Акционизм как искусство вторжения Наша жизнь целиком и полностью погружена в искусство. Не нужно ходить в театр, посещать галереи и выставки, оно всё равно всегда рядом: вокруг тебя или внутри. Творческое отражение повседневной действительности находит нас как по дороге домой после тяжелого дня, так и дома, например, в телевизоре, в картине на кухне и т.д. И функции этого искусства в том, чтобы радовать человеческую душу, создавать коммуникацию между художником и зрителем, иногда даже заставить задуматься над творением и его содержанием. Причем последнее чаще начинает выходить на передний план, старания автора берут направление на передачу своих мыслей, к пробуждению сознания потребителя того самого продукта искусства. С помощью различных художественных приёмов «настоящее» прячется за «образом», и уже не каждый поймёт всю суть творения. Так, созданное переходит в разряд элитарного искусства и помещается на стены галерей, сцены театров, экраны кинотеатров и т.п., где «ценители прекрасного» с умным видом пытаются разглядеть смысловую составляющею картины. В конце концов всё наше внимание переходит на результат, т.е. на финальное произведение, где действия и силы творца отбрасываются в долгий ящик, который откроется только перед рецензентом или другим своего рода «экспертом», который более-менее что-то знает о данном творении и искусстве в целом. Таким образом, процесс либо остаётся второстепенной частью, либо автор вообще не желает, чтобы он освещался. Данному устою вызов бросает «акционизм». Он, как форма современного искусства, переносит нас к процедуре создания шедевра художником, иногда привлекая и зрителя принять участие во всем этом. Акция стремится стереть границы между духовным и материальным миром, вторгаясь в обыденную жизнь зрителя. Её цель – заставить задуматься зрителя по средством «эмоционального пинка», провокации, и того, кто добьётся большего внимания и обратной связи от общественности, уже можно считать гением. То, что называется акционизмом, и его разновидности Как я уже писал ранее, акционизм – это новый ( а всё новое – хорошо забытое старое) способ художественного выражения, который выходит за рамки абстрактного мира и переносит нас к процессу создания произведения. И на этом поле деятельности у художников появляются свои отдельные места, находясь в которых они развивают акционизм в целом. В одну ногу с акцией идут перфоманс, который затем станет стремительно набирать популярность в 60-х годах, хэппенинг, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и много других интересных форм, например, бодиарт. Здесь мы остановимся на основных частях акционизма и рассмотрим каждую из них: • Перформанс — современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов «коллективного бессознательного» публики. Происходит действие по полностью срежиссированному и продуманному сценарию, где имеется конкретная идея. В отличие от театра, в перфомансе -художник, как правило, — единственный автор. При всём этом привлечение зрителя к созданию используется довольно часто, но только в том случае, если он не навредит ходу действия и не нарушит сценарий. Примеры: На выставке в Еврейском музее представлен перформанс \"Stop, Repair, Prepare: Variations on \"Ode to Joy\" for a Prepared Piano\", в ходе которого участник, находясь внутри фортепиано, исполняет Симфонию № 9 Бетховена, а инструмент, снабженный колесами, двигается по помещению. При всём этом музыка остаётся в идеальном исполнении. • Хэппенинг (англ. happening — случающееся, происходящее) — разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Возник как форма театра, но в дальнейшем к нему стали прибегать художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Важное отличие хэппенинга в том, что событие, скорее спровоцированное, чем организованное. Инициаторы действия обязательно вовлекают в него зрителей. Это провоцирует свободу, поэтому исключается его идея и полный сценарий. Хоть и имеются предварительные договоренности, решающая роль принадлежит импровизации. Примером же хэппенингов являются монстрации в России и странах ближнего зарубежья. Это действие происходит в установленное время и место, где участники должны собраться с подготовленными плакатами, на которых написаны абсурдные лозунги. Монстрации подвергают сомнению политические демонстрации, при этом увеличивают социальную активность населения. • Акция — это современная форма акционистского искусства, где действие имеет идею, но обходится без сценария и драматургии. Она начинается так, как задумал художник, а заканчивается весьма неожиданно. Это относительно новый способ художественного выражения, придающий динамику произведению, вовлекая зрителя в какое-либо действие. • Эвайронмент (англ. environment — окружение, среда) — одна из форм, характерных для авангардистского искусства 1960—1970-х гг. Концепция энвайронмента заключается в вовлечении зрителя в арт-пространство, в слиянии окружающей среды с художественным объектом. Это направление стремилось сломать исторически сложившуюся традицию представления искусства как чего-то отличного от жизни, к созданию натуралистичных арт-объектов, имитирующих реальную среду. Идеальным примером данного явления является работа Сигала Джорджа «Памятник освободительному движению геев и лесбиянок» 1980 г. Памятник представляет собой композицию из четырёх человеческих фигур, застывших в «живых» позах: стоящей мужской пары и в нескольких метрах от неё сидящей на обычной скамейке женской пары. Такое вовлечение арт-объекта в окружающую среду и называется энвайронментом. • Флешмоб — это популярная спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. За счёт «эффекта толпы» часто достигаются основные цели флешмоба. Данная акция является наиболее эффективной и популярной, поэтому она стала неотъемлемой частью активной жизни общества. Также существует видео-арт, инсталляция, кинетическое искусство. Всё это является огромным вкладом в искусство «художественного действия», которое не останавливается в идеях и постоянно растет. Возникновение и развитие Если прямо сейчас начать копаться в истории, то мы найдем уйму акций. И это так, ведь они существовали всегда. Акция зародилась намного раньше театра. Если театральный спектакль состоит из нескольких действий, то само действие и есть акция, только она находится в нашей повседневной жизни. Но нельзя считать, что любая наша деятельность является акцией, так как акционизм – это «молния в поле», которая совершила «неподражаемый» удар в конкретном месте и времени. А значит то, что будет периодически повторяться, уже станет не акцией, а обычным явлением. Такие «молнии» были и в далёком-далёком прошлом, причём одна краше другой. И грустно лишь от того, что сии действия мы никогда не узнаем в исходном варианте, как оно и было. Однако, достаточно и преданий, чтобы показать древность акций. К примеру, нам знаком древнегреческий философ Диоген, который являлся незаурядной личностью. Миру он известен своей любовью к аскетизму и кинизму. Его эпатажу дивились все, а он любил, когда на него обращают внимание, ведь он старался учить людей на собственном примере. И, конечно, нельзя забывать, что он создавал неповторимые провокационные акции, дразнив тем самым толпу. Одной из его знаменитых акций является публичное чтение философской лекции на городской площади. Необычным это действие делает то, что, как только Диоген увидел, что его никто не слушает, он защебетал по-птичьи. На это внезапное пение отреагировали и собрались все вокруг. Тогда философ говорил: «Вот, афиняне, цена вашего ума. Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». В другой раз, увидев, как народ выходит из театра, он начал идти им на встречу, пробиваясь через толпу. Когда его начали спрашивать, зачем он это делает, он ответил: «Именно так я стараюсь поступать всю свою жизнь – идти наперекор всем». Именно поэтому Диогена можно считать одним из первых акционистов, которые вторгаются в повседневную жизнь из своего так называемого театра «одного актера». После данного примера можно поставить точку на многовековых корнях акционизма, не упоминая даже о Великом Поджоге Рима. При этом принято считать, что истоки акционизма следует искать в выступлениях дадаистов и сюрреалистов, деятельности абстракционистов в 1950-60-х годах. Основоположниками и новаторами своего времени являлись Джексон Поллок, Ив Кляйн с опытами «живых картин». Благодаря этому, акционизм вступает на новую ступень и превращается в театральное действие, где художник становится либо субъектом, либо объектом, иногда даже и тем, и другим одновременно. В это же время акции заносятся в декларации и широко заявляют о себе, освещая создание «четырёхмерного искусства, развивающегося во времени и пространстве». Ровно так и начинается масштабная деятельность акционистов с большим багажом идей. Многие российские искусствоведы относят акционизм к авангардному направлению, которое формировалось с ним в СССР в одни и те же годы. Так же выражал свое мнение и контркультурный деятель А. Цветков: «Авангардной практикой остается акционизм, то есть вторжение радикального художника на не готовую к этому публичную территорию с последующим скандалом, провоцирующим власть реагировать, а зрителя — думать. Наибольшего успеха в этой области добился Кристоф Шлингензиф, начинавший как театральный режиссёр и телеведущий, но бросивший все прежние занятия ради арт-экстремизма. В один прекрасный день он призвал немецких бездомных и сочувствующих им собраться на берегу Вольфгангзее и дружно войти в воду, чтобы озеро вышло из берегов и затопило стоящую рядом резиденцию канцлера Коля». Вспоминая эту акцию, нельзя не упомянуть, что она не смогла воплотиться в полной мере, так как вместо запланированных четырех миллионов в акции приняли участие около ста активистов. Из-за чего уровень воды в озере не смог подняться больше 2-х сантиметров, что, конечно, никак не навредило дому канцлера. Но далеко не с этого начался немецкий акционизм, речь о котором пойдет дальше. История акционизма на примере Германии Одним из первых доноров в развитие акционизма стала Германия, где граждан нельзя разлучить с желанием участвовать в политической и общественной жизни страны. Немцы славятся «рубящей» прямотой в высказывании своего мнения и холодным нравом, но это никак не противоречит законам искусства в целом, а наоборот создает собственную своеобразную манеру и особенность этого народа во всех направлениях. Этого не смог избежать и акционизм, в котором немцы нашли себя достаточно быстро. Одним из первых немецких художников в искусстве действия оказался Йозеф Бойс, который в дальнейшем стал известен за счёт своих громких акций и интересного жизненного пути и нашёл много последователей и ценителей своего творчества. Йозеф Бойс родился 12 мая в 1921 году в Крефельде в семье торговца. В этом же году все вместе они переехали в Клеве, где потом Йозеф пошёл в католическую школу, а затем в гимназию. Ещё тогда у будущего акциониста проявился талант в рисовании. Мальчик читал очень много художественной литературы и тянулся к различным выставкам и галереям. Во время учебы ему пришлось встретиться с войной в 1941 году, он поступил добровольцем и начал свою военную службу в качестве радиста, при этом успевал много читать и посещать различные лекции в университете со своим командиром Хайнцем Сайльманом. На данном периоде Йозеф начал серьезно рассматривать карьеру художника, но судьба отправила его в Крым, где он продолжал службу, но уже в качестве заднего стрелка бомбардировщика. Здесь у Бойса появляется свой собственный характерный стиль в творчестве. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд. Данное происшествие стало исходным пунктом в карьере художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. — Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе — не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа... Тогда хвост перевернулся и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили „Вода“, войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло». Невзирая на травмы, Бойс возвратился на Западный фронт в августе 1944 года, в слабо оснащенный десантный блок, был ранен в бою больше 5 раз. После немецкой безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 года, он был взят в плен в Куксхафенe и направлен в британский лагерь для интернированных, из которого был выпущен 5 августа того же года. Йозеф вернулся к отцу и матери, которые переехали на окраину Клеве. В 1940-50-х годах художник начинает масштабно развиваться. Его «первобытный» стиль, схожий наскальным росписям, рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и иных животных, заставляет удивлять новых и новых зрителей. Дальше Бойс начинает эксперементировать в творческом самовыражении. Он называет себя «шаманом»(художником-акционистом), который должен исцелить послевоенные раны общества с помощью «ритуалов»(акций и перформансов). Следом появляются его главные работы, которые и принесли ему известность: «Как объяснять картины мёртвому зайцу» 1965 года, где Йозеф с тушкой зайца бродит по галерее и имитирует общение, останавливаясь перед каждой из картин, и «Койот: Я люблю Америку и Америка любит меня» 1974 года. Перед своей смертью художник затеял огромную по своим масштабам акцию, которая называется «7000 дубов». Концепция её заключается в том, чтобы посадить деревья от Европы до России в каждом городе и деревушке, дабы хоть как-то искупить всеобщую вину во Второй Мировой войне. Рассказывают, что даже после смерти Бойса деревья не перестали сажать. В пример часто приводят соседей, которые никогда не разговаривали друг с другом, но данная акция заставила их посадить дуб и закончить вражду. Последующие акционисты Германии проводили в основном акции, направленные на политическую сферу жизни, но именно Йозеф Бойс зародил акционизм в Германии в виде общественного и гражданского явления. Заключение Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что акционизм никогда не исчезнет из нашей жизни, как художественное явление. Да, есть много творческих способов заявить о себе или высказать свое мнение, подтолкнуть зрителя к осознанию чего-либо или просто шокировать, тем самым вызвать его эмоции. Но чем хорош акционизм в данной стихии, так это тем, что он вторгается на неподготовленного человека и сознательно вмешивается в его привычное существование, выталкивая его за рамки его повседневности. Акция или же другая разновидность способна достать до любого человека, даже не знакомого с искусством вовсе.