Философия в анимации Запада и Востока Мультипликация – новый и особенный вид искусства. Не смотря на относительно недавнее появления этого вида искусства в культурной жизни человека, мультипликация уже проделала большой путь развития и приобрела большую популярность и значимость для людей, и крепко вошла в нашу культуру. Мультипликация и кинематограф, объединяет людей, сближает. Многим взрослым, как и детям, очень нравиться смотреть мультфильмы и зачастую именно на их аудиторию направлены картины. Для многих взрослых она понятней и интересней, чем детям, ведь они могут увидеть, «вычислить » задумку автора, понять направленный на них посыл. Анимация очень удобна в этом плане, при помощи простых условных изображений она способна доступным языком донести простую истину. Но все-таки мультипликация, как и кинематограф, была сделана для развлечения. Анимация (мультипликация) является частью человеческой культуры, и в ней, как и в другом виде искусства находят своё отражение основные и главные принципы, традиции, устои, менталитет, понимание этого мира и отношение к нему определённого народа, частью которого является созданное произведение. У каждого народа есть своя философия жизни и это очень ярко проявляется в их культуре. Каждое творение ярко и наглядно показывает, что является главным для этих людей. В этой статье я хочу рассмотреть то, как в мультипликационных фильмах разных народов отражается культура и их самобытность. Каждая культура неповторима и уникальна, она содержит в себе многовековой опыт предков, который передается из поколения в поколение и накапливается через призму времени. Это опыт скапливается и трансформируется перед законами нового времени. Но чтобы понять, как философия отражается в мультфильмах, нужно для начала разобраться в философии этих частей света. То есть сравнить западную и восточную философии. Суть западной философии заключается в правильном образе мыслей и поведении. И только благодаря этому можно достичь своего счастья. Восточные философии считает, что счастья можно достичь лишь правильным образом жизни. Философия запада является более рациональной, умозрительной. Западный человек считает, что для достижения счастья нужно привести в порядок и гармонию свои ум и мысли. И поэтому эта философия считается уделом лишь избранных, немногих людей. Так как в философии востока главное для достижения счастья - правильный образ жизни, то конечно же большинство людей стараются его придерживаться, эта философия оказывает огромное влияние на сознание человека и его поведение. Восточные философии во многом схожи, но они отличаются друг от друга в понимании, что же такое высшее счастье для человека, но практики достижения этого во многом похожи. Например, практика в буддизме любви ко всему что окружает, милосердии, добра и удалённости от комфортной жизни должна привести к уничтожению индивидуальности человека, тогда как в практика индусов, помогая развивать эти качества человека, наоборот, приводит к раскрытию его истинной индивидуальности, которая становится исполненной счастья и знания. В целом, можно сказать, что западные учения говорят о том, что мир можно познать лишь логически, существенно, то есть разбирая его на составные части, а в восточной – созидая и наблюдая за ним. Возможно, поэтому в западном мире все подразделяют на плохое и хорошее, светлое и темное, а на Востоке все едино, одно не может существовать без другого. В западной анимации всегда есть положительные герои, наделённые самыми хорошими качествами и внешность милых созданий, и отрицательные, которые выглядят угрюмо, зло и всегда пытаются всем «насолить». И добро всегда побеждает зло. В восточной мультипликации герои содержат в себе как положительные, так и отрицательные качества. Для восточного человека зло неотделимо от добра и этого мира. И его нельзя победить. Чаще персонажи борются с внутренним злом, а не с внешним. В последнее время заметно усилилась глобализация. Взаимопроникновение культур во одно время обогатило человеческую культуру, но в тоже время сделала её не такой самобытной. Есть один пример западной анимации с философией востока, но конечно не без западных приёмов. Это полнометражный анимационный фильм студии Dreamworks «Кунг - фу панда». Создатели мультфильма хотели изобразить настоящий Древний Китай, передать его дух, показать его мудрость. Как в привычном для западного человека сюжете присутствуют хороший главный герой и его плохой протоганист, но не только он является настоящим противником протагониста. Эту функцию выполняют и его сомнения, страхи, страшные переживания прошлого, с которыми он удачно справляется и в конечном счете побеждает. Конечно, для востока характерно сочетание положительных и отрицательных черт в герое, но все-таки они показали его не идеальным. Может быть, даже это проявилось в его внешних характеристиках. В своих мультфильмах они рассказывают истории всех народов с одной стороны- это правильно, и нет - с другой, ведь все равно культура не раскрывается полностью, она находится лишь в одних рамках принципов и утверждений. «Кунг - фу панда» все равно остаётся одним из примеров западной культуры. Если бы его действительно делали китайцы, он был бы совершенно другим. Ни один народ или культура не сможет передать истинный дух другого народа или культуры. На протяжении всей истории, мы можем отметить еще одно отличие, западные государства стремились создать гражданское общество, те добиться свободы для всех. От сюда вывод, что личность самого человека, его индивидуальность, суверенность и его жизнь является высшей ценностью. Для западного человека важны престиж, карьера, удобство, деньги. На востоке издревле жизнь одного человека более высокого по статусу ценилась превыше, чем жизни других низкостатусных людей. В индии было жесткое разделение на касты, которое строго запрещало общение людей между высокими и низкими кастами. Восточный человек – человек коллектива. Он ощущает себя лишь «физическим телом», если его дух и сердце не обращены к людям. Восточный человек готов пойти на большие жертвы ради достижения общей и высокой цели. В древних государствах личность императора, его жизнь и служение ему как раз становилось этой целью. В японских аниме можно заметить, что герои готовы пожертвовать своей жизнью ради цели. Например, в «Тетради смерти» детектив Эл погиб ради того, чтобы проверить является ли Кира настоящим преступником или в «Наруто» часто герои готовы отдать жизнь за своих родных, друзей или защиты чего-то, что является для них важным. В западной мультипликации такое можно не часто встретить. Просто их собственная жизнь очень ценна для них. Западная культура настроена на изменение окружающего мира, на его преобразование, тогда как восточная готова сама покорятся, изменяться под него и существовать в гармонии с ним. Сознание и понимание мира тоже отличаются. Западный человек, настроенный на изменения, готов совершенствовать мир и себя, готов творить сам, создавать, это тоже касается собственной судьбы человека, он не готов подчиняться и мириться со своей участью. Поэтому для многих людей некоторые плохие события, происходящие в жизни, могут стать настоящим ударом. Восточный человек, созидающий мир во круг себя, готов меняться, если этого потребует мир, неотделимой частью которого он является, подстраиваться под него. Он не может изменять то, что создано и предначертано выше. Люди востока легко готовы подчиняться обстоятельствам. Это отличие как раз можно заметить в поведении героев мультфильмов. Зачастую герои Disney не хотят покоряться судьбе, пытаются ее изменить. Ярким примером может служить «Храбрая сердцем». Героиня имеет очень вспыльчивый и упрямый характер, и в угоду личным интересам и желаниям не готова смириться со своим долгом выйти замуж для объединения королевств. Хотя много бед случается из-за её выбора, но в конце вывод о том, что можно изменить судьбу если захотеть. Вот и проявляется позиция западных людей по этому поводу. C течением времени поменялись и появились новые идеалы, утверждения и идеи. Если сравнить первые полнометражные мультфильмы Disney с нынешними то, можно заметить изменение нравственных ориентиров, поведения и хода мыслей людей. Персонажи старых мультфильмов отличаются от героев современных картин. Например, можно сравнить именно героинь и их истории. В прошлом женщина изображалась слабой и её приходилось спасать прекрасному принцу из сложной ситуации. Но с течением времени роли немножко поменялись, достаточно взглянуть последние из работ, и понять, что доминирующая роль досталась женщине. И образ прекрасной героини поменялся. Раньше героини были слабее и более зависимее от кого-то, сейчас они стали смелее, и если в начале истории были неуверенными, то к концу истории становились независимыми и смелыми девушками, которые могут сами за себя постоять. Одним из примеров может стать последняя картина Disney «Моана». И если его проанализировать, то можно заметить, что женщины занимают там ведущие позиции в сюжете и двигают его. Все завязано на них. Противоположный пол им не нужен и даже не способен помочь. Можно сказать потребность публики поменялась, нужны новые идеалы, которые примут люди. Да и в целом много что изменилось. Про технологии нет смысла говорить. Я говорю, в основном, про подход к съёмкам, созданию сюжета. Принципы все те же, но публику развлекать становится все сложнее, и поэтому требуются новые способы, техники и приёмы. Конечно, с появлением новых технологий появились безграничные возможности и варианты съёмок. Стало гораздо легче в техническом плане. Появилось много эпичных и динамичных сцен, которые визуально радуют, но если их смотреть постоянно, то надоедает и картинка все также кажется однообразной и скучной. Также есть некоторые различия, то как на востоке и западе изображают персонажей. Западные художники, создавая персонажей, стараются с помощью внешности передать характер героев, в добрых персонажах появляются круглые милые черты, они всегда привлекательны красивы и ярко раскрашены, тогда как злые персонажи серые, черные, темные, тусклые, треугольные, острые, точно с помощью различных линий, фигур, цветов персонажи получают свой характер и это приедается нам, мы начинаем судить о людях по их внешности, внешняя оболочка становится очень важной и влияет на наше восприятие. Но это ведь не всегда так. Что-то может выглядеть определённым образом, но его сущность будет совсем иной. В мультфильмах востока все персонажи самобытны и при этом не имеют каких-то определенных черт. Их мультфильмы сделаны в одном стиле, и только за счет индивидуальных деталей одни персонажи отличаются от других. По их форме нельзя сразу сказать, что это за персонаж. Чтобы это понять, нам нужно досмотреть его историю. Какой-нибудь персонаж, который выглядит немного страшновато, может оказаться совершенно хорошим человеком. То есть внешность для них не является определяющим фактором. Такого же принципа придерживается и Хаяо Миядзаки, который показал в своих работах, что сильный человек не всегда большого роста и мускулистого телосложения. Это может быть и маленький мальчик, который смог преодолеть себя и свои страхи, да и кстати, это не всегда должны быть парни. Девушки в его мультфильмах сильные натуры. Сам режиссер говорил, что восхищается ими, их силой и выносливостью. Половина главных героинь его работ именно такие девушки и женщины. Но их нельзя обвинить в феминизме. Хоть девушки сильные и самодостаточные, все-таки им нужна поддержка со стороны. Отличие запада и востока проявляется даже в работе целой индустрии анимации. Страны США и Канада являются крупными государствами с хорошей экономикой. Хорошая экономика помогает им развиваться в различных отраслях человеческой деятельности. В том числе и киноиндустрии. Все мы знаем Голливуд и его прославленные фильмы. Точно как и в кино в мультипликационной сфере тоже присутствуют свои гиганты, такие как Disney, DreamWorks, Sonypicturs и другие. Они выпускают, как полнометражные ленты, так и сериалы. Эти компании хорошо известны миру. Девочки многих стран давно мечтают быть похожими на диснеевских героинь, а мальчики на героев, которые никогда не сдаются перед лицом опасности. Родители тоже рады. Анимационная индустрия Северной Америки как раз направлена на получения качественного продукта, который привлекает покупателей и поклонников. Товары с персонажами, полюбившимися всем детям расходятся быстрей, чем другие иные. Мы можем представить такую картину: мальчик, гуляя по супермаркету с мамой, замечает стиральный порошок с любимым героем и немедленно просит приобрести этот товар. Для мамы товары с детскими героями воспринимаются как нечто безобидное и достаточно пригодное для применения в быту. Всё! Маркетологи добились своего. Товар куплен. В основном вся индустрия держится за счет бокс офиса и продажи неких товаров с героями мультфильмов. Ведь их государство, как у нас, не поддерживает культуру из бюджета страны, вот, им и нужно как-то вертеться и зарабатывать. Они очень зависимы от аудитории. В этом вся суть и строение американской экономики. Можно заметить, как в последнее время поменялись принципы добра и зла. Чаще злодеи, которые изображались истинно плохими, стали проявлять и добрые свои качества, то есть человеческие. Теперь стали объяснять почему этот герой стал таким. Япония - страна богатая самобытными и неповторимыми традициями, мифами, сказками. Видение жителей страны восходящего солнца очень необычно и отличается от западных людей. Оно, если так можно сказать, противоположно им. Сознание восточного человека всегда отличалось от западного. В Японии очень чтят традиции предков, они уважают старших, их творения не всегда создаются с коммерческой целью, а скорее просто с энтузиазмом. В Японии очень любят красоту, они её ценят и умеют находить и видеть во всем. Причем очень тонко и с большой глубиной смысла.Зачастую про что бы они ни снимали мультфильмы или даже фильмы всегда будут кадры и сцены с изображением природы. Японцы могут делать от руки анимацию льющегося водопада или листика, колыхающегося на ветру, несколько секунд, а ведь это очень кропотливый и трудоёмкий труд. Японцы по своему менталитету, как и все азиаты, очень трудолюбивы, они тщательно подходят к любому делу, можно сказать отдают всего себя на работе, каждый труд для них долг. А долг для японцев превыше всего. Это складывалось на всем протяжении развитии их народа. Благодаря усидчивости народ страны восходящего солнца способен в короткий срок выполнять большой объем работы. Поэтому Япония - это страна, которая выпускает самое большое количество анимационных картин в год. Действительно, в их культуре, с развитием технологий появилось достаточно много мультиков. И чем дальше, тем больше они набирают популярность. В этой стране рисуют много манг и снимают по ним картины. Связано это с особенностью японского языка. Он очень труден в написании, поэтому древние японцы поняли, что писать огромные книги, как делали это русские писатели, очень сложно. Свои тексты они дополняли рисунками, а тексты были коротенькими и простыми, как в комиксах. Так стали появляться манги. Затем стали появляться новые технологии, которые подарили им возможность еще и оживлять нарисованное. Это очень понравилось им. И очень основательно вошло в их культуру. Сейчас мы даже не можем себе представить эту страну без их аниме. И вся мировая культура потерпела бы большую потерю, если бы этого не было. Во всех их творениях можно увидеть как новаторство сочетается древними традициями. Это же касается и поведение героев. Они замечательно знают свою мифологию и применяют ее в созданиях историй. Японцы берут персонажей древних историй и соединяют их с современными персонажами, что придает большую особенность их работам. Японцы умеют красиво и увлекательно показать картину даже, не смотря на отсутствие крутых поворотов в сюжете и эпичных сцен в действии. Этим прекрасным примером могут послужить картины Хаяо Миядзаки и всей студии Ghibly в целом. Для создания одной картины уходит много материала и времени, ведь к тому же великий режиссер предпочитает делать все вручную, по старинки, компьютеры применяются в исключительных случаях. Из-за этого его картины выглядят живее и конечно же приятнее глазу. В его историях много жизненного не смотря на всю фантастичность некоторых историй. И даже если эта история про обычную повседневную жизнь. То она все равно не будет скучной, из нее можно будет много вынести. Почему-то в западных историях, нужна некая динамичность, чтобы кто-то куда-то двигался, бежал. У них нет истории о повседневной обычной жизни, только если на фоне обыденной жизни не разворачиваются какие-то события. В этом можно разглядеть и отношение к происходящим событиям. Для западных людей нужны внешние проявления чего-то, для восточных людей важнее внутренние события, то есть переживания чувства. Для запада характерна материальная сторона мира. То, что нельзя увидеть, услышать, потрогать или придти к этому логически, можно сказать, не существует, нужно существенное подтверждение. Для восточного человека достаточно интуиции и чувственных переживаний для познания мира. Недаром говорят, что Восток - дело тонкое. Хотя, например, в отличии от остальных восточных философий в индии существует учение – логика. Философия сторон света очень интересна, благодаря разбору каждой, можно попытаться понять, какая же все-таки ближе твоему мироощущению. И эта статья стала отправной точной для понимания, какая же философии в России, ведь наша страна находится на расположении этих сторон света, герб России-двуглавый орёл, головы которого повернуты на эти две стороны света. Наша философия включает часть и той и той философии, и также имеет нечто особенное и удивительное, то чего нет ни в одной другой культуре.