Аннотация: В данной статье автор поднимает такой вопрос, как духовная жизнь общества. В начале статьи он рассматривает духовную сферу общества и ее элементы, а также потребности, вытекающие из этого. Далее он подробно рассматривает и анализирует элементы духовной жизни общества человека. К ним относятся – наука, духовная культура, образование и самообразование, религия, мораль, искусство. Автор вводит понятия каждого из элементов, рассказывает об их важнейших функциях, о структуре динамичного процесса развития каждого из элементов. Вообще, если говорить о духовной сфере, то основной ее особенностью является то, что она обусловлена не биологическими потребностями, которые присуще человеку от рождения, а потребностями, возникшими в процессе социализации – социальными потребностями. Человеку необходимо развиваться не только физически, но и духовно – этим и еще рядом других причин вызвано разнообразие его социальных потребностей. На каждом этапе своего развития каждый из элементов духовной сферы жизни общества претерпевал различные противоречия со стороны людей. У каждого человека своя точка зрения по этому поводу. Но постепенно, с развитием общества, люди нашли единые постулаты, помогающие им совместно существовать и развиваться им как личность. Ключевые слова: мораль, право, духовная культура, религия, искусство, наука, образование, самообразование. Текст статьи Духовная жизнь – это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, а именно научное, нравственное, религиозное, политическое, эстетическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами выступают – мораль, религия, право, искусство. Чтобы лучше разобраться с данными понятиями, раскроем каждое из них. Мораль – принятые в обществе правила поведения, рассматривающие человека с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом. Религия – форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод типов поведения, обрядов, культов, а также религиозное объединение людей. Право – один из видов регулирования общественных отношений, система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством. Искусство – специфическая форма общественного сознания, образное осмысление действительности в художественных образах. Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей человека, духовной деятельности и созданные этой деятельностью блага. Первым звеном выступают духовные потребности – это нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, а именно – потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, ему необходимо пройти процесс социализации для того, чтобы стать личностью. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должны быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования. Особенность данных потребностей заключается в том, что они имеют неограниченный характер: пределов роста для них не существует, единственными ограничителями какого роста выступают объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении. Для удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство или духовную деятельность. Духовное производство – это сознание в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятым умственным трудом. Основной целью является производство общественного сознания в его целостности. К результатам данного производства относится: духовные общественные связи индивидов; идеи, теории, образы и духовные ценности; сам человек как духовное существо. Основной отличительной чертой духовной деятельности является то, что его продуктами выступают идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни – социальной, политической, экономической. Новые идеи и технологии, создаваемые в его рамках, помогают обществу само развиваться. Выделяют следующие виды духовного производства – науку, религию, искусство. Некоторые добавляют к этому – мораль, право, политику. Однако мораль создается обществом, а не изобретается профессионалами. Что касается общественных связей, возникающих между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, то вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос так и не нашел единого ответа. Важнейшим видом духовного производства является наука. На ранних этапах своего развития наука не оказывала заметного влияния на развитие общества. Однако с постоянным развитием ситуация изменилась. В 19 веке наука начинает играть немалую роль. Она становится особым видом духовного производства. Огромную роль приобретают научные модели общественного развития. С их помощью общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим элементом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше помогут познать окружающий мир и самого себя. При помощи искусства писатели, скульпторы, художники, воспроизводят часто скрытые, но весьма существенные стороны окружающей его действительности. Следующим элементом выступает религия. Создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних этапах его развития, формируя тем самым у людей абстрактное мышление, способности вычленять особенное и общее в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности, которые складываются на их основе общественные связи, до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Духовное производство отличается от материального прежде всего тем, что оно носит всеобщий характер потребления. Духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, поэтому они доступны всем индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества. Рассмотрим наиболее подробно науку. Сегодня в век научно-технического прогресса, в самый пик развития информационного общества, человечество особенно ясно осознает значимость и место науки в своей жизни. На данном периоде развития, особое внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ. Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не такой, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Они первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных факторов окружающего мира к познанию его законов. Обратимся важнейшим социальным функциям науки: а) мировоззренческая: помогает человеку объяснить известные знания о мире, выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение. б) познавательно-объяснительная: она заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития. в) прогностическая: наука позволяет человеку изменить окружающий мир в соответствии со своими желаниями и потребностями, и прогнозировать последствия таких изменений. С помощью научных моделей можно показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению. На данном периоде развития, наука является основной формой человеческого познания. В основе этого познания лежит сложный процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Общие правила этого процесса можно сформулировать так: 1) Ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется отчетливым и ясным; 2) Трудные вопросы нужно делить на части, которые нужны для решения; 3) Исследование необходимо начинать с самых простых и удобных для познания вещей; 4) Постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных; 5) Ученые должны останавливаться на всех подробностях, он должен быть уверен, то ничего не упустил; Наука стремится прежде всего к максимальной объективности в описании изучаемых ею предметов и явлений, используя для их описания особый язык. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень подразумевает описание предметов и явлений. Теоретический – объяснение изучаемых явлений. Будучи особой формой сознания общества, наука обладает относительной самостоятельностью. Тем не менее, она развивается по своим внутренним законам. Рассмотрим следующий элемент духовной жизни общества – духовную культуру. У этого понятия есть несколько значений. В узком смысле, культура – это области творческой деятельности, которые связаны с искусством. В широком смысле – это совокупность форм и результатов деятельности человека, которая закрепилась в общественной практике, и которая передается из поколения в поколение при помощи специальных знаковых систем и путем обучения и подражания. На каждом этапе развития общества существовали различные противоположные точки зрения на культуру. Некоторые считали, что культура является средством закабаления людей. Кто-то считал, что культура – это средство облагораживания человека. Однако, несмотря на различные мнения влияния культуры на человека, практически все ученые признали важнейшие ее функции: 1) Духовная культура является средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта. 2) Она является особой формой человеческого бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы. 3) Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности отдельной личности и общества в целом. Культуру традиционно делят на материальную и духовную. Материальная культура – это производственный опыт, техника, а еще материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. К духовной культуре относят обычно науку, мораль, религию, искусство, право, политику. Данную культуру классифицируют, как и материальную, то есть, на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего его человека. Исходя из вышесказанного, ученые выделяют следующие подвиды духовной культуры: 1) Произведения монументального искусства, которая обладает материальной формой, и которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам; 2) Музыкальное искусство; 3) Театральное искусство; 4) Произведения изобразительного искусства; 5) Общественно-психологические явления; 6) Различные формы общественного сознания. Относительная самостоятельность духовной и материальной сфер общественной жизни иногда приводит к переоценке места и роли материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес данному явлению, социологи вводят такое понятие, как социокультурная сфера жизни общества. Социокультурная сфера – это ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода. Выделяют следующие функции этой сферы: 1) Инновационная – обновление социальных норм и ценностей; 2) Трансляционная – передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего в будущее; 3) Селекционная – классификация и оценка унаследованных ценностей, определение их роли и места в решении проблем общества на данном этапе. Обратимся к другим немало важным сферам духовной жизни общества. Среди социальных институтов современного постиндустриального общества образование играет одну из основных ролей, которая представляет собой одну важнейших отраслей человеческой деятельности. Введем определение образования. Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, навыков и умений, либо по их совершенствованию. Если эти знания, навыки и умения приобретаются людьми самостоятельно и без помощи других обучающих его лиц, то обычно говорят, что это самообразование. Основной целью образования выступает приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, сохранение ее культурного достояния. В процессе обучения происходит передача обучающему накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в выбранной сфере занятий. Рассмотрим функции образования: 1) Сохранение культурного достояния общества из поколения в поколение. 2) Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы. Современное образование является средством решения важнейших проблем всего общества, а также отдельных индивидов. Требования общества к образованию выражается в системе государственной образовательной политики. В настоящее время в РФ она строится на следующих принципах: 1) Приоритет общечеловеческих ценностей; 2) Гуманистический характер образования; 3) Общедоступность образования; 4) Право личности на свободное развитие; 5) Светский характер образования; 6) Свобода и плюрализм в образовании; 7) Демократический характер образования. Эти самые принципы определяют основные приоритеты и направления образовательной политики и характер образования в РФ. Обратимся к следующей сфере – религии. Религия – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Одной из первых форм религии был тотемизм. Тотемизм – это поклонение какого-либо рода, племени животному или растению, как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм сменился анимизмом. Анимизм – это вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Постепенно появляются первые политеистические религии. Позже, на более высокой стадии появляются монотеистические. К основным функциям религии относят: 1) Регулятивная – заключается в создании и обосновании правил общественного поведения; 2) Компенсаторная – показывает человеку выход их безвыходных, на его взгляд, ситуаций; 3) Воспитательная – способствует социализации индивида, которая прививает правила и навыки поведения в обществе, формируя определенную систему ценностей. 4) Коммуникативная – проявляется во вступление в отношения людей между собой. Рассмотрим следующий элемент духовной жизни общества – мораль, которая играет важную роль в регулировании общественных отношений. Мораль – это особая форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, оценки и нормы поведения индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах жизни общества, поддерживая и санкционируя общественные устои. Вообще, если говорить о морали, то это прежде всего жизненный ориентир, который выражает стремление человека к самосовершенствованию. На разных стадиях развития общества моральные оценки и убеждения у разных народов были различны, они очень сильно отличались. С помощью морали люди оценивают практические действия, а также и мотивы, намерения, побуждения. Все это она осуществляет за счет внутренних ориентиров- таких, как честь, совесть, чувство собственного достоинства. Познакомимся с каждым из этих понятий. Честь – это этическая категория, которая включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и его признание со стороны общества. Совесть – это этическая категория, которая выражает высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Чувство собственного достоинства – это самооценка личности, осознание ею своих способностей, качеств, общественного значения. Если сравнивать мораль с правом, то можно заметить некие черты сходства и различия. Для начала рассмотрим их основные сходства: 1) в системе социальных норм они являются методами регулирования общественных отношений; 2) у них общий предмет регулирования – общественные отношения; 3) они исходят от общества; Теперь обратимся к их основным отличиям: 1) Нормы морали формируются в процессе в сознании людей, в зависимости от их воспитания, убеждений, окружения. Право представляет собой нормы, установленные государством. 2) Моральные нормы формируются в сознании людей. В праве выражается государственная воля. 3) Нормы морали формируются стихийно, они не навязываются ни со стороны других людей, ни со стороны государства. Правовые нормы обязательны для исполнения, они сопровождаются силой государственного принуждения. 4) Нормы морали распространяются на более широкую массу населения. Нормы права определены под конкретные случаи. 5) Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и не справедливости, плохого и хорошего. Право регулируется с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. Рассмотрим последний немало важный элемент – искусство. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является неотъемлемым элементом общественного сознания, которое обеспечивает его целостность, устойчивость. Предметом искусства является человек, его отношения с другими индивидами. Выделяют ряд различных видов искусства, отличающихся между собой по характеристикам. Такие, как – архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада. Следует рассмотреть основные функции искусства: 1) Эстетическая – представление человека о прекрасном и безобразном. 2) Социальная – воздействие на общество, преобразуя социальную реальность. 3) Компенсаторная – восстановление душевного равновесия, решение психологических проблем. 4) Познавательная – познание действительности и анализ ее при помощи художественных образов. 5) Прогностическая – отражает способность строить прогнозы на будущее. 6) Воспитательная – способность произведений формировать личность человека. Таким образом, я рассмотрела и проанализировала духовную жизнь общества. Это весьма сложный процесс. Каждый человек, в зависимости от своего социального положения, убеждений и представлений, моральных устоев, образования и многих других причин, нуждается в удовлетворении социальных потребностей. Это происходит в процессе социализации. Чем выше человек развит, чем больше у него требований в удовлетворении этих самых потребностей. Он требователен к себе и старается развиваться каждый день. Духовная жизнь очень многогранна. Но люди удовлетворяют, во многих случаях, вторичные социальные потребности. Казалось бы, они им может и не особо нужны, но с развитием общества из индустриального в постиндустриальное, люди стали избалованными. Им мало того, что они имеют в действительности. Я ничего не имею против, но если мы так и будем дальше, то нам грозит социальная катастрофа. Нужно думать не только о себе, но и о других людях, которые не имеют и малости того, что имеем мы. И если мы будем к ним внимательны, жертвуя хоть немного своим, то нам удастся это избежать. Литература 1. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 2005. 2. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 2011. 3. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 2009. 4. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 2008. 5. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. — М., 2010. 6. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 20012. 7. Гурина М. Философия. — М., 2004.