философские взгляды ф. м. достоевского философию не надо полагать простой математической задачей где неизвестное природа.философия есть та же поэзия только высший ее градус. ф. м. достоевский философия издавна считается одним из самых интересных и увлекательных предметов для изучения поэтому хочется лучше узнать ее. начнем с русской философии. русская философия представляет собой уникальные глубокие и всесторонние взгляды на мир формировавшиеся на протяжении веков под влиянием как философии других стран так и под влиянием социально-исторических и культурных процессов на руси. как ни странно но на русскую философию огромное воздействие оказала литература подарив ей огромное число мыслителей мирового уровня. вспомним хотя бы п. я. чаадаева а. с. хомякова н. г. чернышевского л. н. толстого. однако ярким примером может послужить и великий российский писатель федор михайлович достоевский 1821 1881 с его неоценимым вкладом как в русскую литературу публицистику так и в философию. он искал свет божий каждом человеке вне зависимости от его поведения и поступков. для федора михайловича достоевского истина это в первую очередь добро миролюбие. он видел развитие страны в развитии национальных традиций и обычаев в постижении религии и прекрасного мира сего и считал что в жизни человек должен следовать по божьему пути не отступая от него не смотря ни на какие обстоятельства не смотря на всю ожесточенность этого мира. несомненно достоевский больше всего известен как писатель чье творчество оказало огромное влияние на русскую и мировую культуру. однако не стоит забывать и про философские идеи наиболее глубоко раскрытые в его художественных произведениях которые на протяжении нескольких столетий будоражат умы мыслителей всего мира. проникновенность и богатство этих идей всегда поражали его современников и не перестают удивлять современное общество ведь именно в уста своих героев достоевский вложил философские идеи а в их мыслях представил свои же переживания и надежды. и если рассматривать все его творчество целиком то в нем можно найти отражение таких проблем как проблема антропологии проблема философии религии проблема этики проблема философии истории. все эти проблемы мы в дальнейшем и рассмотрим поподробнее. 1. человек как основа философии ф. м. достоевского достоевского волновали многие философские вопросы однако он акцентировал свое внимание на мироздании и месте человека в нем. уже в юношеские годы он писал брату: человек есть тайна. ее надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь то не говори что потерял время; я занимаюсь этой тайной ибо хочу быть человеком. вот почему в своем творчестве писатель делал акцент на познании человека раскрытии его внутреннего мира. что есть человек какова его природа и сущность именно на эти вопросы он стремился найти ответы большую часть своей жизни. эти поиски можно обнаружить на страницах его произведений. как отмечал сам писатель сложность и двойственность весьма затрудняют выяснение истинных мотивов человеческого поведения. причины действий людей обычно скрыты намного глубже чем это может показаться на первый взгляд. по мнению достоевского познание нравственной сути человека чрезвычайно сложная и многообразная задача требующая длительного и всестороннего изучения .ее сложность заключается в том что человек как правило обладает свободой и имеет возможность добровольно без принуждения делать выбор между добром и злом. причем эта свобода может стать орудием человеческого несчастья взаимного истребления способна завести в такие дебри из которых сложно будет выбраться. то есть достоевский делает акцент не только на свободе подчиненной нравственным законам но и на свободе произвола глупого хотенья которая подразумевает свободу выбора. но только в этом случае человек уже несет ответственность за свое поведение. и в итоге получается что с одной стороны человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям а с другой включать возможность произвола по отношению к этим ценностям. в своих произведениях достоевский не раз обращался к этой теме противоречивого двойственного характера свободы. так например крайне бедный студент родион раскольников главный герой социально-психологического романа ф. м. достоевского преступление и наказание человек добрый по своей природе отзывчивый к страданиям других готовый прийти в любую минуту на помощь даже отдав последнее; не найдя своего места в этом никчемном мире потеряв гармонию сердца с разумом и поддавшись своим странным идем решил пойти против общества собрался бросить вызов его нравственным устоям тем самым выйти из своего скверного положения и обрести внутреннюю свободу. он не собирается и дальше быть тварью дрожащей хочет быть человеком и получить власть чтобы целиком посвятить себя народу всвязи с чем планирует убить старую никому не нужную старуху-процентщицу которая наживается на проблемах других. то есть герой считает что одна смерть ради тысячи спасенных жизней принятие на себя греха убийства ради счастья других стоят того. так мы можем увидеть как в образе раскольникова столкнулись две совершенно противоречивые идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. герой даже разработал свою собственную теорию согласно которой все человечество делится на два разряда: тварей дрожащих и право имеющих где властители могут свободно преступать через жизни других. раскольников стремиться к тому чтобы стать сверхчеловеком свободным не только от долгов но и от общепризнанных норм морали от необходимости подчиняться закону. он проверяет себя. однако все же причиной возникновения данной теории заключалась в том чтобы понять к какому же из этих разрядов относится он сам. если раскольников такой же как и наполеон то ему все разрешено он свободен не только от долгов но и от норм морали от необходимости подчиняться закону не нарушая общественно принятый порядок общества. он может спокойно убить и впоследствии не нести за это никакой ответственности ему будут неведомы муки совести. вот истинные причины его действий а не та внешняя завеса за которой скрывается стремление помочь всем обиженным и оскорбленным. он хочет обрести свободу стать властителем. но под силу ли ему это после долгих колебаний раскольников все же осуществляет задуманное убивает старуху. но во время совершения убийства в квартиру вдруг входит лизавета сестра процентщицы самая обыкновенная девушка одна из тех чьим благом прикрывается родион. он убивает и ее. после совершения преступления он поражен но не испытывает раскаяния еще больше верит в свою теорию считает испытание пройденным. но не тут то было. его истинная натура постепенно начинает проявляться раскольников испытывает страх разоблачения из-за чего испытывает заметное физическое недомогание. он понимает что оказался вошью тварью дрожащей обыкновенным человеком а не властелином. в его душе идет сильная борьба совести протестующей против пролитой крови и разума оправдывающего эту кровь. даже по пути в участок где он собирается признаться в содеянном злодеянии герой не считает что ему есть в чем раскаиваться. благородный протест раскольникова был отравлен ядом индивидуализма жаждой эгоистического самоутверждения. это привело его к разладу не только со своей совестью но и с людьми. он не учел что преступив нравственный закон будет обречен на одиночество. даже родная мать и сестра становятся для него чужими. самое сильное ощущение в нем это желание найти утраченный контакт с людьми ведь человек может обрести счастье лишь с другими людьми в этом и есть гуманистический пафос романа. и единственный путь к спасению раскольникова это возвращение к людям через признание и искупление вины в чем ему существенно и помогает сонечка мармеладова. этот путь к спасению открывается раскольникову с помощью его сна о трихинах являющимся философским итогом романа достоевского. именно тогда происходит окончательное развенчание теории героя ведь подобные теории ведут к катастрофе мирового масштаба. в этом сне он понимает что спастись можно лишь отказавшись от утверждения собственного эго и смирившись с этим. и тогда раскольников возрождается духовно возвращается к людям к богу и оставляет свою теорию далеко позади ведь согласно православной идее счастье покупается страданием. люди не рождаются счастливыми. счастье нужно заслужить. 2. религия любовь к ближнему является центральной идеей христианства что говорит о религиозности достоевского нашедшей отражение и в романе преступление и наказание. религия играла отдельную роль в жизни писателя. находясь на каторге за участие в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам и исповедание неугодных власти политических взглядов перед достоевским предстала тайна человека в истинном свете подтверждая деспотичность божьего мироустройства. и тогда писатель решает обратиться к библии книге которую ему подарили жены декабристов. эта книга была единственной которую допускали к чтению. в этом святом писании достоевский черпал силы вдохновение бодрость а вместе с тем нем пробуждалась готовность на борьбу с открывающимися перед ним трудностями. так он н пришел к мнению что есть высший смысл жизни и истинной может быть только жизнь с богом в душе. так всю свою христианскую идею в преступлении и наказании писатель воплотил в сонечке мармеладовой девушке глубоко религиозной. она любит образ христа в человеке для нее человек созданный по образу и подобию божию первоначально добр исветел поэтому она узнав раскольникова его искалеченную душу она разносторонне поддерживает его принося себя в жертву. эти мотивы сострадания как христианского сознания можно увидеть на протяжении всего произведения не только в образе сони но и в образе других персонажей вспомним хотя бы мармеладова –отца сонечки который женился на овдовевшей и обедневшей катерине ивановне на руках у которой несколько маленьких детей из жалости и сострадания. то есть он совершил христианское самопожертвование во благо другим однако больший акцент автор романа делает именно на этой героине являющейся в каком-то смысле его милым идеалом. судьба сони весьма трагична. из-за нехватки денег девушка решается на самопожертвование начинает заниматься проституцией чтобы хоть как-нибудь прокормить семью но тяготы свалившиеся на ее судьбу не сломили моральный дух героини. даже преступив через себя она сохраняет нравственную чистоту и продолжает верить в людей а главное в бога. и именно эта вера дает ей силы жить дальше помогает не сойти с ума. ее выбор самопожертвование и религия вызывает уважение. идея самопожертвования выраженная в образе сони является символом всего страдания человеческого. сонечка способна направить человека на истинный путь понять его облегчить страдания все простить и вобрать в себя чужое страдание. поэтому не удивительно что именно ей суждено было разделить душевные муки раскольникова. когда родион поведал сонечке мармеладовой свою трагическую историю она стала упрашивать его отдать ей крестик убитой раскольниковым лизаветы а взамен она отдаст ему свой. этот обмен символизирует готовность девушки принести очередной раз себя в жертву и нести крест вместе с героем. и приняв крест раскольников мог бы сам того не осознавая сделать шаг к своему будущему очищению и воскрешению но вместо этого он предпочитает отмахнуться от этого предложения. но все же именно соня указывает родиону путь к спасению заставляет его признаться в содеянном преступлении народу ведь по ее мнению именно народное открытое раскаяние при всех является настоящим. своей сильной любовью способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою преодолеть себя и вернуться к жизни. а когда раскольников во всем сознается она отправляется за ним на каторгу разделяя его крест. эта христианская вера в бога вера в человека в неистребимость добра в то что всеобщая любовь сочувствие и всепрощение спасут мир является той живительной чертой сони тем стержнем на котором держится ее мир а так же и мир самого достоевского. все это говорит о том что через трудный путь раскольникова от безверия к вере выражена идея поиска бога истины очищения и обновления одна из главных идей произведения достоевского. убежденный в тесной связи религии и нравственности писатель видит путь спасения человека в его духовном совершенствовании на принципах христианства. по мнению писателя человек не может быть закован в определенные нормы диктуемые правительствомто есть получается что достоевский воспринимает православную церковь именно как всенародное единство. в его понимании открыть смысл жизни можно лишь приняв саму жизнь за основу полюбив живую жизнь бога прежде логики прежде каких либо принципов и главное прежде себя. таким образом в преступлении и наказании достоевский ставит вопросы о нравственной ответственности каждого за все что происходит в мире утверждает идею нравственного самосовершенствования на основе страдания смирения любви к людям на основе христианский ценностей. то есть данный роман дает философское осмысление места человека в мире а сам достоевский хочет сказать нам что ничем никакими идеями и теориями нельзя оправдать насилие убийство что никто на свете не может быть судьей над другими людьми а совершенное преступление ведет к одиночеству страданиям разрушению личности самого преступника. 3. эстетические взгляды ф. м. достоевского эстетическое учение достоевского неразрывно связано со всеми его философскими воззрениями. кроме того можно заметить что эстетика лежит в основе всей его философии. красота является одной их главных эстетических категорий поэтому она не обошла стороной и творчество достоевского. и можно заметить что многих произведениях писателя встает вопрос о красоте как истинном идеале. красота спасет мир великая цитата достоевского превратившаяся в афоризм и пользующаяся популярностью по сей день. но как он пришел к этой мысли почему красота по мнению писателя обладает такой силой над этими вопросами мы и подумаем. в наше время красота играет весьма значимую роль. зачастую люди обращают внимание именно на внешность забывая при этом о внутреннем мире. но надо помнить что истинная красота скрывается как раз в душе человека под его внешней оболочкой. и только тогда ей свойственна та созидательная сила когда она служит свету добру тем самым олицетворяя божественную связь. не даром в романе братья карамазовы достоевский писал: .здесь дьявол с богом борется а поле битвы сердца людей. иными словами именно соблюдение грани между добром и злом и определяет силу красоты живительную или разрушительную что еще раз говорит о том что подлинная красота всегда обращена к свету. красота понятие сложное. достоевский сам признается что эстетическая идея помутилась в человечестве. а в братьях карамазовых в слова дмитрия карамазова писатель показывает еще большие сомнения в творческой силе красоты. красота говорит он это страшная и ужасная вещь. тут берега сходятся тут все противоречия вместе живут. страшно то что то что уму представляется позором то сердцу сплошь красотой. то есть как уже было сказано ранее только красота которая стремится к истине добру и свету способна обладать божественной созидательной силой. для достоевского понятие красота зачастую является синонимом к слову искусство вспомним высказывание писателя: красота присуща всему здоровому т.е. наиболее живущему и есть необходимая потребность организма человеческого. она есть гармония; в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству его идеалы. смысл данного высказывания как раз кроется в том что красота искусства в обыденной жизни служит неким идеалом доставляющим человеку внутреннюю гармонию помогает побороть ему чувство безысходности. и эта красота еще более необходима человеку когда он потерян не может найти внутри себя определенные точки соприкосновения когда находится в дисгармонии с миром. 4. историософия достоевского история. это необычайно важная составляющая нашей жизни. невозможно полноценно развиваться не зная своего прошлого и не следуя канонам настоящего. только тщательно изучив прошедшие события внимательно их разобрав можно жить дальше беря во внимания ошибки прошлых времен стремиться создать в будущем более идеальный мир хотя абсолютного идеала и не существует вовсе поэтому можно сделать следующие выводы: каждый здравомыслящий человек обязан знать свою историю ведь только так мы может продвигаться в своем развитии. однако следует заметить что для каждого человека история имеет свое особое возможно даже уникальное значение. так история занимала весьма значимое место и в жизни достоевского. писатель внимательно изучал как прошлое так и настоящее. и в особенности его интересовала тяжелая судьба русского народа россии в целом. во многих его произведениях можно проследить связь между определенными историческими событиями и жизнью людей на которую заметно воздействовала обстановка происходящая в стране. так в преступлении и наказании написанном в 1866 году описан произвол царящий в петербурге в середине 60-х годов 19 века. непрекращающееся пьянство смерть крайняя нищета толкающая людей на ужасные даже безрассудные поступки вонь трактиров беспредел высших слоев населения жажда наживы на беспомощных все это и характеризует буржуазный город в период становления капиталистических отношений. получается что сам петербург его невзрачные грязные улочки его тусклый и мрачный колорит эта его враждебная среда негативно сказывается и на ее обитателях. но достоевский еще истинно верил что каждый народ имеет свою историческую миссию. по его мнению у россии особо важная миссия в истории особенно с христианской точки зрения ведь именно царящая в ней всепобеждающая и придающая сил вера в бога помогает русскому народу преодолеть все тяготы жизни. таким образом можно сделать вывод о том что изучение истории глубокое и всестороннее познание исторически значимых событий являются одними из важнейших компонентов характеризующим философию достоевского. и подводя итоги хочется сказать что достоевский является великим писателем и мыслителем всех времен. его философские взгляды на мир на человека поистине заставляют задуматься о многом. далеко не каждый способен так широко мыслить. мало кто задумывается над вечными философскими вопросами так будоражащими достоевского и еще меньше тех кто способен увидеть поиски ответов на эти вопросы в его произведениях.
Уникальность текста: 100.0
Подсветить все совпадения