Статья посвящена понятиям морали в современном обществе. В ней рассматривается зарождение и развитие морали в социуме. Авторы, как и многие другие, используют термин «мораль», но не видят разницы между моралью и нравственностью и ошибочно считают, что эти слова одинаковые по значению. Нравственность — это понятие, которое считается синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Мораль —это сумма установившихся в обществе неписаных норм поведения, свод социальных предрассудков.Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — социум, массу; религиозная мораль — Господа Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. В статье рассматривается мораль как более формальная вещь нежели нравственность, также в статье фигурирует “Золотое правило морали”. Мораль можно свести к определенным правилам и запретам. Также рассматриваются методы и перспективы избавления от аморальных мыслей. Ключевые слова: мораль; нравственность; общество; социум. Мораль в современном обществе. Понятие морали. Мораль — (как написано в «Большом энциклопедическом словаре») это совокупность установившихся в обществе неписаных норм поведения, свод социальных предрассудков. Но многие люди не видят разницы между моралью и нравственностью и ошибочно считают, что эти слова одинаковые по значению. В чем же заключается разница? Нравственность — это понятие, которое считается синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. К примеру, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — социум, массу; религиозная мораль — Господа Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Попробуйте сравнить: человек, который гуляет по улицам без штанов — аморальный, а тот, который матом кричит ему так не делать — безнравственный. Мораль более формальная вещь нежели нравственность. Мораль можно свести к определенным правилам и запретам, иными словами, это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно понимать, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе эти нормы могут быть совершенно иными. К нынешнему дню мораль в обществе кардинально преобразовалась. Больше не нужно пытаться выжить, убивать врагов и делить людей на племена. Все, что осталось — это существовать внутри общества. Но так уж сложилось, что общественному сознанию куда сложнее перестроиться под новые устои, чем сознанию каждого человека в отдельности. Например, раньше нужно было быть сильным, чтобы убивать врагов. В современном обществе мышечная сила утратила функциональную нагрузку и перестала быть важным элементом в человеке, так как для ее поддержания требуется немало сил и средств, но мускулистые мужчины подсознательно вызывают одобрение и уважение как среди мужчин, так и представительниц слабого пола. Таким образом до нашего времени дошло огромное количество негласных правил. Но дело, конечно же, не только в биологическом факторе – выгодные правила поведения передавались и передаются при воспитании детей от родителей, через средства массовой информации, и главный оплот искусственной морали – религию. Роль морали в современном обществе и ее минусы Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Нельзя сказать, что мораль сама по себе хорошая или плохая вещь. Также невозможно сказать, что мораль не имеет смысла или попросту невыгодна. Она просто не натуральна и зачастую мешает видеть действительное положение вещей в погоне за светлыми идеалами. Например, люди любят сетовать на то, что общество (обычно принято винить более юное поколение) утратило мораль. Но значительно большее беспокойство стимулируют люди, которые эту мораль самоотверженно лелеют, так как их уверенность в собственной правоте и непогрешимости может заставить их творить ужасы и несправедливость, которые они видят в остальных (достаточно вспомнить истребление мусульман в Крестовых походах или евреев во время геноцида Гитлера). Менее самоотверженных людей давление морали нередко приводит к неврозам, депрессиям, постоянным угрызениям совести, неспособности оценивать свои действия с фактической позиции. Отрицательные стороны морали Человеку со слабой способностью к рефлексии порой трудно разобраться в собственных мыслях и поступках, продираясь через дебри установленных норм. Он может испытывать стыд или страх, виня себя в несоответствии воздвигнутому обществом и культурой идеалу правильности. Осознавать его недостижимость и вновь вгонять себя в этот круг отчаяния. Он может винить себя за вполне естественные вещи, такие как беспричинную неприязнь к отдельным людям или желание изолироваться. При этом человек попросту не дает себе отчет в том, что можно и нужно ориентироваться на собственные потребности, не нанося вреда другим. Не стоит говорить о том, что идеалы не нужны. Они благополучно справлялись с задачей сплочения общества, желанием к совершенствованию. Каждый из идеалов, будучи подкрепленным оправдательным объяснением, считается разумным средством для работы над собой. Однако нужно сосредоточить внимание на то, что нравственность, идеалы, религиозность, будучи самими по себе воодушевляющими символами, зачастую не осмысливаются продолжателями, а заглатываются полностью и воплощаются в деятельности лишь поверхностно. Это может привести к плачевным последствиям. Человек, особенно со склонностью к максимализму, принимая эти символы поверхностно, начинает делить весь окружающий мир на «праведное» и «неправедное», относясь к нему соответствующим образом. Золотое правило морали Так как же выбраться из этой гущи правил, оставаясь человеком? Тут, как ни удивительно, функционирует главное правило всех религий – «относись к человеку так же, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Это высказывание само по себе исключает большинство аспектов поведения, причиняющих страдания окружающим людям – ложь, агрессию, принуждение и т. д. Чтобы оставаться человеком, достаточно рассматривать окружающих, как таких же людей, сохраняя собственное достоинство и уважая чужое. Многие философы предполагали, что у человека существуют врожденные понятия о добре и зле, так называемый “внутренний нравственный закон”. Однако жизненный опыт не доказывает эту мысль. Иначе как объяснить тот факт, что у людей, относящихся к разным национальностям и вероисповеданиям, правила морали порой очень сильно отличаются? Ребёнок рождается равнодушным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Таким образом, детей нужно обучать нравственности так же, как мы учим их всему остальному. Нравственность современного общества — это мораль, базирующаяся в уме. Такая мораль эффективнее нежели на основе эмоций: они работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, что разум имеется в наличии). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов. Человек переходного этапа (от индустриального общества — к постиндустриальному) неосознанно чувствует ощущение вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают огромным нравственным авторитетом и они порицают нынешнее общество. Как показывают исследования, минимальная степень как религиозности, так и преступности прослеживается среди образованных людей. Таким образом, отклонение от традиционной нравственности совсем не приводит к падению нравственности в общем. Однако для малообразованного человека размышления религиозных деятелей целиком целесообразны. Доминирующая в переходном обществе мораль неудобна для человека, потому что она противоречива, а значит никак не предоставляет ему силы. Она стремится совместить то, что в принципе нельзя: либеральное право человека на свободу выбора и традиционные корни, которые такое право отрицали. Решая данное разногласие, одни отходят в фундаментализм, другие кидаются в эгоистическую «жизнь для развлечений». И то, и другое не способствует развитию и, следовательно, неперспективно. По этой причине необходима непротиворечивая мораль, следование которой гарантирует успех как отдельному человеку, так и всему социуму. Современная мораль предъявляет к человеку больше условий, чем когда-либо ранее в истории. Классическая мораль преподносила индивиду четкие принципы жизни. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по устоявшимся веками порядку. Это не требовало усилий, это было просто и элементарно. Сегодняшняя мораль требует от социума совершенствоваться и достигать успеха. Однако она не предоставляет подсказок, как это сделать, только стимулируя человека к непрерывному поиску, преодолению себя и напряжению своих собственных усилий. Взамен современная нравственность преподносит человеку чувство того, что он не элемент лишенной смысла машины, созданной неизвестно зачем, а создатель будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Безусловно, с развитием общества мораль терпит существенные изменения. Я считаю, что в современном обществе мы можем наблюдать разложение моральных устоев. Одним из доказательств данного процесса является то, что в современном обществе происходит ослабление семейных, социальных и других общественных взаимосвязей. Это приводит к снижению взаимовыручки, увеличению цинизма, подрыву домашних устоев. Действительно, мы зачастую сталкиваемся с безразличием людей друг к другу, нежеланием помочь казалось бы в плевом деле. Другими словами, современный человек не готов жертвовать собственной безопасностью и своим благополучием ради ему подобных. Жизнь многих людей современного общества подчинена достижению ни любви, ни дружбы, а материальному благополучию, карьерному росту. Кроме этого, мы можем заметить свободу, перешедшую во вседозволенность, в отношении полов. Ранее мимолетные половые связи, рождение детей вне брака осуждались и порицались обществом. А теперь браки все больше не по любви, а по «обстоятельствам». Результатом всех этих негативных течений является падение репутации семьи и семейных ценностей. Важно выделить в современном мире увеличение агрессии и насилия. Потасовки с применением оружия, как реакция на «неверное» слово или действие – распространенное явление, подтверждаемое ростом преступности, и это в двадцать первом веке. Помимо этого, возрастают масштабы дискриминации людей, относящихся к другой национальности, расы, религии, сексуальной ориентации. В целом, в современном мире наблюдается «культурное обнищание». Телесериалы, расходящиеся миллионным тиражом, однодневные кинофильмы без смысла – эти элементы массовой культуры обретают все большую известность, в то время как настоящее искусство занимает людей все меньше. В заключении хотелось бы отметить, что в нынешнем мире, действительно, наблюдается процесс уничтожения традиционных моральных императивов: «не убей», «не укради», «не солги», «сочувствуй и помогай другим людям». Очевидно, что для формирования нравственных основ личности необходимо разъяснение подрастающим поколениям толерантной этики, нравственности и моральных норм. У детей должно формироваться понимание, что нравственное поведение является рациональным и выгодным как для общества, так и для самого человека. И что нравственность — это желание другим добра и процветания. Помимо этого, каждый обязан понимать, что безнравственное поведение одного работает вопреки развитию целого общества. Список литературы: Идеалы и мораль общества Автор: PIKACHO · 13.06.2016 http://pikacho.ru/moral/ Проблемы нравственности в 21 веке. Автор: Ельников Р.С. 2010 http://diplomba.ru/work/115788 Мораль в современном обществе. Автор: Тихонова У.С 06.10.2010 http://socio.my1.ru/load/2010/moral_v_sovremennom_obshhestve/1-1-0-39