Удк 128 Теория государства в философии Платона Голуба Руслана Самировича, студент 1 курса, группа ТРДбп-17-1, факультет Туризма iciqo@mail.ru. ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация Теория государства в философии Платона Древнегреческий философ Платон, известен многим, в том числе идеей справедливого (идеального) государства. Кто и как, по мнению создателя «Академии», учения которой просуществовали более 1000 лет, должен управлять государством. Идею справедливого или идеального государства Платон выдвинул после того, как несправедливо казнили его учителя и наставника – великого древнегреческого философа и мыслителя Сократа. Он разработал концепт такого устройства общества, где самопроизвол отдельного человека должен отсутствовать. Сама логика рассуждений Платона об идеальном государстве приводит в восхищение до сих пор современников. Еще в IV веке до нашей эры люди задумывались о том, какое устройство общества могло бы послужить эталоном. В древней Греции наиболее известной являлась идея идеального государства Платона, которую он вынашивал много лет и пытался найти такого правителя, который бы принял его взгляды и взял модель справедливого управления на вооружение. Одним из наиболее ярких представителей мировой философской мысли является Платон (428-347 гг. до н. э.). До сих пор идеи древнегреческого ученого являются своеобразным мерилом взаимоотношений в человеческом обществе. Их изучают и находят отголоски мыслей великого философа и в настоящем, а значит, их актуальность не подлежит сомнению. Учение Платона оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. Неслучайно, его называют одним из учителей человечества. Одной из основных тем, которым в учении Платона отводится важное место, является проблема государственного устройства. Наиболее полно теория государства представлена в трудах Платоном “Государство” и “Законы”. 0днако в общих чертах данное учение впервые изложено им в известном диалоге - “Политик”. Сочинения в целом написаны в жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, в частности Главконом, Адимантом, Кефалом. Гражданское общество и правовое государство. Эволюция представлений о праве в философии и политической мысли. Согласно Платону, основным условием возникновения государства является тот поворотный момент, когда люди уже не способны автономно жить отдельно друг от друга и не имеют возможности удовлетворять свои главные потребности. В целом, если говорить о цели создания мироустройства под названием «государство», то главенствующим принципом становится комфортность существования всех слоев населения. И здесь мы плавно подходим еще к одному краеугольному камню в основании теории древнегреческого ученого – понятию блага. Платон существенно расширил его смысловые рамки, определяя благо как цель и причину всякого бытия. По мысли Платона, человек познает бытие лишь благодаря существованию блага: “Так вот что придает вещам познаваемым истинность и наделяет человека способностью познавать, и ты это считай идеей блага. Считай, что и вещи познаваемые могут не только познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и существование, и бытие, хотя само благо не есть существование, оно - за пределами существования, превышая его достоинством и силой”. Справедливое, или идеальное, государство функционирует слаженно лишь при условии четкого подчинения законам. И этому должны следовать все граждане за исключением рабов, независимо от занимаемого положения. И лишь тогда государство сможет развиваться и процветать. Интересно, что Платон в своей теории проводил прямые параллели между справедливым построением общества и нравственным началом гражданина. Он писал, что “столь же хранит справедливость государство, сколь и душу человеческую, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя”. Каждый человек должен, по логике древнегреческого мыслителя, стремиться к собственной добродетели. «Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, воздержность - добродетель чувства. Справедливость - возникает из наивысшей формы блага этих трех качеств». Идеальное государство, соответственно им, должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Все они имеют свою особую общественную цель. Платон говорит “только тогда, водворится, справедливость, когда философы станут царями или цари философами”. Несовершенным формам государственного общежития предшествовала, существующие, по Платону, в век правления Хроноса, совершенная форма общежития. Тогда сами боги, как пастухи, управляли отдельными областями, а в общественной жизни наблюдалась достаточность всего необходимого для жизни, отсутствовали войны, разбои и раздоры. Люди рождались непосредственно из земли, не нуждались в жилищах и в постели, использовали большое количество свободного времени для занятий философией. Люди на этой стадии были свободны от обязанности борьбы с природой, их соединяли узы дружбы. Идеальному типу Платон противопоставил отрицательный склад общественного устройства. Поведенческим мотиватором людей здесь становятся материальные заботы и преференции. “Каково ни было бы государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государства бедных, другое - богатых ”. При этом Платон не только назвал, но и структурно описал четыре отрицательных типа государства; тимократию, демократию, олигархию и тиранию. Что их объединяет – это раздор вместо единомыслия, вместо справедливого распределения обязанностей - насилие, вместо стремления к высшим целям общежития - стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов - алчность. Только один путь к построению идеального государства - это случай, когда “философские натуры встретятся среди потомков царей”. 0н искал такого правителя в лице тирана города Сиракузы Дионисия, но результатом этих поисков окончился разочарованием. Тимократия - власть, основанная на господстве честолюбцев. Как и другие три отрицательные формы государственного устройства, тимократия вначале имела черты совершенного строя: правители пользовались почетом, воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ и от забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако постепенно охотники до драгоценных металлов втайне начинают собирать и хранить серебро и золото в стенах своих жилищ, и образ жизни меняется на роскошный. Таким образом конфликты и соперничество отделяют людей друг от друга. Начинается переход от тимократии к олигархии - господству немногих над большинством. Это правление основывается на переписи и оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не принимают участия в правлении. В подобном городе “по необходимости был бы не один город, а два: один из людей богатых, другой - из бедных, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга”. Богачи в олигархическом государстве, подобно трутням в пчелином улье, и превращаются в конце концов в бедняков. Но самое главное - в олигархическом типе государства не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества “делал свое” и притом “только свое”. Спектр деятельности части членов общества в олигархии весьма широк - земледелие, ремесла, война, а право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества. Дальнейшее порочное развитие олигархии приводит к развитию ее в еще худшую форму государственного устройства - в демократию. Это власть и правление большинства, но различие между богатыми и бедными превращается в пропасть. Это, соответственно, приводит к восстанию против богатых. Платон говорит, что “демократия тогда осуществляется, когда победу одерживают бедняки, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных в гражданских правах уравняют и в замещении государственных должностей, что и происходит при демократическом строе большей частью по жребию”. При демократии встать у власти может любой человек, даже если он не обладает достаточным количеством знаний. Для этого типа государства характерно уравнивание равных и неравных. Все принудительное у граждан в демократическом государстве вызывает возмущение как нечто недопустимое. А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными и неписаными, чтобы вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти. Платон критикует демократию и описывает не без юмора демократа как обогатившегося кузнеца, лысого и маленького, который недавно вышел из тюрьмы, умылся в бане, купил себе новый плащ и хочет жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его безденежностью и беспомощностью. Он нагл, распущен, распутен и бесчестен. Интересно, что, по мысли Платона, чрезмерная свобода и для отдельного человека, и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством. Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал власть одного над всеми в обществе - тиранию. Тиран в понимании древнегреческого философа, “менее образован и ценит образованность и охотно других слушает, однако сам нисколько не владеет словом. С рабами человек такой жесток, хотя их и не презирает, так как воспитан достаточно; со свободными людьми в обращении он учтив, а властям послушен чрезвычайно; будучи честолюбив и властолюбив, он считает, что основанием власти должно не умение говорить или что-либо подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он и любит гимнастику и охоту”. Возникает эта власть как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: «наглость будут называть просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством». Парадоксально, но истоки появления тирана кроются в корне, которое называется представительством. В первое время, первые дни и он “обнимает и улыбается всем, с кем встречается, себя тираном не называет, общем частном, обещает многое, от долгов освобождает, близким и народу раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем”. Тиран руководствуется в своих поступках не разумом, а желанием, что ведет к нарушению существующих порядков и законов. Война крайне необходима тирану с одной целью - чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как непрерывная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих критиков, “пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”. Главным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства при этом отводится особое положение и занятие. Единство и гармония, царящие в идеальном государстве - ключевые признаки отличия от отрицательных типов устройства. Наилучшим проектом государства является утопия, считал Платон. Бразды правления здесь находятся у лиц, способных хорошо управлять: в силу природных задатков и вследствие долголетней подготовки. Наилучшая система государственная должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые способны обеспечить государству решение важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания враждебного окружения; во-вторых, в его компетенции - снабжение всех членов общества необходимыми материальными благами; в-третьих, должно руководить и направлять высокое развитие духовной и творчества деятельностью. Выполнение этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей “идеи”, правящей миром. Платон считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один - это царство. Если несколько - аристократия. Маркс говорил, что в сущности республика Платона “представляет собой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя; Египет и для других авторов, современников Платона, ...стал образцом промышленной страны”. В государстве Платона необходимые для общества работы разделены между разрядами граждан. В основе распределения граждан по разрядам лежит различие между отдельными группами людей по их складу и нравственным задаткам. В разделении труда философ видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом разделения труда. Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, что способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. “Каждый из сам для себя бывает недостаточен и имеет во многих нужду”. Отсюда необходимость возникновения общежития, или “города”, “когда один привлекает других либо для той, либо для иной потребности; имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города”. Pазделение труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с позиции потребительских интересов. В городе-государстве существует множество отраслей общественного разделения труда - не только работники, добывающие средства питания, изготовители одежды, строители жилища, но также и работники, изготовляющие для всех этих специалистов необходимые для них орудия их труда и инструменты. Необходимы еще специализировавшиеся производители всевозможных вспомогательных работ, например скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающие кожу и шерсть. Потребность во ввозе необходимых из других стран продуктов и товаров, требует производства излишка товаров для торговли ими, увеличения числа работников, изготовляющих эти товары. Платон в сочинении “Государство” рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Древнегреческий философ пишет, “что у людей различных непременно бывает столько видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства”. Платон говорит о том, что все существующие устройства государства могут появляться только посредством того, какой склад сознания людей доминирует в нем. Платон делил людей на типы, где каждому отводилась особая роль в государстве. Деление общества на сословие он объявлял условием прочности государства. В соответствии со своей концепцией устройства человеческой души Платон выделял три добродетели: мужество, сдержанность и мудрость. Так, роль правителей отводится людям, у которых разумная часть души преобладает и которые стремятся созерцать красоту, устремленные к высшему благу и упорядоченность идей. 0ни привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Платон их называет мудрецами, и философами. При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями - храбростью, умением подчинять вожделение долгу, мужеством. Эти качества, необходимые для воинов, или /стражей/, которые заботятся о государственной безопасности. Наконец, люди /вожделеющего/ типа должны заниматься физическим трудом, это сословие ремесленников и крестьян, обеспечивающих материальную сторону жизни государства. Каждый из этих прообразов сословий должен заниматься своим делом в государстве и в другие дела не вмешиваться. В книге “Государство” говорится, что “философы - это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди разнообразных вещей, и только по этому, они уже не являются философами, то спрашивается, кому из них следует руководить государством”. Согласно Платону, философы призваны управлять, чтобы государство существовало рассудительно и разумно, не подчинялось чувствам и эмоциям. Философ должен обладать следующими качествами: разумность, мужество, рассудительность, память, великодушие, справедливость. Истинные философы, подчеркивает Платон, не жаждут власти, их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Следующим по значимости сословием является сословие стражей. 0но призвано урегулировать ситуации. В их компетенцию входит контроль за низшими слоями. Платон сравнивает их с собаками. Как и у породистых собак, «свойство стражей - быть как нельзя более кроткими с теми, к кому они привыкли и кого они знают, но с незнакомыми как раз наоборот». За трусость воинов переводят в разряд ремесленников или земледельцев, а попавших в плен не выкупают из рабства. В распоряжении воинов и философов не должны находиться предметы, которые могут представлять материальную ценность, в таком случае они могут быть беспощадно наказаны. Лосев А.Ф пишет: “Воины вправе пользоваться только тем, что минимально для жизни необходимо, для здоровья и для наилучшего выполнения своих функций в государстве. У них не должно быть ни лично им принадлежащего жилища, ни имущества, ни мест для хранения имущества или драгоценностей. Все, необходимое воинам для удовлетворения минимальных потребностей жизни и для исполнения их обязанностей, должны они получать от изготовляющих продуктов, орудия и предметы обихода работников производительного труда, притом в количестве и не слишком большом и не слишком малом. Воины питаются исключительно в общих столовых. Весь устав и распорядок, и все условия жизни стражей-воинов направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности, и в первую очередь от дурного, тлетворного влияния золота и денег. Платон был убежден, что, если бы стражи-воины пустились в стяжательство, в приобретение ценностей и денег, свой долг защиты граждан государства, они не могли бы уже выполнять они превратились бы в земледельцев и хозяев, враждебных остальным гражданам”. Как было уже отмечено, Платон негативно относился к частной собственности. С его точки зрения частная собственность - соблазн для тех, кто обладает властью; и по этой причине необходимо исключить возможность корыстных мыслей, а именно - запретить частную собственность. К самому низшему же относятся люди, которые призваны обеспечивать тех, кто стоит выше. Ремесленники, земледельцы, торговцы и др. должны трудиться и жить на благо всего государства. В их нравственных началах преобладает вожделение, поэтому эти люди должны производить общественные блага и торговать ими. Платон считал основной добродетелью ремесленников, сдержанность, а достоинством этих людей – подчинение человеку лучшему, который получил должное воспитание. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, торговать на рынках, деньги и т.п. Производственную деятельность землевладельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества. Вопросы по регламентации брака, быта, труда, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. В отношении политическом к третьему сословию не предоставлено никаких прав. Признавая свободу членов всех трех сословий, Платон постоянно подчеркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. “0сновывая это государство, мы вовсе не имеем в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но хотим, наоборот, сделать таким в целом все государство”. В труде “Государство” обсуждается политическое устроение и условия жизни только свободных граждан государства. 0днако кое-где в тексте говорится о праве обращения побежденных на войне в рабов. Но право это ограничивает: обращать в рабов дозволяется только /варваров/, взятых во время войны в плен против греков /эллинов/. 0бращение в рабство греков на войне, которую греки ведут против греков запрещается. Несущественность рабовладения в утопии “Государства” подчеркивается еще одним обстоятельством. Так как единственный, согласно “Государству”, источник допустимого рабовладения в государстве - обращение военнопленных в рабство из /варваров/, то кадровая численность рабов, очевидно, должна зависеть от частоты войн, которые ведет государство. Но, по философии Платона, война - зло, и в хорошо устроенном государстве этого зла должно избегать. Только такому обществу, которое желает жить в роскоши, становится вскоре тесно на своей земле, и вынуждено оно стремиться к насильственному захвату земли у своих соседей. И тогда для ограждения государства от насилия со стороны людей, одержимый страстью к материальным приобретениям, ему приходится держать многочисленное и хорошо обученное военному делу войско». Говоря о своем видении построения государства, Платона неизменно затрагивает гендерный вопрос и институт брака. Так, мужчины и женщины уравнены в правах и возможностях. Лишь способности являются определяющим фактором социально-психологической ниши, занимаемой женщиной в общественной жизни. А отмеченные между мужчинами и женщинами различия не имеют отношения к политике. “К философии склонны некоторые женщины и годятся в качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами”. Лица женского пола, отобранные в стражей, получают то же воспитание, что и мужчины, кроме того, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю необходимую подготовку. Таким образом Платон является сторонником равноправного отношения к гендерному вопросу. В проекте идеального государства предусматривается введение для стражей общности жен и детей. В качестве закона Платон предписывает: ”Все жены должны быть общими, а отдельно пусть ни одни ни с кем не сожительствует. И общими должны быть их дети тоже, и пусть отец не знает, какой его ребенок, а ребенок - кто его отец”. Это вовсе не означает беспорядочные контакты. Наоборот, связь мужчины и женщины, именуемая Платоном браком, находится под присмотром правителей. Брачный возраст определяют правители, регулируя количество брачных союзов и заботясь о наиболее подходящих друг другу пар. Философ регламентирует возрастные рамки, в которых женщине и мужчине разрешают заводить детей, соответственно, с 2О до 4О лет и с 25 до 55 лет. Рожденные вне этих временных пределов дети уничтожаются. Детей стражей всех вместе воспитывают избранные лица. Освещение такой значимой темы, как теория государства у Платона, невозможно без того, чтобы не упомянуть воспитание детей. По мнению древнегреческого философа, рождение и воспитание детей - дело государственной важности, а потому семью необходимо оставить в стороне от этого. Соответственно, эти обязанности возлагает на себя государство, которое должно воспитывать детей в соответствии с их способностями. У членов двух первых сословий, воспитание детей возлагается на государство, оно включает в себя гимнастические и мусические занятия. Таким образом, происходит отбор лучших, которые в дальнейшем смогут управлять государством. Следовательно, /собственность/ на детей также является коллективной, как и собственность на предметы быта. Все население должно повиноваться лучшим людям. В то же время, следуя логике Платона, в его «государстве» граждане – братья друг другу, но изначально они не равны, так как к одним людям они примешали золото, ко вторым - серебро, а к третьим - железа и меди. Интересно, что воспитание подрастающего поколения также в целом, по мысли философа, должно строиться таким образом, чтобы поддерживалось классовое неравенство. В играх детей должны быть определены какими-то рамками, чтобы из них выросли впоследствии законопослушные граждане. В то же время неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Дети, обладающие определенными способностями, могут переходить в высшие сословия через отбор. Вообще же Платон предлагает проводить отбор, или экзамен, применительно к выбору правителя, отбору здорового потомства и подбору брачных пар. Государство делает так, что все самое лучшее концентрируется в одном, а худшие - в другом. Государство должно готовить также философов - будущих правителей. Это потому необходимо, что государство не в состоянии ограничить правителя; из чего следует: управлять государством должны только специально подготовленные люди, в другом случае они не будут стремиться к благу граждан и государства в целом. Система образования у Платона растянута во времени на З5 лет. Начальное образование должно включать изучение поэзии и музыки, а также гимнастики до достижения 2О-летнего возраста, математики и гармонии, астрономии в течение 10 лет, философии - в течение 5 лет. Далее следует практическая государственная деятельность. Платон предлагает детей со способностями занести в особый список. Когда им будет 2О лет, необходимо выделить в особую группу и продолжить образование в виде общего обзора, раскрывающего внутреннюю связь наук между собой и с /природой бытия/. На этот момент обнаруживаются, имеются ли природные данные для занятия диалектикой. Когда им исполнится ЗО лет, из них отбираются те, кто умеет, не обращая внимания на ощущения, подняться до истинного бытия. В течение 15 лет их опробуют на военном и гражданском поприще. По достижении 5О лет, тех из них, кто остался в живых и отличился в государственных делах и в познании, пора будет привести к /окончательной цели/: заставить устремить свой умственный взор в идеальную сферу, увидеть /благо само по себе/ и по его образцу упорядочить все государство, всех составляющих его граждан, в том числе и самих себя. Оставшуюся жизнь эти мужи будут проводить в философствовании, в трудах над гражданским устройством, в отправлении, когда наступит черед, государственной службы. Подобно им самим они будут воспитывать граждан, ставить их вместо себя стражами государства. Неограниченная власть в государстве вверяется философам, которым они правят, охраняя законы и следя за гражданами от самого рождения до смерти. Власть философов в государстве не подвержена ни контролю, ни каким-либо ограничениям. Между тем некоторые вещи из сферы прекрасного Платон считал вредными для государства. В частности, искусство должно, по его мысли, подвергаться строжайшей цензуре. Из этого следует идеальная государственная система, согласно Платону, которая обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. Это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю. Таким образом “Государство” Платона оставляет двойственное впечатление. Его программа низведения общества на уровень муравейника оставляет много вопросов. В то же время стремление пожертвовать личным ради общего, во имя достижения высшей цели – не может не вызывать восхищения. Ведь структура государственного устройства Платона построена на отрицании личности, а значит и на отвержении эгоистичных начал. Древнегреческий философ стал провозвестником того, что будущее человечества зависит не от того, какая из соперничающих групп возьмет верх в борьбе за материальные интересы, а от совершенствования людей и формирования новых человеческих качеств. Какова же будущность идеального государства, если всё же удастся его создать? “Трудно пошатнуть государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению”, - пишет Платон. Надо сказать, что он, вероятно, понимал неосуществимость на практике идеала, изображенного в “Государстве” и потому в другом своем труде - “Законы” отступает в ряде существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Таким образом философ предпринял попытку как бы приблизить свой идеал к действительности. Во второй модели Платону выделяет два типа государственного строя: государство, где над всем стоит правитель, и государство, где правит закон. В первом случае Платон подчеркивает, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и \"то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя”. В то же время во втором говорится о справедливых законах, установленных ради общего блага всего государства в целом, а не ограниченной группы, захватившей власть. В “Законах” Платон уже пришел к выводу о смешанной модели государства. Идеальным государственным устройством, по мысли философа, является правление, где совмещены основы демократии и монархии. Это, в частности выборы по большинству голосов и выбор по заслугам и достоинству. В “Законах” мы уже не найдем упоминаний о коллективной собственности – вместо этого существует единый порядок имущественного владения. Земля, которая находится в государственной собственности, по жребию делится на равные по плодородию участки. Гражданами государства - их не должно быть больше 5О4О человек - признаются только владельцы земельного участка. Поэтому гражданскими правами не обладают ремесленники и торговцы. Политические права граждан зависят от размеров их имущества. Исходя из этого, население делится на четыре класса, где первые два класса занимают государственные должности. Между всеми классами поровну распределены подати и почести. Кроме того, разрешается переход из низшего класса в высший, и наоборот, сообразно достатку. Таким образом идеальное государство содержит в себе следующие элементы – численность населения, не превышающее 5О4О граждан, к числу которых относятся только владельцы земли; где закреплена госсобственность на землю, однако владение землей частное; где ремесленники и торговцы не входят в состав граждан. Производственные потребности земледелия должно было обеспечить использование труда рабов. Высшим органом власти являются стражи законов в количестве З7 человек. Вторым по значимости органом стал совет из З6О членов, куда делегируют своих представителей все классы. Существует еще Народное и Ночное собрания, и у каждого есть строго регламентированные функции. Должностные лица предоставляют ежегодный отчет о своей деятельности. В целом устройство государства в «Законах» направлено на повсеместное насаждение единомыслия и коллективизма. Между тем нельзя не отметить, что в “Законах\" возрастает карательная мощь государства, смертью карается колдовство, казнь грозит рабу, который не донесет властям о нарушениях общественного порядка; запрет на путешествия граждан до 4О лет. Кроме того, провинившихся граждан могло ждать тюремное заключение, палочные удары, унизительные места для сидения и стояния, а также стояние возле святилищ. Платон вновь подчеркивает необходимость главенства закона в общественной жизни. Надо сказать, закон у Платона понимается как единство установленных правителями религиозно-нравственных норм. В вопросе паритета силы и права в государстве Платон отдает приоритет закону. В “Законах\" философ пишет о гибели государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Философ выдвигает принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. В целом, несмотря на более реалистичный и приземленный характер теории «второго по достоинству» государственного строя, Платон и в «Законах» остается идеалистом. В поздних работах Платона закон - мерило классификации государств. В диалоге “Политик” философ приводит правильные формы государства, где главенствует закон, – монархию, аристократию и демократию. Напротив, тирания, олигархия и извращенная демократия (охлократия) управляются вопреки законам и обычаям. Государство и власть, государство и общество, совместная жизнь людей как социально-историческое бытие, личное и общественное начало, легитимность власти и ее основания, основы идеологии - все эти понятия нашли отражение в платоновой теории государства. Таким образом, Платон внес в историю политической мысли два проекта идеального государства, а разработанные им элементы государственного устройства пополнили копилку политической и правовой науки.