Алчность Аннотация: Статья посвящена теоретическим вопросам на тему алчность. В ней рассматривается зарождение и развитие научной терминологии (жадность, скупость ,корысть) Слово алчность имеет два основных значения. Во-первых, это крайняя жадность, корыстолюбие, а, во-вторых, страстное желание, стремление к чему-либо. Понятно, что грехом считается первое значение этого слова. Если же человек очень сильно стремится не к деньгам, а, например, к знаниям или новым впечатлениям, это вряд ли можно поставить ему в вину. Впрочем, термины «алчность» и «алчный» сейчас употребляются редко, вместо них используются слова «жадность» и «жадный» . Ключевые слова: алчность,жадность,власть,деньги Алчность — (ц. слав. – жаждать) качество характера, выражающееся как непомерная жадность, корыстолюбие, ненасытность, прожорливость, зависть. Алчный человек томится от своих желаний, стремится любыми способами их удовлетворить, всегда не удовлетворяется достигнутым и хочет большего. Алчность чаще всего проявляется к деньгам, драгоценностям, нарядам, чуть реже – к пище. Бывает алчность к познанию, но проявляется она, чаще всего, как поглощение информации для получения из этого материальной выгоды, отчуждение от общения, от решения других задач жизнедеятельности Жадность — (ц.-слав. – желание, стремление) качество личности, характеризующее ее нравственное развитие. Выражается жадность как непреодолимое желание и настойчивое стремление владеть чем-либо или кем-либо. Объектом жадности могут быть любые жизненные реалии, как правило, материализованные: деньги, богатство, власть, люди, продукты питания и т.д. Жадный человек неразборчив в средствах достижения цели присвоения. Жадных людей называют жадинами, жадюгами. Вместе с тем, у «жадности» есть и другой, вполне нравственный смысл, если ее объект достоин уважения: жадность на работу, жадность на знания. Истоки жадности восходят к весьма далеким временам человеческой истории, когда первобытным людям постоянно не хватало пищи и других ресурсов. Поэтому можно сказать, что в какой-то мере, элементы жадности заложены в человеке на генетическом уровне. Позже с появлением денег изменился характер этого чувства – оно сконцентрировалось на деньгах, за которые можно приобрести почти все на свете. В литературе это человеческое качество достаточно точно отображено Гоголем – в «Мертвых душах» (Плюшкин) .Булгаков «Мастер Маргарита». О. Бальзака «Гобсек», Произведения мировой литература ярко и объемно описывают стяжательство, жадность и алчность, акцентируя внимание читателей на том, что чрезмерная страсть к накопительству материальных средств, в частности к деньгам уродует взаимоотношения между близкими людьми, разрушая семейные взаимоотношения. Конечном счете порабощая человека, делая его безразличным к чужим бедствиям и нищете, превращая человека в безнравственное существо. В рассуждениях из романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, алчность и жадность присущи каждому человеку в разной степени, где Воланд констатирует исторический факт: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» («Мастер и Маргарита» М. Булгаков) По нынешним временам, квартирный вопрос в Москве окончательно испортил все слои населения до мозга костей, ибо он, статья весомых, зачастую недекларируемых доходов для курирующих реновацию жилья чиновников. Надо отдать должное автору романа «Мастер и Маргарита» в пророческом предвидении нынешней ситуации. Главный герой, вокруг которого раскручивается сюжет романа О. Бальзака «Гобсек», это мир алчного ростовщика в противовес морально загнивающим представителям французского дворянства. Автор словами адвоката Дервиля, характеризует ростовщика Гобсека, так: \"Я глубоко убежден, что вне своих ростовщических дел, он — человек самой щепетильной честности во всем Париже. В нем живут два существа: скряга и философ, существо ничтожное и возвышенное. Если я умру, оставив малолетних детей, он будет их опекуном\". Можно ли, образ Гобсека истолковывать одностороннем плане и однобоко? — Думаю, что нет! С одной стороны, Гобсек безжалостный и бессердечный ростовщик, как жертва своей профессии при полнейшем недоверии к людям. В таком случае говорят,- профессия обязывает, С другой он хороший психолог, разбирающийся в поведении людей, их главных мотивациях, этакий зловещий знаток человеческих душ. Он в совершенстве владеет психоанализом и использует свой дар для обогащения, и ещё раз обогащения. Его острый и проницательный ум до предела расчетливый и холодный. Но в глубине его души ещё теплится чувство сострадания, как например к белошвейке Фанни. Но это чувство сострадания мимолетное и импульсивное, появляясь быстро, быстро улетучивается под давлением прагматического и алчного ума. Почти гротескно карикатурная скупость помещика Плюшкина из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» возникла, как следствие трагических событий его жизни. До смерти жены, он был владельцем богатейшего имения, был бережливым хозяином. После смерти жены и неприятностей с детьми: сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала с штаб-ротмистром, без его согласия выйдя замуж, а младшая умерла. Добрая душа Плюшкина претерпела трансформацию, и окончательно ожесточилась,- «волчий голод скупости овладел им», его сущностью и душой. Чуть ли, ни маниакальную жадность своего героя, Гоголь описывал так: «…он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу: если баба… позабывала ведро — он утаскивал и ведро». Эти писатели показали, как страсть к богатству из вполне понятного желания может превращаться в навязчивую очень ценную идею (манию) , которая не помогает, а только вредит человеку в его жизни, заменяя разум на слепую страсть. Множество преступлений обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество и убийства по корыстным побуждениям – все это плоды неконтролируемой жадности. Подчиняясь это страсти, люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями. Недаром, говорится: «Начнешь совместный бизнес с лучшим другом – потеряешь и первое и второе» . Жадность встречается во многих сферах человеческой деятельности. Можем поразмышлять над этой темой на примере детей. Большинство детей делают поступки не осознанно и нам будем легче разобрать этот вопрос на этом примере. Пожалуй, никакая другая черта детского поведения не вызывает столь ранней озабоченности родителей, как жадность. Едва малыш начинает гулять на площадке и вступать в контакт с другими детьми, этот недостаток обращает на себя внимание . Возьмем пример из детского сада. \"Другие дети спокойно игрушками делятся, а мой, как коршун, налетает, если его машинку тронут. Никакие уговоры не помогают. Прямо хоть во двор не ходи, а то стыда не оберешься! И в кого он у нас такой собственник?!\" - волнуется мать. А стоящий рядом с ней ребенок с довольной физиономией, не испытывая ни малейших угрызений совести, чем повергает взрослых в еще большее недоумение . Родительские переживания вполне понятны. В нашей культуре жадность, мягко говоря, не приветствуется, считаясь одним из главных пороков. Во всей детской литературе: и в фольклоре, и в самых знаменитых авторских сказках, - эта мысль проводится красной нитью. Жадность обязательно бывает посрамлена, а во многих случаях отягощается еще и глупостью героя, из-за чего он делается всеобщим посмешищем. Вспомните \"Кошкин дом\" С. Я. Маршака.Вспомните жадного и глупого волка из русских народных сказок, алчную до нелепости старуху из \"Сказки о рыбаке и рыбке\" А.С.Пушкина. Наверное, каждый из нас, покопавшись в памяти, вспомнит подобные примеры. И все же не спешите записывать свое чадо в неисправимые жадины, если оно ревностно охраняет свои игрушки или закатывает истерику, когда кто-то отломит кусочек от его плитки шоколада. Главной проблемой алчности является личностная деградация человека, который всего лишь хочет быть счастливым, но у него не получается этого достичь путем накопления и сохранения благ. Кажется, что чем больше имеешь, тем счастливее становишься. Однако даже новые материальные блага не радуют долго, что заставляет приобретать еще больше. Алчность является распространенной в современном мире. Чем больше все зациклено на деньгах, тем больше людей рано или поздно становится алчными. Алчность является далеко не самой привлекательной чертой человеческого характера. Чрезмерно жадные люди воспринимаются обществом как правило негативно. Да и им самим их жадность может доставлять массу проблем. Иной раз поведение жадного человека бывает не просто некрасивым и поэтому оно отталкивает от него других людей, но и абсолютно бессмысленным, и даже очень вредным для него самого. Тем не менее, жадность, в той или иной мере присуща всем людям. И это не случайно. Природа не стала бы наделять человека такими качествами, которые ему абсолютно не нужны. И раз уж нам всем суждено быть жадными от природы, тогда давайте с вами выясним – почему и зачем. Жадность бывает двух видов: агрессивная жадность и жадность, вызванная страхом. Разберем пример агрессивной жадности. Агрессивная жадность – это такое же качество человека, как тщеславие и честолюбие. Мы ведь с вами, как люди умные, понимаем, что жадность дана нам природой для того, чтобы мы имели больше шансов выжить в этом мире, в том числе и за счет достижения все больших и больших результатов. Агрессивные люди, которым всегда мало, вне всяких сомнений, гораздо чаще добиваются в жизни успеха, чем те, кто довольствуется достигнутым. Поэтому, когда вы оцениваете поступки какого-нибудь человека, всегда помните о том, что в нем проявляются в первую очередь природные инстинкты, когда он ведет себя тем или иным образом. Это позволит вам понять, что движет тем или иным человеком в большей степени – агрессия или страх. Агрессивная жадность выражается в неудержимом стремлении человека удовлетворить какое-нибудь свое желание, в обретении еще больших благ, независимо от того, что он уже имеет. К такому человеку аппетит приходит во время еды – он хочет все большего и большего, ему всегда и всего мало. Сначала такому человеку новое “корыто” подавай, а то старое совсем раскололось, а потом он уже владычицей морскою быть хочет, и это не предел. Поэтому такой человек никогда не остановится, или лучше сказать, никогда не насытится. А вот жадность, вызванная страхом, хоть и не исключает желания человека иметь как можно больше всего, но при этом, акцент им делается на желании сохранить у себя уже имеющееся. В данном случае страх побуждает человека держаться за все, что у него есть, и из-за своей неуверенности в собственных возможностях, он боится потерять даже то, что ему на самом деле не нужно. На самом деле агрессивная жадность тоже в своей основе является порождением страха, так как сама по себе агрессия является оборотной стороной страха. Точнее, за жадностью всегда стоит страх, только проявляется он по-разному – в одном случае человек очень боится потерять что-то, боится с чем-то расстаться, а в другом, он пытается заглушить свой страх стремлением к большему. Ведь если так подумать, то возникает простой и очевидный вопрос – зачем нам иметь сверх того, что мы уже в настоящий момент имеем и в чем объективно нуждаемся? Ладно, если у человека всего мало, если он живет на грани выживания – его жадность еще можно понять, ему действительно страшно. Но когда у человека всего много, а он все никак не может успокоиться и яростно стремится к большему, то это может вызывать у некоторых людей недоумение. Такую жадность сложно понять. Но возможно. Ведь самым лучшим способом избавления от страха перед потерей имеющихся у тебя благ является их приумножение. Помимо этого, не стоит забывать о тех удовольствиях, к получению которых мы также все стремимся в своей жизни. Ведь что не говори, а жадность способствует получению человеком большого удовольствия, когда он с ее помощью обретает желаемые блага. Также жадность мешает человеку грамотно и правильно распоряжаться своими ресурсами. Если, скажем, он экономит каждую копейку, боясь лишний раз потратить деньги, то вполне возможно, что таким образом он причиняет серьезный вред себе и своей семье, лишая ее необходимых ресурсов. Из-за жадности, кстати, некоторые семьи распадаются. Человек порой бывает невыносимо жаден, поэтому с ним просто невозможно жить. И при этом совершенно неважно, как много или как мало у него денег, ведь жадными могут быть все – и богатые, и бедные. Вообще, вызванная страхом жадность порой бывает настолько безрассудной, что человек готов, что называется, удавиться за какую-нибудь мелочь, которая ему вообще не нужна. Имея миллионы и даже миллиарды, люди могут отказывать себе в нужных вещах, жалея на них деньги себе же во вред. Такие случаи известны. Вот такая жадность точно не идет человеку на пользу. Зато вреда ему причиняет много. Из вышеизложенного следует, что алчность и жадность — это совокупность нескольких пороков, которая является порождением следующих. Совокупность, которая приводит к деградации души человека, что в итоге является существенным непреодолимым препятствием для трансформации человека в богочеловека. Без сомнения, что алчность — это жадность в геометрической прогрессии! Характерно, алчность входит в число «семи смертных грехов» Литература: 1.Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих Автор книги: Юрий Щербатых https://fil.wikireading.ru/68834 2.Толкование греха в религиях мира otherreferats.allbest.ru 3. Психология жадности http://www.no-stress.ru/sin/avarice.html