«Туризм и воображение» Пызин Виктор Алексеевич Студент 1 курса Группа ТРДба-17-1б Факультет Туризма и Гостеприимства ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса» Москва, Российская Федерация 3292778@mail.ru Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению воображения в туризме. В ней проводится изучение роли воображения в туризме. Вначале приводятся виды туризма, и производится небольшой анализ о надобности воображения в сфере туризма. Представляется объяснение термина \"туризм\". Рассказывается о происхождении данного слова. Внимание обращается на историю этого термина в разных странах. В статье подробно расписаны основные критерии туризма. Представляется объяснение термина \"воображение\". Рассказывается о происхождении данного слова. Приводятся определения и цитаты из научной литературы. Из научных определений выделяется главный признак воображения. Рассматриваются различные типы воображения. Рассматривается воображение по признаку активности: активное и пассивное воображение. Говорится о самостоятельности и оригинальности образов, приводятся примеры: воссоздающее и творческое воображение, мечта, дается характеристика этих образов. Описывается реалистичное и фантастическое воображение. Происходит рассмотрение этапов создания образов воображения. Рассматриваются основные формы конструирования новых образов. Приводятся термины и их определения. Особое внимание уделяется воображению в экскурс ведение. Анализируется процесс экскурс ведения с помощью воображения, описывается воображение экскурсовода и экскурсанта. Приводятся примеры и доказательства о необходимости воображения в экскурсионном деле. Приводится понятие о воображении с точки зрения психологии. Идет анализ воображения экскурсовода и экскурсанта, выясняется их значимость воображения в данном процессе. Рассматривается теоретическая часть и описывается практическая часть экскурс ведения. В заключительной части кратко описывается роль воображения в одиночном туризме. Дается определение и пояснение одиночного туризма. Ключевые слова: туризм, воображение, типы воображения, экскурсия, одиночный туризм. Туризм-это один из самых увлекательных способов проведения досуга. Для кого-то туризм — это отправиться отдохнуть на море или в горах покататься на лыжах- это можно назвать одним словом - отдых, а для кого-то это саморазвитие. Путешествовать по всему миру, узнать что-то новое для себя, посмотреть на быт и культуру других стран-эта мечта каждого человека. В нашем мире существует много различных интересных и исторических мест, в которых можно увидеть, как живут не только современные люди, но и как жили наши предки, познакомиться с их бытом, культурой и т.д. Но, а что бы оживить эту историю, туристу нужно воображение, способность мысленно вообразить события, которые происходили в ту или иную эпоху. Что же есть туризм? В интернете, в литературе существуют много различный определений туризма. Например, вот самое классическое: туризм - это временное перемещение людей с их постоянного места проживания в другую страну или любую другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, в оздоровитель-ных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях. Сам термин «туризм» имеет древнее происхождение, к сожалению, у этого термина нету славянских корней. Множество исследователей считают, что слово имеет греческие и латинские корни. Корень «тур» произошел от латинского «торнаре» (tornare) и от греческого «торнос» (tornos), это означает оборот, круг, круговое движение. В старофранцузском и среднеанглийском языке это слово преобразовалось как «тур» (tour) и уже с середины 17 века стало обозначать путешествие. Присоединение к слову «тур» суффикса «измь» определяет слово, как процесс или действие, а прибавление суффикса «ист», определяет слово как, лицо, осуществляющее этот процесс или действие. Некоторые исследователи англо-саксонского происхождения слова считают, что ещё в 12 веке термин «torn» (прямой потомок латинского «tornare») использовался крестьянами для обозначения путешествий с намерением вернуться обратно. Позднее слово трансформировалось в современное английское «turn» (оборот, вращение, поворот) и вплоть до середины 18 века английская знать использовала это слово для обозначения путешествий, предпринимаемых для обучения и исследовательских целей. Знания, полученные в результате этих путешествий знати в разные части Королевства, в дальнейшем использовались для улучшения управления этими частями Королевства. Некоторые французские исследователи считают, что термин «туризм» происходит от древни-арамейского слова «tur», которое использовалось для обозначения путешествия, исследования и перемещение людей ещё в библейских текстах. Это слово впервые было использовано, когда Моисей повел народ в земли Ханаанские. Другая группа французских исследователей считает, что происхождение этого слова не связано с лингвистикой, а относится к последнему имени французского аристократа Della Tour. Согласно этим исследованиям, когда Карл V, в 1516 году заключил договор с Англией, то в ознаменование этого события, будущий правитель Испании отдает семейству Della Tour эксклюзивные права на проведение коммерческих перевозок. Ещё одна версия происхождения слова «туризм» относится к скандинавскому эпосу. Исследователи, изучавшие древнескандинавские тексты и легенды, приходят к выводу, что термин «grand-tour» берет своё начало в больших путешествиях бога Одина по всей планете (а викинги действительно были большими путешественниками). Энергия путешествий, из скандинавской мифологии, была унаследована позднее всеми культурами Европы и стала обычной практикой в Англии и в других странах. Каковы бы ни были этимологические корни происхождения слова туризм, сейчас оно очень широко используется по всему миру и вообразить современный мир без туризма и без туристов просто невозможно. Основными критериями туризма являются : 1.Изменение места, находящегося за пределами обычного место проживания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает людей, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства. 2. Перемещение людей в короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2—4 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6—8 дней), наименьшую долю занимают 9—12-дневные поездки. 3. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Это не должно быть связано с рабочей деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более 1 года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может считаться туристом. 4. Выезд людей с места проживания в другую местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (а именно, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму. По статистике внутреннего туризма, ограничены категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это 20—40 минут при расстоянии в несколько километров, для больших городов — поездки на работу продолжительностью до четырех часов на расстояние 55—110 км. Учитывается и минимальный промежуток отсутствия жителя в данном месте, а также различия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя маленьких поселков поездка на 50 км считается дальним путешествием. В то же время, в крупных городах это расстояние находится в пределах городской черты. 5. Оплата труда от источника посещаемого месте. Мотив этого критерия состоит в том, что главной целью поездки не может быть осуществление действий, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Лицо, въезжающее в какую-либо страну, республику для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, республике, является мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Все люди, путешествующие в другое место в пределах одной страны для исполнения деятельности, оплачиваемой от источника в этом месте (или стране), не считаются туристами этого места. Туризм — это погоня за мечтой, идеей. Если люди говорят, что хотят «просто отдохнуть, восстановить силы», они придирчиво выбирают маршрут, изучают географию и историю места, куда собираются отправиться, и чаще всего не сидят на одном месте, а пытаются получить как можно больше ярких впечатлений за определенный период отпуска. Отдых — это выход из застоя, обретение нового смыла. Ну, а каждому туристу нужно отличное воображение. Что же есть воображение? Воображение - это умение мысленно представить образ предмета в отсутствии его, так же это особая форма психики, которая может присутствовать только у человека. Обладая хорошим воображением, человек может жить в разном времени и бывать в разных местах, не покидая свое место жительства. Воображение играет огромную роль в жизни человека. Значение слова – мысленное представление, мечты, фантазии. В психологии воображение - есть психическая деятельность, результатом которой является особые мысленные представления. В чем \"особенность\"? Истоки слова. Корень слова – образ. Это старославянское слово от ob и razъ связанное с raziti и rezati. Отсюда - образовать, поражать. Предполагаемая индоевропейская форма имеет значения рвать, ломать, нарушать. В первичном смысле воображение предполагает отход от видения того, что реально существует, выход за пределы прежних представлений прошлого, настоящего, будущего и формирование новых представлений. Английское слово imagination от image. У него три группы значений. Первая связана со словом образ: изображение; отражение. Вторая – со словом сходство: схожесть, подобие. Третья – со словом копия: изваяние, копия, статуя. Латинское imaginar-i представлять картину imago – копия, статуя, картина, идея. Предполагаемая индоевропейская форма aim- копия. Соотносится с imitari- копировать, имитировать. В научной литературе есть очень много определений воображения, обратимся к нескольким из них: С.Л.Рубинштейн считал, что: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это изменение данного и порождение на этой основе новых образов”. Писатель Л.С.Выготский говорил : “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”. Всё это показывает, что роль воображения в жизни человека исключительна велика. В.И. Ленин писал: ”Воображение есть качество величайшей ценности…”, подчёркивая её значение не только для искусства, но и для точных наук. “Философский словарь” дает определение воображению как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”. Из определений видно, что самым главным признаком в воображение есть, умение субъекта создавать новые образы. Воображение человека бывает: творческое, мечтательное, произвольное и непроизвольное, активное и пассивное, воссоздающее (воспроизводящее). По виду активности: 1. Активное воображение - есть воображение, у которого образы воссоздаются и изменяются, как захочет сам человек. Человек может сам заставить работать свое воображение, чтобы решать личностные проблемы и задачи. Данный метод использования силы воображения, разработал Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ. Воссоздал он данный метод для того, чтобы пациент смог описывать все свои мечтания при открытых глазах. 2. Пассивное воображение - это вид воображения, при котором образы рождаются и изменяются неожиданно, без участия человека. Человек в данном случае не может контролировать ни начало, ни течение, ни окончание процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения. Пассивное воображение бывает преднамеренным или непреднамеренным. Пассивное воображение может быть непреднамеренным или преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение появляется при ослаблении сознания, психозах, в полудремотном и сонном состоянии. (Сон не является полным отключением от психической деятельности. В нем чередуются две фазы - \"медленная\" и \"быстрая\" (парадоксальная). Каждая фаза имеет продолжительность 70-100 мин. В фазе \"медленного\" сна возникает глубокое торможение. В фазе \"быстрого\" сна возникают сновидения, с определенным характером для них необычными хаотическими комплексами элементов действительности, фантастическими образами; функциональная сущность этих явлений пока еще не исследована. Однако предполагается, что во сне происходит определенная достройка, консолидация образов, сформированных в бодрствующем состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности - грезы. Создаваемый личностью ирреальный мир - попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует при глубоко внутриличностном конфликте. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов: 1. Воссоздающее воображение-это построение образа объекта в соответствии с описанием или рассказом. Этот вид воображения характерен для экскурсий, где экскурсанту должен мысленно увидеть у себя в подсознании, все что рассказывал или описывал экскурсовод и представить перед собой внешний вид объекта, событие прошлого, людей того времени и т.д. Благодаря, воссоздающему воображению каждый может перенестись в любую страну, увидеть исторические события. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на этапе механического запоминания слов. Задача заключается в том, чтобы создать верное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только красочным, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным, давать образы, соответствующие реальности. Воссоздающее воображение занимает очень важную роль в психологическом развитии человека, именно оно дает возможность по рассказу со стороны или описанию представить себе, то, что сам не видел и чего не сможешь увидеть, оно делает знания истинными. 2. С помощью творческого воображения человек может оживить события или явления, но в отличии воссоздающего воображение оно намного сложнее, ведь создать у себя в голове новый образ на много труднее, чем представить его по описанию. Творческое воображение - это один из видов воображения, где человек сам создает новые образы объекта. Это воображение помогает экскурсоводу не только оживить данное событие, но и вместе с экскурсантами представить себя участниками событий, котором посвящена экскурсия. Экскурсия, которая воссоздает в воображении своих участников жизнь в движении и звуках, можно назвать удачной. Особой формой творческого воображения считается мечта. В отличие от других видов воображения мечта – создание образов желаемых в будущем. Деление воображения на воссоздающее и творческое до некоторой степени относительно, так как в каждом из них есть элемент другого. Л.С.Выготский сказал что \"Творческое воображение, хотя оно и есть в известной степени воспроизводящим, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид памяти\". По соотношению образов с действительностью. 1. Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные возможности воображения. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства. К этому виду воображения относится и та мечта, которая может обгонять естественный ход событий и которую человек воспроизводит в жизнь. 2. Фантастическое воображение значительно отличается от действительности, создает невероятные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Живым примерами такого воображения являются мифические образы. К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такие, образы которые слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое фантазерство», пустая мечта, галлюцинации. Такое воображение носит пассивно-созерцательный, замещающий характер. Создание образов воображения. \"Содержание образов С.Л.Рубинштейн связывает с направленностью личности, ее потребностями, интересами, желаниями, чувствами. \"Высший уровень воображения, — говорит он, — сознательное формирование образов и их преобразование в соответствии с целями сознательной творческой деятельности человека\". В образах воображения всегда есть определенный отрыв от реальной действительности, но в них сохраняется связь с реальностью. Без чувственного опыта, без образов восприятия или представления создание новых образов невозможно. Образы воображения создаются посредством различных интеллектуальных операций, но главными из них являются анализ и синтез. В процессе анализа возникает разложение чувственных образов на составные элементы. В процессе синтеза возникает новое сочетание различных элементов, осуществляется соединение частей чувственных образов в единое целое. Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов. Одним из них считается комбинирование, соединение отдельных элементов различных образов предметов в новых, неестественных комбинациях. Их используют художники, писатели, ученые, изобретатели. Создание образов воображения происходит в 2 главных этапах: Своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Иными словами, первый этап создание образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате раннего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он воспринимается нам отделенным от других объектов, при этом тоже происходит абстрагирование частей объекта. Комбинирование – это не обычное перемещение или перегруппировка элементов, не механическое соединение сторон различных предметов, как считали представители ассоциативной психологии, а итог сложной аналитико-синтетической жизнедеятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В итоге комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно выбранных элементов, а единый принципиально новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а изменены и обобщены. Основными формами конструирования новых образов являются: 1. Акцентирование — выделяют часть или деталь и делают ее доминирующей или несущей смысловую нагрузку (дружеский шарж). Видов акцентирования множество. Приведу некоторые из них. К примеру, изменение пропорций отдельных сторон изображаемого в карикатурах. Уменьшение (лилота) или увеличение (гипербола) всех особенностей изображаемого персонажа в сказках, мифах. В художественной литературе имена-характеристики: Скотинин, Хватайко, Злорадов, Правдин, Добров. Множественное повторение каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образов. В научном и техническом творчестве схематизация, выявляющая конструктивные элементы изучаемых объектов, и структурирование, помогающее уяснить внутреннее строение, пространственную конфигурацию и функции объектов. 2. Агглютинация – \"склеивание\" различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей реальных образов (русалка, избушка на курьих ножках и т. д.). На основе агглютинации были созданы древнегреческие мифологические образы, которые представляют собой сочетание областей тела человека и какого-либо животного или птицы: гарпии – крылатые чудовища (птицы с девичьими головами); кентавры – лесные демоны, полулюди-полулошади; Минотавр – чудовище с туловищем человека и головой быка; крылатый конь Пегас, ставший символом вдохновения; сатиры – лесные божества, полулюди-полукозлы и др. Агглютинация проявляется и в технике, примером может служить создание троллейбуса, аэросаней. Они были созданы не на основе механического склеивания представлений, а на основе сознательного преобразования их. 3. Синтез – мысленное образование в единые все части предмета или его признаки, полученные в результате анализа. 4.Гиперболизация – преувеличение (или преуменьшение) предмета, изменение количества его частей (например, мальчик с пальчик, великан, дракон с семью головами); 5.Заострение – подчеркивание каких-либо черт, признаков образа (карикатура, дружеский шарж); 6. Схематизация – образы представления или восприятие, из которых собирается образ воображения, соединяются, сглаживаются различия, а элементы сходства улучшаются; 7. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, и воплощение их в конкретном образе, т.е. это образ, который впитывает в себя массу аналогий, хотя и представлен как определенный (типичный литературный герои, в котором формируются черты людей его круга). 8. Аналогия – создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход от одних явлений к другим. При использовании этого метода сохраняются отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях (самолет напоминает птицу).Воображение является самой важной особенностью в экскурсионном процессе. Экскурсовод и экскурсант должны мысленно представлять историю у себя в голове, тогда процесс экскурсии будет проходить на много интереснее. Конечно, важную роль играет экскурсовод, он должен создавать мысленные образы, ведь благодаря его описаниям и рассказам у экскурсанта складывается в голове своя картина, в которой он оживляет историю. В психологии понятие воображение расшифровывается, как свойство психики, которое может создавать образы в сознании. У экскурсовода должно присутствовать развитое воображение, в котором. Он может образно мыслить, что бы, когда он рассказывал о человеке, который жил в ту или иную эпоху или о войне, которая проходила в этой местности, экскурсант смог увидеть и представить все это у себя в голове. Развитое воображение экскурсовода, формируется из-за его восприимчивости, умения наблюдать и фотографической памяти, благодаря которой он сохраняет подробные образы и явления в своей голове. А восприятие рассказа уже формируется в голове слушателя, благодаря уже его воображению. Хорошее воображение экскурсанту помогает почувствовать историю, образно представить рассказы экскурсовода. Когда экскурсовод, рассказывает или описывает какого-либо человека, еду, одежду, экскурсант, должен подробно представить у себя в голове все это, чтобы получить впечатления от услышанного. Очень важно, чтобы действия, которые воображает у себя в голове экскурсовод были реальны, точны и исторически достоверны. Проводя экскурсию, экскурсовод должен воспроизвести эти картины ярко, убедительно, что бы экскурсант запомнил это все в таком виде. Большое значение для успеха экскурсии, усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона дела. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль отводит эмоциям и чувствам. В экскурсии эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода, его содержание, хорошо выбранные примеры, пояснительный материал, истинный акцент в его изложении. Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд - здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, мемориальные доски, экспонаты в музеях. И в наименьшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных впечатлений экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности. В качестве примера может быть приведен показ произведений изобразительного искусства (живопись, графика), в ходе которого экскурсовод помогает экскурсантам увидеть изображенные в них предметы и явления окружающего нас мира глазами творца. Экскурсант как бы воспринимает отношение художника к тому, что он воспроизводит в своем произведении, его эмоции и чувства. Таким образом, можно сделать вывод, что при наблюдении экскурсионных объектов под руководством экскурсовода возникает сопереживание, которое представляет нечто общее в возникающих у экскурсантов эмоциях. Иными словами - эмоции экскурсионной группы приобретают характер сопереживания. Одной из задач экскурсовода - повысить у экскурсантов способность к воспроизведению в своем воображении тех предметов, образов, явлений, которым посвящен рассказ. Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний и умений, чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов - создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовольствия, восхищение и др.) зависят от того, насколько они удовлетворены полученной информацией. При этом имеет значение и другое - насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, жалость и др.). Бывает и так, что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они все равно равнодушны. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от их интересов, что они не подготовлены к его восприятию. Воображение пригодится везде, будь это отдых с экскурсоводами или же самостоятельный туризм. В самостоятельном туризме это на много важнее, так как человек отказывается от услуг туроператоров и турагентов. Человек самостоятельно разрабатывает свой маршрут путешествия, с помощью карт, атласов, путеводителей. А дальше только воображение поможет сделать его путешествие красочным и интересным, ведь без воображения он не сможет, представит то или иное событие, оживить скульптуру или же самому вжиться в роль и побывать в истории. Литература 1. Александр Дугин Воображение. Философия, социология, структуры. Учебное пособие 2010 г. 2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. 2000 г. 3. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. 2015 г. 4. Попова Т.В. Культурология. Учебное пособие. 2015 г.