конфуцианство философия и религия китая. китай являет собой цивилизацию весьма отличного от других цивилизаций типа. социальная этика и административная практика здесь всегда играли гораздо большую роль нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим долгом ему подражать. истинный китаец выше всего ценил материальную оболочку т.е. свою жизнь. величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой жить ради жизни а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. при этом этически детерминированный рационализм был доминантой определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.специфике религиозной структуры китая свойствен ещё один существенный для судеб и характеристики всей китайской цивилизации момент незначительная и социально несущественная роль духовенства жречества. ни сословия улемов ни влиятельной касты брахманов китайцы никогда не знали. конфуцианские учёные выполняли важнейшие функции жрецов были уважаемы в китае однако они были не столько жрецами сколько чиновниками т.ч. собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане. само слово конфуцианство европейского происхождения. его китайский эквивалент жу-цзяо означает учение благовоспитанных или просвещенных людей что позволяло некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство религией учёных. впрочем вопрос о том является ли конфуцианство религией достаточно сложен. сам конфуций отнюдь не учил вере в сверхъестественное. напротив он говорил: не знаем что такое жизнь как же можем знать что такое смерть не знаем как служить людям как же мы сможем служить божествам почитай божества и духов но отдаляйся от них и т.п. на этом основании конфуция иногда называют агностиком хотя это неверно. конфуций был глубоко предан ценностям общества своего времени и не подвергал сомнению его верования и культы. не был обожествлен и сам конфуций всегда считавшийся только человеком хотя и совершенным по своей мудрости.и тем не менее мы имеем полное право рассматривать конфуцианство наряду с другими великими религиозно-философскими учениями и традициями востока. во-первых влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким а его воздействие на систему ценностей традиционного китая и этнопсихологию китайского народа настолько полным что это ощущается и в сегодняшней жизни народа. во-вторых на протяжении более чем двух тысячелетий с рубежа ii- i вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г. конфуцианство являясь официальной идеологией китайской империи по существу выполняло в обществе те же функции что и государственные религий в других культурах. европейское название это религиозное учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя конфуций от кун фу-цзы т.е. мудрый учитель кун в китае его также часто называют кун-цзы философ кун история развития конфуцианства. состав конфуцианского канона: конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников которые позволяют реконструировать собственно учение а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации. конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: пятикнижие и четверокнижие. второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в xii веке.термин пять канонов пятиканоние появился в правление ханьского императора у-ди. к тому времени большинство аутентичных текстов было утрачено а реконструированные по устной передаче тексты были записаны уставным письмом. проблематика: в оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя что соответствует исходной установке конфуция передавать а не создавать самому. этико-философское учение конфуция было качественно новаторским но он идентифицировал его с мудростью древних святых совершенномудрых выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях шу-цзин и ши-цзин конфуций выдвинул идеал государственного устройства в котором при наличии сакрального правителя реальная власть принадлежит учёным жу которые совмещают в себе свойства философов литераторов и чиновников. государство отождествлялось с обществом социальные связи с межличностными основа которых усматривалась в семейной структуре. семья выводилась из отношений между отцом и сыном. с точки зрения конфуция функция отца была аналогична функции неба. поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ. оценки конфуцианства как учения является ли конфуцианство религией этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами xvi в. являвшимися монахами ордена иезуитов специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. ради успешного обращения миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию то есть неоконфуцианство как религию причём в христианских категориях которые единственно были им знакомы. проиллюстрируем это на конкретном примере. первым великим миссионером-синологом xvi—xvii вв. был маттео риччи кит. 利瑪竇lì mǎdòu 1552—1610 если говорить современным языком риччи является создателем религиозно-культурологической теории ставшей основой миссионерской деятельности в китае теистического истолкования наследия древнекитайской доконфуцианской традиции до её полного примирения с католицизмом. главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции. чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. м. риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции соглашаясь с тем что изначальная природа человека добра данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе. 7 интересных фактов из жизни конфуция: 1 конфуций имя при рождении кун цю родился в 551 году до н.э. в городе цэоу ныне город цюйфу в провинции шаньдун принадлежавшем царству лу. 2 когда конфуцию было три года умер его отец шулян хэ военный офицер. мальчик рос в нищете но смог получить хорошее образование. 3 с раннего детства конфуцию пришлось усердно трудиться чтобы прокормить семью. начав простым рабочим он выслужился до чиновника ответственного за выдачу и прием зерна. позже в его ведение поступил и скот. 4 в 19 лет конфуций женился на девушке по имени ки-коан-ши из семьи ци жившей в царстве сун. через год у них родился сын которого назвали ли 5 мать конфуция скончалась когда ему было 23. спустя год в 527 6 студентам конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов которые изучил сам чтобы добиться реформ в правительстве погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии. 7 конфуций считал что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.
Уникальность текста: 29.9
Подсветить все совпадения