Ислам – это третья мировая религия наряду с христианством и буддизмом. Последователями данной религии является примерно 1,6 млрд человек от общей численности человечества. При том, что последователями мусульманской религии являются не только граждане стран, в которых ислам предусмотрен как государственная религия, но так же граждане ряда других стран, где ислам не установлен в качестве официальной религии.  Согласно газете «Известия», в России проживает не менее 11 миллионов мусульман. Поэтому тема, связанная с религией ислам, всегда была и остается актуальной в России по наши дни. Для мусульман проживание на территории России может приносить некоторые неудобства, так как в России установлена своя законодательная система, не имеющая никакого отношения к исламу. А истинный мусульманин должен следовать нормам исключительно исламского права, что априори не может быть возможным в стране, где даже не установлена государственная религия. Ислам возник на Аравийском полуострове, на котором проживали языческие арабские племена, ведущие изолированный от остального мира образ жизни.  Период до принятия ислама можно назвать периодом джахилии. Это этап в развитии арабского мира, когда человечество находилось в темноте невежества. В данном регионе было распространено идолопоклонство, фетишизм и тотемизм.   Основным центром экономической и религиозной жизни арабов в эпоху язычества являлся город Мекка, в котором находилось древнее святилище в виде кубической постройки (Кааба), с вмонтированнным черным камнем, почитаемым всеми племенами, которые воспринимали его в качестве высшего божественного символа. Вокруг Каабы находилось 360 изображений языческих божеств, главным из которых считался бог Хубал.      Ежегодно арабы совершали паломничество в Мекку.   Около 440 года хранителями Каабы стало племя курейшитов, из которого происходил будущий пророк ислама — Мухаммад. Значение Мекки как религиозного центра языческих племен сочеталось с ее положением важного торгового пункта. Жители Мекки принимали активное участие в международной торговле. Мекка была выгодно расположена на перекрестке караванных путей, шедших из Йемена в Сирию, Палестину, Ирак и Египет, а по Красному морю она была связана с Восточной Африкой. 610 год считается годом возникновения ислама. Это год, когда  в месяц Рамадан, во время уединения Мухаммада в пещере Хира  к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему  откровения Аллаха, выраженные в пяти первых аятах Корана. Пророк Мухаммад стал делиться с народом откровениями Аллаха. Благодаря его тайным проповедям, ислам начал распространяться среди жителей Мекки. Однако данные действия Мухаммада не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать, преследующая свои экономические и политические цели,  отнеслась к ним враждебно. По мнению Евгения Беляева (советский арабист, доктор исторических наук), причина неудачи Мухаммада в Мекке заключалась именно в социальном содержании ислама.  В Коране имущественное неравенство людей было заложено как порядок, установленный Аллахом. Следовательно, неравенство не отменялось. Рабство так же являлось неотменяемым   социальным институтом. Избавится от житейских тягот, тем самым попав в райский сад, праведники смогут только лишь проявляя терпение и покорность. В 622 г. в связи с тем, что пророка Мухаммада   пытались убить местные жители, а именно местная знать, ему пришлось переселиться в Медину, которая находилась в сложных отношениях с Меккой и не раз вступала с ней в вооруженную борьбу. Это переселение получило название Хиджра. Именно от этого события ведется мусульманское летоисчисление.   В Медине Мухаммад стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку.  В результате объединения в Медине была создана мусульманская община (умма), члены которой признавали Мухаммада своим пророком.   Между Мединой и Меккой в течение нескольких лет продолжалась ожесточенная борьба, носившая ярко выраженный религиозный характер. Лишь в 630 году мекканская знать вынуждена была принять новое учение и вскоре превратилась в центр ислама. С возникновением ислама, распространением в течение двадцати трех лет проповедей пророка Мухаммада, в период правления халифов было создано обширное мусульманское государство. Происходило постепенное крушение родоплеменного строя и возникновение классового общества. Ислам принес существенное развитие арабскому миру. Теперь вместо нищеты и отсталости появилась новая великая цивилизация, которая получила обширное развитие. Арабы за сравнительно короткий период создали общество, в котором строго соблюдались религиозные предписания, но в то же время развивались наука и культура, а также происходило осмысление достижений мировой цивилизации. После смерти пророка Мухаммада, мусульманская умма столкнулась с проблемой дробления его на две «подуммы», одна из которых взяла правление в свои руки, привлекая этим большинство мусульман. Эта ветвь получила название «сунниты».  Вторая же ветвь мусульманской уммы была отделена от власти и составляла меньшинство. Это меньшинство получило название «шииты». Отличие шиитов от суннитов состоит в институте имамата, то есть в управлении исламской умой через имама, которого шииты признают, как высшего носителя власти. Однако после смерти пророка Мухаммада, по инициативе суннитов, имам избирался общиной. Согласно же шиитским взглядам, власть имама определялась Всевышним, и поэтому он не может избираться, так как его власть является наследственной. Такое деление способствовало так же тому, что в отношении права между этими ветвями существовали определенные разногласия. Отсюда и начинается деление мазхабов на суннитские и шиитские, которые по сей день функционируют в современном обществе. Основными источниками для решения спорных вопросов жизни мусульманского общества служат Коран и сунна. Но не всегда бывает так, что они способны дать ответ на конкретный вопрос. В связи с этим используется третий источник — иджма. Далее следует кийас, позволяющий решить проблему по аналогии с тем, что имеется в Коране, сунне и иджме. Основой исламских учений, а также его первоисточником является Коран. «Эта книга [Коран] – нет сомнения в этом [несомненно] – является руководством для богобоязненных.».   Коран — это сборник, содержащий откровения Аллаха, которые были ниспосланы пророку Мухаммаду. Как уже упоминалось вначале, некоторые откровения Аллаха пророк Мухаммад получал через ангела Джабраиля. Джабраиль иногда являлся Мухаммаду во сне, передавал ему откровения Аллаха или совершал с ним путешествия в потусторонний мир, а иногда являлся наяву в реальном видимом облике. Откровения Аллаха были получены Мухаммадом не сразу, они приходили к нему по частям с большими интервалами между годами, в отличие от текста Торы, полученного Моисеем в течение сорока дней. По мнению корановедов, ниспослание откровений продолжалось двенадцать с половиной лет в Мекке и около десяти лет в Медине. Коран состоит из 114 сур, суры в свою очередь состоят из аятов. Важной особенностью сур является то, что они расположены в порядке убывания длины. Например, начиная от второй суры, последующие суры расположены от большей к меньшей.   Как известно, пророк Мухаммад работал над написанием Корана сначала в Мекке, а с переселением продолжил свою деятельность в Медине. Это способствовало тому, что суры подразделялись на мекканские и мединские.   Итак, мекканские суры были написаны Мухаммадом в Мекке вплоть до его переселения (хиджры). Суры этого периода были связаны с идеологическими основами ислама.  В основном прослеживается идея обретения и укрепления веры во Всевышнего. Мекканские суры содержат в себе такие аспекты, как наличие Аллаха. Затронута тема грядущей жизни мусульман, Коран описывает чудеса и ужасы будущей жизни мусульман, упоминая о том, что существует рай и ад.  В ранних сурах так же упоминаются люди ранних цивилизаций, которые отвергали существование Аллаха, после чего были уничтожены. Так же ранний Коран не оставил без внимания и обязанности мусульман, в виде предписания для них следования обязательной молитве – намазу.   Начало нового периода писания сур знаменуется событием хиджра, то есть переселением порока Мухаммада в 622 году н.э. с Мекки в Медину. Суры этого периода приобрели характер государственной организации. Это было связано с тем, что Мухаммад в Медине был назначен правителем, что привело к тому, что теперь мусульманская умма превратилась в мусульманское государство.  Поэтому большинство из мединских сур затрагивали аспекты, которые необходимы для формирования и развития исламского государства. Мединские аяты содержат в себе положения, согласно которым мусульманам был установлен запрет на некоторые действия (например, употребление вина, игра в азартные игры, употребление в пищу свинины и т.д.).  Теперь в Коране стал затрагиваться вопрос борьбы против врагов. Так же появляется такое понятие, как «джихад», то есть священная война против неверных, целью которой является распространение ислама.  В мединских сурах появляется понятие «люди писания», под которыми понимались христиане и иудеи.  Так же мединские суры содержат в себе положение о лицемерах (мунафиках). Появление таких сур связано с тем, что исламская умма столкнулась с тем, что появились люди, которые внешне показывали себя набожными, однако в душе не имели сильной веры в Аллаха.   Следующим по значимости источником  является Сунна пророка Мухаммада. Если Коран – это все то, что исходит от Аллаха, то Сунна – это все то, что исходит от Пророка Мухаммада. Иными словами Сунна – это совокупность сказаний о поступках Мухаммада, его высказываниях по тому или иному поводу. Сунна  так же подтверждает и разъясняет аяты из Корана. В тех случаях, когда смысл аятов носит общий характер, в сунне даются соответствующие пояснения, которые приняты мусульманскими учеными в качестве конкретизации и констатации смысла аятов. Поэтому главная задача сунны — разъяснение и дополнение Корана. Важной особенностью Сунны и основным отличительным признаком её от Корана, является то, что положения, находящиеся в ней, не являются обязательными для следованиями им, но однако они являются желательными. То есть, человеку, не следующему какому- то положению из Сунны ничего не будет, опять же в силу того, что это не является фарзом, то есть обязательным. Исламские ученые придают понятию «Сунна» еще одно особенное значение. В этом случае слово «сунна», согласно шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Альхамду лиллях». Это все также пришло от посланника Аллаха. В случаях, когда Священный Коран и Сунна не содержат явного ответа на какой-либо вопрос, правоведы самостоятельно ведут поиск необходимых решений на основе рационального толкования сакрального текста. Насущная необходимость в решении новых проблем, вставших перед мусульманами вскоре после смерти пророка, привела к появлению концепции иджмы. Иджма – это установленное единогласное (единодушное) мнение сподвижников и последователей пророка Мухаммада   по поводу шариатской нормы, не урегулированной Кораном и Сунной. Как поясняет один из виднейших ученых-факихов Мухаммад ал-Газали (1058—1111), последователями пророка Мухаммада в данном случае следует считать муджтахидов, являвшихся высокопоставленными факихами, которые обладали способностями выносить соответствующие вердикты. То есть, иными словами иджма – это консенсус между определенными членами мусульманской уммы по поводу того как следует исповедовать религию. Иджма является шариатским доводом, поскольку основывается на том факте, что вся мусульманская умма не может целиком единогласно впасть в заблуждение, об этом есть свидетельство в текстах Сунны. Передается от Ибн Умара, что пророк Мухаммад, сказал: «По истине, Аллах не объединит мою общину на заблуждении». Важной особенностью иджма является то, что она может устанавливаться только в отношении какого-то нового явления, у которого нет доказательства из Корана и сунны. То есть такое явление, положения которого не раскрыты в Коране и сунне Пророка.   Что касается классификации иджма, то по способу выражения и доведения до общего сведения иджма разделяется на три категории: 1) аль-иджма аль-каули - консенсуальное решение, принятое муджтахидами после гласного обсуждения, иными словами – высказанное вслух; 2)  аль-иджма ас-сакути – признаваемое по умолчанию решение одного муджтахида, с которым солидарны все остальные;   3) аль-иджма аль-амали -  не дискутируемое, хорошо зарекомендовавшее себя в практике решение. Можно выделить важные три условия, благодаря которым осуществляется иджма:   1) наличие нескольких муджтахидов, 2) их согласие по рассматриваемому вопросу,   3) четко выраженное мнение каждого из муджтахидов или молчание, подразумевающее отсутствие несогласия. Уже после смерти пророка Мухаммда, возник вопрос между сподвижниками относительно того, что следует сделать раньше: провести похороны пророка Мухаммада или выбрать халифа. Единогласное   решение сподвижников относительно данного вопроса проявилась в том, что они отложили похороны Посланника Аллаха и занимались вопросом назначения халифа, хотя погребение умершего в самый короткий срок после смерти является обязательным. Это свидетельствует о том, что сподвижники единогласно приняли решение о том, что избрание халифа более приоритетно, чем погребение покойника. Выходит, что присяга тоже обязательное, которое еще важнее, чем обязательные похороны покойного. В конце следовало бы упомянуть о том, что среди мусульман нету четкого мнения на тот счет, какая иджма является истинной. Об этом свидетельствует многообразие мнений на этот счет, т. к. одни считают, что только иджма сподвижников пророка Мухаммада является доказательством. Другие же считают, что только иджма семьи пророка может являться доказательством. Так же есть мнение о том, что правильным единодушным мнением является мнение правоведов исключительно Медины. Существует даже мнение, что правильным иджма является иджма, принятое всеми членами мусульманской уммы, вне зависимости от того компетентны они в вопросе права или нет. Основным фактором, способствующим появлению и развитию института кийаса является наступивший после эпохи правления праведных халифов, кризис в мусульманской умме.   Языковое значение слова «кийас» означает «измерять, сравнивать, приравнивать». Под кийасом понимается рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.  Сущность суждения кийаса состоит в том, что оно распространяет уже имеющиеся нормы на близкие по смыслу случаи. То есть, это метод сведения решаемого вопроса к уже решенному вопросу причиной (мотивом), которая объединяет их в решении.  Говоря простым языком, кийас – это некоторое сравнение «чего-то с чем- то».  Кийас был введен в употребление имамом Абу Ханифой. Но в основе своей он не прибегал к кийасу, когда имелся хадис или другой уже существующий источник. Касательно этого в одном из своих слов он выразился следующим образом: «Те, кто говорят, что мы считаем кийас превыше Корана, Сунны и иджма клевещут на нас. Разве есть потребность в кийасе, если есть решение вопроса в Коране, сунне и иджма?» Среди всех источников кийас является наиболее сложной концепцией. Для того, чтобы установить кийас, компетентному лицу требуется знать положения непосредственно Корана, сунны и иджма. Данный институт связан с четырьмя основными понятиями, такими как: фар – некий появившийся новый вопрос, о котором нет прямого указания в Коране, сунне и иджме; асль – то положение, о котором ясно и открыто упомянуто в основных источниках мусульманского права; илля- это общие признаки, имеющиеся и в асле, и в фар. Например, аят, вводящий запрет на употребление алкоголя, ― это асл. Новый вид спиртных напитков, сравниваемый с вином, ― это фар. Положение о запретности вина опирается на общие признаки, то есть на пьянящие свойства, которые, в свою очередь, и есть илля. И последнее это хукм - основная идея формулы. Важно отметить, что для того, чтобы установить кийас между фар и асль, в обязательном порядке нужно наличие илля, иначе ни о каком сравнении речи быть не может. Потому как именно илля дает право производить сравнение между уже существующим вопросом и возникшим. Как уже говорилось ранее, институт кийаса не так уж прост, для того, чтобы его устанавливать, требуется следовать некоторым условиям, установленным в отношении кийаса. Важным условием кийаса является то, что оно не должно противоречить писаниям Корана, т. е. если устанавливать какое-то сравнение между теми или иными явлениями, то при установлении окончательного решения, нужно убедиться в том, что конечное решение не противоречит основам писания. Так же важно, чтобы кийас не устанавливался в отношении того явления, которое уже упомянуто в Коране и других источниках. Кийас должен устанавливаться только компетентными лицами, как в случае с иджма, но не любым членом мусульманской уммы.