Религия в современном мире и обществе Моргоева Эллина Олеговна, студентка группы ССДБ-17-2, morgoevae29@gmail.com, Научный руководитель – Кортунов Вадим Вадимович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных знаний. Аннотация: Бог сотворил Мир, а в нем человека, удивительным и прекрасным. Мир хранит в себе бесчисленные тайны. Но этот же Мир хрупок и требует бережного отношения к себе. Прекрасных мест на Земле великое множество и одна из них Россия. Ключевые слова: религия, современный мир, культура, религиозные, дух, мировоззрение, современное общество, мировая религия, вероисповедание. Религия – это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Религиозное мировоззрение это форма отражения действительности и до сих пор остается значительной организованной и организующей силой в мире. Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода; развивает общечеловеческие нормы, которые могут быть записаны не только в религиозных учениях, но и узаконены в правовых документах; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии и литературе, но и в поэзии, живописи, музыке, архитектурном искусстве, политике, обыденном сознании. Человеческое общество ( во всяком случае, большая часть) – религиозно. В прежние времена религия была главной властью. Все законы жизни зиждились на тех или иных религиозных представлениях. Религиозное мировоззрение сформировалось у человечества в форме трех мировых религий: Буддизм, Христианство и Ислам, а так же множества религиозных течений и направлений. Ни одна из мировых религий не смогла сохранить внутреннего единства. Каждая претерпела раскол и сектантство. Религии различаются по догмам и культам, особенностями вероучения и церковного устройства, или отрицания таковых, численностью паствы. Не останавливаясь на характеристике и описании основных религий (их можно найти во многих источниках и справочниках), можно отметить, что каждая религия свидетельствует, что догматы из них ставят во главу угла доброту, ненасилие, оградить своих прихожан от страшных пороков, через выполнение заповедей, верой в любовь к ближнему. В то же время, с возникновением религиозных учений появилась нетерпимость к тем, кто не разделяет ту или иную веру. Именно религиозная нетерпимость была причиной многих войн, конфликтов, религиозных преследований. Религиозные конфликты происходили в самых разных частях мира. Под религиозными знаменами начинались Крестовые походы в Х – ХV вв. В эпоху Реформации в Европе религиозной подоплеке уделялось большое внимание. Это наложило свой отпечаток на развитие и формирование той европейской христианской культуры, которую мы сегодня видим. Как никакой другой континент, Европа отстраивалась в течение двух тысячелетий самоотверженными усилиями людей, уверовавших в Евангелие Христа, возвестившее о любви и свободе, преобразив, таким образом, дух народов, их социальное и бытовое поведение. Без святых Бенедикта, Кирилла и Мефодия, Бонифатия, Владимира, Фомы Аквинского, Сергия Радонежского и многих других учителей нельзя понять нашу цивилизацию. А их жизненный путь – это подвиг. Каждое новое поколение открывает для себя этот мир и главным связующим звеном между прошлым и настоящим являются как святые учителя, философы, так и классики мировой культуры. Путешествуя по миру изучая и восхищаясь природой, каждый непременно хочет познакомиться с шедеврами человеческого гения. В архитектуре – это пирамиды в Египте. В Сирийской Пальмире, Индии, Греции, Италии, Китае, Японии, Латинской Америке – уникальные сооружения и дворцы. На Кавказе, в Крыму, в Киевской Руси – христианские храмы, которые потрясают человеческое воображение. Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из главных элементов которой являлась мифология. Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Рублев, Крамской Иванов – их творчество это красота Бога, как идеала чистоты, любви и всепрощения. Невозможно представить современного образованного человека без знания Вед, Библии и Корана. Эти произведения являются крупнейшими памятниками мировой культуры. Классики мировой художественной литературы, У. Шекспир, Ф. Достоевский, Л.Толстой, Низами, Омар Хаям, Р.Тагор и многие другие, в своих произведениях проявляли образы религиозного духа святости. Гимном Богу можно назвать «Оду Радости» Бетховена. Божественное величие звучит в музыке Моцарта, Грига, Рахманинова, Прокофьева, в органной музыке, в песнопеньях православных литургий. Сегодня в мире кризис, не только экономический и политический, но и религиозный и культурный. Всему миру грозит опасность породить детей культуры ведущей к таким проектам личного и коллективного существования, в которых нет места Богу и Его замыслу о человеке. В ХХ веке это стало особенно характерно для многих европейских стран, особенно для Германии, чьей светской идеологией стал фашизм. Одним из показателей кризиса в Европе – сокращение населения. При отсутствии войн, эпидемий и голода Европа слабеет, становится безвольной и умирает. Теории мультикультуризма, толерантности, борьба за пропаганду гендерной идентичности, разрушают традиционные христианские представления о воспитании и нравственности. Церковь, одобряя однополые браки и браки с животными, сама стала на путь разрушения семьи и общества. На наших глазах происходит самоуничтожение европейской христианской культуры. На смену ему приходит безнравственная псевдокультура. На этой почве бурно расцветают идеи трансгуманизма. Где правом человека провозглашается изменение его природы и сознания, когда в результате получается совершенно новое существо – человек одной кнопки, или человек служебный. Когда создается двухразрядный мир – элита и биокомпютер. Это новое видение человеческого общества. Это полное отрицание существования Бога. Сегодня еще одним монстром религиозной войны выступает ИГИЛ (запрещенная в России Исламское государство), которую создали Саудовская Аравия вместе с США. ИГИЛ ( запрещенная в России) устраивает кровопролитные опустошительные военные операции на территории Сирии, Ирака, Ливии многих других государств. Особенностью этого образования является сверхжестокость. Проводятся массовые казни. Занимаются работорговлей. Уничтожают культурное наследие, разрушают музеи, сжигают библиотеки. Активно используя интернет и социальные сети, проводят свою идеологическую пропаганду, организовывают и мобилизуют своих адептов на различные акции. Проводят военные операции с применением химического оружия. Устраивают террористические акты во многих странах, особенно в Европе, а также массовые акты насилия над гражданами Европы. Многие участники Исламского Государства, под видом беженцев проникают в Европу, где создают ячейки и тренировочные базы. Ослабление позиций католиков и протестантов в европейских странах создают беспрепятственную почву для усиления положения ислама в Европе. Ситуация на Западе подробно описана синодом европейских епископов: «…Многие европейцы, особенно в образованной среде, привыкли смотреть на действительность так, словно Бога не существует. Они также привыкли действовать в такой перспективе. Человек объявляет себя источником нравственного закона, и такой закон становится мерилом его совести, поступков и культуры, хотя мы ежедневно видим, что общество, именуемое обществом благосостояния, охвачено недугом, становится неуправляемым, вызванные кризисом научно – технической рациональности, наблюдается возрождение языческой религиозности на фоне гедонизма и попустительства». Религиозный терроризм и экстремизм, а также их последствия являются опасной проблемой для современного мира и общества. Они угрожают безопасности большинства стран в мире, и влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Примером тому служат такие террористические акты, как теракты в Москве, Беслане, Париже, Брюсселе и многих других местах. Еще одним вызовом современного мира является появление новых религий, сект и учений – неоязычество, неоиндуизм, неошаманизм, саентология и много других. Эти и подобные учения являются некой смесью оккультизма, эзотерики с элементами религиозных учений. Их часто используют как инструмент в современных, так называемых, цветных революциях. Новые религиозные течения активно участвуют во всех частях света в проведении цветных революций. Это и Гонконгские зонтики, и арабская весна, и украинская оранжевая революция. Помимо этого важной сферой деятельности современных религий являются наркоманы. Под видом реабилитации религиозные секты превращают зависимых и их близких в управляемую толпу. Глобализация изменила картину миру в политике, экономике, в международном праве, в религиозном мировоззрении. Все чаще ведутся разговоры о создании единой мировой религии. Но на сегодняшний день в мире не существует единой религии. На фоне этого разрушения и хаоса Россия остается страной, которая пытается противостоять этому пути, которая ведет к уничтожению человека – как венца Божественного творения. Исторически Россия сложилась как многонациональное и многоконфессиональное государство. На территории нашей страны проповедуют православие, буддизм, ислам, католичество и т.д. Но нет единой религии, которая бы была навязана государством. Важным завоеванием на рубеже ХХ века было свобода вероисповедания. В 28 статье Конституции РФ отмечается, что «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом хочется добавить то, что не противоречит законам РФ. Всякая религиозная конфессия – это человеческое сообщество со своими национальными и ментальными особенностями, понятиями добродетели и греха. Чтобы иметь скрепляющее влияние на общество, церковь должна это влияние обрести и распространить через религиозное сознание. Для этого необходимо иметь созидательную, консолидирующую, идеологию. Неорганизованный народ теряет лицо, становиться безликим, серой массой. Православие остается консервативным вероучением, осторожно относящийся ко всяким нововведениям. Православные церкви до сих пор руководствуются догматами и канонами, установленными первыми семью вселенскими соборами 4 – 8 веков. Тем не менее, православие не может оставаться неизменным в изменяющемся мире. Однако эти изменения истолковываются не как преобразование вероучения, а как раскрытие и уточнение христианского учения, догматов и Священного писания с изменением формулировок в связи с изменениями языка. В современном мире много воздействий на умы, особенно молодых. Распространение магии, оккультизма, спиритизма, астрологии с разными сектантскими учениями, вплоть до сатанизма и вахабизма, навязывают традиционным религиям жесткую борьбу. По тому необходимо вести большую работу по духовному образованию молодежи. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве, а в единственном, от Бога заповеданном, служении спасения душ человеческих. Это свое предназначение она выполняла во все времена, при любых государственных формациях». Литература: 1. Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т., Вопросы философии. 2007. №6. С. 3-16. Современный мир и религия. 2. Горелов А.А., Горелова Т.А., Философия и культура. 2011. № 4. С. 36-45. Религия и современная биологическая картина мира. 3. Дехконова С., Абдумуталова Г.Ш., Экономика и социум. 2017. № 4 (35). С. 491-494. Тенденции политизации религии и формы ее проявления в современном мире. 4. Двойнин А.М., Малевич Т.В. В книге: СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Хрестоматия. Москва, 2017. С. 7-28. Психология религии в современном мире. 5. Чикиндин М.А. В сборнике: МАТЕРИАЛЫ ДОКЛАДОВ 50-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННОЙ ГОДУ НАУКИ 50-я международная научно-техническая конференция: в 2-х томах. 2017. С. 48-50. Диалог культур и религий как основной фактор формирования современного мира. 6. Зарипов А.Н., Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 7. С. 161-173. Взаимоотношение политики и религии в современном мире (на примере ислама). 7. Головушкин Д.А., Религиоведение. 2006. № 2. С. 165-171. Эволюция религии в современном мире. 8. Карамышева Е.Ю., Научное обозрение. 2010. № 3. С. 98-101. Взаимодействие религии и рекламы в современном мире. 9. Мациевич И.В., Семедов С.А., Вестник Института социологии. 2012. № 1 (4). С. 35-49. Политические религии в современном мире. 10. Попова Р.М., Наука и современность. 2014. № 27. С. 137-141. Религия в современном мире и ее будущее. 11. Гурбан А.Д., Чойдонов Б.Р., Савельева Е.Д. В сборнике: ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ СОЦИУМЕ VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 108-110. Популярность нетрадиционных религий в современном мире. 12. Карпова Д.Л., Невежин В.П., Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 135-138. Религия в современном мире: проблемы и перспективы.