Выбранная мной тематика интересна тем, что хочу попробовать раскрыть проблематику не только на анализе принципов жизни самураев, а также провести сравнение с другими «воинами». Очень просто было бы взять самурайские постулаты, перевести их на современный уровень и получить удовлетворительную оценку. Да, именно так можно поступить, но по мне будет кощунственно смотреть на тему в одной плоскости. Когда слышу слово «ВОИН», то у меня перед глазами встают как минимум еще два варианта: рыцари и русские офицеры. Остановимся первоначально на трактате «Путь воина». Попробуем его разобрать на современный лад. Понять, что это такое и что может быть полезно непосредственно нам: людям 21 века. Самураи в моем представление благородные люди, служившие на своего хозяина. Да, в бою о их жестокости ходят легенды. Все прекрасно знают слово «харакири». Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся. Но почему же так люди были верны своим идеалам и своим понятиям? В наше время многие восхищаются подвигами обычных граждан. Их поступками, о них пишут и о них говорят. Для самурая свое поведение было главным. Он не мог «упасть» лицом в грязь. Он не мог посрамить себя и своего хозяина. Но мы прекрасно понимаем, что данные заповеди должны были передаваться не из уст в уста, а в более конструктивном виде. Эта летопись, с моей точки зрения, как «Библия» для христиан, как Конституция для народа, как «правила поведения в ВУЗе» для студентов. Эта книга могла в себя брать только лучшее для воинов. Она должна была создавать этих воинов. Управление людьми очень удобно, когда имеется писанное правило. Его с детства изучают, вкладывают в умы, создают идеологию. Здесь идеология проста – ты ВОИН, который должен не посрамить себя и умереть достойно. Удобно. Не будем рассматривать с позиции Христианства. Правильно или неправильно. Так было и такое должно было быть в то время. Феодализм вообще очень жесткий и жестокий строй. Поэтому как сейчас многие представители ИГИЛ (запрещенная организация в России) желают погибнуть за своего бога, так и тогда самураи мечтали достойно прожить и умереть за свои понятия и своего хозяина. Но в чем же тогда «сладость» книги? Почему о ней столько говорят, столько переводят афоризмов. На ней строится обучение для менеджеров. «В чем сила брат?» Именно в СИЛЕ. Силе духа, чистоте души, понимания своей направленности и смысла жизни. Именно смысла. Так как сейчас многие не знают в каком направление они идут, где их дорога, какой их Путь. А самураи знали. Знали с детства. Они обучались, они взрослели, они жили…что бы потом достойно умереть! Странный как бы способ понимания жизни. Но это их выбор. А в данный момент большинство современников тянется к более сильным личностям, умным жизненным приоритетам и программам. Так как понимают: сами они слабы. А становиться сильнее нет желания, времени, уверенности. Кто сейчас, опозорив свое имя, сможет вспороть живот? Никто. Страшно? Наверное, нет, так как всему свое время. И данная книга предназначена на то, чтобы люди брали от нее только самое лучшее. Самое верное и сильное. Задаю себе вопрос: хотела бы я воспитывать своего сына в данных традициях? И самое интересное во мне борется двоякое чувство. Чувство понимания важности таких учений и чувство страха. Неуверенность в том, что оно будет понятно в нашем мире. То, что сын, воспитанный как самурай, сможет выжить и остаться с теми же ценностями. А потеря ценностей может привести к сломлению души. Вот поэтому и нет ответа на этот вопрос. Да, все мы желаем видеть рядом самурая-мужа, самурая-соседа, самурая-ребенка. Но 99% из нас не готовы сами жить в таком обществе. Не готовы достойно нести свое имя, свое предназначение, свою душу. Поэтому данная книга по мне это свод правил достойных мужчин, к которым также отношу и рыцарей, и русских офицеров. Так кто же это такие: самураи, рыцари и русские офицеры? Для понимания значения данных слов сперва дадим краткую характеристику. Нравственные идеалы у них очень схожи: благородство, отвага, честь, смелость, честность, долг и т.д. Самурай – это воинский класс феодальной Японии. Их боялись и уважали за благородство в жизни и жестокость во время войны. Рыцари – независимые воины средневековой Европы. Основные рыцарские черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда. Русские офицеры. Здесь мне бы хотелось дать характеристику словами А.Суворова: ««Весьма смел, но без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без унижения, честолюбив без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без неданстства, приятен без ветрености, благорасположен без коварства, Проницателен без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, уступчив без корыстолюбия». Для создания полной и ясной картины предлагаю рассмотреть несколько знаменитых персон. Которые своей жизнью и деятельностью доказали право существования вышенаписанного. Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598) был великим самураем и политиком. Его считают «вторым объединителем» Японии. Он финансировал строительство и восстановление многих храмов. Он положил конец периоду «Воюющих царств». Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, стал одним из главных генералов Нобунаги. Ричард Львиное Сердце (1157-1199) английский король-рыцарь, который прослыл рьяным защитником веры. Показал все достоинства средневекового рыцаря и больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения. Дурова Надежда Андреевна (1783-1866) офицер Русской Императорской армии, которая переодевшись в казачью форму и представившись Александром Дуровым поступила в уланский полк. Девушка участвовала в сражениях при Фридлане и в бою у Гейльзберга, а в бою с французами у города Гутштадт Дурова проявила фантастическую храбрость, и спасла от смерти офицера Панина. За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом. С мужественной женщиной Александр I пожелал встретиться лично. Император вручил Дуровой георгиевский крест и намеревался было отправить Надежду в родительский дом, но она отрезала – «Хочу быть воином!». Император был поражен, и оставил Надежду Дурову в русской армии. У всех воинов существовал свой кодекс. У самураев этический кодекс - Бусидо, что первоначально переводилось как «пусть коня и лука», а позже получило «путь воина». Рыцари в христианском учение считали, что цель человека делать благодеяния, нести людям добро и быть праведным. Поэтому главной задачей рыцаря была защита слабых и бедных. Рыцари не заглядывали так далеко в будущее, они были более практичными, и поэтому сильно не задумывались о более глубоком смысле жизни. Русские офицеры придерживались понятий кодекса чести. Подлинная честь и сила русского офицера прежде всего в том, что он пламенный патриот своей Родины и мужественно отстаивает ее интересы в минуту испытаний. Прежде чем я перейду к тому, что «Путь Воина» это не только японская идеология самураев попробую разобрать несколько постулатов. Самурай говорили: ««Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь». Русские офицеры вторили: ««Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!». Да, честь. Такое позабытое для многих слово в наше время. Мужчины тех времен очень дорожили этим понятием, не могли допустить поступков, которые повлияют на их ЧЕСТЬ. «Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести» (Бусидо) и «Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой» (Кодекс Русского офицера). Опять видим, что мысли направленны в одну сторону. Как говорится: «Ноздря к ноздре». Почему вставал такой вопрос? Все банально просто и правдиво: прежде чем что-то говорить требуется обдумать. Огорчишь ты человека, обидишь, скажешь глупость, все зависит от твоего слова. Как у нас сейчас происходит. Интернет, смс, телефоны, тролли, боты и т.д. Везде слова. Но как мало в них смысла. Японские воины трактовали: ««В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга». Что такое «зов долга»? В наше время многие даже забывают о долге перед родителями, детьми, учителями, друзьями, страной. Это не значит, что надо брать копье и идти в атаку. Нет. Это значит, что если ты ДОЛЖЕН, то будь смел принять все невзгоды для решения данной обязанности. Не юли, не будь эгоистом, не отлынивай от своего долга. Офицеры «ответили» на это же: «Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие». Никогда не позволяй быть себе нерешительным перед исполнением своего долга. Умей принимать решение, за него отвечать и идти вперед. Мне кажется, что теперь имею полное право все обобщить и дать единую трактовку для всех ВОИНОВ и их пути: Главной задачей была преданность государству, хозяину, даме сердца. Как много в этом слове Преданность. Оно стоит рядом со словом Предательство. И мы привыкаем больше ко второму. Мы прощаем предателей, ищем для них оправдания. Почему? Страх признать правду. Страх изменить ситуацию. Страх в том, что Преданность умерла в большинстве своем. Что касается внешнего вида, должны были следить за тем, чтобы одежда была чистой и соответствовала ситуации. Одежда должна быть простой и удобной. Как бы мне хотелось из всех мальчиков сделать Воинов. Что бы не висели джинсы до колен. Что бы не видела со спины косичек как у девочек. Что бы не было пятен на майке после кетчупа от МакДака. Но, опять но…это уже культура. Кодекса нет у нас для того, как должен и обязан себя «подавать» мужчина в обществе. Хорошее образование, чтобы понимать глубинные связи и причины тех или иных явлений и событий. Нас учат учиться. Но не размышлять. Нас отучили это делать на генном уровне, наверное. Все просто: «Ок Гугл» и на все есть ответ. А как приятно поразмышлять над процессами в жизни. Почему люди раньше ходили в одном пальто, ездили на автобусе, употребляли не манго и были счастливы. Почему у нас в теме стоит Бусидо «Путь Воина», а не тома К.Маркса. все стали великими экономистами? Наверное, нет. Скорее востребованность сейчас другая. Попробовать повернуть людей вспять. Сделать из них хоть на чуть-чуть «самураев». Развитие силовых качеств и умения бороться. Здесь можно говорить, как о силе тела, так и о внутренней. Человек ослаб и все это понимают. Чревоугодие вредит телу, желание «злата» душе. Мы стали такие предсказуемые и слабые во всем, что предложила бы следующее. Из всех Кодексов различных Воинов собрать афоризмы и размещать за счет государства везде: школы, институты, больницы, тюрьмы, государственные организации. Что бы человек шел, сидел и везде мог увидеть: «Оставайся Воином!» Запрет на ложь в любых ее проявлениях. Мы все врем. Во всем и везде. Нам так удобно и комфортно. Мы так привыкли. А кто нас сможет физически за это уничтожить? Никто. Даже родители перестали иметь право от души «выпороть» своего чадо. А почему они так не делали? Ответ банален: после любой лжи в душе плохо. А им не нужно было это состояние. Они другие. Дай Бог всем такими быть. Уважительное отношение к женщине. На эту тему я могла бы написать дипломную работу. Но думаю, что слезы помешали бы закончить. Не хочу и не буду расписывать здесь то, что должно быть не только у Воинов, но и у обычных Мужчин. Вот как-то так оно все получилось. Не по-философски, не по литературному и даже не по-научному. Верно только одно: и те, и другие и третьи старались соблюдать честь, благородство и верность тем, кому служили. Разный менталитет порождал разное отношение к вещам и явлениям. Это не значит, что одни плохие, а другие хорошие, это означает, что все ВОИНЫ просто имели разные подходы к тому, чтобы проявлять свою отвагу и храбрость. Будучи привилегированными сословиями, они старались сохранить высокий статус, именно поэтому соблюдение для одних кодекса чести, а для других Бусидо, являлось важным элементом их повседневной жизни. Очень благодарна экзаменатору за право выбора данной темы. Изучая три простых слова: «самурай», «рыцарь» и «русский офицер» было и горестно, и радостно. Горестно, что в мире осталось очень мало таких людей, а радостно за то, что они есть на бумаге. О их подвигах можно прочитать. Вникнуть в их разум, понять, что двигает и главное попробовать изменить свое мировоззрение на жизнь. Нет, не буду идти на дуэли, не применю меч из музея, не стану бороться с мельницей. Просто попытаюсь быть достойным человеком своего общества!!! Спасибо.