Смерть человека – сложный предмет обсуждения общефилософского осмысления. Данный вопрос общеизвестно считается нескончаемым для традиционной философии. В первый раз ее определил знаменитый философ Сократ, принявший значимое для себя и частично для всех будущих мыслей решение – умереть, но не выставить на позор свою собственную почтительность. Жизнь вообще очень особенное и сложное явление естества. Его стараются со своей точки зрения познать и пояснить различные ученые и мыслители. Это есть саморазвивающееся. На мой взгляд, главное, что объединяет всех исследователей данного феномена, – это желание осознать значение существования, его мировую значимость. Проблема смерти как части нашего существования имеет необходимость в общефилософском понимании. Нескончаемая длительность существования живых организмов ограничила бы вероятность формирования эволюции, возникновения и отбора новейших конфигураций активной субстанции. Тем самым, непосредственным и абсолютно целесообразным результатом жизни каждого активного организма является смерть. По этой причине каждый человек должен встречать ее без особого страха. Боязнь смерти не должна полностью заполнять душу и овладевать ею. Ее не стоит бояться, ведь пока мы живы, смерти нет. Танатология-это наука, которая рассматривает и изучает гибель человека. Опираясь на принципы данной науки, важной задачей медика после кончины больного является способность гарантировать существенную помощь его родным людям, невзирая на то, что врачи сами достаточно часто испытывают чувство подавленности, когда не могут спасти жизнь. Система жизни может быть изучена и выявлена лишь тогда, когда будет вскрыта система смерти. Поэтому достаточно важно наблюдать за тем, как проживают и умирают те или иные организмы. Тщательный анализ узкого передела между активным и безжизненным в некоторой степени дает возможность осознать смысл смерти как продолжения жизни. Со словом «смерть» человек испытывает достаточно много двойственных чувств. Немногим удавалось углубиться в эту тему и поразмышлять. И в наши дни тема «смерти» остается довольно актуальной. Зачастую, когда индивид сталкивается с таким явлением как смерть, он чувствует пустоту и беспомощность. Кончина близких людей заставляет человека ощущать страх и душевную слабость. Но как только мы постараемся принять действительность, которая нас окружает, то сможем понять, что это неминуемое окончание. Это явление не находится в нашей воле, мы не можем им управлять или что-либо изменить. Мы не можем знать, когда умрем и никак не предотвратим этот процесс. Гибель вступила в общество посредством преступного деяния свободы Господа, развалив единство людского естества, и, в главную очередность, расслабив и перекосив свободу лица, обратив ее в своевольность, слабохарактерность и эгоцентризм. Таким образом, за такую волю и предоставляется смерть, что лечит ее собственной непредвиденностью. Человек приходит в этот мир не по собственной воле и само собой уходит тоже. Мы или не замечаем смерть, вытесняя наши сведения, и это пассивный бунт, или сами идем на встречу к ней(суицид), и это активный бунт. Уход из жизни по собственной воле является крайним эгоизмом. Психологически слабые люди видят в таком поступке единственный выход, хотя это таким не является. Все мы знаем и слышали не раз, что выход есть из любой, даже самой трудной и, возможно на первый взгляд, нерешаемой ситуации. В порывах эмоционального опустошения «слабые» люди просто не способны «трезво» смотреть на сложившуюся ситуацию, тем самым совершая очень необдуманные действия. Однако любой бунт-это результат бессилия, неспособность человека бороться с собой и своими пороками. Повелением Бога все мы обречены на смерть. Присутствует только выбор между одинаково нескончаемыми пытками и умиротворением. Говоря о современности, нельзя не упомянуть момент общественного давления на человека. Происходят случаи различного рода суицидов, которые были связаны (как примеры) некрасивой внешности, глупых взглядов на жизнь, плохих нравов или какого-либо унижения в прошлом. Люди сговариваясь под давлением «вожака» - человека лидера начинали унижать беспомощного индивида. Они могли принимать всякого рода насилие в отношении этого человека, связанное с унижением чести и достоинства. Из-за этого униженные и разбитые подростки часто совершали суицид или перед этим устраивали публичную месть. Так, к примеру, в Эстонской школе двое одноклассников пришли в школу с оружием (20 апреля 1999года) и расстреляли свой класс. Суть была в том, что ребят начали уничтожать морально. Они пережили огромное количество страданий, что сподвигло на такие поступки. Мальчики просто не видели другого выхода, кроме как совершить данное деяние. Существует множество наказаний, связанных со смертью. В различных мусульманских странах, если ты женишься или выйдешь замуж за человека другой религии (не ислам), то можно увидеть смертельный приговор и всю ярость религиозного гнева. Например, в Саудовской Аравии человека может переехать танк, который действительно сотрет его в «порошок». Казалось бы - 21 век, но до сих пор в нынешнее время мы так и не отошли от таких диких средств расправы. Большинство людей в нашем мире достаточно религиозны. И каждый человек старается чтить и уважать свою религию: ее законы, правила, традиции и т.д. Тогда зададим друг другу вопрос: как люди способны убивать, устраивать различные походы, войны? И ради чего? Я считаю лишь для того, чтобы доказать, что религия, в которую верят они имеет какое-то особое превосходство над другими. Как человек - разумный способен на такие деяния и убийства? Возможно, что это парадокс взаимосвязанный с теорией эволюции. Попробую порассуждать на сложный, на мой взгляд, вопрос: что же такое смерть? Я считаю, что главной целью философии является определение собственного смысла жизни, мировоззрения (то есть определить свое назначение в мире). Пытаясь разобраться в себе, поставить для себя определенные приоритеты человек строит собственные взгляды на жизнь. Он задает себе сложные вопросы, ответы на которые не может дать себе даже в течение всей своей жизни (кто я? каков смысл моего существования?). При нехватке целого миропонимания у лица усложняется формирование целей. Значимым обстоятельством единства мировоззрения является четкое разделение добра и зла. Каждый знает, что жизнь любого существа ограничена, осознавая это мы эмоционально терзаем себя глупыми размышлениями, создаем некий внутренний конфликт, который повышает уровень нашей тревожности, со временем перерастая в страх смерти. Коннотационная сущность страха смерти имеет множество различий во многих мировоззренческих концепциях. В безбожных верованиях полностью отрицается наличие Бога, духовного мира и загробной жизни. Такой страх связан с неспособностью человека принять несуществование, которое противоречит основному жизненному инстинкту, страх неспособности получения желаемого в течение короткого жизненного цикла. В некоторых реалистических концепциях смыслом жизни считается удовольствие земного существования, учение и употребление. Однако такое желание к получению веселья и фортуны посредством извлечения вещественных удобств постоянно прибывает в разногласие с условиями нравственности, а кроме того с потребностями иных людей. Принятие морального выбора в пользу определенного блага опускает человека до уровня животного, впоследствии он поступает исключительно в своих интересах в отсутствии необходимого объяснения этому человеколюбивому действию. Для того, чтобы социум существовал устойчиво, нужны конкретные высоконравственные аспекты, характеризующие подход к смерти человека, то что может помочь сохранить социум в динамическом балансе нравственности.Это никак не позволит произвести выход в плоскость враждебных инстинктов, неуправляемых многочисленных смертоубийств. В преждевременных моральных концепциях древней мифологии гибель рассматривалась как итог, взаимосвязанный с нравственной оценкой персоны погибшего, посредством его взаимоотношения вокруг народа с «верховными силами». В эллинистической мудрости доминировали мысли неизменности и повторяемости. Наивысший знак настоящего - крутящаяся область, только лишь некто безупречность.Эллинистическая идеология постоянно увлекалась \"начальными принципами\", нежели \"новейшими вещами\".Миропонимание греков явным способом строилось в больших слежениях периодичности перемещения лазурных тел. По этой причине отсутствует \"продвижение\" в определенный период, имеется только лишь постоянный возврат, постоянный\"круговорот\" . У Аристотеля индивид погибает совершенно, личное наличие никак не имеет индивидуум и никак не одолевает гибель. Настоящий минус Аристотеля никак не в натурализме, а в том, что некто категорически отказался позволить вероятность постоянного существования особенности. И, невзирая в данное, Философ дал христианским философам все без исключения нужное с целью теории о персоне. Его власть состояла в чувстве им экспериментальной единства людского существования. Самым большим взносом христианства в философию существовала концепция персоны, то что произвело допустимымправильно и подробно осознать беду кончины. С целью Аристотеля и его учащихся гибель природный окончаниедольнего жизни, мрачный, однако неминуемый. Для православного народа гибель-огромная трагедия , деградирование в несказанное положение , фактор человеческой безнравственности . Рабство, чьи связи допустимы в настоящее время победой Христа. Возобновление целого существования лица нереального, в случае если не имеется воскресения усопших. Так как ориентальные веры никак не подтверждают значения ни общеземного существования, ни лица, и наблюдают в данном обществе только злость. В таком случае гибель рассматривается выделиться равно как избавление с мучений. Гибель, в соответствии с данным культовым взглядом, обдает окончание скоротечному мучению дольных тварей и окунает лица в постоянное и безучастное все без исключения, в безграничное наслаждение нирваны (в ничего), -сторонники данных вероисповеданий проживают только с целью этого, для того чтобы скончаться. Двойственность согласно взаимоотношению смерти свойственен с целью буддизма. Сейчас гибель - только база в следующем пролете (мигрирование душ) , возлюбленная бесспорная злость, которая приводит к новейшим мучениям. В случае если область метаморфоза окончена, гибель считается желаемой, даруя забота в нирвану. Интересно отношение к смерти в Древнем Китае. Философ Ян Чжу (440-360 гг. до н.э.) заострял внимание на том, что смерть являет собой символ социальной справедливости, ибо уравнивает всех людей: \"При жизни существует различие - это различие между умными и глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения <...> Умирают и десятилетний, и столетний; умирают и добродетельный и мудрый; умирают и злой, и глупый\" (Древнекитайская философия, 1972). Современные исследователи считают, что с развитием человеческого самосознания смерть в силу духовного ее неприятия все чаще понимается не как конец личного бытия, а как момент радикального его изменения, за которым жизнь приобретает в таинстве смерти новую сущность и продолжается в иных формах: переселение в \"страну мертвых\", отделение бессмертной души от смертного тела и приобщение ее к бытию божественного универсума или переход к загробному личному существованию. Литература: 1. Архиеп. Иннокентий. О путях промысла Божия в жизни человеческой. М., 1996. 2. Архиепископ Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. 3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. 4. Блаж. Августин. О граде Божием. Кн.22. Репринт. М.,1994. 5. Бритон К. Истоки современного мира. История западной мысли. Рим, 1971. 6. Василиадис Н. Таинство смерти. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1998. 7. Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Л.,1990 . 8. Древнекитайская философия. Собрание текстов. т. 1, М., 1972. 9. Еп. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991. 10. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. 11. Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. 12. Кемпиньски А. Психопатология неврозов. Варшава, 1970. 13. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1, М., 1930. 14. Макарий (Оксинюк) Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. 15. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1999. 16. Платон. Собрание сочинений в 4т. Т.1.М.,1990. 17. Прот. Г. Флоровский. О воскресении мертвых // Вера и культура. - СПб., 2002. 18. Страх Божий, как начало премудрости человеческой. М., 1986. 19. Св. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Репринт, \"Галактика\", 1994. 20. Словарь по этике. М., 1981. 21. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. СПб., б. г.