Первый шаг к Буддизму. Талыков Бембя Эрдниевич, студент 1 Курса группы Ссдб-17-3 факультет Сервиса. talykov1999@mail.ru ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса», Москва, Российская Федерация. Аннотация. Буддизм. В данной статье я постараюсь раскрыть основы Буддизма. Мне, как буддисту, часто приходится сталкиваться с фактами неверного толкования буддистской веры, как религии, с незнанием элементарных правил отправления религиозной в службы, к примеру: как правильно сложить ладони рук, выполнить поклон и т.п. В наше время, когда почти все оценивается с точки зрения материальной заинтересованности, нам очень нужна духовность, так как только через поклонение Бурханам мы сможем встать на правильный путь в этой и последующих жизнях. Но для того, чтобы обрести истинную веру, необходимо правильно сделать первый шаг. В данной статье, вы узнаете, как и где появился Буддизм , как начинался и развивался , кто такой Сиддхартха Гаутама, четыре благородные истины и восьмеричный путь, три драгоценности Буддизма и много другое. Я старался изложить содержание статьи в краткой и максимально доступной форме. Статья. Что такое буддизм? Буддизм-древнейшая религия, целью которой является избавление от страданий, испытываемых нами в этой и последующих жизнях. Конечная цель буддизма-достижение состояния просветления, то есть состояние Будды. Будда. По одной из версий, Будда родился около 2500 лет назад. До достижения состояния просветления Будду звали Гаутама, и он был обычным человеком, таким же, как и мы с вами, со всеми присущими простому смертному недостатками и слабостями. Родившись в царской семье Шакья и являясь наследным принцем, он был огражден от жизни-несовершенной и наполненной страданиями. Неожиданно встретившись с прокаженным человеком, Гаутама стал осознавать, что человеческое тело подвержено болезням и страданиям от этих болезней. Позже увидев старика, он осознал, что человеческое тело не вечно, и ему присуще старение и соответственно страдание от этого. И увидев похороны человека, Гаутама осознал, что существует смерть, и пребывание в этой жизни имеет свой конец. Глубоко потрясенный Гаутама решил познать страдания и узнать, есть ли пути избавления от этих страданий. Покинув дворец и став на духовный путь, начал вести аскетический образ жизни, лишенный всяких благ и полный физических лишений. Познав роскошную жизнь и жизнь полную лишений, Гаутама понял, что это две крайности, и они не ведут к избавлению от страданий. Через осознание этой истины он пришел к благородному срединному пути, полностью избавляющему от страданий, то есть к состоянию просветления, стал Буддой и дал Учение. В чем заключается Учение Будды? Смысл Учения-в избавлении т прекращении страданий всех живых существ. Но если сегодня я умру, и мои страдания прекратятся. Зачем мне Учение? В буддизме есть понятие Реинкарнации (перерождения). Смерть существует, но на физическом уровне. Тело умирает, но сознание, наш ум (в христианстве-душа) не подвержены смерти. В течение 49 дней наше сознание находится в состоянии Бардо. Бардо-промежуточное состояние между смертью и новом перерождении они будут продолжаться. Первой проповедью (первый поворот колеса Дхармы) Будды было Учение «О четырех благородных истинах»: • Страдания, испытываемые всеми живыми существами (болезнь, смерть, старость, отсутствие материальных благ). • Причины происхождения страданий (желания, себялюбие, алчность и т.д.). • Прекращение причин происхождения страданий (борьба с желаниями, себялюбием, алчностью и т.д.). • Путь к прекращению страданий-Благородный Срединный Восьмеричный путь. Он таков: - правильное распознавание; - правильное мышление; - правильная речь; - правильное действие; - правильный образ жизни; - правильный труд; - правильное осознание; - правильное сосредоточение. Благородный Восьмеричный путь символизирует Учение Будды и изображается Колесом Дхармы (колесо с восьмью спицами). Перерождения. Для правильного понимания механизма перерождения нужно рассмотреть Колесо Сансары (Колесо бытия). Колесо Сансары-это шесть миров: • мир богов; • мир полубогов (ассуров); • мир человеческого рождения; • мир животных; • мир голодных, злых духов (претов); • мир адов. Главной причиной наших перерождений являются духовные скверны: неведение, гнев и страсть. Они изображаются в самом центре Колеса бытия в виде свиньи, змеи и петуха. Свинья символизирует неведение, змея-гнев, петух-страсть. Змея и петух изображены выходящими из пасти свиньи, что говорит о том, что неведение является первой причиной наших страданий и порождает гнев и страсть. Второй круг Колеса бытия разделен на две половины: черную и белую. Здесь показано действие Кармы-законно причинно-следственной связи. Все действия нашего тела, нашей речи, нашего ума имеют реакцию. Совершая добрые, хорошие дела, говоря приятные слова, желая всем благополучия, мира, мы создаем хорошую, позитивную Карму, тем самым создавая причины для благоприятных перерождений. Это изображено на белой половине круга. На черной половине показаны живые существа, которые находятся на привязи и движутся вниз. Это действие негативной Кармы, которую всем неизбежно придется отработать. В мире богов живые существа используют накопленную благоприятную Карму ради своих удовольствий. Они не обладают мудростью, и не следует их сравнивать с Бурханами. Использовав накопленную Карму, они перерождаются в других мирах. В мире полубогов (ассуров) живые существа так же, как и боги, живут в благополучии. Завидуя богам, они находятся в постоянной вражде с ними. Так же, как и боги, использовав свою Карму, они перерождаются. Мир людей благоприятен тем, что дает возможность накапливать позитивную Карму, заниматься практикой Учения Будды и достичь состояния просветления, состояния Будды. Достигнув состояния просветления, мы перестанем испытывать страдания, прекратим перерождаться в Колесе Сансары и достигнем Нирваны. Животные подвергаются множеству страданий. Они страдают оттого, что поедают друг друга, порабощаются человеком оттого, что их ловят и уничтожают. У ни х нет возможности понимать Учение и улучшить свою Карму. Голодные духи для человека невидимы. Они описываются как существа с тонкой шеей, постоянно страдающие от голода и жажды. Однако они способны найти немного плохой еды, которую им очень трудно проглотить. Главными причинами для рождения в мире голодных духов являются зависть и вожделение. Мир адов является самым наихудшим по количеству испытываемых страдания и длительность пребывания в нем. Живые существа испытывают различные мучения от холода в ледяной местности, от жары в раскаленных пустынях, подвергаются различным пыткам (их разрезают на части, варят в котлах, насаживают на колья и т.д.). Страдания продолжаются до тех пор, пока не отработается негативная Карма, совершенная убийствами, воровством и другими отрицательными деяниями, послужившими причиной перерождения в мире адов. Внешний круг Колеса Бытия изображает 12-членную причинно-следственную связь, которая иллюстрирует основное учение буддизма о причинах и следствиях и объясняет происхождение явлений как материального, так и не материального мира. Первопричиной всего мира является неведение, а символом разрушения и конца-смерть. Десять членов между этими двумя показывают весь путь от неведения к смерти. Каждый последующий член является следствием предыдущего и одновременно причиной последующего. Неведение изображено слепцом, который неуверенно бредет по миру. Это чувство является врожденным для живых существ состоянием незнания действительной природы объектов познания. Следствием неведения является действие. Обезьяна является активным особенно умным животным. Она символизирует наше сознание, но не чувственное, а духовное, которое сохраняется и после смерти. Каждое действие оставляет свою потенциальную энергию в нашем уме и виде сознания. Подобно обезьяне, прыгающей с дерева на дерево, наше сознание скачет с одного предмета на другой. «Неведение», «формирующие действия» и «сознание» являются так называемыми вызывающими и основополагающими причинами для рождения и существования тела и духа в новом обличии, названными здесь «имя и форма», и для следующих членов- «шести сил органов и чувств», «совокупления» и «восприятия». Термин «форма» обозначает тело, которое мы принимаем в новом рождении, и символизируется лодкой. Термин «имя» обозначает духовные и другие не телесные факторы, которые мы получаем одновременно с телом, и оно изображено в виде человека, плывущего в лодке. Пустой дом олицетворяет человека. Двери и окна-это шесть сил органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и мыслительная способность. Человек со стрелой, попавшей ему в глаз. Восприятие является переживанием удовольствия, мучения или безразличия на умственном и телесном уровне. Причиной восприятия служат сознание и шесть органов чувств. Человек с чашей вина олицетворяет наши стремления, и желания. Через стремления и пристрастия мы создаем большой потенциал для следующего перерождения и стремимся к новому телу и сознанию, которые затем снова будут загрязнены нечистыми действиями и духовными сквернами. Наши стремления, желания порождают схватывания, подобно обезьяне, собирающей плоды. Стремясь к новому перерождению, мы машинально хватаемся за новое существование в Колесе Сансары. Схватывание создает условия для развития кармического потенциала и служит причиной «становления» Стремление и схватывание создают кармические предпосылки для полного созревания существа в новое состояние бытия. Будущая сфера существования уже предрешена. Эта промежуточная фаза называется «становлением» и изображена беременной женщиной. Непосредственно после фазы рождения начинается процесс старения. Телесные и умственные составляющие изменяются от мгновения к мгновению и, когда тело и дух прекращают свое одновременное существование и разделяются, то наступает смерть. В этой фазе жизни- между рождением и смертью, которая занимает большую часть жизни живых существ, испытывается много несчастий и страданий. «Формирующие действия», «становление» говорят о загрязненных действиях. «Неведение», «стремление» и «схватывание» относятся к духовным сквернам. Все эти пять членов вместе составляют Благородную истину причины происхождения страданий, а остальные члены относятся к Благородной истине Страданий. Постоянно перерождаясь, мы находимся в круговороте Сансары, в Колесе Бытия. Хозяином Сансары является Мара(дьявол, искуситель), он показан держащим Колесо Бытия. Полная луна, свободная от облаков, которую мы видим в левом верхнем углу вне Колеса Сансары, символизирует Нирвану и представляет Благородную истину прекращения происхождения страданий. Ниже полной луны, по указанию Будды, дан священный текст, который ясно и точно указывает, что необходимо для достижения освобождения от Колеса Бытия (Колеса Сансары). Гаутама из рода Шакья, достигнув просветления, тем самым перестал подчиняться законам Сансары, вышел из Колеса Бытия и стал Буддой. Фигура Будды указывает на луну, тем самым показывая путь к Нирване, Срединный путь. Это благородная истина пути к прекращению страданий (Благородный Восьмеричный путь). Что такое состояние просветления, состояние Будды? Это состояние ума, при котором прекращаются все страдания. Наши страдания возникают от неудовлетворенного и засоренного ума, полного негативных эмоций. А как достичь состояния просветления? Состояние просветления может достичь каждый человек, опираясь на Учения Будды и практикуя его. Но не думайте, что это легкий путь. После того, как мы разобрали механизм действия Колеса Бытия и увидели большие страдания всех живых существ, надо стремиться к освобождению от страданий. Только полное очищение негативной и накопление позитивной Карм и практика Учения может вывести нас из круга перерождений и, соответственно, Сансары. Развитие позитивной Кармы необходимо начинать через Любовь и Сострадание ко всем живым существам, находящимся в Круге Бытия. Любовь и сострадание-корень и фундамент Учения Будды. Основываясь на этом, мы не должны причинять вреда живым существам на уровне тела, речи и ума. • Три черных греха, совершаемых телом: 1. Убийство (прерывание жизни любого живого существа); 2. Воровство: 3. «Неправильное» вожделение (прелюбодеяние, половые извращения). • Четыре черных греха, совершаемых речью: 4. Ложь; 5. Сплетни; 6. Грубость, оскорбления, проклятия и угрозы; 7. Болтливость, хвастовство; • Три черных греха, совершаемых умом: 8. Злые помыслы, желание кому-либо несчастья, подозрительность; 9. Жадность, страсть к наживе, славе и власти; 10. Неправильное мировоззрение-сомнение в том, что есть такие понятия, как карма, грех, воздаяние и т. д. Не совершение десяти черных грехов и есть совершение десяти белых добродетелей (буйн). Второе, человек должен подготовиться к правильному восприятию Учения. Чтобы правильно воспринимать Учение, нужно подготовить так называемый «сосуд» ума. Первый недостаток «сосуда» ума- это «перевернутый сосуд» ума. «Вливать» в него бесполезно, он всегда будет пуст, так как не подготовлен к восприятию, а занят другими проблемами. Второй недостаток-«дырявый сосуд» ума. В такой «сосуд» сколько бы не вливалось, все будет выливаться. Народная поговорка гласит: в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Причиной такого «сосуда» ума является невнимательность. Третьим недостатком можно назвать «загрязненный сосуд». Причиной его является неправильное восприятия Учения. Кто-то получает Учение не для духовного развития, для достижения других целей: выделиться среди окружающих, стать известным, обогатиться и т.д. Для того, чтобы правильно воспринимать учения Будды, нам нужно устранить недостатки своего «ума»: перевернуть «сосуд» (подготовиться к восприятию); залатать «сосуд» (сосредоточиться, быть более внимательным); очистить «сосуд» (приобрести правильную установку и мотивацию). Третье, нам нужна защита (прибежище) Трех Драгоценностей. Три Драгоценности Буддизма: Будда- учитель, Дхарма- учение, которое дал Будда, Сангха- община, проповедующая буддизм. Для того, чтобы получить прибежище Трех Драгоценностей, надо обратиться к священнослужителю (ламе). В азиатских странах, проповедующих буддизм, существует много различных течений для достижения состояния просветления. Монголоязычные народы (монголы, буряты, тувинцы, калмыки) исповедают буддизм Тибета, который делится на четыре большие школы(Ньингма, Кагью, Сакья, Гелугпа). В этих четырех школах представлено все буддийское Учение. Основным течением буддизма, распространенного в Калмыкии, является школа Гелугпа (с тибетского-«школа добродетели»), основанная известным религиозным деятелем Тибета Ламой Цонкапой. Европейцы называют эту школу Ламаизмом (школа желтошапочников). Практикуя одну традицию (школу), не следует принижать другие. Не надо накапливать дурную карму. Нужно уважительно относиться к другим школам, так как все они в равной степени ведут к состоянию Просветления. Список использованной литературы: 1. Далай-Лама XIV. Буддизм Тибета. Нартанг. 1991. Угунс. 2. Геше Джампа Тинлей. Буддийские наставления. Джангар. 1995. Элиста. 3. Геше Джамапа Тинлей. Мудрость и сострадание. Ясный свет. 1997. СПб. 4. Геше Джампа Тинлей. Смерть. Жизнь после смерти. Пхова. Джангар. 1995. Элиста. 5. Геше Джампа Тинлей. К ясному свету. Дхарма. 1995. Улан-Удэ. 6. Геше Тубтен Нгаванг. Колесо Бытия. Ясный свет. 2001. СПб. 7. Е. И. Рерих. Основы Буддизма. 1991. Улан-Удэ. 8. Буддийская живопись Бурятии. Нютаг. 1995. Улан-Удэ. 9. Буддийская Традиционная Сангха России (БТСР). Легшед. Выпуски № 1-5. 1998-2000. Буддийский институт «Даши Чойнхорлин» при Иволгинском дацане.