которая всего лишь формулирует общий порядок посмертного опыта души. Первые три дня душа находится рядом с телом, а также посещает знакомые ей места. На третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они её и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует 20 таких препятствий, так называемых мытарств. На каждом из которых тот или иной грех, пройдя одно мытарство, душа приходит на следующий и только успешно пройдя все их, душа может продолжить свой путь. Малозначительные подробности, типы числа мытарств, конечно второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре подвергается суду… Частному суду… Где подводится итог той невидимой грани, которую она вела или не вела на земле среди падших духов. Затем успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа еще на протяжении 37 дней посещает небесные обители и адские бездны. Ещё не зная, где она останется и только на 40 день назначается ей место на воскресение мертвых. По словам православных священников, если молиться за души усопших, то можно отмаливать грехи и тем самым перевести грешную душу из ада в рай, но этого мы не находим подтверждения в Библии, но мы находим обратное, что из ада в рай и обратно перейти нельзя. Ведь между ними глубокая пропасть. 2) Католическая церковь. У Католической церкви представления о предстоящих событиях после физической смерти, немного проще. Бог судит душу, разделенную с телом, на сколько совершенные деяния совместимы с верой. Это частный суд, на котором каждый получит немедленное воздаяние за свою земную жизнь. Воздаяние заключается в приобщении вечной радости к раю, либо сразу после смерти, либо необходимого очищения в чистилище, либо воздаяние заключается в приобщении вечного заключения в аду. Чистилище - это очищение умирающих в благодати божьей, и потому знающих, что они могут войти в рай, но нуждаются в очищении для святости, необходимой для того, чтобы войти в радость рая. 3) Протестантская церковь. Протестантская церковь учит что путь в ад или рай, человек готовит для себя уже при жизни, исходя из его поступков, действий, веры, соблюдения заповедей, а также принятия Иисуса Христа, как господа и спасителя. Бог будет судить, смотря записан ли этот человек в книге жизни. Однако, среди протестантской конфессии, есть и такие течения которые считают, что душа человека после смерти просто засыпает, ожидая божьего суда. Таким течением, например, является Свидетели Иегова, по их мнению, после смерти душе назначается по действию воли божьей, состояние покоя и она прибывает в условиях бездеятельности, чего-то вроде сна, в котором она не действует, не слышит и не видит. Душа в этом состоянии, вообще ничего не может знать или помнить. Она просыпается лишь во время суда и для неё время как будто не двигалось, а произошло все мгновенно. В чем сходятся все конфессии, так это в том, что никто не явится перед Богом для суда в виде бестелесной души, но во всех случаях это будет полный человек. Полная человеческая личность, состоящая из духа, души и тела, которая престанет перед судом божьим. По этой причине воскресение из мертвых неизбежно предшествует последнему суду. Писание всегда представляет эти два события в таком порядке. С начала воскресение, затем вечный суд. Суд касается того, что человек делает, будучи на земле, так как люди ответят за дела, совершенные в теле. Бог предусмотрел, чтобы они явились в теле перед ним для ответа за эти вещи. Поэтому воскресение тела должно предшествовать суду вечному, воскресение из мертвых предстоит телу человека, а не его духу или душе. Библия говорит, что дух и душа не одно и то же, но являются двумя различными элементами, которые вместе составляют не материальную часть человека. Вся сущность человека, выходит из двух основных источников: физическая – это материальная часть, тело. Оно приходит снизу от земли. И невидимая, нематериальная часть человека, его дух и душа, которая приходит свыше от самого Бога. В момент смерти, невидимый нематериальный элемент человека, его дух и душа, освобождается из своего земного сосуда. После этого в процессе погребения материальная часть человека, его тело снова возвращается в землю, откуда оно и произошло и в процессе распада, оно снова распадается на свои исходные элементы. Даже в том случае, когда нет погребения, тело после смерти всегда повергается процессу дезинтеграции или распада, что в конечном итоге приводит к возвращению к исходно материальным элементам. Что происходит, когда дух человека в момент смерти отделяется от тела? Приходит присутствие Бога-творца. В писании не говорится об этом совершенно открыто. Однако, писание все, таки помогает нам установить два важных принципа в связи с этим. Во-первых, это появление духа человеческого перед Богом, не для цели последнего суда, который произойдет только после воскресения из мертвых. Во-вторых, духи нечестивых и безбожных не имеют постоянного доступа в присутствие Божье. Отсюда мы можем сделать вывод, что сразу после смерти дух человека появляется перед Богом с одной единственной целью, услышать Божественный приговор, о том какое место и положение ему предстоит занимать от момента смерти, до момента воскресения и последнего суда. После этого каждый дух направляется в указанное место и положение и бывает там в плоть до того момента, когда он будет снова вызван в воскресение из мертвых. В каком состояние находятся отошедшие духи в этот период смерти и воскресением? Вне всякого сомнения, Библия открывает нам далеко не все. Однако, вот что совершенно ясно… Во-первых, после смерти существует полное и постоянное разделение между отошедшими духами праведников и нечестивых. Во-вторых, состояние отошедших духов праведников до смерти воскресения Христа отличалось от их состояния сейчас во время нынешней диаспоры. Возникает вопрос кто праведники, а кто нечестивые? Конечно же, каждая конфессия считает только себя, достойным попасть в рай. Потому что, только они делают достойное и угодное творцу. В эти споры лезть мы не будем, потому что в Библии есть определенные места писания, по которым можно судить достойны ли мы царствия Божьего. Мне хотелось бы задать вопрос: «Кто больше всех даст ответ за свои дела перед Богом?» На мой взгляд, это не маньяки и не убийцы, и даже не распространители наркотиков или оружия. На мой взгляд больше всех перед Богом придется отвечать людям, занимающимся в пищевой отрасли. Я имею в виду продавцов и производителей продуктов питания. Сейчас из-за гонки получить, как можно больше денежных средств, еда превратилась в химическое оружие. Я не стану подробно рассказывать какая еда пригодна в пищу и как она влияет на наш организм. Сейчас достаточно много отравы лежит на прилавках магазинов, поэтому если вы продаете или производите продукты питания, задумайтесь, что важнее, качественный продукт или деньги. И как вы потом будете оправдываться за тысячи загубленных жизней. Ответ вам дать придется и будьте уверены вас ожидает ад. Греческому слову «АД», соответствует еврейскому слово «ШИОЛ» используемое в ветхом завете. «АД» или «ШИОЛ» - это временное заточение отошедших духов до окончательного воскресения и суда. После воскресения и суда, все нечестивцы попадают в озеро огненное. В ветхом завете для обозначения этого огненного озера используется не «ШИОЛ», но «Гийена». Таким образом, между шиолом и гийеной существует ясное различие. Шиол или ад, является местом заключения, где содержатся духи, но не тела умерших. Гийена или озеро огненное – это место окончательного нескончаемого наказания, на которое обречена после воскресения, вся личность каждого нечестивцы, дух, душа и тело все вместе. Это различие между шиолом и адом, и озером огненным подчеркивается в утверждение Иоанна в откровении. Так, что же такое АД и РАЙ, думаю нет смысла рассказывать, «что это?», по-моему, любой человек слышал не раз о них и имеет ясное представление. В истории о «Богаче и Лазаре» Христос открывает нам наличие двух мест АДА и РАЯ и указывает на две разных участи, вечное блаженство и вечное мучение. Из этой поразительной истории, мы заключаем следующее… АД – место вечных мучений и страданий. Ад – место горестных воспоминаний. Бог дал нам память, которую мы сохраним и после нашей телесной смерти. Память – это то единственное, что мы берем с собой в загробную жизнь. Там мы вспомним все то, что сейчас могли забыть, что быть может давно уже перестало тревожить нашу огрубелую и временно уснувшую совесть. Там совесть грешников проснется и будет терзать его душу, жуткими воспоминаниями. История о «Богаче и Лазаре» рассказывается и о РАЕ и райском блаженстве праведников. В загробной жизни, есть АД и РАЙ, но нет третьего или среднего промежуточного места. В притче о пшенице и плевелах оба злака растут вместе, рядом на одном и том же участке поля. Растут безраздельно до жатого, не так ли живут в этом мире люди и зреют до жатого, и жуткие грешники. Между людьми святыми и нечестивыми существует здесь на земле только внутренние различия, духовная разница. Внешне они мало чем отличаются друг от друга, те же кожаные туфли или шерстяные костюмы, но внутренне нет у них ничего общего. Ибо, какое общение праведности с беззаконием, что общего у света со тьмой, какое согласие между Христом и Вилиаром или какое соучастие верного с неверным, какая совместность храма Божьего с идолами? Святые люди живут в мире со всем, но они не от мира сего. Они живут иной жизнью, непонятной и неприемлемой для беззаконников и нечестивцев. У людей святых другие цели, другие интересы, все другое, все совершенно противоположное тому, чем живут и дышат люди порочные, развращенные и безбожные. Но при всей этой несовместимости взглядов и противоположностей их целей Бог, допускает жить тем и другим рядом до жатвы и своей телесной смерти, Божьего суда и вечности. После жатвы всё меняется. В этом смысле, со смертью физической все наши возможности спасения, действительно на веки кончаются, после смерти нет покаяния, прощения, возрождения души. Наша душа способна возрождаться и духовно возрастать до тех пор, только пока она живет в теле, но не после. Однако, нужно конечно же, вспомнить мнение медиков и ученых, которые тоже дают своё обоснование явлениям посмертного опыта. В связи с тем, что они категорически не могут принять, что жизнь после смерти не кончается. Они выдвинули свою теорию, в которую конечно же свято верят, хотя если послушать здравому человеку, станет ясно что это не более чем оправдание, чем доказательство. И Слава Богу, что не все врачи придерживаются этой теории, хорошо, что некоторые стали задумываться что же там, за гранью смерти. Смерть тела, есть не конец, человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела. Конечно, можно отвергать все версии существования души, склоняясь к мысли об исключительной природе мыслей человека. Но всё же стоит призадуматься, что происходит после смерти. Ведь в случае ошибки, обратной дороги не будет.